Отстаиваем свои интересы в суде
В связи с постоянными изменениями налогового законодательства, сменой позиции контролирующих органов по тому или иному вопросу осуществление предпринимательской деятельности без претензий со стороны налоговиков, как правило, становится нереальным. К сожалению, не всегда удается разрешить налоговый спор в здании инспекции, тогда налогоплательщик встает перед выбором: переступить через себя и принять точку зрения контролеров или искать правду в судебных инстанциях.
В рамках данной статьи рассмотрим судебный порядок урегулирования налоговых споров, в частности, ответим на следующие вопросы: в каком порядке и в какие сроки следует обращаться в суд для обжалования актов налоговых органов, действий и бездействий их должностных лиц, какой комплект документов следует приложить для этих целей? Также уделим внимание другим вопросам, с которыми могут столкнуться "вмененщики" при отстаивании своих интересов в суде.
В соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд*(1). Причем действовать в данном случае указанная категория хозяйствующих субъектов должна в порядке арбитражного процессуального законодательства (гл. 24 АПК РФ).
Что нового?
С 01.01.2009 действуют новые правила обжалования налоговых споров. Так, в соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение, принятое по результатам проверки, налогоплательщик сможет обжаловать в судебном порядке только после того, как он обжалует его в вышестоящем налоговом органе*(2).
Обратите внимание: данное правило установлено только для решений, которые вынесены по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения. Иные акты (например, решение об отказе в зачете или возврате налога, о приостановлении операций по банковским счетам, требование об уплате налога, пеней, штрафа), а также действия или бездействие налоговых органов могут быть обжалованы в суде без предварительного рассмотрения в вышестоящем органе.
Что скрывается под актом налогового органа?
По мнению Пленума ВАС РФ*(3), понятие "акт" в ст. 137 и 138 НК РФ использовано несколько в ином значении, чем в ст. 100, п. 1 ст. 101.1 НК РФ. При применении ст. 137 и 138 НК РФ необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика*(4). При этом следует понимать, что акт проверки, протокол, составленные налоговиками, не являются ненормативными актами, которые могут быть обжалованы в судебном порядке, так как они не возлагают на налогоплательщика каких-либо обязанностей и сами по себе не создают препятствий для его деятельности. По своей природе данные документы являются неким банком сведений об обстоятельствах дела, то есть являются доказательствами.
Помимо Налогового кодекса, о праве налогоплательщика на оспаривание нормативных правовых актов в арбитражном суде говорится и в п. 1 ст. 29 АПК РФ. К числу таких документов относятся акты, затрагивающие права налогоплательщика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с действующим законодательством они отнесены к компетенции арбитражного суда. В противном случае арбитражный суд прекращает производство по делу на основании пп. 1 п. 1 ст. 150 АПК РФ.
К сведению. По мнению КС РФ (Определение от 20.10.2005 N 442-О), ст. 29 и 150 АПК РФ во взаимосвязи со ст. 137 и 138 НК РФ не препятствуют обжалованию в судебном порядке актов Минфина, если эти акты порождают право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам. При рассмотрении подобных дел арбитражные суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, что порядок и форма принятия обжалуемого акта соблюдены (либо не соблюдены); они обязаны выяснить, затрагивает ли он права налогоплательщиков, соответствует ли актам законодательства о налогах и сборах, и в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав; иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит ст. 46 Конституции РФ.
Подготовительная работа
На данном этапе обиженный хозяйствующий субъект готовит исковое заявление в суд и собирает необходимый пакет документов.
Рассмотрим каждую процедуру более подробно.
Готовим исковое заявление
Заявление в судебные инстанции о признании ненормативного правового акта налогового органа недействительным, решений и действий (бездействий) сотрудников незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ (ч. 1 ст. 199 АПК РФ). Рассмотрим, что же это означает.
Итак, заявление в арбитражный суд хозяйствующему субъекту следует подавать в письменной форме, не забыв при этом подписать его самому или доверить это уполномоченному представителю. Для организации таким лицом вполне может стать руководитель или иное лицо, указанное в уставе, которое может действовать без доверенности от имени этого юридического лица. В отношении лица, не состоящего в штате организации и не являющегося адвокатом, Президиум ВАС РФ высказал, что он вправе подписать исковое заявление юридического лица по доверенности организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 60 АПК РФ (п. 11 Информационного письма от 13.08.2004 N 82). Что же касается полномочий адвоката, то они также должны быть подтверждены доверенностью хозяйствующего субъекта.
Согласно ст. 125 АПК РФ начать следует с указания в заявлении наименования арбитражного суда, в который оно подается, наименования заявителя, его места нахождения, перечня прилагаемых к заявлению документов. В случае с индивидуальным предпринимателем не стоит забывать о дате и месте его государственной регистрации в качестве такового.
Помимо этого, в заявлении должны быть указаны:
- наименование ответчика (контролирующего органа, его должностного лица);
- название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
- права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
- законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемые акт, решение и действие (бездействие).
В отношении сложившейся арбитражной практики по конкретному вопросу в заявлении рекомендуем ссылаться на постановления Пленума ВАС РФ. Во всяком случае это не будет лишним, поскольку при рассмотрении споров и вынесении решений по ним суды должны учитывать мнения ВАС РФ (ч. 4 ст. 170 АПК РФ);
- требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В отношении последнего пункта следует обратить внимание на правильность формулировки данных требований. В качестве примера приведем следующую ситуацию. Организация в исковом заявлении указала требование об обязании налогового органа снять с начислений по лицевым счетам определенную денежную сумму, числящуюся как задолженность по ЕНВД за предусмотренный период. По результатам судебного разбирательства арбитры удовлетворили требование организации, однако данный факт ничем не мешает налоговикам продолжать производить начисления, поскольку правоустанавливающий документ (решение о недоимке) останется в силе.
На основании ч. 1 ст. 130 АПК РФ истец вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.
К сведению. В отношении применения данной нормы высказался Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 22.12.2005 N 99. В частности, в п. 9 данного документа арбитры указали, что требование о признании ненормативного правового акта недействительным и требование о возмещении вреда могут быть соединены в одном исковом заявлении, если они связаны между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам, и к участию в деле может быть привлечен государственный орган, ответственный за возмещение вреда.
В свою очередь, в соответствии с ч. 3 ст. 130 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает целесообразным раздельное рассмотрение требований. Объединение дел в одно производство и выделение требований в отдельное производство*(5) допускаются до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции.
В силу ч. 2 ст. 199 АПК РФ, помимо текста оспариваемого акта (решения), к исковому заявлению необходимо приложить пакет документов. Причем копии искового заявления и прилагаемых к нему документов заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении.
Собираем комплект документов
Исковое заявление готово, дело начато. Самое время заняться следующей процедурой подготовительной работы - сбором документов. Рассмотрим, что требует от хозяйствующего субъекта закон. Для этого обратимся к ст. 126 АПК РФ, согласно которой пакет прилагаемых к исковому заявлению документов должен состоять из:
- уведомления о вручении или иных документов, подтверждающих направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
- квитанций об оплате государственной пошлины или документа, подтверждающего право на получение льготы по ее уплате*(6);
- документов, подтверждающих обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
- копий свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- доверенности или иных документов, подтверждающих полномочия на подписание искового заявления;
- копий определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;
- документов, подтверждающих соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
- проекта договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор.
При подготовке комплекта документов хозяйствующим субъектам следует помнить, что письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии (ч. 8 ст. 75 АПК РФ). В большинстве случаев в арбитражный суд представляются копии документов, которые заверяются проставлением на документе (обычно ниже реквизита "Подпись") надписи "Копия верна", наименования должности сотрудника, заверившего копию, его личной подписи, даты заверения и печати организации.
Вместе с тем в зависимости от рассматриваемого спора, помимо заверенных копий, арбитры могут потребовать представить в судебное заседание подлинники данных документов (ч. 9 ст. 75 АПК РФ), которые могут быть возвращены их владельцам по соответствующему заявлению после вступления в законную силу судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела. Если по каким-либо причинам оригинал документа отсутствует (утрачен или не передан в суд по требованию), то арбитражный суд не примет в качестве доказательства надлежаще заверенную копию документа (ч. 6 ст. 71 АПК РФ).
Также следует учесть, что если представляемые в арбитражный суд документы (их копии), являющиеся письменными доказательствами, полностью или частично написаны на иностранном языке, то к ним должны быть приложены переводы на русский язык, заверенные нотариально*(7) (ч. 5 ст. 75 АПК РФ).
Завершая данный раздел, обращаем ваше внимание на ст. 128 АПК РФ, из которой следует, что если исковое заявление будет подано с нарушением вышеперечисленных требований, то арбитражный суд может вынести определение об оставлении такого заявления без движения*(8). В нем арбитры должны указать, по какой причине был принят такой оборот, а также срок, в течение которого хозяйствующий субъект должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения. Если все замечания будут устранены в установленный срок, то заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к производству арбитражного суда. В противном случае суд возвращает исковое заявление и прилагаемые к нему документы налогоплательщику.
Так, из материалов дела Постановления ФАС ДВО от 21.05.2008 N Ф03-А04/08-2/1615*(9) видно, что при рассмотрении вопроса о принятии заявления предпринимателя к производству суд первой инстанции установил несоответствие заявления требованиям, а именно в заявлении не было указано наименование ответчика, какой ненормативный акт либо действие (бездействие) он оспаривает, а также были соединены несколько различных требований, не связанных между собой. Все перечисленное послужило основанием для оставления заявления предпринимателя без движения (см. также Постановление ФАС ЗСО от 14.08.2008 N Ф04-4992/2008(9862-А27-6)).
Общий порядок обжалования
Обратиться в суд с исковым заявлением налогоплательщик должен в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ). Если данный срок был пропущен по уважительной причине, то он может быть восстановлен судом, для чего подается судье соответствующее ходатайство.
Далее все будет зависеть от того, насколько убедительны будут доводы налогоплательщика в пропуске установленного срока. Если доводы покажутся суду уважительными, то он восстановит срок обжалования, если нет - откажет в удовлетворении ходатайства, а также и требований заявителя (см., например, Постановление ФАС ВВО от 06.06.2008 N А29-7707/2007).
На основании ч. 3 ст. 199 АПК РФ суд вправе приостановить действие оспариваемого решения налогового органа до вступления в законную силу решения суда. Сделать это можно только по ходатайству заявителя.
Обратите внимание: при обращении хозяйствующего субъекта с ходатайством о приостановлении действия ненормативного акта взимается государственная пошлина. Дело в том, что при рассмотрении указанных ходатайств необходимо учитывать соответствующие положения гл. 8 АПК РФ, в том числе об основаниях обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 83).
По мнению контролирующих органов (Письмо Минфина России от 07.10.2008 N 03-05-05-03/44), при подаче заявления в арбитражный суд об обеспечении иска государственная пошлина уплачивается в размере 1 000 руб. (пп. 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ). Солидарны в этом с Минфином и Президиум ВАС РФ. Так, в п. 13 Информационного письма от 25.05.2005 N 91 дано разъяснение, что при подаче заявления об обеспечении иска заявителем государственная пошлина подлежит уплате по каждому заявлению об обеспечении иска, в том числе по делам о банкротстве, независимо от того, какое количество мер по обеспечению иска указал заявитель в одном заявлении.
Причем позиция ВАС РФ прослеживается и в более поздних документах. В качестве примера приведем Определение от 09.01.2008 N 17476/07, которым арбитры отказали в передаче дела по заявлению о принятии обеспечительных мер для пересмотра в порядке надзора, поскольку не нашли достаточных оснований для этого. События данного спора развивались по следующему сценарию. Арбитражный суд города Москвы оставил без движения заявление организации о принятии обеспечительных мер, поскольку последняя не представила доказательства оплаты государственной пошлины. На что суд предложил ей в установленный срок устранить данное обстоятельство, послужившее основанием для оставления заявления без движения. Однако, посчитав, что в данной ситуации государственная пошлина не взимается, организация в письменном виде отказалась от ее уплаты. Результат не заставил себя долго ждать - суд первой инстанции возвратил заявление о принятии обеспечительных мер истцу, Девятый арбитражный апелляционный суд поддержал его в этом.
В поисках справедливости организация, сославшись на неправильное применение судами норм права, обратилась в ВАС РФ с заявлением о пересмотре судебных актов в порядке надзора. Однако и тут ее ждало разочарование. Опираясь все на тот же п. 13 Информационного письма ВАС РФ N 91, главные арбитры указали, что, если при подаче заявления об обеспечении иска государственная пошлина заявителем не уплачена, арбитражным судом применяются правила, изложенные в ч. 6 ст. 92 и ч. 2 ст. 93 АПК РФ*(10). При указанных обстоятельствах заявление о принятии обеспечительных мер возвращено арбитражным судом правомерно (см. также п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117).
Итак, после регистрации канцелярией заявления налогоплательщика оно считается официально поступившим в суд. С этого момента начинает отсчитываться двухмесячный срок, в течение которого арбитражный суд должен отреагировать на заявление (ч. 1 ст. 200 АПК РФ).
В рассмотрении спора в зале суда принимают участие заявитель, руководитель органа, принявшего спорный акт, или должностное лицо, совершившее оспариваемые действия, а также их представители. Более того, в деле могут участвовать и иные заинтересованные лица, а иногда в процессе инициатором спора может быть и прокурор (ч. 2 ст. 198 АПК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 200 АПК РФ арбитражный суд извещает участников спора о времени и месте судебного заседания, при этом случаи неявки указанных лиц (извещенных надлежащим образом) не являются препятствием для рассмотрения дела. Вместе с тем в определенных ситуациях рассмотрение спора без его участников, по мнению суда, пустая трата времени, поэтому неявка в заседание по вызову суда может стать основанием для наложения штрафа*(11) (ч. 3 ст. 200 АПК РФ). Причем это касается как хозяйствующих субъектов (Постановление ФАС ВВО от 15.10.2004 N А29-2559/2004-4э), так и налоговых органов (постановления ФАС ПО от 07.10.2008 N А57-5205/08-16, ФАС ЗСО от 06.08.2008 N Ф04-4087/2008(10230-А45-41)).
Если же суд не известил надлежащим образом участника спора о времени и месте судебного заседания, то наложение штрафа будет незаконно (Постановление ФАС ЗСО от 01.08.2006 N Ф04-4884/2006(25094-А27-3)).
Основная задача, которая стоит перед судьей при рассмотрении спора, - докопаться до сути и установить, действительно ли результат применения ненормативного акта (решения или действия) контролирующих органов нарушает права хозяйствующего субъекта (заявителя) (ч. 4 ст. 200 АПК РФ). Причем последний не обязан доказывать в суде их незаконность, поскольку на основании ч. 5 ст. 200 АПК РФ такая обязанность возлагается на контролирующие органы, принявшие акт, решение или должностные лица которых совершили оспариваемые действия (бездействия)*(12). Заявителю в данном случае достаточно лишь обосновать факты нарушения своих прав и законных интересов.
В соответствии со ст. 22 НК РФ налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов, причем данные права обеспечиваются посредством выполнения должностными лицами налоговых и иных уполномоченных органов соответствующих обязанностей. Заводя речь о данной норме, не следует забывать об основных началах налогового законодательства, установленных ст. 3 НК РФ. Напомним, исходя из п. 7 данной статьи, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В этой связи, по мнению ВАС РФ (Постановление от 28.02.2006 N 13234/05), при рассмотрении споров судам следует исходить из того, что любые попытки опровержения действий или сведений, содержащихся в представленных налогоплательщиком документах, должны иметь веские основания, не оставляющие места сомнениям в их добросовестности.
Результаты судебного разбирательства
По результатам рассмотрения дела арбитражный суд может признать ненормативный правовой акт недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными или отказать хозяйствующему субъекту в удовлетворении заявленных требований (ч. 2, 3 ст. 201 АПК РФ).
В первом случае арбитры должны указать, что обязаны сделать контролирующие органы для устранения допущенного нарушения, а также определить порядок и срок восстановления нарушенных прав заявителя. С момента вынесения такого решения оспариваемый ненормативный акт утрачивает юридическую силу и больше не применяется. Однако в процессе его действия налогоплательщики могли понести из-за него значительные убытки. В этом случае представители хозяйствующего субъекта могут обратиться в суд и потребовать с контролеров, принявших незаконное решение, возмещения в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ст. 16, 1069 ГК РФ).
Во втором случае решение об отказе в удовлетворении заявленного требования принимается, если суд установит, что оспариваемый акт, решения и действия (бездействие) контролирующих органов не противоречат действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя (налогоплательщика).
В процессе принятия решения (независимо от результата) арбитражный суд обязан руководствоваться порядком, установленным для обычного производства, - гл. 20 АПК РФ (ч. 1 ст. 201 АПК РФ).
Так, если речь идет об оспаривании актов, решений контролирующих органов, решение арбитражного суда обязательно должно содержать следующее (ч. 4 ст. 201 АПК РФ):
- наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дату принятия оспариваемого акта, решения;
- название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;
- указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В случае оспаривания действий (бездействия) контролирующих органов и их должностных лиц, решений должны присутствовать (ч. 5 ст. 201 АПК РФ):
- наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;
- название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;
- указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с п. 7 ст. 201 АПК РФ решения, принятые арбитражным судом, должны быть немедленно исполнены (если иные сроки не установлены в решении суда). На основании п. 9 ст. 201 АПК РФ копии судебного решения должны быть направлены хозяйствующему субъекту (заявителю), ответчику (контролирующему органу), а в определенных случаях и прокурору или вышестоящему в порядке подчиненности лицу.
Альтернативный способ...
...обжалования налоговых споров - обращение в прокуратуру. В соответствии с п. 2 ст. 1, 21-25.1 Федерального закона N 2002-1*(13) данный орган осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти, органами контроля, их должностными лицами, а также надзор за соответствием законодательству актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.
Итак, исходя из вышеизложенных норм, действия налоговых органов можно обжаловать в прокуратуру, которая по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика вправе заявить протест в соответствующий или вышестоящий налоговый орган либо в суд или вынести представление об устранении нарушений законодательства.
Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О его результатах незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме (п. 2 ст. 23 Федерального закона N 2202-1).
Вместе с тем на практике данный способ защиты используется налогоплательщиками довольно редко. В большинстве случаев обращение в прокуратуру является дополнительным рычагом психологического воздействия на налоговые орган, который применяется наряду с судебным обжалованием или обжалованием в вышестоящие органы. По мнению автора, в органы прокуратуры целесообразно обращаться только в случае нарушения налоговиками процессуальных норм либо требований разумности при налоговом администрировании, а также в случае злоупотребления должностными лицами своими полномочиями. В качестве примера назовем некоторые из таких случаев:
- грубые нарушения требований налогового законодательства при налоговом администрировании (порядка назначения, проведения налоговой проверки, осмотра, выемки документов, порядка реализации материалов проверки и т.д.);
- искусственное затягивание выездной налоговой проверки без достаточных к тому правовых оснований;
- факты вымогательства налоговыми инспекторами взятки либо иных вознаграждений.
О.Н. Малов,
эксперт журнала
"ЕНВД: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь-февраль 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Государственная пошлина по таким искам для организаций составляет 2 000 руб. (пп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ), для индивидуальных предпринимателей (категория физических лиц) - 100 руб.
*(2) Согласно п. 16 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ данная норма применяется к правоотношениям, которые возникли с 1 января 2009 года (см. также Письмо Минфина России от 24.10.2008 N 03-02-07/1-428). В эту группу попадают решения по результатам налоговых проверок, врученные в 20-х числах декабря 2008 года, поскольку на основании п. 9 ст. 101 НК РФ они вступают в силу не ранее чем по истечении 10 рабочих дней с момента вручения, то есть после 01.01.2009.
*(3) Пункт 48 Постановления от 28.02.2001 N 5.
*(4) В Постановлении от 05.11.2008 N Ф03-4744/2008 ФАС ДВО, например, к ненормативным правовым актам относит акты государственных органов и должностных лиц, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности определенного круга лиц, а также создающие правила поведения, рассчитанные на однократное применение.
*(5) В данном случае арбитражный суд выносит определение, копия которого направляется лицам, участвующим в деле (ч. 5 ст. 130 АПК РФ).
*(6) Если за организацию государственную пошлину уплачивает уполномоченный представитель, то в этом случае следует уделить пристальное внимание документальному оформлению данной процедуры, иначе могут возникнуть недоразумения еще на стадии подачи искового заявления (Постановление ФАС ВСО от 21.11.2006 N А58-2444/06-Ф02-6164/06-С1).
*(7) В соответствии со ст. 81 Основ законодательства РФ о нотариате (утв. ВС РФ от 11.02.1993 N 4461-1) нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если он владеет соответствующими языками. В противном случае перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.
*(8) Копия определения об оставлении искового заявления без движения направляется истцу не позднее следующего дня после дня его вынесения.
*(9) Определением ВАС РФ от 25.08.2008 N 8613/08 отказано в передаче данного постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
*(10) Напомним, в соответствии с данными нормами к заявлению об обеспечении иска должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, в противном случае арбитражный суд оставляет заявление об обеспечении иска без движения как не соответствующее установленным требованиям.
*(11) В соответствии с ч. 1 ст. 119 АПК РФ неповиновение требованию суда может опустошить кошелек должностных лиц на 5 000 руб., для организаций подобная шалость может обернуться штрафом до 100 000 руб.
*(12) Если контролирующие органы не представят в суд доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (ч. 6 ст. 200 АПК РФ).
*(13) Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре РФ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"