Коррекция подходов к институту налоговой выгоды в современной практике Верховного Суда РФ
Ж.Г. Попкова,
старший преподаватель кафедры
административного и финансового права
юридического факультета
Нижегородского государственного университета
им. Н.И. Лобачевского
Журнал "Право и экономика", N 10, октябрь 2016 г., с. 68-71.
В 2016 году можно было бы отметить десятилетний неофициальный "юбилей" постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". В постановлениях Президиума ВАС РФ от 30 июня 2009 г. N 2635/09, от 25 февраля 2010 г. N 12670/09 был сделан вывод, что указанное постановление Пленума принято в целях установления единообразной судебной практики в делах с признаками уклонения от налогообложения.
В научной литературе обычно признается, что дальнейшим развитием доктрины "добросовестности налогоплательщик" стала доктрина "налоговой выгоды". Первая фактически была создана КС РФ и длительное время влияла на практику разрешения налоговых споров.
Конституционный Суд РФ в своем определении от 8 апреля 2004 г. N 168-О под недобросовестным налогоплательщиком понимает такого налогоплательщика, который с помощью инструментов, используемых в гражданско-правовых отношениях, создает схемы незаконного обогащения за счет бюджетных средств. Это означало применение налогоплательщиком так называемых "налоговых схем" и нарушение не только публичных интересов в сфере налогообложения, но и конституционных прав и свобод других налогоплательщиков. Последствием установления в суде недобросовестности налогоплательщика означало лишение последнего права на признание его исполнившим обязанность по уплате налога (определение КС РФ от 25 июля 2001 г. N 138-О), либо права на использование налоговых льгот и вычетов (определение КС РФ от 16 октября 2003 г. N 329-О).
По мнению Тютина Д.В., переход от доктрины "недобросовестного налогоплательщика" к доктрине "налоговой выгоды" привело фактически, путем его регламентации, к сужению судейского усмотрения (объем постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 по сравнению с объемом положений актов КС РФ, содержащих соответствующие правовые позиции, значителен)*(1).
Т.А. Гусева полагает, что поиск разграничений законного налогового планирования и уклонения от уплаты налогов позволил ввести в оборот категорию "необоснованная налоговая выгода" вместо категории "недобросовестный налогоплательщик". Тем более что используемый в судебной практике с 1998 по 2005 годы термин "недобросовестный налогоплательщик" часто подвергался критике за его неопределенность. По ее мнению, в основе использования категории "налоговая выгода", помимо налоговой, хозяйственной цели заложен критерий деловой цели сделки, наличие экономической обоснованности*(2).
Примечательно и то, что ВАС РФ, создавший концепцию "налоговой выгоды", достаточно жестко отграничивал ее от концепции "недобросовестного налогоплательщика". Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 28 октября 2008 г. N 6272/08 обращено внимание судов на то, что в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 арбитражным судам предложено оценивать доводы налоговых органов о занижении сумм налогов на основе конкретных законодательных положений, а не такого субъективного понятия, как "недобросовестный налогоплательщик".
Число публикаций, в которых содержится различная критика постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53, настолько существенно, что приводить даже примерный их список не имеет смысла. Однако и ликвидация ВАС РФ в 2014 году не привела к тому, что арбитражные суды прекратили использовать концепцию налоговой выгоды. Более того, в современных актах ВС РФ данная доктрина также упоминается (в т.ч. в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утв. 6 июля 2016 г. Президиумом ВС РФ).
Но представляет интерес ряд научных исследований, в соответствии с которыми концепция налоговой выгоды не просто неудачна, но в настоящее время находится в системном кризисе. В частности, В.М. Зарипов, комментируя законопроект N 529775-6 (был принят Государственной Думой 15 мая 2015 г. в I чтении, дальнейшее движение отсутствует), полагает, что в настоящее время существует необходимость в законодательном установлении не столько нормы о налоговых злоупотреблениях как таковой, сколько пределов полномочий налоговых органов по ее реализации. В противном случае, по его мнению, произойдет столкновение с многочисленными злоупотреблениями нормой о противодействии злоупотреблениям. Безграничное усмотрение наделенного властью государственного органа неизбежно влечет произвол.
Поэтому необходимо определить основания, условия, порядок и последствия налогового пересмотра цели сделки. Изменений в ст. 54 НК РФ, посвященную общим вопросам исчисления налоговой базы, недостаточно - требуется специальная глава*(3). Юридической компанией "Пепеляев Групп" 5 августа 2016 г. был проведен круглый стол "Кризис концепции налоговой выгоды"*(4), на обсуждение которого выносились рассматриваемые проблемы.
В этом ключе примечательно и мнение Н.А. Шевелевой, высказанное еще в 2013 году относительно того, что постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 исчерпало себя. Актуальным является вопрос о доказательствах реальности хозяйственной операции, расходов налогоплательщика*(5).
Однако ряд принятых за последнее время актов ВС РФ позволяет утверждать, что сейчас имеет место скорее ренессанс концепции налоговой выгоды, а не ее кризис.
Так, в решении ВС РФ от 1 февраля 2016 г. N АКПИ15-1383 рассматривался вопрос законности письма Минфина России от 18 октября 2012 г. N 03-01-18/8-145, в котором, в частности, территориальным налоговым органам разъяснено, что в случаях установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках необходимо доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок, в том числе с применением методов, установленных гл. 14.3 НК РФ. Из указанного решения ВС РФ не следует, что данное полномочие у территориальных налоговых органов отсутствует. По мнению Суда, анализируемое письмо не выходит за рамки адекватной интерпретации положений налогового законодательства. В апелляционном определении ВС РФ от 12 мая 2016 г. N АПЛ16-124 дополнительно разъяснено, что НК РФ не предусматривает закрытого перечня способов оценки размера необоснованной налоговой выгоды в целях доначисления налогов и сборов по результатам выездных и камеральных налоговых проверок и не содержит запрета на использование методов, установленных гл. 14.3 НК РФ, в целях определения ее размера.
Кроме того, в определении ВС РФ от 11 апреля 2016 г. N 308-КГ15-16651 (впоследствии процитированном в Обзоре судебной практики ВС РФ N 2 (2016) (утв. Президиумом ВС РФ 6 июля 2016 г.)) сделан вывод, что по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием контроля цен (ст. 40 НК РФ) положения раздела V.1 НК РФ сузили круг контролирующих органов, наделенных полномочиями по контролю цен, применяемых в сделках между взаимозависимыми лицами на соответствие цен рыночным ценам, предоставив такие полномочия исключительно ФНС России.
На первый взгляд, данные рассуждения совершенно логичны и предполагают, что территориальный налоговый орган вообще не может применять в своей деятельности раздел V.1 НК РФ. Однако представляется, что ситуация для рядовых налогоплательщиков с принятием данных актов ВС РФ не улучшилась, а скорее наоборот. В них также не содержится однозначно отрицательного ответа на вопрос о праве территориального налогового органа контролировать цены по сделкам. Наличие такого права совокупностью указанных актов ВС РФ фактически молчаливо подтверждено, но результатом его реализации является не исчисление налогов по рыночным ценам, а получение доказательств необоснованной налоговой выгоды (очевидно, с основной целью полного лишения налогоплательщика прав на вычеты по НДС и на расходы по налогу на прибыль организаций).
В принятом впоследствии определении ВС РФ от 22 июля 2016 г. N 305-КГ16-4920 Суд исследовал ситуацию продажи организацией (общество с ограниченной ответственностью "Деловой центр Минаевский") трех объектов недвижимости, фактически в центре Москвы, взаимозависимым лицам по крайне заниженным ценам. Налоговый орган при проверке рассчитал налоги данной организации исходя из рыночной цены по аналогичным сделкам (представив соответствующие заключения и расчеты). Суд указал, что существенность и выраженность отклонения примененной налогоплательщиком цены от рыночного уровня в совокупности с иными обстоятельствами совершения спорных операций может иметь юридическое значение, если при проведении камеральной или выездной налоговой проверки установлены признаки получения необоснованной налоговой выгоды, в частности, указанные в п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53. Многократное отклонение указанной в договорах купли-продажи зданий цены от рыночного уровня цен (почти в 30, в 230 и в 116 раз) ставит под сомнение саму возможность совершения операций по реализации дорогостоящего имущества на таких условиях, что с учетом взаимозависимости участников сделок и отсутствия разумных экономических причин к установлению цены в столь заниженном размере, позволяет сделать вывод о том, что поведение налогоплательщика при определении условий сделок было продиктовано, прежде всего, целью получения налоговой экономии. Совершение действий в обход закона влечет применение к налогоплательщику тех положений законодательства о налогах и сборах, которые он стремился избежать.
Примечательно то, что из указанного определения ВС РФ следует ранее фактически не применявшийся вариант толкования постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53, в соответствии с абз. 2 п. 1 которого под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Как правило, ранее налоговые органы действовали в сторону лишения налогоплательщика прав на налоговые вычеты по НДС и на расходы по налогу на прибыль организаций (НДФЛ), т.е. не затрагивали расчет налога с реализации товаров (работ, услуг). Именно такая, "привычная", технология следовала из определения ВС РФ от 11 апреля 2016 г. N 308-КГ15-16651 (впоследствии процитированного в Обзоре судебной практики ВС РФ N 2 (2016) (утв. Президиумом ВС РФ 6 июля 2016 г.)).
Теперь же очевидно, что абз. 2 п. 1 данного постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53, содержащий перечень возможных способов уменьшения размера налоговой обязанности, с точки зрения ВС РФ, вовсе не предусматривает их закрытого перечня. Таким образом, занижение размера налоговой базы по указанным налогам через использование необоснованно заниженных цен в сделках также может быть рассмотрено через призму необоснованной налоговой выгоды.
Проблема в данный момент состоит, в частности, в том, что сразу встает вопрос: насколько теперь актуальна глава 14.2 НК РФ "Общие положения о ценах и налогообложении. Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми", если учесть рыночный уровень цен по "технологии" необоснованной налоговой выгоды может любая районная налоговая инспекция (как с точки зрения расходов (вычетов), так и с точки зрения доходов (реализации)). При этом, в силу п. 1 ст. 105.17 НК РФ, полномочие по проверке рыночного уровня цен для целей налогообложения формально принадлежит исключительно МИ ФНС России по ценообразованию.
Конечно, можно предположить, что в определении ВС РФ от 22 июля 2016 г. N 305-КГ16-4920 рассматривается исключительный случай (что, в частности, подтверждается именно многократным отклонением цен по сделкам от рыночных). Однако, как полагает венгерский ученый А. Шайо: в начинающем формироваться правовом государстве всякая исключительность создает проблему превращения исключения в правило*(6).
Соответственно, можно с высокой степенью уверенности предположить, что теперь территориальные налоговые органы, вооружившись новой правовой позицией, активно начнут контролировать все, с их точки зрения, "подозрительные" сделки налогоплательщиков на предмет соответствия их цен рыночным.
Ранее, следует напомнить, в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ (не применяется с 1 января 2012 г.) налоговые органы могли доначислять налоги, только если цены по сделке отклонялись в сторону повышения или в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг).
И остается только сожалеть, что концепция необоснованной налоговой выгоды, благодаря ВС РФ фактически получившая "второе дыхание", не содержит (впрочем, наверное, и не может содержать) некоторых "интервалов разумности", в рамках которых цена по сделке презюмируется разумной и не контролируется.
Список литературы
1. Гусева Т.А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности: правовое регулирование. - М., 2007.
2. Зарипов В.М. Кризис концепции налоговой выгоды // Налоговед. 2015. N 6.
3. Налоговое право в решениях Конституционного Суда РФ // Налоговед. - 2013. - N 6.
4. Тютин Д.В. Налоговое право. - М. - 2015. // [Электронный ресурс] Режим доступа свободный. СПС "Гарант".
5. Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма): Пер. с венг. - М., 2001.
6. URL: http://pgplaw.ru/events/upcoming-events/roundtablethe-crisis-of-the-conce ptoftax-benefit.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Тютин Д.В. Налоговое право. - М. - 2015. // СПС "Гарант".
*(2) Гусева Т.А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности: правовое регулирование. - М., 2007. - С. 135.
*(3) Зарипов В.М. Кризис концепции налоговой выгоды // Налоговед. - 2015. N 6. - С. 19-31.
*(4) URL: http://pgplaw.ru/events/upcoming-events/round-table-the-crisis-of-the-con cept-of-tax-benefit.
*(5) Налоговое право в решениях Конституционного Суда РФ // Налоговед. - 2013. - N 6. - С. 9.
*(6) Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма): Пер. с венг. - М., 2001. - С. 15.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Попкова Ж.Г. Концепция налоговой выгоды
Popkova Zh.G. Concept of tax benefit
С учетом актуальной практики Верховного Суда Российской Федерации исследуется вопрос о перспективах развития судебной доктрины налоговой выгоды. Сделан вывод о возможных действиях налоговых органов по реализации новой правовой позиции высшего судебного органа.
Given the current practice of the Supreme Court the question about the prospects of development of the judicial doctrine of the tax benefit is considered. The conclusion about the possible actions of the tax authorities for the implementation of the new legal position of the highest judicial body is made.
Ключевые слова: доктрина добросовестности налогоплательщика, доктрина налоговой выгоды, цель сделки, цена сделки, взаимозависимые лица, добросовестность налогоплательщика, налоговая выгода
Keywords: taxpayer's good faith doctrine, doctrine of tax benefit, purpose of transaction, transaction price, interdependent persons, integrity of taxpayer, tax benefit
Коррекция подходов к институту налоговой выгоды в современной практике Верховного Суда РФ
Автор
Ж.Г. Попкова - старший преподаватель кафедры административного и финансового права юридического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.
Автор родилась в 1975 году, в 1997 году закончила ВВАГС, в том же году поступила на работу в таможенные органы.
В 2002 году закончила ВГАВТ, юридический факультет.
Стаж научно-педагогической работы 14 лет, в вузе - 11, лет, в ННГУ - 9 лет.
С 2007 года - старший преподаватель на кафедре предпринимательского права юридического факультета ННГУ, с октября 2015 года - старший преподаватель кафедры административного и финансового права.
Имеет обширный опыт успешной судебно-арбитражной практики по предпринимательским спорам, является консультантом коммерческих организаций по юридическим вопросам.
Журнал "Право и экономика", 2016, N 10