Проверки ПФР и ФСС. Всегда ли контрольный орган прав?
М. Зарипова,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 4, апрель 2016 г., с. 12-21.
Статья 3 Федерального закона N 212-ФЗ*(1) возлагает контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на два государственных внебюджетных фонда - ПФР и ФСС. Данный контроль осуществляется посредством проведения камеральных и выездных проверок. В рамках рассмотрения вопроса взаимоотношений с контролирующими органами особый интерес всегда представляет сложившаяся арбитражная практика: ошибки, совершенные плательщиками страховых взносов, позиция проверяющих, доводы сторон и, конечно же, вердикт судей. Вниманию читателей представляем несколько судебных решений, в которых было выявлено, что выводы контролеров были ничем не обоснованными.
Особенности привлечения к ответственности за нарушения законодательства о страховых взносах и ее виды определены в гл. 6 Федерального закона N 212-ФЗ. Кроме того, следует отметить, что в целях единообразия применения норм данного закона Распоряжением Правления ПФР от 05.05.2010 N 120р утверждены Методические рекомендации по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.
Пунктом 1.3 названных рекомендаций установлено: при привлечении плательщиков страховых взносов к ответственности территориальные органы ПФР должны исходить из того, что:
- обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте нарушения законодательства о страховых взносах и виновности плательщика страховых взносов в его совершении, возлагается на территориальные органы ПФР;
- основанием для привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах является установление факта совершения данного нарушения решением территориального органа ПФР, вступившим в силу.
Таким образом, чтобы применить наказание к проверяемой организации, контролирующий орган должен представить доказательства ее вины.
Исходя из анализа арбитражной практики, отметим, что чаще всего рассматриваются два вида нарушений:
- непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и нарушение порядка представления отчетности (ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ);
- неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов (ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ).
Установим, всегда ли выявляемые при проведении проверок нарушения обосновано считаются таковыми.
Непредставление расчета (отчетности) по страховым взносам
В силу положений ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ:
- непредставление в установленный срок расчета (ф. РСВ-1 ПФР, 4-ФСС) влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления. Размер штрафа - не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб. (ч. 1 ст. 46);
- несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в форме электронных документов влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. (ч. 2 ст. 46).
Необходимо отметить, что 1 января 2016 года размер штрафа за неподачу формы 4-ФСС одинаков по двум законам, регулирующим уплату взносов. Напомним, что в данной форме плательщик отчитывается по страховым взносам на травматизм, начисленным в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ*(2).
Таким образом, санкции за неподачу формы 4-ФСС по п. 1 ст. 19 Федерального закона N 125-ФЗ в новой редакции аналогичны мере, предусмотренной ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ.
Ниже рассмотрим несколько арбитражных решений по вопросам привлечения к ответственности за несвоевременное представление отчетности по страховым взносам.
Представление расчета с ошибками. На практике нередко возникают ситуации, когда контрольный орган выносит решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности по ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ, если расчет организации представлен с ошибками. Как отметил АС ЗСО в Постановлении от 05.02.2016 N Ф04-29154/2015 по делу N А27-9624/2015, в действиях учреждения отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ. Непринятие ПФР расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, первоначально представленного и содержащего ошибки, не является основанием для признания отчетности не представленной. Аналогичный вывод сделан в Постановлении АС МО от 07.07.2015 N А40-137382/14 в отношении персонифицированной отчетности, содержащей ошибки в представляемых сведениях.
В Постановлении АС ЗСО от 21.10.2015 N Ф04-24735/2015 по делу N А27-6647/2015, формулируя вывод об отсутствии в действиях учреждения состава правонарушения, выразившемся в непредставлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета, суды исходили из следующего:
- законодатель четко разграничил составы правонарушений за непредставление расчета и подачу недостоверных сведений;
- закон не содержит критериев, по которым расчет, содержащий ошибочные сведения, признается не представленным;
- наличие ошибок в своевременно поданном страхователем расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам не может являться основанием для привлечения его к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ за непредставление такого расчета.
Таким образом, контрольному органу было отказано в его требованиях.
Опоздание ввиду технического сбоя. В случае если несвоевременное представление отчета произошло из-за технического сбоя сети и есть документы, подтверждающие данный факт, организацию нельзя привлечь к ответственности. Об этом свидетельствует арбитражная практика. В Постановлении АС МО от 12.02.2015 N Ф05-21/2015 по делу N А40-83178/14 суд указал, что индивидуальные сведения первоначально были направлены плательщиком в установленные сроки, факт их получения ПФР не оспаривается, однако все данные не выгрузились по причине технического сбоя, в связи с чем суд пришел к выводу о наличии обстоятельств, исключающих вину плательщика в совершении правонарушения, и неправомерном привлечении его к ответственности.
Аналогичный вывод был сделан в Постановлении АС ЗСО от 05.11.2015 N Ф04-24040/2015 по делу N А27-494/2015. В нем арбитры отметили: поскольку первоначально отчетность была представлена страхователем в установленный Федеральным законом N 212-ФЗ срок, технический сбой в системе электронного документооборота не может быть расценен как непредставление отчетности. Также он не может являться основанием для привлечения организации к ответственности за несвоевременное представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Опоздание ввиду отсутствия доступа к Интернету. Данная ситуация была рассмотрена в Постановлении ФАС ДВО от 27.07.2012 N Ф03-3121/2012. В нем судом при разрешении спора были приняты доводы организации, в соответствии с которыми несвоевременное представление расчета (расчет представлен по электронным каналам связи) произошло из-за отсутствия доступа к Интернету, связанного с проведением ремонтно-технических работ по замене волоконно-оптического кабеля. Такой довод подкреплен письмом организации-поставщика, проводившей работы. В связи с этим организацию - плательщика страховых взносов нельзя привлечь к ответственности.
Опоздание ввиду ошибок, допущенных работниками почты. Отметим, что государственные (муниципальные) учреждения, численность работников которых не превышает 25 человек, вправе представлять отчетность в виде бумажного документа. Однако при такой отправке с использованием услуг оператора почтовой связи следует учитывать риски, связанные с ошибками работников почты. Примером может служить Постановление ФАС ПО от 24.07.2014 N А12-23621/2013. Судьи рассмотрели случай, когда ПФР привлек плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение срока представления отчета по форме РСВ-1 ПФР, приняв в качестве даты отправки отчета дату, проставленную на почтовом штемпеле на конверте, содержащем отчетность. Как указал суд, оформление платежной квитанции более поздним числом не опровергает доводы заявителя о своевременном приеме от него корреспонденции, поскольку сотрудниками почтового отделения подтвержден факт сбоя в программе в день представления заявителем писем для отправки.
В Постановлении ФАС СКО от 16.02.2015 N А32-24816/2013 в аналогичной ситуации суд установил, что организация передала отчет (ф. РСВ-1 ПФР) в орган почтовой связи в последний день срока представления отчетности, поэтому нарушения срока его подачи не было.
Несмотря на то что суды в данном случае встают на сторону страхователей, рекомендуем отправлять формы отчетности заблаговременно.
Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов
В соответствии с ч. 1 ст. 18, п. 1 и 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы и вести учет объектов обложения страховыми взносами. Ответственность за неисполнение этой обязанности установлена ст. 47 данного закона. Согласно нормам данной статьи неуплата или неполная уплата страховых взносов в результате занижения базы, неправильного исчисления платежей и других противоправных действий влечет за собой взыскание с плательщиков страховых взносов штрафов в размере:
- 20% неуплаченной суммы страховых взносов по каждому виду страхования;
- 40% неуплаченной суммы страховых взносов по каждому виду страхования, если вышеназванные деяния совершены умышленно.
Факт неуплаты или неполной уплаты страховых взносов может быть выявлен в ходе камеральной проверки расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, или в ходе выездной проверки. Как правило, споры, связанные с неуплатой или неполной уплатой страховых взносов, возникают в части выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами. Напомним, что их перечень приведен в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ. Ниже рассмотрим несколько связанных с применением норм данной статьи споров.
Оплата дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами. Одной из спорных ситуаций является обложение страховыми взносами сумм среднего заработка для оплаты дополнительных выходных, предоставляемых родителям по уходу за детьми-инвалидами. Напомним, что в соответствии со ст. 262 ТК РФ одному из родителей ребенка-инвалида по заявлению предоставляются четыре дополнительных дня отдыха. Каждый дополнительный день отдыха оплачивается в размере среднего заработка. По разъяснениям ФСС, изложенным в раннем Письме от 15.08.2011 N 14-03-11/08-8158, на данную выплату учреждение должно начислить страховые взносы и уплатить их во внебюджетные фонды. Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минтруда РФ от 26.12.2014 N 17-3/В-637.
Как указал Третий арбитражный апелляционный суд в постановлениях от 24.02.2016 по делу N А33-22413/2015, от 26.02.2016 по делу N А33-22414/2015, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде. Такой вывод соответствует правовой позиции, изложенной Президиумом ВАС в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10.
Следовательно, данные выплаты не признаются вознаграждением в рамках трудовых отношений, так как в силу своего характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников. Они производятся в виде сохранения заработка в пользу только тех работников, которые в силу своих семейных обязанностей осуществляют уход за ребенком-инвалидом, то есть имеют компенсационный характер, а значит, не подлежат обложению страховыми взносами. Аналогичные выводы сделаны в определениях ВС РФ от 23.04.2015 N 310-КГ15-1740, от 23.01.2015 N 306-КГ14-7168.
Выплата компенсации за задержку заработной платы. Следующая спорная ситуация, на которую мы хотели бы обратить внимание, связана с компенсацией за несвоевременную выплату работодателем заработной платы. Порядок ее выплаты обусловлен ст. 236 ТК РФ. При нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со дня, следующего после установленного срока выплаты, по день фактического расчета включительно. При этом размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Данные выплаты являются материальной ответственностью работодателя перед работником, производятся в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом, коллективном договоре или соглашении.
По мнению Минтруда, изложенному в Письме от 03.08.2015 N 17-3/В-398, такие выплаты подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. В то же время имеется много судебных решений, в соответствии с которыми эти выплаты не облагаются страховыми взносами.
В Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 N 08АП-138/2016 суд указал, что страховые взносы на сумму денежной компенсации за несвоевременную выплату зарплаты начислять не нужно, поскольку эти выплаты носят компенсационный характер. Они являются материальной ответственностью работодателя перед работником, производятся в силу закона независимо от условий трудового и коллективного договоров, и сам по себе факт наличия трудовых отношений не предполагает, что все выплаты, начисляемые работникам, представляют собой оплату труда и относятся к объекту обложения страховыми взносами. Таким образом, в данном случае ответственность в соответствии со ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ не наступает. Аналогичные выводы сделаны в Определении ВАС РФ от 25.03.2013 N ВАС-608/13, Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.12.2013 N 11031/13.
Выплаты социальной поддержки молодым специалистам. Нередко на практике встречаются ситуации, когда нормативными правовыми актами субъектов РФ в рамках мер социальной поддержки устанавливаются дополнительные выплаты молодым специалистам, именуемые пособиями. Как отмечается в Письме ПФР N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014, ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не облагаются страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, в том числе пособия по безработице и социальному страхованию. В перечне видов государственных пособий, предусмотренных Федеральным законом N 255-ФЗ*(3), единовременные пособия молодым специалистам, принятым на работу по полученной специальности в муниципальные учреждения, не предусмотрены.
Таким образом, если выплаты единовременного пособия работникам производятся муниципальными учреждениями, с которыми они состоят в трудовых отношениях, то суммы названных выплат признаются объектом обложения страховыми взносами на основании п. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ и, соответственно, данные учреждения являются плательщиками страховых взносов с указанных выплат.
Как отмечается в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2016 N 08АП-24/2016 по делу N А46-6371/2015, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Согласно ст. 129 ТК РФ оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (см. ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"). То обстоятельство, что меры социальной поддержки оказываются работодателем, вовсе не доказывает связь их с трудовыми отношениями, с оплатой труда.
Учитывая, что спорные выплаты производятся из средств местного бюджета, предоставляются безвозмездно, вне зависимости от результатов работы получающего их работника, не являются платой за нее, а также направлены на социальную поддержку отдельной категории работников как относящихся к категории граждан, нуждающихся в ней в связи с занятостью в социально значимой сфере, суд квалифицирует их как пособия, не подлежащие обложению страховыми взносами на основании п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Аналогичные решения вынесены в постановлениях Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2016 N 08АП-15503/2015 по делу N А46-12311/2015, от 19.02.2016 N 08АП-15501/2015 по делу N А46-10107/2015, от 16.02.2016 N 08АП-15263/2015 по делу N А46-11277/2015.
Оплата санаторно-курортного лечения. Коллективным договором могут быть предусмотрены различные виды выплат для работников, которые более благоприятны по сравнению с выплатами, предусмотренными законами, иными нормативными правовыми актами. Например, положениями коллективного договора может быть установлена частичная компенсация работникам платы за использование ими спортивных комплексов, частичная компенсация стоимости стоматологических услуг, компенсация стоимости санаторно-курортных и туристических путевок для работников, компенсация платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, материальная помощь одиноким родителям, вдовам (вдовцам), работникам, имеющим на иждивении детей-инвалидов. Как разъяснил Минтруд в Письме от 20.01.2014 N 17-3/В-13, в соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ данные выплаты, произведенные в пользу работников организации, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Иная точка зрения по данному вопросу наблюдается в судебной практике. Так, в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 N 02АП-257/2016 по делу N А28-11903/2015 указано: выплаты, носящие социальный характер (компенсация стоимости санаторных путевок), основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не считаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) - в том числе потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Такие выплаты не признаются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для их начисления.
Аналогичный вывод был сделан в Определении ВАС РФ от 14.11.2013 N ВАС-15670/13.
* * *
В заключение отметим: в соответствии со ст. 53 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право защищать свои интересы путем обжалования решений и иных актов ПФР и ФСС, а также действий (бездействия) их должностных лиц в вышестоящем органе или суде.
Обратите внимание! Подача жалобы в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. При этом судебное обжалование актов ПФР и ФСС и их должностных лиц производится путем подачи заявления в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
*(3) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"