Несколько слов о пробирном надзоре и выявляемых нарушениях
М. Зарипова,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 3, март 2016 г., с. 28-36.
Инспекции пробирного надзора требуют, чтобы организации (в том числе государственные учреждения) вели учет драгоценных металлов в составе приборов и оборудования в соответствии с требованиями Инструкции N 68н*(1), а также составляли статистическую отчетность*(2). За неисполнение данного требования организацию могут привлечь к административной ответственности по ст. 19.14 КоАП РФ.
В данном материале рассмотрим основные вопросы, которые могут возникнуть у организации, в отношении которой проводится пробирный надзор.
В соответствии с пп. 8-10 п. 2 ст. 13 Федерального закона N 41-ФЗ*(3) федеральный пробирный надзор, в частности, включает в себя:
- специальный учет организаций, в том числе воинских частей и воинских формирований, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- периодический государственный контроль над производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней во всех организациях, ведущих указанную деятельность, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Таким образом, предметом осуществления федерального государственного пробирного надзора является соблюдение обязательных требований, установленных данным законом и другими подзаконными актами, например, Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 (далее - Правила N 731). Напомним, что в соответствии со ст. 19.14 КоАП РФ за нарушение правил учета и хранения драгоценных металлов предусмотрена административная ответственность. В силу норм данной статьи на юридических лиц может быть наложен штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Кто осуществляет пробирный надзор?
Правила осуществления федерального государственного пробирного надзора утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1355 (далее - Правила N 1355). В соответствии с п. 4 данных правил пробирный надзор ведется Минфином, а также федеральными казенными учреждениями: Российской государственной пробирной палатой при Минфине и Гохраном*(4). При этом Минфин осуществляет (п. 5 Правил N 1355):
- разработку и утверждение ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, доведение их до сведения заинтересованных лиц, представление планов в органы прокуратуры и их согласование;
- нормативное правовое и методическое обеспечение отношений, связанных с осуществлением федерального государственного пробирного надзора в рамках своих полномочий;
- организацию и координацию деятельности государственных учреждений;
- мониторинг результатов и эффективности федерального государственного пробирного надзора;
- другие полномочия, предусмотренные законодательством РФ в сфере осуществления федерального государственного пробирного надзора.
На перечисленные выше организации (в частности, пробирную палату) возлагаются следующие контрольные функции (п. 6 Правил N 1355):
- постоянный государственный надзор;
- организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения обязательных требований юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
- принятие предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
- анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производства, использования, обращения драгоценных металлов в любом состоянии и виде, а также сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней, их использования и обращения.
Отметим, что сроки и последовательность административных процедур при осуществлении пробирного надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 N 373.
Какие нарушения выявляются при пробирном надзоре?
В продолжение начатого разговора о пробирном надзоре рассмотрим показательные результаты одной проверки, приведенные в Постановлении ФАС СЗО от 02.03.2006 N А21-2068/2005-С1. Как следует из материалов дела, инспекция осуществила проверку бюджетного учреждения, в ходе которой выявила нарушения организации учета, проведения инвентаризации драгоценных металлов, находящихся в материальных ценностях, составления государственной отчетности, организации сбора и учета содержащего драгоценные металлы лома от ликвидации основных средств, приборов и оборудования.
Напомним, что согласно п. 6 Правил N 731 в обязанности организаций входит соблюдение требований, касающихся учета драгоценных металлов во всех видах и состояниях, включая драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов. Так, при списании оборудования (например, вследствие его физического износа) учреждение должно осуществить выемку узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы.
Собранные лом и отходы драгоценных металлов подлежат обязательному учету и могут обрабатываться (перерабатываться) собирающими их организациями для вторичного использования или реализовываться организациям для дальнейшего производства и аффинажа драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней (п. 4 ст. 22 Федерального закона N 41-ФЗ, п. 3.2 Инструкции N 68н).
Обратите внимание! Ломом в данном случае являются пришедшие в негодность, утерявшие эксплуатационную ценность или подлежащие ликвидации изделия и (или) их составные части, которые изготовлены из драгоценных металлов или их сплавов либо содержат их.
Поскольку лом и отходы подлежат учету, сбору, хранению и сдаче в установленном и обязательном для всех организаций порядке, учреждение не вправе распорядиться имуществом, ставшим ломом, по своему усмотрению.
Как выяснилось в результате контрольного мероприятия, перечисленные выше обязанности учреждением не выполнялись, поэтому по результатам проверки ему было выдано предписание об устранении нарушений, с которым оно не согласилось и обратилось в суд.
Суд указал следующее. Правила N 731 разработаны в соответствии с Федеральным законом N 41-ФЗ и в целях обеспечения контроля за движением и сохранностью драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, использовании и обращении, изделий из них и изделий, их содержащих. Они распространяются на всех юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, сбора, заготовки, первичной обработки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и рекуперации драгоценных камней, а также использующих изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни.
Арбитры отметили, что согласно п. 1.7 Инструкции N 68н организации обязаны разработать и утвердить собственные инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Кроме того, они должны соблюдать установленный порядок составления и представления отчетности об их поступлении, расходе и остатках.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации вынесение в адрес бюджетного учреждения предписания об устранении выявленных нарушений в части сбора лома драгоценных металлов является правомерным.
Дополнительно к вышесказанному укажем, что в ходе контрольных процедур обычно выявляются следующие нарушения:
- незанесение сведений о наличии драгоценных металлов в отдельных видах оборудования при оформлении документации при его поступлении и принятии к учету;
- непринятие к учету извлеченных узлов и деталей с содержанием драгметаллов;
- неосуществление сдачи узлов и деталей с содержанием драгоценных металлов специализированным организациям;
- отсутствие контроля над сохранностью драгоценных металлов.
Рекомендации по устранению нарушений
В продолжение начатого разговора расскажем о порядке устранения выявленных нарушений.
Во-первых, необходимо отметить, что в учреждении должны быть разработаны инструкции, в которых был бы учтен порядок совершения операций по изъятию узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы, и сдаче их аффинажным организациям (см. п. 1.7 Инструкции N 68н). Укажем, что в некоторых ведомствах существуют отраслевые инструкции, порядок действия которых распространяется на подведомственные учреждения (например, инструкция об учете драгоценных металлов в ФНС, утвержденная Приказом ФНС РФ от 23.05.2012 N ММВ-7-5/350@).
Во-вторых, в государственных (муниципальных) учреждениях и воинских частях, эксплуатирующих изделия электронной техники, приборы, электроаппаратуру и другие изделия, содержащие драгоценные металлы, должен быть организован количественный учет по типам изделий и материалов и учет содержащихся в них драгоценных металлов по паспортным или иным техническим данным. Также учету подлежат изделия, содержащие драгоценные металлы, которые поставляются в комплекте с оборудованием.
Данные о содержании драгоценных металлов должны быть отражены в инвентарных карточках учета основных средств (п. 6.3 Инструкции N 68н). Напомним, что форма такой карточки - 0504031*(5) (инвентарная карточка учета нефинансовых активов, ранее - инвентарная карточка учета основных средств).
Сведения о количестве драгоценных металлов в объектах учета вносятся в первичную документацию на основании информации об их содержании, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, этикетках, руководствах по эксплуатации, справочниках). При отсутствии этих сведений (если речь идет об импортном, устаревшем отечественном оборудовании и т.п.) сведения заносятся по данным организаций, разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов.
Заметим, что Российская государственная пробирная палата выпускает справочник "Содержание драгоценных металлов в электротехнических изделиях, аппаратуре связи, контрольно-измерительных приборах, кабельной продукции, электронной и бытовой технике". Он состоит из шести частей, посвященных:
- изделиям и элементам общепромышленного назначения;
- аппаратуре проводной связи. В этой части представлены данные по аппаратуре EWSD (Siemens), 1 000 S-12 (Alcatel), Si-2000 (Iskratel), Neax-61 (Nec), ФК-34, ФК-35 (Файберкомс), БЕТА, Квант-Е;
- аппаратуре радиосвязи, телевидения и радиовещания;
- электротехническому оборудованию и кабельной продукции;
- измерительным приборам и устройствам;
- вычислительной и бытовой технике.
В издании перечислено оборудование как отечественного, так и импортного производства. Поэтому при необходимости получения информации о наличии и количестве драгоценных металлов в содержащих их изделиях можно обратиться к данному справочнику.
Учет драгоценных металлов и содержащих их изделий в местах хранения (складах, хранилищах, цеховых кладовых и т.д.) осуществляется в учетных документах строгой отчетности типовых форм (карточках складского учета материальных ценностей, книгах сортового учета, журналах и т.п.). Названные документы регистрируются в финансовом подразделении (бухгалтерии) организации и выдаются материально ответственным лицам под расписку.
В-третьих, об изъятии узлов и деталей комиссией учреждения должен составляться акт демонтажа и передачи на склад изъятых из изделий узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы. Форма акта должна быть утверждена либо разработанной ведомственной инструкцией, либо учетной политикой организации. Изъятые узлы и детали должны быть приняты к учету (п. 6.19 Инструкции N 68н).
Обратите внимание! Узлы и детали (лом), полученные в результате списания основного средства, принимаются к учету по текущей оценочной стоимости (п. 106 Инструкции N 157н*(6)).
В-четвертых, собранные организацией лом и отходы драгоценных металлов передаются по договору на давальческой основе аффинажным, перерабатывающим организациям. Критерием выбора перерабатывающей организации может являться экономическая эффективность сырьевой утилизации изделий и материалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни. Предпочтение отдается организациям, осуществляющим комплексную сырьевую утилизацию отходов, обеспечивающую максимальное извлечение драгоценных металлов и драгоценных камней. Порядок переработки лома и отходов драгоценных металлов, а также оплаты произведенных работ и услуг устанавливается на договорной основе.
Обращаем внимание, что в силу п. 6.3 Инструкции N 68н в сопроводительных документах должны быть отражены:
- наименование и масса драгоценных металлов, находящихся в передаваемых деталях и узлах;
- метод, с помощью которого определялось содержание драгоценных металлов (например, на основании паспорта на оборудование или согласно техническим документам на аналогичные модели).
После выполнения работ по извлечению драгоценных металлов из лома аффинажный завод представляет учреждению, сдавшему лом, акт аффинажа (паспорт), в котором указывает фактическое количество драгоценных металлов, извлеченных из лома, и их стоимость. Обычно эти данные не совпадают с первоначальными сведениями о массе драгоценных металлов, содержащихся в переданных деталях и узлах, поэтому в первичные учетные документы необходимо внести соответствующие исправления. Пункт 6.20 Инструкции N 68н указывает, что корректировку следует делать путем зачеркивания первоначальных записей и проставления над ними сведений, отраженных в акте или паспорте, полученных от аффинажного завода.
Стоимость узлов и деталей при передаче их аффинажной организации в переработку списывается на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).
В-пятых, хранение узлов и деталей с содержанием драгоценных металлов должно производиться таким образом, чтобы была обеспечена их сохранность в местах хранения, переработки и транспортировки.
Кроме того, согласно положениям п. 5.1 Инструкции N 68н в учреждениях один раз в год должна быть проведена инвентаризация изделий, приборов, оборудования, аппаратуры и иных материалов, содержащих драгоценные металлы, во всех местах эксплуатации и хранения с отражением в учетной документации результатов проведенной инвентаризации.
Для проведения инвентаризации приказом руководителя должна быть создана комиссия с обязательным включением в ее состав представителей руководства соответствующего подразделения организации и сотрудников финансового подразделения (бухгалтерии). Этим же приказом устанавливаются порядок проведения, сроки начала и окончания инвентаризации, порядок сличения ее результатов с данными учета и отражения их в учете и отчетности, а также представления на утверждение протокола заседания инвентаризационной комиссии.
Инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в оборудовании, приборах и иных изделиях, изготовленных с их применением, а также лома и отходов, их содержащих, проводится по их местонахождению в присутствии материально ответственного лица, на хранении которого находятся эти ценности.
* * *
Кратко сформулируем основные выводы:
1. Государственные (муниципальные) учреждения обязаны вести учет и своевременно передавать перерабатывающим организациям все виды лома и отходов драгоценных металлов, полученные от всех источников их образования.
2. В соответствии со ст. 19.14 КоАП РФ за нарушение правил учета и хранения драгоценных металлов предусмотрена административная ответственность. В силу норм данной статьи на юридических лиц может быть наложен штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утв. Приказом Минфина РФ от 29.08.2001 N 68н.
*(2) Статистическая форма 4-ДМ "Сведения об остатках, поступлении и расходе драгоценных металлов, содержащихся в составе приборов, оборудования и других изделий", утв. Постановлением Росстата от 14.11.2007 N 88. Представляется 1 марта после отчетного периода.
*(3) Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
*(4) Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней.
*(5) Утверждена Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н.
*(6) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"