Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 268680-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законотворческие новеллы последних лет требуют внесения дополнительных изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и другие законодательные акты Российской Федерации.
Концепция Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" исходит из того, что любая добыча водных биологических ресурсов относится к рыболовству. Рыболовством также признается осуществляемая с использованием судов рыбопромыслового флота приемка, обработка, перегрузка, транспортировка, хранение, выгрузка уловов водных биологических ресурсов, а также производство рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов.
В настоящее время понятие "объекты рыболовства", установленное в 1995 г. Федеральным законом "О животном мире" устарело.
В частности, признаны утратившими силу нормы Федерального закона "О животном мире", из которых следует необходимость разграничения водных биологических ресурсов на отнесенные и не отнесенные к объектам рыболовства.
Федеральное агентство по рыболовству с целью приведения нормативных правовых актов в соответствии с новыми федеральными законами уже признало утратившим силу свой приказ от 1 сентября 2008 г. N 131 "Об утверждении Перечня видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства".
Законопроект устраняет имеющиеся в федеральных законах терминологические противоречия и исключает возможность двусмысленного толкования соответствующих понятий, что соответствует антикоррупционным требованиям.
В настоящее время при регулировании вопросов промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" конкретно указывает, какие лица и для каких целей могут осуществлять названные виды рыболовства и какие суда при этом должны использоваться. Однозначно устанавливается, куда необходимо доставлять уловы водных биологических ресурсов и произведенную из них рыбную и иную продукцию. Также не возникает вопроса, на основании каких договоров осуществляется деятельность в упомянутых сферах рыболовства.
Что касается рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях, а также рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов, то его особенности в Федеральном законе "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" фактически не определяются.
Статьи 22 и 23 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", призванные урегулировать соответствующие проблемы, составлены в виде бланкетных (отсылочных) норм, призывающих установить порядок осуществления указанных разновидностей рыболовства федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
По существу, разрешается любым лицам осуществлять в рамках рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях, а также рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов, какую угодно, в том числе предпринимательскую деятельность, причем в условиях отсутствия достаточного правового регулирования.
Такой подход к регулированию рассматриваемых отношений не может способствовать установлению прочного правопорядка в рыбном хозяйстве.
Необходимо также учитывать, что при осуществлении рыболовства в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов не уплачивается сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Осуществление предпринимательской деятельности в рамках проведения такого рыболовства на безвозмездной основе без ясности в правовом регулировании нельзя считать допустимым.
Законопроект устраняет пробелы в правовом регулировании соответствующих отношений.
В новых редакциях статей 22 и 23 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предусматриваются нормы прямого действия, отражающие специфику осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях, а также рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов.
Следует отметить, что при составлении названных норм использован уже имеющийся опыт регулирования соответствующих вопросов в подзаконных актах, не потерявший своей актуальности и требующий признания на законодательном уровне.
В частности, были использованы утвержденные Федеральным агентством по рыболовству Порядок осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях и Порядок осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов (приказы от 1 июня 2009 г. N 437 и от 1 апреля 2009 г. N 257).
Были также учтены Порядок согласования и утверждения планов работ при осуществлении рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях и Порядок согласования и утверждения программ выполнения работ при осуществлении рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов(приказы от 30 января 2009 г. N 56 и N 61).
В соответствии со статьей 129 Гражданского кодекса Российской Федерации оборот природных ресурсов, включая водные биологические ресурсы, может быть определен только федеральными законами.
Практика развития законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов свидетельствует о том, что оборот названой разновидности природных ресурсов, нередко продолжает устанавливаться в подзаконных актах, причем зачастую в ведомственных нормативных правовых актах.
Например, в отсутствии необходимых законодательных норм водные биологические ресурсы предоставляются гражданам для осуществления любительского и спортивного рыболовства обществами охотников и рыболовов и другими организациями на основании путевки (документа, подтверждающего заключение договора оказания возмездных услуг гражданам-рыболовам).
С формальной точки зрения такая форма оборота водных биологических ресурсов должна быть урегулирована федеральным законом.
Законопроект направлен на то, чтобы придать легитимность уже имеющимся и оправдавшим свою целесообразность формам оборота водных биологических ресурсов.
В частности, в статью 24 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", определяющую особенности осуществления любительского и спортивного рыболовства, внесены изменения в части, касающейся выдачи рыболовам путевки.
Выведение водных биологических ресурсов из под действия Федерального закона "О животном мире" создало правовой вакуум в регулировании отношений по искусственному воспроизводству и акклиматизации водных биологических ресурсов, а также по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов
К сожалению, следует констатировать, что в Федеральном законе "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" уделяется недостаточно внимания регулированию вопросов искусственного воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов. Что касается редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов, то регулирование данных весьма значимых с экологической точки зрения объектов ограничивается установлением порядка их добычи (вылова).
С целью устранения указанных недостатков Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" законопроектом предлагается включить в него нормы об охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов и уточнить нормы о порядке их добычи (вылова).
При этом за основу принимались требования Федерального закона "Об охране окружающей среды" (статья 60) и Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения.
Был также учтен опыт правового регулирования указанных вопросов в подзаконных актах, в частности, в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 1017 "О добыче (вылове) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов".
Законопроект дополняет статьи 45 и 46 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" нормами об искусственном воспроизводстве и акклиматизации водных биологических ресурсов, которые уже сейчас широко применяются на практике, но так и не получили своего законодательного закрепления.
Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 645 "Об утверждении Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения" и приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17 января 2007 г. N 4 "Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по акклиматизации водных биоресурсов" явно недостаточно для установления надлежащих правовых основ регулирования указанных отношений.
Представляется, что принятие законопроекта не только придаст легитимность широко применяемым формам оборота водных биологических ресурсов, способам управления рыбным хозяйством и средствам сохранения соответствующего природного ресурса, но и будет способствовать устранению несогласованностей, неясностей и противоречий между различными законодательными актами.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не приведут к уменьшению доходов федерального бюджета, не потребуют передачи финансовых ресурсов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" подлежит признанию утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 577 "О согласовании перечня видов водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства".
Кроме того, потребуется внести изменения в следующие акты федерального законодательства:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 15 октября 2008 г. N 765 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование";
2) постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 645 "Об утверждении Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения";
3) постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 1017 "О добыче (вылове) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов";
4) приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17 января 2007 г. N 4 "Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по акклиматизации водных биоресурсов";
5) приказ Федерального агентства по рыболовству от 1 июня 2009 г. N 437 "Об утверждении Порядка осуществления рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях";
6) приказ Федерального агентства по рыболовству от 1 апреля 2009 г. N 257 "Об утверждении Порядка осуществления рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов";
7) приказ Федерального агентства по рыболовству от 30 января 2009 г. N 56 "О порядке согласования и утверждения планов работ при осуществлении рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях";
8) приказ Федерального агентства по рыболовству от 30 января 2009 г. N 61 "О порядке согласования и утверждения программ выполнения работ при осуществлении рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов";
9) приказ Федерального агентства по рыболовству от 26 января 2009 г. N 48 "Об утверждении форм заявок о предоставлении водных биологических ресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях, рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов и порядка их заполнения",
Для реализации Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.