Комментарий к определению Верховного Суда Российской Федерации от 09.11.2015 N 309-КГ15-14149
Р.В. Немирович,
эксперт журнала "Оплата труда:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", N 1, январь 2016 г., с. 49-55.
В комментируемом Определении ВС РФ от 09.11.2015 N 309-КГ15-14149 контролирующий орган оспаривает ранее принятые судебные акты, в которых установлена правомерность включения страхователем в базу для исчисления страховых взносов сумм компенсации работникам за приобретенные ими путевки на санаторно-курортное лечение, а также правомерность включения в суммы финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний расходов на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Однако суд и в этот раз не поддержал региональное отделение ФСС.
1. Контролирующий орган, ссылаясь на п. 1, 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", ст. 7, 8 Федерального закона N 212-ФЗ*(1), утверждает, что выплаты, производимые организацией в пользу работников в соответствии с коллективным договором, в том числе компенсация стоимости приобретенных работниками санаторно-курортных путевок, обусловлены наличием трудовых отношений, такие выплаты являются дополнительным вознаграждением в натуральной форме, и основания для их исключения из базы для начисления страховых взносов отсутствуют.
Отметим, что данная позиция согласуется с Письмом ПФ РФ N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014, в котором, в частности, разъясняется, что объектом обложения страховыми взносами являются все выплаты в пользу работников, производимые работодателем в рамках трудовых отношений. Суммы компенсации работодателем стоимости санаторно-курортных путевок для работников можно выплачивать как на основании трудовых договоров, так и при отсутствии в них соответствующих положений, но в связи с наличием трудовых отношений между работником и работодателем. Исключение составляют суммы, перечисленные в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ. На этом основании выплаты работникам в соответствии с коллективным договором (в том числе компенсация стоимости путевок) облагаются страховыми взносами.
Организация-страхователь же ссылается на коллективный договор, которым предусмотрены оздоровление и отдых работников и членов их семей за счет средств организации, средств обязательного социального страхования и личных средств работников. Поскольку выплаты компенсации за путевки (на оздоровление и отдых) не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются стимулирующей выплатой, они не должны включаться в базу для начисления страховых взносов.
Судом установлено: по условиям коллективного договора работодатель обеспечивает выделение денежных средств в рамках утвержденного бюджета для организации санаторно-курортного оздоровления работников, членов их семей и неработающих пенсионеров-ветеранов. Условия и порядок предоставления, количество и стоимость путевок регулируются внутренними локальными нормативными актами.
В соответствии с коллективным договором в организации утверждено положение об организации и порядке выдачи путевок на оздоровление работников, членов их семей и неработающих пенсионеров-ветеранов.
Плата за путевки поступала от работников организации путем удержания стоимости из их заработной платы по личному заявлению. То есть страхователь не производил ни бесплатную выдачу путевок, ни компенсацию работникам расходов на оздоровление, ни иных начислений дохода, связанных с оздоровлением работников.
Таким образом, оплата стоимости путевок за счет собственных средств работникам, а также членам их семей и иным лицам, не состоящим в трудовых отношениях со страхователем, не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов.
Схожие выводы представлены, например, в постановлениях ФАС УО от 05.06.2014 N Ф09-1655/14, ФАС ЦО от 03.04.2014 N А14-2025/2013 (Определением ВАС РФ от 29.07.2014 N ВАС-9218/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС), ФАС ВВО от 14.10.2013 N А43-29595/2012 (Определением ВАС РФ от 13.02.2014 N ВАС-785/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС).
2. В подпункте 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона N 165-ФЗ*(2) предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 8 Федерального закона N 165-ФЗ пособие на санаторно-курортное лечение является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страховых случаев, в частности необходимости получения соответствующей медицинской помощи.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (ст. 10, 22 Федерального закона N 165-ФЗ).
Из перечисленных норм следует, что обязанность по выплате страхового обеспечения за счет средств обязательного социального страхования возникает у страховщика при наличии документально подтвержденного страхового случая.
С 01.01.2013 действуют Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила N 580н).
Согласно п. 2 обозначенных правил финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в ФСС в текущем финансовом году.
Объем средств, направляемых страхователем на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году.
При этом в силу пп. "д" п. 3 Правил N 580н финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В ходе проверки установлено, что в суммы финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний включены расходы на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Проверка списков работников, получивших путевки на санаторно-курортное лечение, отрывных талонов от использованных путевок показала, что путевки выделялись на основании заключительных актов медицинской комиссии по результатам периодических медицинских осмотров и по письменному заявлению работников. Отрывные талоны имеются в полном объеме.
В то же время, по мнению проверяющих, работники, которые находились на санаторно-курортном лечении, не могли находиться в лечебном учреждении, поскольку находились на рабочих местах (им в период лечения проставлены рабочие смены, в расчетных ведомостях по начислению заработной платы им начислена заработная плата за полный рабочий день, другие были временно нетрудоспособны, ухаживали за больными детьми, были уволены с работы). Соответственно, целевое финансирование не нашло подтверждения, поскольку необходимым условием для осуществления таких расходов за счет средств обязательного социального страхования является предоставление работнику отпуска на период санаторно-курортного лечения. В данном случае фактические медицинские услуги по оздоровлению работники получать не могли.
Страхователь же говорит: указанные обстоятельства сами по себе не могут свидетельствовать о том, что работники не проходили санаторно-курортное лечение, поскольку санаторно-курортное лечение большей частью работников осуществлялось в санатории, расположенном на расстоянии 43 км от места нахождения организации. Значит, работники могли доехать как до санатория от места работы, так и обратно на личном автотранспорте или на маршрутном такси. При этом время на дорогу составляет около 40 минут.
Кроме того, в организации установлено несколько графиков работы персонала. Каждому работнику, поименованному в оспариваемом решении, установлен особый график работы на период прохождения санаторно-курортного лечения, который позволял проходить санаторно-курортное лечение без отрыва от производства.
Например, работник на период прохождения санаторно-курортного лечения работал по графику:
- 1-я смена - с 07.00 до 19.00;
- 2-я смена (следующий день) - с 19.00 до 07.00;
- 3-я смена (третий день) - с ночи (нерабочий);
- 4-я смена (четвертый день) - выходной.
То есть в свободное от работы время данный работник мог получать санаторно-курортное лечение в полном объеме.
Для работников, которые работают по пятидневке, на период получения санаторно-курортного лечения был изменен режим работы - рабочая смена начиналась с 13.00 (в табеле учета рабочего времени отражается только количество рабочих часов без учета режима рабочего времени). Поэтому (с учетом расстояния от санатория до места работы) данные работники получали соответствующее лечение в санаторно-курортном учреждении в утреннее время, после которого уезжали на рабочее место.
Некоторые работники, которые получали санаторно-курортное лечение в санатории, расположенном на далеком расстоянии от места работы, совмещали лечение с периодом отпуска. В случае частичного несовпадения отпуска с периодом лечения по путевке работники брали отгулы, менялись сменами.
Что касается тех работников, которым в период санаторно-курортного лечения в табеле учета проставлены дни временной нетрудоспособности, по мнению страхователя, действующим законодательством, в том числе нормами Федерального закона N 165-ФЗ, не предусмотрено прерывание санаторно-курортного лечения в случае наступления в указанный период временной нетрудоспособности. Соответственно, отсутствуют основания для отказа в принятии к зачету расходов на путевки.
Путевки за счет средств социального страхования оплачены лицам, нуждающимся в санаторно-курортном лечении; документы, подтверждающие прохождение курса лечения застрахованными лицами, страхователю представлены. Целевой характер расходования средств ФСС не нарушен. При этом из законодательных норм не следует, что обязательным условием осуществления страхователем расходов на санаторно-курортное лечение работников за счет средств обязательного социального страхования является прохождение такого лечения только с отрывом от производства, то есть при условии предоставления отпуска на период лечения. Аналогичная позиция изложена, например, в постановлениях ФАС ВВО от 04.10.2007 N А79-3532/2006, от 17.04.2007 N А79-3659/2006 (Определением ВАС РФ от 28.08.2007 N 9798/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС).
По работникам, по которым причиной непринятия расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов послужили факты их увольнения в период прохождения санаторно-курортного лечения либо до получения санаторно-курортного лечения, страхователем также отмечено, что действующее законодательство не предусматривает возможности аннулирования путевки или прерывания санаторно-курортного лечения по путевке, выданной предприятием своему работнику, в случае прекращения с ним трудовых отношений. Действующее законодательство не предусматривает также возможности отказа ФСС в принятии к зачету расходов на санаторно-курортное лечение работников предприятия по этому основанию. Кроме того, ст. 80 ТК РФ не ограничено право работника на увольнение в период прохождения санаторно-курортного лечения.
Хотим обратить внимание на п. 10 Правил N 580н. В нем содержится исчерпывающий перечень случаев, при которых территориальный орган ФСС принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер. Ни один из подобных случаев не нашел отражения в рассмотренном деле. Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"