О понятии линейного объекта
Е.Л. Наумов,
аспирант кафедры гражданского права
юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова,
эксперт управления правового обеспечения
и судебной работы ОАО "ЦИУС ЕЭС"
Журнал "Законодательство", N 10, октябрь 2015 г., с. 36-43.
Ранее рассмотренная позиция*(1) о включении в технологические комплексы движимых и недвижимых вещей разделяется не всеми цивилистами. Так, например, М.А. Димитриев считает, что в технологический комплекс входят только объекты недвижимости. По его мнению, движимые вещи не могут признаваться элементами "комплекса недвижимого имущества", так как "при присоединении к одной из недвижимых вещей "растворяются" в ней теряя свою индивидуальность"*(2). Полагаем, что с мнением указанного автора невозможно согласиться, так как с одной стороны она опровергается фактическим положением дел. Кроме того, движимые вещи могут быть соединены одновременно со всеми объектами недвижимости (провода, трубы, оборудование, соединяющие несколько зданий в одной технологической цепочке), а не соединяться с одним. С другой стороны, при таком подходе неясно, почему не теряется индивидуальность и недвижимых вещей*(3). Полагаем, что в данном случае корректнее было бы говорить об иммобилизации движимости в едином недвижимом комплексе. При этом стоит отметить, что так как единый недвижимый комплекс является законно неделимым, то его элементы не обладают дискретностью (редуцируются), и это относится ко всем вещам, включаемым в его состав (движимым и недвижимым).
В то же время земельные участки, здания и сооружения, входящие в единый недвижимый комплекс, как полагаю, формируют его основу как правового явления. В свою очередь, для линейного объекта их совокупность, объединенная единым назначением и неразрывной технологической связью (посредством движимых вещей), составляет сущность рассматриваемого правового явления и отражает фактически существующее положение дел и требования оборота. Отметим, что пункты 34-42 положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утверждено постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87) установлены требования к описанию разделов проектной документации на линейные обороты капитального строительства. В свою очередь, подп. б п. 37 данного положения указывает, что в четвертом разделе проектной документации линейного объекта должен быть представлен перечень зданий, строений и сооружений, проектируемых в составе линейного объекта, с указанием их характеристик. То есть линейный объект как совокупность недвижимых вещей формируется еще на этапе проектирования. Конечно, эффект синергии имеет свое место при такой совокупности, но ad rem*(4) эти объекты соединяет одна технологическая связь. Подчас она настолько сильна, что исключение любого из них делает бессмысленным существование всей цепочки. Так, например, трубопровод без системы прокачки не имеет смысла - и наоборот. Иными словами - единый недвижимый комплекс (линейный объект) суть разновидность сложной вещи, являющейся недвижимой в силу связи с землей. Комплексная природа указанного объекта нисколько не умаляет того факта, что он является недвижимостью. Конечно, классический подход требует, чтобы вещи, входящие в совокупную комплексную вещь, сохраняли способность быть переданными по отдельности, а не только как нечто неделимое целое*(5).
Но в то же время отметим, что в рассматриваемом случае в отношении линейного объекта требование о самостоятельной передаче неприменимо, так как все элементы линейного объекта физически и технологически связаны между собой. Данное требование было бы справедливо, в случае если движимые вещи находились бы в самостоятельном использовании и имели с вещами недвижимыми только опосредованную связь (трактор, обслуживающий дорогу). То есть, если вся совокупность будет индивидуализирована надлежащим образом, то ее передача (как целого) значительно облегчит и упростит оборот*(6). Полагаю, что единый недвижимый комплекс суть правовой механизм, формирующий юридическое единство хозяйственной совокупности зданий, сооружений и т.д. Таким образом, механизм надлежащей индивидуализации имеет определяющее значение для такой совокупной-комплексной вещи как единый недвижимый комплекс*(7).
Кроме всего прочего, К.И. Скловский поднимает интересную проблему самоидентификации линейного сооружения как вещи*(8). Вопрос самоидентификации вещи занимал умы еще древних римлян (парадокс корабля Тезея)*(9). Пункт 2 ст. 133 ГК РФ решает данную проблему в русле общефилософских воззрений по данному вопросу, определяя, что замена одних составных частей неделимой вещи другими составными частями не влечет возникновения иной вещи, если при этом ее существенные свойства сохраняются. Ученые*(10), исследовавшие данный парадокс, пришли к выводу, что в объектах, не имеющих чувствительности к замене материала, их составляющего, с необходимостью имеется набор "информационных программ", сохраняющий его идентичность*(11). Полагаем, что с выводом К.И. Скловского о том, что "если вещь состоит из различных частей, то замена этих частей сама по себе не означает гибели прежней и возникновения новой вещи, прежние части, элементы, замененные новыми, после утраты их связи с вещью не могут рассматриваться как прежняя вещь", необходимо согласиться.
В то же время считаем, что выбор "информационной программы" определяющей ВЛ*(12) как вещь, сделан неудачно*(13). Так как ВЛ, являясь линейным сооружением, выступает в обороте объектом недвижимости, то ее идентификация должна осуществляться не на основании факта подключения к действующим сетям с присвоением инвентарного диспетчерского номера, а на основании "механизма памяти", закрепленного в кадастре и в ЕГРП. Именно запись в кадастре определяет сущностные признаки объекта недвижимости и юридическую неподвижность через указание на его географические координаты. Недвижимость - это всегда индивидуально определенные вещи. Как и во всех европейских странах (анализ см. ниже), в России индивидуализация недвижимой вещи осуществляется путем ее описания в кадастре и ЕГРП. Отметим, что индивидуализация суть описание объекта недвижимости, в том числе его нахождения в пространстве. Если рассматривать строение как типичный куматоид (от греческого kuma - волна)*(14), то кадастровая запись - это тот механизм памяти, который ответствен не только за идентификацию объекта, но и за самоидентификацию его тождества самому себе. То есть, если мы знаем, что объект неподвижен и находится в пространственных координатах х/у/z, то этот объект не может находиться по иным координатам, так как это будет иной объект, с иными характеристиками (индивидуально определенными признаками). Таким образом, индивидуализация - регистрация суть основной юридический механизм формирования объекта недвижимости.
Отметим, что в германском праве это обстоятельство прослеживается наиболее ярким образом. Совершенно справедливо германские цивилисты считают, что единственным реально недвижимым объектом является земельный участок*(15). Понятие земельного участка вытекает из норм Положения о поземельной книге (ППК) и Гражданского Уложения Германии (ГГУ). В них под земельным участком понимается территориально ограниченная часть поверхности земли, которая в соответствии с данными земельного кадастра обозначена как земельный участок на отдельном листе поземельной книги (ст. 3 ППК) либо под индивидуальным номером в инвентарной описи на общем листе поземельной книги*(16). Иными словами, объект таков, как он юридически зарегистрирован.
Как мы видим, эти простые умозаключения приводят нас к выводу, что в случае если объект недвижимости снесен, а рядом с его фундаментом (тем более на ином земельном участке) построен иной объект недвижимости, то говорить о том, что это тот же объект недвижимости, не представляется возможным*(17).
Отметим, что единый недвижимый комплекс может быть сформирован на принципах: 1) земельный участок и совокупность иных вещей, на нем расположенных; 2) совокупность зданий, сооружений, объединенная единым назначением и неразрывной технологической связью. Линейный объект может представлять собой как первый вариант, так и второй. В первом случае примером могут выступать линейные объекты, расположенные в полосе отвода и на многоконтурном земельном участке на своей земле. Во втором случае примером выступают линии электропередач, линии связи, трубопроводы, выстроенные на чужой земле.
Как было показано выше, кадастровая запись имеет определяющее значение для идентификации и самоидентификации объектов недвижимости (в силу связи с землей и по природе). Также важно, чтобы объекты, входящие в единый недвижимый комплекс, были индивидуализированы как целое. И именно это обстоятельство указывает на необходимость индивидуализации единого недвижимого комплекса (линейного объекта) посредством описания в кадастре. Иными словами, его описание (индивидуализация) и регистрация (т.е. формирование юридической связи между его элементами), так же как и любой иной недвижимости*(18), в силу связи с землей должна осуществляться путем описания его в кадастре*(19) и регистрации в ЕГРП. Отметим, что в России, как и во многих странах, существует двухуровневая система регистрации: кадастр*(20) (техническое значение) и реестр*(21) (юридическое значение). Последний черпает техническую информацию о месте положения, границах, номере и т.д. из кадастра. Регистрация недвижимости практически невозможна без выполнения технической функции индивидуализации и требует наличия такого инструмента (кадастра)*(22). Функция индивидуализации и описания объектов недвижимости (как техническая процедура) может осуществляться с использованием отдельного подробного кадастра, составленного соответствующими самостоятельными административными органами (Франция, Германия, Австрия, Бельгия, Люксембург и т.д.). Также функции ведения кадастра и реестра могут быть переданы одному органу (Италия, Финляндия, Швеция)*(23). В некоторых странах функции технического учета и регистрации ведутся в одной информационной системе (кадастр не выделяется) (Англия, Ирландия, Шотландия)*(24). Но в любом случае реестры содержат информацию, индивидуализирующую недвижимость как вещь (местоположение, индивидуальный номер, отсылающий к кадастру, размер и т.д.).
Необходимо отметить, что в европейских странах обработка данных, связанных с регистрацией, полностью автоматизирована и представляет собой информационные массивы данных, что обеспечивает высокую надежность и удобство в работе. В Австрии наряду с общей поземельной книгой имеются специальные поземельные книги (железнодорожная книга и горная книга). Железнодорожная книга представляет собой реестр для регистрации железных дорог, которые имеют право на принудительное отчуждение земли (за исключением трамваев). Для каждой железной дороги или ее части (которая как одно целое несет ответственность по обязательствам перед кредиторами) имеется вкладной документ; предметом регистрации является железная дорога в целом (все земельные участки, служащие для эксплуатации железной дороги и материал для строительства и эксплуатации железной дороги)*(25).
В нашем праве, в сфере кадастрового учета и регистрации линейных объектов, существует целый клубок неразрешенных проблем, как в части учета самих линейных объектов, так и в части учета земельных участков под ними.
Положениями подпункта 2 ст. 18, подп. 10 ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - закон о кадастре) предусмотрено, что место осуществления государственного кадастрового учета (далее - кадастровый учет) объектов недвижимости, расположенных в границах двух и более кадастровых округов, а также особенности осуществления кадастрового учета, в том числе отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных), определяются в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В настоящее время указанный порядок не установлен. Министерство экономического развития РФ письмом от 29 мая 2013 г. N 10571-ПК/Д23и "О порядке осуществления государственного кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных)" сообщает, что в настоящее время Минэкономразвития России только ведется разработка указанных нормативных правовых актов. Указанным письмом Минэкономразвития доводит общие принципы кадастрового учета линейных объектов исходя из существующего нормативного регулирования*(26).
Представляется, что линейные объекты должны описываться в кадастре на основе следующих принципов. Во-первых, данные объекты должны учитываться в округе "Общероссийский". Во-вторых, в случае если линейный объект расположен на "чужой земле", его местоположение в пространстве должно определяться путем указания на характерные (поворотные) точки, которые соединяются по прямой линии. В-третьих, в случае если линейный объект расположен в пределах одного участка "на своей земле", то он должен описываться в составе такого земельного участка. В-четвертых, в случае если линейный объект расположен на нескольких земельных участках с разным правовым режимом и принадлежащих разным лицам (на своей и чужой земле), он должен описываться как объект, расположенный на чужой земле (посредством указания на поворотные точки)*(27).
Как уже отмечалось, в Австрии существуют специальные поземельные книги для регистрации линейных объектов (ж/д дорог). В российском праве также существует понимание необходимости специального учета линейных объектов, так специальный порядок регистрации предусмотрен для линейно-кабельных сооружений связи и автомобильных дорог. Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 68 "Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи" устанавливает специфику регистрации линейных объектов связи и занимаемых ими земельных участков, в частности определяет: уполномоченный орган, порядок внесения сведений в ЕГРП и необходимые для регистрации документы (регистрация осуществляется в ЕГРП). В отношении автомобильных дорог ст. 10 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон об автодорогах) устанавливает самостоятельный механизм учета прав в виде Единого государственного реестра автомобильных дорог (далее - ЕГРАД). Порядок его ведения определяется приказом Минтранса РФ от 20 мая 2009 г. N 80 "О Едином государственном реестре автомобильных дорог" (далее - правила учета дорог). Данный реестр имеет самостоятельное значение и не соотносится с ЕГРП. Последнее обстоятельство вызывает затруднение в правоприменительной практике и гражданском обороте. Так как запись в ЕГРАД, в отличие от записи в ЕГРП, не носит правоустанавливающий характер*(28); при этом ни законом об автодорогах, ни правилами учета дорог не установлено, что возникновение, переход, прекращение прав в отношении автомобильных дорог связаны с внесением в ЕГРАД соответствующих сведений; не предусмотрена выдача свидетельств о правах на автомобильные дороги. Последнее обстоятельство вынуждает владельцев автомобильных дорог требовать их регистрации в ЕГРП как недвижимости, с учетом того, что п. 11 ст. 1 ГрК РФ признает автомобильные дороги разновидностью линейных объектов*(29).
Полагаю, что развитие норм об учете линейных сооружений на основе их хозяйственного назначения приведет к созданию значительного массива нормативных актов и, как следствие, вызовет проблему их соотношения (противоречия, коллизий и т.д.)*(30). Установление единого механизма учета и регистрации для линейных объектов с учетом их специфики исключит вышеуказанную ситуацию и позволит разрешить множество существующих проблем, в том числе и с необходимостью финансирования и ведения множества сугубо специальных систем учета. Считаю целесообразным создание (на основе ЕГРАД) Единого государственного реестра линейных объектов, являющегося частью единой федеральной информационной системы, объединяющей государственный кадастр недвижимости на электронных носителях и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на электронных носителях. Полагаю, что запись в Едином государственном реестре линейных объектов должна носить правоустанавливающий характер, а не информационный. По сути он должен представлять собой подсистему учета прав в единой системе в смысле п. 4 ст. 4 закона о кадастре.
Проведенный анализ позволяет выделить следующие признаки, характеризующие линейный объект.
1. Длина объекта должна превалировать над шириной, данные объекты преимущественно расположены в одном пространственном измерении, т.е. имеют значительную протяженность при нормативной определенной ширине*(31).
2. Расположение объекта на местности осуществляется в виде линий различной конфигурации (прямые, гиперболы, синусоиды и др.).
3. Объекты должны быть расположены на территории более одного регистрационного округа*(32).
4. Объекты должны быть связаны между собой и находиться на одном или нескольких земельных участках. Например: опоры линий передач, линий связи, автодороги, ж/д дороги, - в пределах полосы отвода или одного земельного участка.
5. Объекты должны иметь функциональную и технологическую взаимосвязанность между элементами и их оставляющими, и единую цель при использовании.
6. Объекты должны включать в себя движимые и недвижимые вещи, при этом движимые вещи соединены с недвижимыми физически и технологически, в результате чего в данной совокупности утрачивается дискретность между элементами, ее составляющими.
7. Объект является сложной неделимой вещью.
8. В отношении данных объектов предусматривается установление охранной зоны*(33).
На основе выделенных признаков можно дать следующее определение линейного объекта. Линейный объект - это совокупность (цепь) физически и технологически связанных между собой вещей, расположенных на одном или нескольких земельных участках, на территории более одного регистрационного округа, размещенных на местности в виде линий различной конфигурации с установлением соответствующих охранных зон, и зарегистрированная как одна сложная неделимая недвижимая вещь (являющаяся сложной неделимой недвижимой вещью).
Список литературы
1. Абакшин А.Н. Правовой режим газопроводов // Право и экономика. 2005. Май. N 5.
2. Аверченко Н.Н., Белов В.А., Блинковский К.А. // Под ред. М.А. Рожковой. Вещные права: постановка проблемы и ее решение: Сборник статей. М., 2011.
3. Авилов Г.Е., Безбах В.В., Брагинский М.И. // Под ред. О.Н. Садикова Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (ч. 1) (постатейный). М., 1997.
4. Бочаров М. Особенности кадастрового учета и регистрации прав на сложные недвижимые вещи // Правовые вопросы строительства. 2009. N 2.
5. Волков Г.А., Голиченков А.К., Хаустов Д.В. Проблемы совершенствования правового регулирования публичных сервитутов для обеспечения строительства и функционирования линейных сооружений // Экологическое право. 2006. N 2.
6. Васьковский Е.В. Учебник гражданского права. М., 2003.
7. Витрянский В.В., Козырь О.М., Маковская А.А. Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе М., 2004.
8. Витрянский В.В., Жуйков В.М., Завьялов А.А., Иванов А.А. Концепция развития гражданского законодательства // Нотариальный вестник. 2003, N 5.
9. Гришаев С.П. Правовой режим недвижимого имущества М., 2007.
10. Димитриев М.А. Технологические комплексы недвижимого имущества (постановка проблемы) // Налоги. 2011. N 21.
11. Ем В.С. Договор продажи предприятия (научно-практический комментарий действующего законодательства) // Законодательство. 2005. N 6.
12. Ем В.С. Договор продажи недвижимости (научно-практический комментарий действующего законодательства) // Законодательство. 2005. N 10.
13. Ем В.С. Договор продажи предприятия как форма отчуждения и приобретения бизнеса // Законодательство. 1999. N 11. С. 10-19.
14. Красавчиков О.А. Советское гражданское право том 1 издание третье, исправленное и дополненное М., 1985.
15. Лазаревский А.А. Системы регистрации прав на недвижимое имущество. Опыт зарубежных стран М., 2000.
16. Леонтьева Е.А. Концепция единого объекта недвижимости в германском гражданском праве // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. N 2.
17. Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика // Санкт-Петербург, 2002.
18. Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2 ч. (По испр. и доп. изд. 1902 г.). М., 2003.
19. Новицкий И.Б., Перетерский И.С. Римское частное право: Учебник М., 2004.
20. Победоносцев К.П. Курс гражданского права М. 2002.
21. Писков И.П. Гражданско-правовой режим зданий и сооружений Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003.
22. Писков И.П. К вопросу о понятии недвижимости в российском праве // Проблемы развития частного права: Сборник статей к юбилею В.С. Ема // Отв. ред. Е.А. Суханов, Н.В. Козлова. М. 2011.
23. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.
24. Сидоренко, В.Н. Правовое регулирование ведения государственного земельного кадастра Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
25. Степанов С.А. Недвижимое имущество в гражданском праве. М., 2004.
26. Скловский К.И. Собственность в гражданском праве. 5-е изд., перераб. М.: Статут, 2015.
27. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: Учебник. Часть 1 / 3-е изд., перераб. и доп. М., 1998.
28. Стучка П.И. Введение в теорию гражданского права. Курс советского гражданского права М., 1927.
29. Суханов Е.А. Российское гражданское право: Учебник в 2 т. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. М., 2010.
30. Саатчиан А.Л. Гражданское уложение. Вотчинное право; проект Высочайше учрежденной Редакционной комиссии по составлению Гражданского уложения (с объяснениями, извлеченными из трудов Редакционной комиссии) // Под ред. Тютрюмова И.М. Кн. 3. М., 2008.
31. Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. М., 1963.
32. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права М., 1995.
------------------------------------------------------------------------
*(1) См. Наумов Е.Л. "О юридической природе линейного объекта" // Журнал "Законодательство", N 7, июль 2015 г., С. 22-28.
*(2) Димитриев М.А. Технологические комплексы недвижимого имущества (постановка проблемы) // Налоги. 2011. N 21. С. 18-23.
*(3) Если рассуждать в соответствии с логикой указанного автора, то и недвижимые вещи также не входят в технологический комплекс, так как теряют индивидуальность.
*(4) По существу - лат.
*(5) Писков И.П. Гражданско-правовой режим зданий и сооружений. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 9.
*(6) Например, набор из дюжины столовых ложек, убранный в одну упаковку, может быть передан одной сделкой как единый объект, а может быть передан на основании нескольких отдельных самостоятельных сделок.
*(7) Отметим, что данный механизм (объединение совокупности недвижимых вещей в одну вещь) реализован в законодательстве о связи. См. Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. N 68 "Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи" (п. 3 Положения).
*(8) "Как можно видеть, среди свойств линии выделяются те, которые характеризуют ее способность передавать энергию, а связь с землей обеспечивают опоры, которые едва ли являются уникальными для каждой данной линии, т.е. пригодны для установления тождества... каждая ВЛ приобретает свои свойства, идентичность именно через однократное присоединение к электросетям, что отражается в инвентарном диспетчерском номере", - пишет К.И. Скловский. Данный аспект рассматривается в связи с утверждением автора, что "эти выводы, как кажется, в значительной мере применимы и к иным линейным объектам".
*(9) Суть его такова. Греческий царь Тезей отправился в длительное плавание на корабле, который в море постепенно дряхлел и ветшал, так что мореплаватели вынуждены были время от времени заменять старые доски в корпусе корабля новыми. Настал такой момент, когда в корабле не осталось ни одной прежней доски. И вот возникает вопрос: какой же корабль вернулся в порт, старый или новый?
*(10) См.: Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М.: Гардарика, 1996. Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. М.: Издательство АН СССР, 1963. С. 5-17. Обзор позиций. См. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика В.А. Лапач / Издательство "Юридический Центр ПРЕСС", СПб, 2002.
*(11) В случае если мы изымаем только одну доску, то все остальные доски "помнят", где она находилась, ее форму. В то же время если мы изымем много досок сразу, то уничтожим эту "память", и корабль перестанет существовать. В течение жизни человека постоянно и постепенно происходит смена клеток, составляющих его тело, с возрастом в теле человека не остается ни одной неизмененной клетки, определяющим здесь является то, что информация - память о теле - содержится в генах (механизм памяти, формирующий человека на телесном уровне).
*(12) Воздушная линия - прим. ред.
*(13) К.И. Скловский считает, что самоидентификация ВЛ должна осуществляться посредством соотнесения с присвоенным инвентарным диспетчерским номером, отражающим факт подключения ВЛ.
*(14) Специфическая особенность куматоидов - их относительное безразличие к материалу, способность как бы плыть или скользить по материалу подобно волне. Этим куматоиды отличаются от обычных вещей, которые мы привыкли идентифицировать с составляющими вещества. Если вернуться к кораблю Тезея и к той проблеме, которая интересовала еще древних греков, то можно сказать, что как куматоид корабль остается одним и тем же; но как тело он меняется и становится другим кораблем. См.:. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники [Электронный ресурс] URL: http://philosophy.ru/library/fnt/00.html (здесь и далее в интернет-ссылках дата обращения - 30 июля 2015 г.).
*(15) См. Леонтьева Е.А. Концепция единого объекта недвижимости в германском гражданском праве // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. N 2.
*(16) Или как "часть земной поверхности, которая в соответствии с данными земельного кадастра обозначена как земельный участок на отдельном листе поземельной книги или под особым номером на общем листе поземельной книги". См.: Леонтьева Е.А. Концепция единого объекта недвижимости в германском гражданском праве // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2011. N 2. См. также: Крамкова Т.В., Материалы доклада "Правовое регулирование публичной собственности на земельные участки в России и Германии" // Круглый стол под председательством В.С. Плескачевского, Председателя Комитета по собственности Государственной Думы РФ, по теме: "Проблемы создания цивилизованного рынка земли в России. Фундаментальные аспекты". [Электронный ресурс] URL: http://ost-euro.com/info/onsultirovaniekomiteta-po-sobstvennosti-g-d-fs-r f-276.html (здесь и далее дата обращения - 30 июля 2015 г.).
*(17) Данный вывод подтверждается судебной практикой. См. Определение Ленинградского областного суда от 04 октября 2012 г. N 33-4568/2012. См. также Письмо Минрегиона РФ от 21 октября 2009 г. N 34749-ИП/08. Это утверждение остается верным, даже если объект выстроен из обломков снесенного и на основании договора о создании вещи для себя ("исполнитель" обязуется построить строение для себя, а некто или "заказчик" обязуется оплатить работу по его строительству). Отметим, что договоры о создании вещи для себя широко распространены в практике, и утверждение Скловского К.И., что "никто не вступает в договор для создания вещи для себя", не соотносится с реальным положением дел. В частности, такая ситуация складывается, когда предприниматели настолько заинтересованы в том, чтобы та или иная вещь была создана или преобразована, что полностью оплачивают создание такой вещи специальным субъектам предпринимательства. Например, такая ситуация возникает, когда появление такой вещи в разы увеличивает стоимость уже существующих вещей (АЗС, электроподстанции, токопроводы, дороги, линии связи и иная инфраструктура). Договор о технологическом присоединении к электрическим сетям подразумевает, что сетевая организация создает вещь для себя, а потребитель ее оплачивает, кроме того сетевая организация получает возможность оказывать услуги по передаче энергии.
*(18) Напомним, что капитальные объекты - строения, которые, в соответствии с буквой закона, не подлежат кадастровому учету.
*(19) Кадастр делает акцент на отношениях "объект - право" и отвечает на вопросы: где и какой? В свою очередь, ЕГРП делает акцент на отношениях "субъект - право" и отвечает на вопросы: кто и как? В то же время отметим, что во всем мире существует четкая тенденция к объединению кадастра и реестра в одной информационной системе. См. изданные ООН "Руководящие принципы управления земельными ресурсами" См. декларации, принятые ООН совместно с Международной федерацией геодезистов - Богорской (Индонезия, 18-22 марта 1996 г.), Бафертской (Австралия, 22 октября 1999 г.). http://www.fig.net/pub/figpub/pub21/figpub21.htm; http://www.fig.net/commission7/reports/events/sing97/sing974.htm.
*(20) Kadaster, Liegenschaftskataster, Kiinteistrekister, Catasto и т.д.
*(21) Grundbuch, Conservation des hypothques, Tinglysningskontoret, Grundbuchamt, Registri immobilari, Land Register и т.д.
*(22) Участки недр, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, предприятия как имущественные комплексы исключены из сферы кадастрового учета, однако полагаем, что единый недвижимый комплекс подлежит кадастровому учету. Отметим, что в странах, где регистрируются сделки, описание недвижимости может быть возложено на стороны сделки (США). См. Dr. habil. Christoph U. Schmid, Christian Hertel, Dr. Hartmut Wicke "Real Property Law and Procedure in the European Union General Report" 2005 Deutsches Notarinstitut Wurzburg. [Electronic resource] URL: http://www.eui.eu/Documents/DepartmentsCentres/Law/ResearchTeaching/Resea rchThemes/EuropeanPrivateLaw/RealPropertyProject/GeneralReport.pdf.
*(23) См. общий обзор систем регистрации и учета в Евросоюзе см. Real Property Law and Procedure in the EU // general summary // Synopsis tables [Electronic resource] URL: http://www.eui.eu/Documents/DepartmentsCentres/Law/ResearchTeaching/Resea rchThemes/EuropeanPrivateLaw/RealPropertyProject/SummaryIntegral.PDF.
*(24) Земельный реестр в Англии гарантирует права, но не границы. Сидоренко В.Н. классифицирует кадастровые системы следующим образом: 1) страны с наполеоновской системой, 2) страны с германской системой, 3) страны с скандинавской системой, 4) страны с английской системой. Анализ развития и организации кадастрового учета в зарубежных странах см. Сидоренко В.Н. Правовое регулирование ведения государственного земельного кадастра. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 33-64.
*(25) Системы регистрации прав на недвижимое имущество. Опыт зарубежных стран // Под ред. А.А. Лазаревского. М.: Фонд "Институт экономики города", 2000. С. 45.
*(26) См. Бочаров М. Особенности кадастрового учета и регистрации прав на сложные недвижимые вещи // Правовые вопросы строительства. 2009. N 2. С. 3-6.
*(27) Данный вывод базируется на том, что вызывает сомнение возможность объединения самостоятельных территориально разнесенных (в разных регистрационных округах) земельных участков по принципу физическая и технологическая связь.
*(28) См. статью 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
*(29) См.: постановления ФАС Северо-Западного округа по делам N А05-4976/2007, А56-48327/2006, Ф04/3668-819/А46-04; ФАС Поволжского округа по делам N А55-10751/07, А55-10749/2007-55; ФАС Волго-Вятского округа от 23 марта 2012 г. N Ф01-634/12 по делу N А11-9258/2010 и т.д.
В свою очередь территориальные органы Росреестра исходят из того, что право на автомобильную дорогу не подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку регистрация права на автомобильную дорогу производится в особом порядке, определенном ст. 9, 10 Федерального закона от 08 июля 2007 г. "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации". См. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23 июля 2010 г. по делу N А63-17027/2009.
*(30) Кроме того отметим, что опыт законодательного регулирования в отмеченных сферах (связь и автодороги) мог бы быть перенесен на иные линейные объекты.
*(31) См. постановление Правительства РФ от 11 августа 2003 г. N 486 и т.д., нормы отвода земель могут быть утверждены и строительными нормами - для магистральных трубопроводов (СН 452-73), для линий связи (СН 461-74), для автомобильных дорог (СН 467-74). См. также свод правил СП 47.13330.2012. "СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" (утв. приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 10 декабря 2012 г. N 83/ГС) и т.д.
*(32) См. статью 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
*(33) См. напр.: постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", Постановление Правительства РФ от 9 июня 1995 г. N 578 "Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации" и т.д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Наумов Е.Л. О понятии линейного объекта
Naoumov E.L. Legal nature of line construction
В статье рассматриваются признаки линейного объекта, характеризующие его как самостоятельный феномен и как особую разновидность недвижимости. На основе выделенных признаков предлагается авторское определение понятия линейного объекта.
The author analyzes line construction as a separate concept and a special type of real estate, and highlights its specific features. The author proposes his own definition of line construction based on the analysis of the concept.
Ключевые слова: линейное сооружение; линейный объект; недвижимость
Keywords: Line construction; line construction facility; real estate
О понятии линейного объекта
Автор
Е.Л. Наумов - аспирант кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, эксперт управления правового обеспечения и судебной работы ОАО "ЦИУС ЕЭС"
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2015, N 10