Энциклопедия судебной практики
Пеня
(Ст. 75 НК)
1. Общие вопросы начисления пеней
1.1. Пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам
Согласно пункту 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам.
По смыслу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам и служат компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Анализ [п. 1, 3, 5 ст. 75 НК РФ] позволяет сделать вывод, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога, поскольку пени является дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам.
В соответствии с п. 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам.
В соответствии с п.1 ст.72, ст.75 того же Кодекса пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и их взыскание производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам.
1.2. Обязанность по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от уплаты налога
Постановление ФАС Уральского округа от 08.07.2013 N Ф09-6468/13 по делу N А76-16329/2012
На основании п. 5, 6 ст. 75 Кодекса пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 - 48 Кодекса.
Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Взыскание пеней в принудительном порядке регулируется аналогично процедуре взыскания налогов.
1.3. Обязанность по уплате пеней исполняется одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней
Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 03.06.2008 N 1868/08, исходя из анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Исходя из анализа правовых норм, содержащихся в ст. 46 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Из анализа правовых норм, содержащихся в ст. 48 и ст. 75 Налогового кодекса РФ следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Из анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 НК РФ, следует, что уплату пеней надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
1.4. Пени начисляются в случае любой просрочки уплаты налога
Основанием для начисления пени является наличие у налогоплательщика обязанности по уплате налога за конкретный налоговый период и неуплата указанного налога в установленный Налоговым кодексом Российской Федерации срок. Пени начисляются в случае любой просрочки уплаты налога.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2013 N 152-О предусмотрено, что по общему правилу в соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется в случае любой просрочки уплаты налога.
1.5. Пени являются правовосстановительной мерой и могут начисляться наряду с применением штрафных санкций
Определение Конституционного Суда РФ от 20.10.2011 N 1451-О-О
При начислении пени налоговому агенту должна учитываться правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой обязанность по уплате пени производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (Определение от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
Постановление Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 N 15638/12 по делу N А56-48850/2011
Предусмотренные статьей 75 Кодекса пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и взыскиваются с лица, на которое возложена такая обязанность.
Постановление Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 5317/11 по делу N А40-46934/10-13-255
Поскольку общество не удержало и не перечислило в бюджет причитающуюся с иностранной организации сумму налога, инспекция вправе привлечь общество к ответственности, предусмотренной статьей 123 Кодекса, так как эта ответственность наступает за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов.
Также инспекция вправе начислить пени, поскольку пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (статья 72 Кодекса).
Постановление Президиума ВАС РФ от 20.05.2008 N 15555/07 по делу N А81-609/2005
В приговоре городского суда не нашли отражения обстоятельства, имеющие существенное значение при разрешении вопросов о налоговой ответственности юридического лица с учетом требований налогового законодательства, а именно: за какой отчетный период образовалась задолженность по акцизам; по какой ставке должен был исчисляться размер платежа; за какие периоды подлежали применению налоговые санкции за налоговое правонарушение в виде штрафа и компенсационные меры в виде взыскания пеней.
Необходимость установления этих обстоятельств следует также из того, что пени согласно статье 75 Кодекса определяются за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора; сумма пеней начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора и уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 N 16078/07 по делу N А43-30586/2006-35-962
Согласно статье 11 Кодекса недоимка - это сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в определенный законодательством о налогах и сборах срок.
Установление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налога дает основание налоговому органу в соответствии со статьями 45, 46, 47, 75 и 122 Кодекса на взыскание неуплаченного налога, пеней за его неуплату или просрочку уплаты, а также на привлечение налогоплательщика за это правонарушение к налоговой ответственности.
Постановление Президиума ВАС РФ от 11.03.2008 N 13920/07 по делу N А56-47012/2006
То обстоятельство, что налогоплательщиком своевременно не была исчислена и уплачена сумма налога на добавленную стоимость, может являться основанием для начисления налогоплательщику пеней в соответствии со статьей 75 Кодекса и привлечения его к ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса.
Предусмотренные статьей 75 НК РФ пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и взыскиваются с лица, на которое возложена такая обязанность.
Предусмотренные статьей 75 НК РФ пени являются мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и взыскиваются с лица, на которое возложена такая обязанность.
На основании анализа статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени можно охарактеризовать как меру компенсационного характера, применяемую государством за возникшую недоимку. Данный вывод подтверждается и правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой уплата пени восстанавливает потери государственной казны в случае задержки уплаты налога и является составной частью налогового обязательства.
В постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П и Определении от 4 июля 2002 года N 202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что предусмотренное статьей 75 НК РФ начисление пеней направлено на компенсацию потерь бюджета, вызванных непоступлением причитающихся сумм налогов в установленные законодательством сроки. Поэтому пени являются мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер за несвоевременную уплату налога в бюджет.
1.6. Обязанность по уплате пеней, как и налога, считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление со счета налогоплательщика
Конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. После списания с расчетного счета имущество налогоплательщика уже изъято, т.е. налог уплачен. Поэтому положение об уплате налога, содержащееся в статье 57 Конституции Российской Федерации, должно пониматься как фактическое изъятие налога у налогоплательщиков.
1.7. Пени по НДФЛ не начисляются, даже если в платежном поручении неверно указан ОКАТО
Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 N 784/13 по делу N А06-9384/2011
Учитывая, что в платежных документах счет Федерального казначейства указан правильно и сумма налога, удержанная предприятием с доходов, выплаченных сотрудникам обособленных подразделений, находящихся на территории поименованных муниципальных образований, поступила в бюджетную систему Российской Федерации, исходя из смысла статьи 45 Кодекса налог считается уплаченным, то есть у предприятия отсутствует задолженность по налогу на доходы физических лиц.
Поскольку пени могут быть начислены на неуплаченную сумму налога, судом первой инстанции обоснованно признано недействительным решение инспекции в части начисления сумм пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в бюджеты названных муниципальных образований.
Определение ВАС РФ от 20.11.2012 N ВАС-15175/12 по делу N А44-4027/2011
При рассмотрении дела судами установлено, что обществом нарушен порядок перечисления в бюджет суммы удержанного налога на доходы физических лиц, установленный положениями пункта 7 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс): удержанный налог общество перечисляло не по месту нахождения обособленного подразделения, а по месту нахождения головной организации.
Суды, частично удовлетворяя требования общества, сделали вывод, что данное нарушение порядка не может повлечь начисление пеней за 2008 - 2009 годы в соответствии с пунктом 1 статьи 75 Кодекса, поскольку пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Судами принято во внимание, что налоговые органы и органы Федерального казначейства имеют возможность самостоятельно перераспределить между бюджетами соответствующую сумму налога.
1.8. За несвоевременную уплату авансовых платежей по налогу также начисляются пени
Определение Конституционного Суда РФ от 04.07.2002 N 200-О
Анализ статьи 75 в целом, а также других положений Налогового кодекса Российской Федерации приводит к выводу, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (пункт 2 статьи 58); в случае, если налоговый период состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам этих отчетных периодов вносятся авансовые платежи (пункт 1 статьи 55).
Закрепление обязанности налогоплательщика вносить налоговые платежи авансом, т.е. до истечения налогового периода, обусловлено необходимостью равномерного в течение бюджетного года поступления в государственную казну средств, необходимых для покрытия расходных статей бюджета, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод.
Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 Кодекса.
При этом порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.
Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.
Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.
1.9. Пени не являются мерой налоговой ответственности
Освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности (статьи 72 и 75).
1.10. На суммы налога, невозможные ко взысканию, пени не начисляются
Постановление Президиума ВАС РФ от 20.01.2009 N 10707/08 по делу N А55-13126/2007
Из правовых норм, содержащихся в статьях 46, 72, 75 Кодекса, следует, что обязанность по уплате пеней в отличие от обязанности по уплате налога следует рассматривать как дополнительную, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, пени по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Постановление Президиума ВАС РФ от 03.06.2008 N 1868/08 по делу N А67-9099/06
Исходя из анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 Кодекса, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.2007 N 8241/07 по делу N А66-659/2006
В то же время суд кассационной инстанции не опроверг довод суда первой инстанции о том, что на основании анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 Кодекса, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
Определение ВАС РФ от 13.02.2013 N ВАС-15638/12 по делу N А56-48850/2011
С учетом того обстоятельства, что действие договоров банковского вклада (депозита), на основании которых банк выплачивал проценты иностранной организации, ограничены определенным сроком, у банка не имеется возможности удержания сумм налога при прекращении договорных отношений с клиентом, вследствие чего недопустимо начисление пеней.
Определение ВАС РФ от 16.10.2012 N ВАС-13009/12 по делу N А76-14645/2011
Судами установлено, что решением Арбитражного суда от 20.01.2010, вступившим в законную силу, установлено, что пени начислены на недоимку, образовавшуюся за пределами трехгодичного срока давности для взыскания задолженности по страховым взносам. Кроме того, согласно статьям 69, 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени взыскиваются одновременно с недоимкой по налогам, за просрочку которых они начислены.
Суды, оценив представленные доказательства, руководствуясь статьями 16, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что вступившие в законную силу судебные акты Арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Решением Арбитражного суда от 20.01.2010 установлено, что право на взыскание указанной суммы задолженности по пени фондом утрачено.
Определение ВАС РФ от 15.03.2012 N ВАС-17259/11 по делу N А56-19155/2010
Исходя из анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 Кодекса, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.
Поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
1.11. В отсутствие обязанности по уплате налога начисление пеней неправомерно
Определение Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 422-О
Оспариваемые законоположения [ст. 45, п. 2 ст. 48, ст. 52, п. 5 ст. 75 НК РФ], предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.03.2014 по делу N А56-33524/2013
Пунктом 5 статьи 75 НК РФ установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из материалов дела следует, что оспариваемым требованием предпринимателю предложено уплатить пени, однако сумма налога в нем отсутствует.
Ссылки на решения Инспекции о взыскании налога, пеней, налоговые декларации или налоговые уведомления в требовании по состоянию на 06.06.2013 в обоснование его выставления отсутствуют. Доказательств того, что спорная сумма пеней является излишне возвращенной ранее суммой налога и пеней, подлежащей взысканию с предпринимателя, налоговый орган не представил.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что налоговый орган не доказал обоснованность начисления пеней в сумме, указанной в оспариваемом требовании, и удовлетворили заявление налогоплательщика.
Обзор судебной практики Белгородского областного суда по гражданским делам за июнь 2015 года
Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17 февраля 2015 г. N 422-О, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
1.12. На суммы излишне возмещенного налога пени не начисляются
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.04.2013 по делу N А29-2851/2012
Суды установили и налоговый орган не оспаривает, что исключение спорной суммы налоговых вычетов из расчета налоговых обязательств Общества по НДС за второй - четвертый кварталы 2009 года не привело к возникновению недоимки, поскольку по результатам проведенной Инспекцией корректировки у заявителя сохранилось право на возмещение НДС из бюджета. Задолженность Общества перед бюджетом возникла в связи с ошибочным возмещением Инспекцией сумм НДС, а не в результате неуплаты данных сумм в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконным решение Инспекции в части начисления пеней и штрафных санкций по НДС.
1.13. Несвоевременная уплата регулярных платежей за пользование недрами не является основанием для начисления пеней
Постановление Президиума ВАС РФ от 10.02.2009 N 11295/08 по делу N А40-32368/07-76-142
В данном деле в любом случае не подлежали применению положения статей 75, 122 Кодекса.
Виды налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, устанавливаются Кодексом. Из положений главы 2 Кодекса, определяющей систему налогов и сборов в Российской Федерации, не следует, что платежи за пользование недрами относятся к налоговым платежам. Порядок и сроки взимания регулярных платежей за пользование недрами регулируются Законом о недрах.
1.14. При взыскании недоимки в судебном порядке сумма пеней или порядок ее определения указывается в решении суда
При погашении налогоплательщиком недоимки до принятия судом решения по заявлению налогового органа размер подлежащих взысканию пеней указывается в решении суда в твердой сумме.
Если на момент принятия решения сумма недоимки не уплачена налогоплательщиком, в решении суда о взыскании с налогоплательщика пеней должны содержаться следующие сведения: размер недоимки, на которую начислены пени; дата, начиная с которой производится начисление пеней; процентная ставка пеней с учетом положений статьи 75 НК РФ; указание на то, что пени подлежат начислению по день фактической уплаты недоимки.
1.15. Пени могут взыскиваться за счет имущества налогоплательщика
Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 8421/07 по делу N 11-2064/05
В силу пункта 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции, действовавшей в спорный период, при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) или отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
Указанные положения применяются также при взыскании пеней (пункт 6 статьи 75 Кодекса).
1.16. При наличии задолженности по пеням у реорганизуемого лица обязанность по их уплате переходит к правопреемнику
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.07.2013 по делу N А17-4864/2012
В силу пунктов 1 - 4 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей. Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.
1.17. Договором между сторонами может предусматриваться механизм расчета неустойки по правилам ст. 75 НК РФ
Определение ВАС РФ от 18.12.2013 N ВАС-17444/13 по делу N А05-14157/2012
Удовлетворяя частично требования о взыскании предусмотренной сторонами договорной неустойки, суд определил ее размер с учетом пункта 4.4 договора и дополнительного соглашения к нему, в соответствии с которым в случае невнесения арендной платы в установленный срок начисляются пени в размере, установленном статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
1.18. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога
Определение Конституционного Суда РФ от 17 февраля 2015 г. N 422-О
Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
При применении норм [п.п. 3 и 6 НК РФ] судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Согласно пункту 57 постановления N 57 [Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013] пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговый орган своевременно принял меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
В пункте 57 постановления [Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57] указано, что в силу положений пункта 6 статьи 75 Кодекса принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
При применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
1.19. Признание пени одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов не наделяет ее гражданско-правовым характером в смысле ст. 333 ГК РФ
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 года N 20-П, Определении от 04.07.2002 года N 202-О указано, что пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
При таком положении независимо от признания пени одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в контексте ст. 75 НК РФ не означает ее гражданско-правового характера, придаваемого ей в смысле ст. 333 ГК РФ, поскольку она установлена нормами законодательства о налогах и сборах, регулирующих отношения, основанные на административном подчинении.
1.20. Уплата недоимки после периода, за который начислены пени, не влияет на сумму данных пеней
Суды к обоснованному выводу о наличии у налогового органа оснований для вынесения решения от 25.09.2015 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) в банках, а также электронных денежных средств.
Указывая на то, что решение о взыскании от 25.09.2015 незаконно ввиду того, что в нарушение п. 4.1 ст. 46 НК РФ налоговый орган не принял меры для отзыва направленного поручения на списание пени, в связи с произведенной уплатой земельного налога платежными документами от 29.09.2015 и 26.10.2015, заявитель не учёл, что размер пени исчислен за период с 01.06.2015 по 01.07.2015, следовательно, указанные платежи не влияют на расчет пени.
2. Обстоятельства, препятствующие и не препятствующие начислению пеней
2.1. Принятие обеспечительных мер в отношении должника препятствует начислению пеней
Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2013 N 152-О
По общему правилу в соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется в случае любой просрочки уплаты налога. Вместе с тем абзац второй пункта 3 названной статьи устанавливает, что не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика. Данные правила, исключающие начисление пени за весь период действия указанных обстоятельств, распространяются на всех налогоплательщиков, в том числе физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
2.2. В целях начисления пеней в период применения обеспечительных мер необходимо устанавливать причинно-следственную связь между ними и невозможностью уплатить налог
Постановление ФАС Уральского округа от 26.07.2013 N Ф09-6369/13 по делу N А07-15093/2012
В целях применения положений абз. 2 п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо установить наличие причинно-следственной связи между вынесением налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (наложением ареста на имущество налогоплательщика) и невозможностью уплатить недоимку плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
С учетом установленных обстоятельств апелляционный суд согласился с выводами налогового органа о наличии у общества денежных средств для уплаты налогов, а также отсутствии доказательств наличия причинно-следственной связи между вынесением налоговым органом решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банках и невозможностью именно по этой причине погасить недоимки по налогам. В материалах дела отсутствуют доказательства направления налогоплательщиком в банки платежных поручений на перечисление в бюджет спорных сумм недоимок по налогам и неисполнения банками этих платежных поручений именно в связи с приостановлением расходных операций по счетам.
При рассмотрении дела апелляционный суд сделал вывод о том, что приостановление налоговым органом операций по счетам общества не препятствовало своевременному исполнению обязанности по уплате налогов.
2.3. Обеспечительные меры, принятые судом, не приостанавливают начисление пеней
Постановление ФАС Уральского округа от 06.11.2012 N Ф09-10106/12 по делу N А47-10466/2012
Суд апелляционной инстанции отметил, что принятие обеспечительной меры носит временный характер и не освобождает общество от обязанности платить законно установленные налоги, не препятствует реализации полномочий налогового органа по взысканию налогов, пеней и штрафов после окончания судебного разбирательства и не повлечет утрату возможности исполнения оспариваемого акта при отказе в удовлетворении требований предпринимателя.
Принятая судом обеспечительная мера в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации не приостанавливает начисление пеней, гарантирующих компенсацию потерь бюджета в случае несвоевременной выплаты налоговых платежей.
2.4. Пени не начисляются на сумму недоимки, причиной возникновения которой послужили действия налогоплательщика, основанные на указаниях компетентных органов
Постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 N 4050/12 по делу N А19-29/11-44
Поскольку спорная недоимка по единому социальному налогу образовалась у общества в результате применения им писем Министерства финансов Российской Федерации от 18.08.2006 N 03-03-04/1/637 и от 16.04.2007 N 03-04-06-02/75 о порядке учета в целях исчисления единого социального налога и налога на прибыль сумм материальной помощи, выплачиваемых работникам к отпуску, оспариваемые судебные акты в части признания недействительным решения инспекции о начислении обществу пеней по единому социальному налогу по рассматриваемому эпизоду, основанные на применении положений пункта 8 статьи 75 Кодекса, являются законными и обоснованными.
Определение ВАС РФ от 05.06.2012 N ВАС-6617/12 по делу N А78-4581/2011
Положения пункта 8 статьи 75 Кодекса, освобождающие налогоплательщика от начисления пеней на сумму недоимки по налогам, которая образовалась в результате выполнения им письменных разъяснений налоговых органов, не распространяются на случаи, если соответствующие письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации.
Из заявления общества и судебных актов не усматривается, что инспекция уведомила общество о праве применения упрощенной системы налогообложения в связи с запросом общества об указанном праве, располагая достоверной информацией об обществе и его хозяйственно-финансовом положении.
2.5. Противоречивая судебная практика не является основанием для признания начисления пеней неправомерным
Определение ВАС РФ от 23.10.2013 N ВАС-11828/13 по делу N А56-29638/2012
Отменяя постановление суда апелляционной инстанции и признавая правомерным начисление пени и взыскание штрафа по рассматриваемому эпизоду, суд кассационной инстанции руководствовался положениями пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 статьи 111 Кодекса, предусматривающими основания для освобождения от начисления пени и взыскания налоговых санкций, при этом указав, что противоречивая судебная практика, на которую ссылается общество, по смыслу данных норм не является письменным разъяснением о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
2.6. Несвоевременность принятия решения вышестоящим налоговым органом в случае обжалования действий налогового органа не влияет на начисление пеней
Постановление Президиума ВАС РФ от 01.02.2010 N 13065/10 по делу N А33-17360/2009
Несвоевременность принятия решения вышестоящим налоговым органом не влияет на начисление пеней и не нарушает имущественных прав налогоплательщика, поскольку у него имеется обязанность по уплате доначисленных сумм налогов.
Таким образом, нарушение управлением требования пункта 3 статьи 140 Кодекса о сроках рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика само по себе не является основанием для признания судом бездействия управления незаконным, поскольку на момент судебного разбирательства указанная жалоба была им рассмотрена и допущенное нарушение устранено.
2.7. Недостаточность средств на расчетном счете налогоплательщика не является основанием для неначисления пеней
Национальные суды установили, что компания-заявитель не может выплатить задолженность из-за отсутствия средств, а не из-за принятия к ней мер, и отказали в применении пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса в деле заявителя (см. § 216 настоящего постановления). Европейский суд не находит это заключение произвольным или неразумным.
2.8. Представление уточненной декларации после вынесения решения по проверке не освобождает от начисления пеней
Определение ВАС РФ от 06.05.2013 N ВАС-11869/12 по делу N А52-2733/2011
Руководствуясь положениями статей 52, 75, 80, 166, 171, 173 Кодекса, правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 26.04.2011 N 23/11, и принимая во внимание отражение предпринимателем сумм налога на добавленную стоимость в налоговых вычетах в уточненных налоговых декларациях за II и III кварталы 2008 года, I и II кварталы 2009 года, представленных в инспекцию после окончания выездной налоговой проверки и вынесения ею решения, суды отказали в удовлетворении заявленных требований в части начисления пеней и предложения уплатить налог на добавленную стоимость.
2.9. Поскольку муниципальный орган не является плательщиком НДС по операциям реализации муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования, начисление пени на неуплаченную им сумму НДС неправомерно
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 февраля 2016 г.
Судебные инстанции указали, что согласно вступившим в законную силу судебным актам, имеющим преюдициальное значение для настоящего спора, Управление не является плательщиком НДС по операциям реализации муниципального имущества, составляющего казну муниципального образования.
Исходя из этого, пени, начисленные на указанную в решении налогового органа задолженность по НДС, не подлежат взысканию.
3. Начисление и взыскание пеней с налогового агента
3.1. В случаях неудержания налога налоговым агентом пени начисляются налоговому агенту, а не налогоплательщику
Постановление Президиума ВАС РФ от 12.01.2010 N 12000/09 по делу N А56-48706/2007
Поскольку статьями 214.1 и 226 Кодекса обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени - это способ обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом.
Пени как правовосстановительная мера государственного принуждения, носящая компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность. Обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц у налогового агента возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность у налогоплательщика. Следовательно, отказ во взыскании пеней с налогового агента в случае неудержания им налога с выплаченного дохода не обеспечивал бы в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога.
Определение ВАС РФ от 02.08.2012 N ВАС-9372/12 по делу N А44-219/2010
Отказывая в удовлетворении заявления в части признания недействительным решения управления о начислении пеней, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что общество как налоговый агент не исполнило обязанность по удержанию и перечислению в бюджет суммы налога с доходов иностранной организации.
При этом суды исходили из того, что неудержание и неперечисление обществом в бюджет налога с доходов, полученных иностранной организацией от источника в Российской Федерации, выявлено в ходе проведенной управлением повторной выездной налоговой проверки; факт нарушения положений статьи 310 Налогового кодекса Российской Федерации общество не оспаривает; неисполнение обществом как налоговым агентом возложенных на него обязанностей в силу пункта 5 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации влечет наступление ответственности, предусмотренной Кодексом, в том числе в виде начисления пеней.
3.2. В отсутствие обязанности по удержанию налога налоговым агентом пени ему не могут быть предъявлены
Определение ВАС РФ от 13.04.2012 N ВАС-3320/12 по делу N А71-12013/2010-А19
Оспариваемые судебные акты мотивированы тем, что аванс нельзя рассматривать как получение дохода налогоплательщиком до тех пор, пока не подписан акт приемки-передачи (не приняты работы, услуги). Источник дохода (налоговый агент) в таком случае должен удержать НДФЛ после подписания акта приемки-передачи при проведении окончательного расчета.
Обязанность по удержанию и перечислению НДФЛ при выплате 100 000 рублей у заявителя как налогового агента не возникла, поскольку на момент выплаты спорных сумм услуги не были оказаны и приняты обществом как заказчиком. Оснований для начисления пеней по статье 75 НК РФ и штрафа по статье 123 НК РФ не имелось.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19 марта 2015 г. N 304-КГ14-4815
Особенности начисления пени в рамках правоотношений с участием налоговых агентов разъяснены в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и заключаются в том, что принудительное исполнение обязанностей налогового агента путем взыскания с него неперечисленных сумм налога, а также соответствующих сумм пеней возможно в случае, когда налоговым агентом сумма налога была удержана у налогоплательщика, но не перечислена в бюджет.
Таким образом, в случае отсутствия у налогового агента возможности удержать налог ввиду отсутствия соответствующих выплат основания для начисления налоговому агенту пени Налоговым кодексом не установлены.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснены особенности начисления пени в рамках правоотношений с участием налоговых агентов и заключаются в том, что принудительное исполнение обязанностей налогового агента путем взыскания с него неперечисленных сумм налога, а также соответствующих сумм пеней возможно в случае, когда налоговым агентом сумма налога была удержана у налогоплательщика, но не перечислена в бюджет.
В случае отсутствия у налогового агента возможности удержать налог ввиду отсутствия соответствующих выплат основания для начисления налоговому агенту пени Налоговым кодексом Российской Федерации не установлены. Эта позиция нашла отражение и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2015 N 304-КГ14-4815.
3.3. Досрочное исполнение обязанности по перечислению налога налоговым агентом не является основанием для начисления пеней
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2013 по делу N А56-16143/2013
То обстоятельство, что Общество ранее (за один, два дня) до выплаты дохода уплатило НДФЛ, не нарушает законодательство о налогах и сборах и не свидетельствует о наличии у него недоимки по указанному налогу.
Поскольку пени могут быть начислены на неуплаченную сумму налога, судами обеих инстанций правомерно признано недействительным оспариваемое решение инспекции в части начисления сумм пеней за несвоевременную уплату НДФЛ.
3.4. Пени могут быть взысканы с налогового агента, не удержавшего налог из средств налогоплательщика, до наступления срока исполнения тем обязанности по уплате налога
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.11.2013 N Ф03-5352/2013 по делу N А24-68/2013
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", по общему правилу принудительное исполнение обязанности налогового агента путем взыскания с него соответствующих сумм пеней возможно в случае, когда налоговым агентом сумма налога была удержана у налогоплательщика, но не перечислена в бюджет.
Вместе с тем, учитывая компенсационный характер пеней как платежа, направленного на компенсацию потерь государственной казны в результате неуплаты налога в срок, с налогового агента, не удержавшего налог из денежных средств налогоплательщика, как следует из указанных разъяснений, могут быть взысканы пени за период с момента, когда налог должен был быть им удержан и перечислен в бюджет, до наступления срока, в который обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно по итогам соответствующего налогового периода.
4. Срок начисления пеней
4.1. Пени начисляются с момента неисполнения обязанности по уплате налога
Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2003 N 175-О
На основе анализа статьи 75, а также других положений Налогового кодекса Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге; обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57).
Определение ВАС РФ от 16.10.2013 N ВАС-14285/13 по делу N А51-20828/2012
Суды, оценив представленные доказательства в совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 72, 75, 123, 226 Налогового кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что общество совершило виновное, противоправное деяние, выразившее в невыполнении налоговым агентом обязанности по перечислению в установленный срок налога на доходы физических лиц, подлежащего перечислению, в связи с чем доначисление налога, пеней и штрафа является правомерным.
4.2. Пени начисляются по день фактического погашения недоимки
Согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора.
В силу положений пункта 6 статьи 75 Кодекса принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ.
При применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
5. Требование об уплате пеней
5.1. Требование об уплате пеней должно быть оформлено надлежащим образом и содержать обязательную для данного документа информацию в полном объеме
Определение ВАС РФ от 13.02.2014 N ВАС-705/14 по делу N А28-4992/2013
Руководствуясь положениями статей 45, 69, 75, 146, 153 Налогового кодекса Российской Федерации, оценив в совокупности все представленные доказательства, суды правомерно исходили из того, что требование может быть признано недействительным только в том случае, если оно не соответствует действительной обязанности налогоплательщика по уплате налогов (сборов), пеней или составлено с нарушениями налогового законодательства. Между тем требование составлено по утвержденной форме, содержит все необходимые реквизиты, основания взимания задолженности, пеней, штрафов, расчеты по ним, установленные законодательством сроки уплаты и ссылки на нормы права.
5.2. Требование об уплате пеней, выставленное с нарушением срока, предусмотренного ст. 46 НК РФ, является недействительным
Постановление ФАС Уральского округа от 08.07.2013 N Ф09-6468/13 по делу N А76-16329/2012
В порядке ст. 46 Кодекса инспекцией вынесено решение от 14.08.2012 N 5044 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах общества.
Суд апелляционной инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом установленных фактических обстоятельств обоснованно признал, что в рассматриваемом случае срок направления требования инспекции пропущен; при этом налоговым органом утрачена возможность взыскания спорных пеней ввиду истечения сроков, предусмотренных ст. 46 Кодекса. Данное обстоятельство влечет признание требования инспекции недействительным.
Сроки при начислении, уплате и взыскании пеней
5.3. Пени могут быть взысканы только в пределах сроков, установленных законодательством
При проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.01.2014 N Ф03-6391/2013 по делу N А73-4187/2013
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 57 постановления от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при применении указанных выше норм необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Судами установлено и муниципальным предприятием не опровергнуто, что меры принудительного взыскания задолженности по НДС в указанной выше сумме приняты инспекцией своевременно, доказательств двойного взыскания указанных сумм и, соответственно, нарушения прав налогоплательщика материалы дела не содержат.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что налоговым органом соблюдена процедура по взысканию недоимки с унитарного предприятия, нарушение срока взыскания недоимки судебными инстанциями не установлено.
5.4. В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному
В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному.
Пунктом 6 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки. Поэтому в отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному.
Пунктом 6 ст. 75 НК РФ предусмотрено, что взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки. Поэтому в отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному.
В соответствии с п. 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание пеней производится в том же порядке, что и взыскание недоимки, то есть пени являются дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам. В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении указанного срока по основному обязательству истекает срок взыскания и по дополнительному.
В отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления срока давности взыскания, согласно которым при истечении срока давности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному.
55. В случае нарушения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, а также после его истечения пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате
В случае нарушения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить Налоговому кодексу Российской Федерации.
После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат исчислению.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 1 апреля 2014 г.
Согласно письму Минфина России от 02.08.2011 г. N 03-02-07/1-273 в случае нарушения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить НК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований ГУ - УПФ Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика помимо обязанности по уплате налога и способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. В случае нарушения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по его уплате, их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будут противоречить положениям НК РФ.
Исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Поэтому после истечения срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
6. Особенности взимания пеней в рамках процедуры банкротства
6.1. На текущие требования, возникшие до открытия конкурсного производства, пени не начисляются
Постановление ФАС Поволжского округа от 22.09.2011 по делу N А12-23542/2010
Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве, устанавливающей запрет на начисление пени после открытия конкурсного производства на текущие требования, возникшие до открытия конкурсного производства, суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что сумма пени, указанная в спорном требовании, начисленная в период конкурсного производства, в том числе на текущую задолженность, возникшую до открытия конкурсного производства, не соответствует фактической обязанности налогоплательщика об уплате пени.
6.2. Пени, начисленные на сумму задолженности, которая образовалась до возбуждения дела о банкротстве, подлежат включению в реестр требований кредиторов
Исходя из пункта 1 статьи 4 и пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве, Закон) если основное требование кредитора к должнику возникло до возбуждения дела о банкротстве, то и все связанные с ним дополнительные требования имеют при банкротстве тот же правовой режим, то есть они не являются текущими и подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Для указанных целей под основными требованиями понимаются требования о возврате суммы займа (статья 810 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), об уплате цены товара, работы или услуги (статьи 485 и 709 ГК РФ), суммы налога или сбора и т.п.
К упомянутым дополнительным требованиям относятся, в частности, требования об уплате процентов на сумму займа (статья 809 ГК РФ) или за неправомерное пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойки в форме пени (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации) и т.п. (далее - проценты) и об уплате неустойки в форме штрафа.
6.3. В течение конкурсного производства пени за неуплату НДФЛ до этого периода не начисляются
Постановление ФАС Уральского округа от 27.11.2013 N Ф09-13174/13 по делу N А71-1752/2013
Требование о взыскании пеней, начисленных на основании ст. 75 Кодекса за несвоевременное исполнение налоговым агентом обязанности по внесению в бюджет удержанной им суммы налога, подлежит удовлетворению в ином порядке, поскольку, допуская просрочку в исполнении этой обязанности, должник совершает собственное правонарушение, влекущее взимание пеней и привлечение к налоговой ответственности за счет средств самого налогового агента. В соответствии с п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных ст. 126 данного Закона.
Таким образом, в силу п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве начисление пеней за неуплату НДФЛ за 2009 - 20011 гг. должно быть прекращено налоговым органом в период с 08.06.2010 (дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом) по 09.12.2011 (дата прекращения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) общества в связи с заключением мирового соглашения).
6.4. Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами
Требования, касающиеся пеней, начисляемых в целях компенсации потерь казны из-за несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов (статья 75 НК РФ, статья 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", статья 25 Закона о страховых взносах и т.п.), относящихся к текущим платежам, также являются текущими платежами.
6.5. Требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами, учитываются отдельно и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов
Требования, касающиеся пеней, начисляемых ввиду несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов, подлежащих включению в реестр требований кредиторов, не являются текущими платежами. По смыслу пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве эти требования учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов. Данные требования, в силу пункта 3 статьи 12 Закона о банкротстве, не учитываются для целей определения числа голосов на собрании кредиторов, и именно на них распространяются правила о прекращении начисления финансовых санкций с момента введения соответствующей процедуры банкротства (абзац десятый пункта 1 статьи 63, абзац десятый пункта 1 статьи 81, абзац третий пункта 2 статьи 95, абзац третий пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве).
6.6. Начисленные должнику пени и штрафы за неперечисление в бюджет НДФЛ, удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, учитываются отдельно в составе платежей третьей очереди
Допуская просрочку в исполнении обязанности налогового агента, должник совершает собственное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена НК РФ. Поэтому требование уполномоченного органа о включении в реестр соответствующих финансовых санкций (штрафов, наложенных по статье 123 НК РФ, и пеней, начисленных в соответствии со статьей 75 НК РФ) отражается в реестре требований кредиторов исходя из общих правил об очередности удовлетворения обязательных платежей: эти финансовые санкции подлежат удовлетворению в составе третьей очереди после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (пункт 3 статьи 137 Закона о банкротстве).
7. Пени и переплата по налоговым обязательствам
7.1. Переплата по налогу за соответствующий налоговый период, превышающая суммы начисленных обязательств, освобождает от начисления пени
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.11.2013 N Ф03-5475/2013 по делу N А59-767/2013
Следует согласиться и с выводом суда относительно незаконного начисления обществу пеней, предусмотренных статьей 75 НК РФ, так как пеня является компенсационной мерой бюджета за несвоевременное поступление в него налога.
Как установлено судами, на 02.09.2010 у общества имелась переплата налога в бюджет, а согласно приложению к акту проверки пеня начислялась инспекцией с 05.10.2010.
Судами также установлено и не оспаривается налоговым органом, что перечисленные в бюджет суммы налога общество удерживало из доходов физических лиц при их фактической выплате. Перечисление НДФЛ производилось в установленные пунктом 6 статьи 206 НК РФ сроки и в полном объеме. Округление сумм налога в большую сторону не свидетельствует о допущенных налоговым агентом нарушений налогового законодательства.
7.2. Наличие переплаты за налоговый период не освобождает от начисления пени за предшествующие налоговые периоды при выявлении недоимки
Определение ВАС РФ от 11.02.2013 N ВАС-2011/12 по делу N А07-1611/2011
Поскольку налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость по указанному счету-фактуре был заявлен обществом в уточненной налоговой декларация по налогу на добавленную стоимость за IV квартал 2009 года, представленной в инспекцию уже после принятия оспариваемого решения по итогам выездной налоговой проверки, суды пришли к выводу, что вынесенное по результатам камеральной проверки этой декларации решение о возмещении налога на добавленную стоимость не может служить основанием для признания незаконным оспариваемого решения инспекции о доначислении налога на добавленную стоимость за уже проверенные налоговые периоды, начисления соответствующих сумм пеней и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса.
Определение ВАС РФ от 16.10.2012 N ВАС-13171/12 по делу N А34-1474/2011
Отказывая в признании недействительным требования инспекции, суды исходили из того, что в установленный статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации срок разница между суммами начисленных и фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обществом уплачена не была, что привело к образованию недоимки по единому социальному налогу и начислению пеней за несвоевременную уплату налога. Суды признали верным начисление пеней за период с 27.02.2010 по 31.01.2011, в этот период уплата страховых взносов обществом не осуществлялась, а последующая уплата страховых взносов не влияет на сумму пеней по единому социальному налогу, начисленных за предшествующие уплате страховых взносов периоды.
Определение ВАС РФ от 14.09.2012 N ВАС-11603/12 по делу N А57-4502/2011
Утверждение учреждения о наличии у него переплаты по налогу на доходы физических лиц на момент вынесения решения инспекции не имеет значения для начисления пеней и применения налоговой ответственности в силу положений пункта 8 статьи 75 и статьи 81 Кодекса.
Как следует из постановления суда кассационной инстанции, суммы доначисленного налога на доходы физических лиц уплачены учреждением платежными поручениями, которые представлены лишь в суд апелляционной инстанции.
Определение ВАС РФ от 11.07.2012 N ВАС-8284/12 по делу N А34-235/2011
Отказывая в признании недействительным в части решения инспекции, суды исходили из того, что в установленный статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации срок разница между суммами начисленных и фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обществом уплачена не была, что привело к образованию недоимки по единому социальному налогу и начислению пеней за несвоевременную уплату налога. Судами учтено, что пени начислены за период с 14.05.2009 по 03.09.2009, в этот период уплата страховых взносов за 6 месяцев 2009 года обществом не осуществлялась, а последующая уплата страховых взносов не влияет на сумму пеней по единому социальному налогу, начисленных за предшествующие уплате страховых взносов периоды.
Определение ВАС РФ от 25.06.2012 N ВАС-7279/12 по делу N А34-370/2011
Отказывая в признании недействительным в части решения инспекции, суды исходили из того, что в установленный статьей 243 Налогового кодекса Российской Федерации срок разница между суммами начисленных и фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обществом уплачена не была, что привело к образованию недоимки по единому социальному налогу и начислению пеней за несвоевременную уплату налога, погашение задолженности начато с 26.08.2010 - после периода, за который начислены пени.
7.3. Переплата по налогу, зачисляемая в иные бюджеты, не может учитываться в целях погашения задолженности по пеням
Определение ВАС РФ от 17.08.2012 N ВАС-7469/12 по делу N А56-10237/2011
Суды апелляционной и кассационной инстанций не согласились с выводом суда первой инстанции о том, что, поскольку общая сумма переплаты по налогу на прибыль, зачисляемого в бюджеты одних субъектов Российской Федерации превышает размер налогов, не уплаченных в другие региональные бюджеты, отсутствуют основания для начисления пени ввиду наличия возможности проведения инспекцией соответствующего зачета.
Доводы общества об ошибочном толковании положений статей 75, 78 Кодекса не могут быть приняты, поскольку, учитывая компенсационный характер пени, суды апелляционной и кассационной инстанций обоснованно исходили из наличия потерь бюджетов ряда субъектов Российской Федерации.
7.4. Переплата по пеням может быть учтена в счет погашения выявленной задолженности по налогу
Определение ВАС РФ от 17.08.2012 N ВАС-10622/12 по делу N А12-13941/2011
Суды сочли оспариваемые действия инспекции соответствующими [п. 5 ст. 75, п. 14 ст. 78 НК РФ], отметив, что пункт 5 статьи 75 Налогового кодекса не содержит предписаний о том, что переплата по пеням в первую очередь направляется на погашение недоимки по налогу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 ноября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.