Об административной ответственности за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации
И.В. Башлаков-Николаев,
кандидат экономических наук, начальник Юридического управления
Федеральной антимонопольной службы России
Журнал "Законы России: опыт, анализ, практика", N 9, сентябрь 2015 г.
В соответствии со ст. 9.15 КоАП РФ нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Е.В. Овчарова*(1) полагает, что предусмотренные ст. 9.15 КоАП РФ административные правонарушения посягают на установленные стандарты раскрытия информации и предоставления запрашиваемой информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии.
Позиция, характеризующая объект правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ, как общественные отношения в сфере электроэнергетики, поддерживается и в судебных решениях. Так, в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2014 г. по делу N А51-26657/2013 суд сформировал правовую позицию, в соответствии с которой объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области энергетики. А объективная сторона административного правонарушения выражается в нарушении указанным в ст. 9.15 КоАП РФ субъектом установленных Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц. Субъектами правонарушения являются субъекты оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии.
Вместе с тем необходимо отметить, что данные общественные отношения, а именно отношения по раскрытию информации о деятельности субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии, являются конкретными общественными отношениями, но их можно рассматривать как часть общественных отношений в сфере электроэнергетики, общественных отношений в сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также данные конкретные общественные отношения можно рассматривать как часть общественных отношений в сфере защиты конкуренции.
Общественные отношения, которые являются объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ, представляют собой пересечение совокупности общественных отношений по раскрытию стандартов информации в сфере электроэнергетики, отношений в сфере защиты конкуренции и отношений в сфере энергетики, а также в сфере деятельности естественных монополий.
Стандарты раскрытия информации в сфере электроэнергетики установлены постановлением Правительства РФ от 21 января 2004 г. N 24 "Об утверждении Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии"*(2) (далее - Стандарты раскрытия информации).
Согласно ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике)*(3) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер. Обеспечение прав лиц на технологическое присоединение осуществляется в том числе и посредством института раскрытия информации, стандарты которого утверждаются Правительством РФ.
Стандарты раскрытия информации в части технологического присоединения предусматривают раскрытие сетевыми организациями:
информации, являющейся существенной для принятия юридическими и физическими лицами решений об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, в том числе о предполагаемом размере платы за технологическое присоединение и сроках реализации мероприятий по технологическому присоединению, а также согласованных с системным оператором планов развития сетевой инфраструктуры;
сведений о полученных заявках на технологическое присоединение, о результатах их рассмотрения, плановых и фактических сроках реализации мероприятий по технологическому присоединению.
Необходимо отметить, что Стандарты раскрытия информации разработаны в соответствии с нормами ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях"*(4) (далее - Закон о естественных монополиях), в соответствии с которыми раскрытие информации о деятельности субъектов осуществляется в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей; субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с Законом о естественных монополиях (далее - регулируемая деятельность субъектов естественных монополий).
Причем свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством РФ, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
В соответствии со ст. 8 Закона о естественных монополиях к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащей свободному доступу, относятся следующие сведения:
сведения о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее также - регулируемые товары (работы, услуги));
сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, в отношении которой осуществляется регулирование в соответствии с указанным Федеральным законом, включая структуру основных производственных затрат на реализацию регулируемых товаров (работ, услуг);
сведения об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии установленным требованиям;
информация о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и информация о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;
информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) информация об условиях договоров на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;
порядок выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к инфраструктуре субъектов естественных монополий;
сведения об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчеты об их реализации;
сведения о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров.
Необходимо отметить, что информация, отнесенная к сведениям, составляющим государственную тайну, не включается в состав сведений, подлежащих раскрытию в соответствии с Законом о естественных монополиях. Кроме того, информация о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащая свободному доступу и отнесенная в соответствии с Законом о естественных монополиях к стандартам раскрытия информации, не может быть признана субъектом естественной монополии коммерческой тайной.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.1 Закона о естественных монополиях стандарты раскрытия информации должны обеспечивать:
доступность раскрываемой информации для неограниченного круга лиц, включая особенности раскрытия информации на территориях, на которых отсутствует доступ к сети "Интернет";
прозрачность деятельности субъектов естественных монополий при производстве регулируемых товаров (выполнении работ, оказании услуг);
открытость регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
публичность условий реализации регулируемых товаров (работ, услуг) для потребителей (цена, качество, доступность, надежность);
неограниченность доступа потребителей к регулируемым товарам (работам, услугам);
публичность при разработке, согласовании, принятии и реализации инвестиционных программ (проектов инвестиционных программ).
Стандарты раскрытия информации должны содержать состав информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и порядок предоставления такой информации. Стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством РФ с учетом положений федеральных законов и нормативных правовых актов Президента РФ, регулирующих правоотношения в соответствующей сфере деятельности, по каждой сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В соответствии со стандартами раскрытия информации уполномоченные в установленном порядке Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти и (или) органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, учитывая отраслевые, технологические, структурные, географические и другие особенности деятельности субъектов естественных монополий, вправе утверждать:
формы, сроки и периодичность предоставления субъектами естественных монополий информации, подлежащей свободному доступу;
правила заполнения утвержденных в установленном порядке форм конкретными субъектами естественных монополий и (или) их группами (категориями).
Согласно ч. 3 ст. 8.1 Закона о естественных монополиях государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий в части соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий осуществляется органами государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством РФ.
Контроль за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии осуществляют федеральный и территориальные антимонопольные органы в соответствии с компетенцией, установленной п. 12 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"*(5) (далее - Закон о защите конкуренции), в соответствии с которым антимонопольные органы осуществляют контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары, а также осуществляет контроль за манипулированием ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
В соответствии с п. 5.3.1.7 Положения о ФАС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331*(6), ФАС России осуществляет контроль за действиями совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка электрической энергии (мощности), а также за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии в пределах своей компетенции. Территориальные антимонопольные органы осуществляют контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами розничного рынка электроэнергии, осуществляющими свою деятельность на территории региона ответственности в соответствии с нормами пп. "и" п. 4.1.3 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 26 января 2011 г. N 30*(7), в рамках контроля за соблюдением законодательства о естественных монополиях.
Функцию по осуществлению контроля за соблюдением Стандартов раскрытия информации антимонопольные органы осуществляют в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 26 июня 2012 г. N 414*(8).
Необходимо отметить, что нарушение порядка и правил, установленных Стандартами раскрытия информации, запрещено нормами антимонопольного законодательства, в частности ст. 10 Закона о защите конкуренции и нормами ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Первоначально, с момента введения в 2004 г. в действие Стандартов раскрытия информации, административная ответственность за нарушение их требований могла возникать, если в результате нарушения требований Стандартов раскрытия информации виновное лицо злоупотребляло доминирующим положением на товарном рынке (нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции). Административная ответственность в соответствии со ст. 14.31 КоАП РФ была установлена на основании Федерального закона от 9 апреля 2007 г. N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"*(9) и была изменена Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"*(10). Н.И. Клейн*(11) до введения в действие ст. 9.15 КоАП РФ указывала на то, что антимонопольный орган имеет очень большие полномочия, связанные с рынком электроэнергетики, согласно которым он возбуждает дела о нарушении антимонопольного законодательства, связанные с нарушением стандартов раскрытия информации в электроэнергетике, имея в виду административную ответственность, предусмотренную ст. 14.31 КоАП РФ.
Административная ответственность по ст. 9.15 КоАП РФ была введена Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(12).
Но и в настоящее время нарушение правил, установленных Стандартами раскрытия информации, может выражаться как в злоупотреблении доминирующим положением, запрещенным ст. 10 Закона о защите конкуренции, административная ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31 КоАП РФ, так и может выражаться в нарушении норм ст. 9.15 КоАП РФ.
Например, постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 ноября 2013 г. по делу N А33-7098/2013 установлена виновность хозяйствующего субъекта в нарушении норм ст. 10 Закона о защите конкуренции путем непредставления необходимой информации и неисполнения обязанности по ее раскрытию. Поскольку хозяйствующим субъектом в установленном порядке не раскрыта информация, предусмотренная абзацем вторым пп. "ж" п. 11 Стандартов раскрытия информации, способами, указанными в п. 12 названных Стандартов, суд пришел к выводу о правомерности вынесения антимонопольным органом решения о признании хозяйствующего субъекта нарушившим нормы ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции по факту непредставления по письменному требованию заинтересованного лица информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации и неисполнения обязанности по раскрытию информации в соответствии с этими Стандартами.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 декабря 2009 г. N 09АП-23526/2009-АК по делу N А40-86436/09-152-614 суд отказал в удовлетворении заявления предприятия о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа об устранении нарушений законодательства, выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии и ущемлении интересов общества, указав при этом, что в соответствии с абз. 25 ст. 3 Закона об электроэнергетике предприятие является территориальной сетевой организацией на территории данного района. Суд при этом указал, что предприятие занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей общества и пришел к выводу, что непредставление обществу информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации, является неправомерным и противоречит нормам ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.
При привлечении к административной ответственности виновных лиц при нарушении Стандартов раскрытия информации логика антимонопольных органов такова. При рассмотрении случаев нарушения Стандартов раскрытия информации для правильной квалификации деяния необходимо разрешить вопрос о наличии или об отсутствии злоупотребления хозяйствующим субъектом - субъектом оптового или розничного рынка электроэнергии доминирующим положением на рынке.
В случае установления такого злоупотребления должно возбуждаться дело о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с гл. 9 Закона о защите конкуренции.
В случае отсутствия признаков злоупотребления доминирующим положением должностное лицо антимонопольного органа возбуждает дело об административном правонарушении в соответствии со ст. 9.15 КоАП РФ.
Необходимо отметить, что исходя из смысла института раскрытия информации в сфере электроэнергетики заинтересованными лицами в получении информации являются потребители услуг субъектов естественных монополий, а также потребители услуг субъектов оптового и розничного рынка электроэнергии, не являющихся субъектами естественных монополий (электросбытовые организации, например). Потребителями таких услуг могут быть как хозяйствующие субъекты, так и лица, не являющиеся хозяйствующими субъектами, в том числе граждане.
В том случае, если потребителем услуг субъектов оптового и розничного рынков электроэнергии являются хозяйствующие субъекты, при нарушении Стандартов раскрытия информации возможно злоупотребление доминирующим положением путем ограничения, недопущения, устранения конкуренции на товарном рынке. В противном случае хозяйствующий субъект злоупотребляет доминирующим положением на товарном рынке путем ущемления интересов потребителя услуг субъекта оптового или розничного рынка электроэнергии.
Несмотря на то, что общественные отношения, связанные с раскрытием информации в соответствии со Стандартами раскрытия информации, являются частью общественных отношений по защите конкуренции, отношений в сфере электроэнергетики, а также в сфере деятельности субъектов естественных монополий, идеология применения норм ст. 9.15 КоАП РФ выражается в том, что при нарушении требований Стандартов должна применяться именно административная ответственность в соответствии с данной статьей.
И только в том случае, если антимонопольный орган установит, что нарушение Стандартов раскрытия информации приводит к ограничению конкуренции, антимонопольный орган должен реагировать посредством проведения антимонопольного расследования в соответствии с гл. 9 Закона о защите конкуренции.
Модель ответственности хозяйствующих субъектов и их должностных лиц за нарушение Стандартов раскрытия информации позволяет ликвидировать развилку: защищать конкуренцию или конкурентов. Такой вопрос здесь даже не встает. Данная модель также позволяет не привлекать нарушителей к ответственности за ущемление хозяйствующим субъектом интересов нехозяйствующих субъектов, в том числе и граждан, злоупотреблением своим доминирующим положением на товарном рынке.
Кроме того, данная модель фактически означает формализацию норм антимонопольного законодательства, замену сложных антимонопольных расследований формальными процедурами по выявлению нарушения Стандартов раскрытия информации и привлечению к административной ответственности за данные нарушения, что сокращает время восстановления нарушенных прав потребителей услуг субъектов оптового и розничного рынка электрической энергии. Кроме того, такая модель приводит к сокращению количества антимонопольных дел, что является позитивным фактором по реализации рекомендаций Всемирного обзора по конкуренции по снижению количества дел по злоупотреблению доминирующим положением на товарном рынке.
Необходимо отметить, кроме того, что институт раскрытия информации о деятельности субъектов естественных монополий направлен на обеспечение необходимых условий для эффективной деятельности потребителей услуг субъектов естественных монополий, а именно на: доступность информации; открытость регулирования деятельности; публичность условий реализации регулируемых товаров, услуг; публичность при разработке, согласовании, принятии и реализации инвестиционных программ. Наличие информации позволяет потребителям принимать решения, влияющие, в том числе, на их затраты при организации и ведении бизнеса.
По мнению С. Горбылева*(13), значимость раскрытия информации обусловлена необходимостью взаимной информированности участников данных рынков о действиях друг друга с целью принятия решений такими субъектами, основанных не на догадках, а на оценках и анализе реальных фактов, а полное раскрытие информации важно и для прочих хозяйствующих субъектов, ведущих свою операционную деятельность на других товарных и финансовых рынках, в том или ином виде взаимодействующих с субъектами рынков электрической энергии.
Когда заинтересованным лицом в получении обязательной информации является хозяйствующий субъект, нарушение Стандартов раскрытия информации приводит к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на товарных рынках. Если не хозяйствующий субъект - к ущемлению их интересов. Данные деяния субъектов рынков электрической энергии запрещены нормами ст. 10 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем необходимо ограничить возможность применения в данных случаях мер антимонопольного реагирования по ст. 10 Закона о защите конкуренции и последующего привлечения виновного субъекта рынка электрической энергии к административной ответственности по ст. 14.31 КоАП РФ. В данном случае приоритет должен отдаваться норме специальной - ст. 9.15 КоАП РФ, а не общей норме - ст. 14.31 КоАП РФ.
Поэтому объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ, должны все же являться отношения в сфере электроэнергетики, связанные с раскрытием информации о деятельности субъектов оптового и розничного рынков электрической энергии.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ, выражается:
в нарушении установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации;
в нарушении порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Фактически в ст. 9.15 КоАП РФ содержатся два состава административного правонарушения. Один - связанный с нарушением порядка, способов или сроков опубликования обязательной к публичному размещению информации. И второй - связанный с нарушением порядка, способов или сроков предоставления информации по запросу заинтересованных лиц.
Формально нормами ст. 9.15 охраняются порядок, способы или сроки опубликования или направления обязательной к публичному размещению информации или информации, обязательной к направлению по запросу. Однако данные нормы защищают также права заинтересованных лиц на получение обязательной к размещению или предоставлению информации в полном составе, определенном в порядке раскрытия информации, а также право на получение достоверной, неискаженной информации.
Объективной стороной состава административного правонарушения является совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения, а обязательным элементом объективной стороны является деяние, которое может выражаться в действии или бездействии*(14).
Запрещенные ст. 9.15 КоАП РФ деяния могут быть осуществлены как в форме действия, например публикация информации, в которой скрывается часть сведений, подлежащих раскрытию, так и в форме бездействия, например неопубликование, неразмещение необходимой к раскрытию информации, а также опубликование недостоверной информации.
Распространенными нарушениями Стандартов раскрытия информации являются*(15):
неопубликование подлежащей раскрытию информации на официальном сайте сетевой организации в сети "Интернет" (например, об условиях договоров на оказание услуг по передаче электрической энергии, об осуществлении технологического присоединения; о перечне зон деятельности сетевой организации; о техническом состоянии сетей и др.);
неопубликование подлежащей раскрытию информации в официальных печатных изданиях (например, о размерах тарифов на услуги по передаче электрической энергии; о деятельности гарантирующего поставщика и др.).
Необходимо отметить, что нарушение сроков опубликования обязательной информации также может составлять объективную сторону нарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ. Так, постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 мая 2013 г. по делу N А69-922/2012*(16) сформирована правовая позиция, в соответствии с которой, поскольку информация, установленная пп. 3 п. 9 Стандартов раскрытия информации, относится к категории фактической и отчетный период для нее не определен, суд апелляционной инстанции правильно указал, что раскрытие данной информации должно осуществляться по окончании отчетного периода, который не может превышать срок более года (что не оспаривается антимонопольным органом). Следовательно, данная обязанность может быть исполнена субъектом в любой момент в течение указанного промежутка времени, так как Стандарты раскрытия информации не определяют конкретное время, в течение которого после окончания отчетного периода соответствующая информация должна быть опубликована.
Установив, что факт неопубликования обществом необходимой информации за 2011 г. выявлен антимонопольным органом 27 февраля 2012 г., суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что неопубликование обществом информации за 2011 г. по состоянию на 27 февраля 2012 г. не является нарушением Стандартов раскрытия информации и, следовательно, не образует события административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ.
Таким образом, нарушение сроков опубликования обязательной информации образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ, так как нарушение срока является частным случаем нарушения порядка опубликования информации.
Следовательно, время совершения административного правонарушения является важным факультативным признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ.
Так, постановлением от 2 декабря 2011 г. по делу N А41-3566/11 ФАС Московского округа, с учетом требований ст.ст. 26.1, 26.2, 28.2 КоАП РФ, с учетом постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10, обращено внимание на то, что ни протокол, ни постановление антимонопольного органа не позволяют определить период совершения обществом вменяемого административного правонарушения, в связи с чем были допущены существенные нарушения при производстве по делу. В результате постановление антимонопольного органа о привлечении к ответственности по ст. 9.15 КоАП РФ было отменено.
Субъектами административного правонарушения являются субъекты оптового и розничного рынка электрической энергии - юридические лица и должностные лица данных юридических лиц. Правовой статус субъектов оптового и розничного рынков электрической энергии определяется в соответствии с Законом об электроэнергетике*(17).
Субъектами оптового рынка электрической энергии в соответствии со ст. 3 Закона об электроэнергетике являются юридические лица, получившие в установленном Законом о электроэнергетике порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством РФ правилами оптового рынка.
Субъекты оптового рынка электрической энергии определены через понятие юридического лица, что указывает на то, что в качестве субъектов административного правонарушения в данном случае не могут быть индивидуальные предприниматели, привлекаемые к административной ответственности в сфере защиты конкуренции как должностные лица.
Розничные рынки электрической энергии определены как сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии - лиц, приобретающих мощность, в том числе для собственных бытовых и (или) производственных нужд и (или) для последующей продажи, лиц, реализующих электрическую энергию на розничных рынках, лиц, реализующих электрическую энергию на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств.
Субъектами розничных рынков являются потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со ст. 35 Закона об электроэнергетике); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков (ст. 37 Закона об электроэнергетике). По всей видимости, раскрывать информацию обязаны все субъекты оптовых и розничных рынков электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии.
Организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии, являются энергосбытовыми организациями (ст. 37 Закона об электроэнергетике).
Исходя из смысла Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442*(18), субъектами розничных рынков электрической энергии, на которых возложены обязанности раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации, не осуществляют деятельность в виде индивидуальных предпринимателей.
Субъективная сторона административного правонарушения может выражаться как в умысле, так и в неосторожном поведении.
В связи с отсутствием в санкции статьи наказания в виде дисквалификации и на основании ст. 23.48 КоАП РФ дела об административных правонарушениях по ст. 9.15 уполномочены рассматривать должностные лица антимонопольных органов. Протокол об административном правонарушении составляется также должностными лицами антимонопольных органов.
Кроме того, в соответствии со ст. 23.51 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), также рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 9.15 КоАП РФ.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.15 КоАП РФ, является формальным*(19). Например, постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2013 г. по делу N А05-14513/2012 отказано в удовлетворении требований организации о признании незаконным и отмене постановления территориального антимонопольного органа об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.15 КоАП РФ, на основании того, что правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.15 КоАП РФ, образует формальный состав. В связи с этим существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате допущенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении организации к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Тем более, что доказательств принятия организацией достаточных мер, направленных на соблюдение норм действующего законодательства, в том числе в части раскрытия информации о своей основной деятельности за 2011 г., не представлено.
Библиографический список
1. Антимонопольный контроль в сфере электроэнергетики: научно-практическое пособие / под общ. ред. А.Н. Голомолзина. М.: ДПК Пресс, 2014.
2. Горбылем С. Рынок электроэнергии: к вопросу о раскрытии информации его субъектами // Конкуренция и право. 2012. N 4.
3. Клейн Н.И. Антимонопольное законодательство РФ - комментарии автора первого Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" 1991 года // Административное право. 2009. N 1.
4. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М.: Проспект, 2011.
5. Костенников М.В., Куракин А.В., Кононов А.М., Кононов П.И. Актуальные проблемы административного права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция". М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н.Г. Салищевой. 7-е изд. М.: Проспект, 2011.
*(2) СЗ РФ. 2004. N 4. Ст. 282.
*(3) СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.
*(4) СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.
*(5) СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.
*(6) Российская газета. 2004. 31 июля.
*(7) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 19.
*(8) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2013. N 14.
*(9) Российская газета. 2007. N 76.
*(10) СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7346.
*(11) См.: Клейн Н.И. Антимонопольное законодательство РФ - комментарии автора первого Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" 1991 года // Административное право. 2009. N 1.
*(12) СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3597.
*(13) См.: Горбылев С. Рынок электроэнергии: к вопросу о раскрытии информации его субъектами // Конкуренция и право. 2012. N 4. С. 45-49.
*(14) См., например: Костенников М.В., Куракин А.В., Кононов А.М., Кононов П.И. Актуальные проблемы административного права: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция". М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. С. 191.
*(15) См., например: Антимонопольный контроль в сфере электроэнергетики: научно-практическое пособие / под общ. ред. А.Н. Голомолзина. М.: ДПК Пресс, 2014. С. 510-511.
*(16) Определением ВАС РФ от 22 августа 2013 г. N ВАС-11284/13 отказано в передаче дела N А69-922/2012 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления.
*(17) См, например: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16 июня 2014 г. N Ф03-2289/2014 по делу N А51-26657/2013.
*(18) СЗ РФ. 2012. N 23. Ст. 3008.
*(19) См, например: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 апреля 2014 г. по делу N А26-7576/2013.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Башлаков-Николаев И.В. Об административной ответственности за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации
Bashlakov-Nikolaev I.N. On Administrative Liability for Breaking Established Standards of Information Disclosure (Procedure, Methods, or Terms of Disclosure) by the Electrical Energy and Power Wholesale Market Subjects and the Electrical Energy Retail Market Subjects
В статье анализируется судебные дела, связанные с привлечением к административной ответственности по ст. 19.15 КоАП РФ.
The article is concerned with the analysis of jurisprudence regarding bringing to administrative liability based on Article 19.15 of the Code on Administrative Breaches of the Russian Federation.
Ключевые слова: административная ответственность; субъекты оптового рынка электрической энергии; стандарты раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации; ограничение конкуренции.
Keywords: administrative liability; electrical energy wholesale market subjects; standards of disclosing information (procedure, methods, or terms of disclosing information); limitation of competition.
Об административной ответственности за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации
Автор
И.В. Башлаков-Николаев - кандидат экономических наук, начальник Юридического управления Федеральной антимонопольной службы России
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2015, N 9