Энциклопедия судебной практики
Налог на имущество организаций. Объект налогообложения
(Ст. 374 НК)
1. Обстоятельства, сопутствующие возникновению объекта налогообложения
1.1. Налогообложению налогом на имущество организаций подлежат объекты, отвечающие всем признакам основного средства
Критерием для отнесения недвижимого имущества к объектам налогообложения является их учет на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Критерием для отнесения недвижимого имущества к объектам налогообложения является их учет на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Критерием для отнесения недвижимого имущества к объектам налогообложения является их учет на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
1.2. Возникновение объекта налогообложения не зависит от волеизъявления налогоплательщика
Вопрос о включении имущества в объект обложения налогом на имущество не может зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а должен определяться экономической сущностью этого имущества.
Вопрос о признании имущества объектом налогообложения налогом на имущество не может зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а должен определяться экономической сущностью имущества.
Вопрос о включении имущества в объект обложения налогом на имущество не может зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а должен определяться экономической сущностью этого имущества.
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.02.2014 N Ф03-7391/2013 по делу N А04-1595/2013
Для принятия объекта на учет в качестве основного средства и соответственно для признания его объектом налогообложения по налогу на имущество организаций требуется правовое основание - документ о получении либо сооружении (изготовлении) имущества и выполнение условий, установленных в пункте 4 ПБУ 6/01. Однако вопрос о включении имущества в объект налогообложения по налогу на имущество не может зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а должен определяться экономической сущностью этого имущества.
1.3. Использование имущества подтверждает факт возникновения объекта налогообложения
Постановление ФАС Поволжского округа от 15.12.2011 по делу N А55-4277/2011
Обязанность по уплате налога на имущества налогоплательщика связана с фактом эксплуатации недвижимого имущества, отвечающего всем признакам основного средства.
1.4. Имущество признается объектом налогообложения налогом на имущество после окончательного формирования его первоначальной стоимости
Определение ВАС РФ от 17.09.2013 N ВАС-10350/13 по делу N А70-2517/2012
Объект недвижимости, сформированный в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета в качестве объекта основных средств (окончательно сформирована первоначальная стоимость объекта), подлежит учету в бухгалтерском учете в качестве основного средства и, следовательно, подпадает под объект обложения по налогу на имущество организаций.
Формирование первоначальной стоимости объекта, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учету, является одним из обязательных условий включения объекта в состав основных средств.
Формирование первоначальной стоимости объекта, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учету, является одним из обязательных условий включения объекта в состав основных средств.
Формирование первоначальной стоимости объекта, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учету, является одним из обязательных условий включения объекта в состав основных средств.
Формирование первоначальной стоимости объекта, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учету, является одним из обязательных условий включения объекта в состав основных средств.
Формирование первоначальной стоимости объекта, по которой основные средства принимаются к бухгалтерскому учету, является одним из обязательных условий включения объекта в состав основных средств.
Объект недвижимости, сформированный в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета в качестве объекта основных средств (окончательно сформирована первоначальная стоимость объекта), подлежит учету в бухгалтерском учете в качестве основного средства и, следовательно, подпадает под объект обложения по налогу на имущество.
Если конкретное имущество требует доведения до состояния готовности и возможности эксплуатации, такое имущество может учитываться в качестве основного средства и признаваться объектом налогообложения только после осуществления необходимых работ и формирования в установленном порядке первоначальной стоимости с учетом соответствующих расходов.
1.5. Счет, на котором учитывается имущество, при наличии признаков, достаточных для его признания основным средством, не имеет существенного значения
Определение ВАС РФ от 11.01.2013 N ВАС-17754/12 по делу N А49-2601/2012
В обоснование своих доводов общество указывает на правомерность учета спорных объектов недвижимости в бухгалтерском учете в качестве товара и, как следствие, незаконность выводов судов о наличии обязанности по уплате налога на имущество исходя из стоимости указанных объектов, не являющихся основными средствами.
При принятии оспариваемых актов судами исследовались вопросы, связанные с использованием данных объектов недвижимости в производственной деятельности общества. Суды установили, что спорное имущество отвечало всем признакам основного средства.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о законности доначисления обществу налога на имущество.
1.6. Имущество может быть признано объектом налогообложения при установлении фактов намеренного затягивания постановки их в качестве основных средств
Постановление ФАС Московского округа от 14.11.2013 по делу N А40-120812/12
Доказательств, свидетельствующих о намеренном затягивании обществом процедуры постановки спорных объектов на учет в качестве основного средства с целью снижения налога на имущество, налоговым органом не представлено.
Доводы налогового органа о несвоевременном принятии обществом спорных активов к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств, что, по мнению налогового органа, повлекло занижение налога на имущество организаций, признаны несоответствующими фактическим обстоятельствам дела, нормам налогового законодательства и правилам бухгалтерского учета основных средств.
2. Признание имущества объектом обложения налогом на имущество организаций
2.1. Отсутствие государственной регистрации права собственности на объект не является основанием для непризнания имущества в качестве объекта налогообложения
В случае приобретения в собственность объектов недвижимости приобретатель становится плательщиком налога на имущество организаций независимо от наличия государственной регистрации перехода права собственности, поскольку в силу законодательства о бухгалтерском учете такая регистрация не указана среди обязательных условий учета соответствующих объектов на балансе в качестве основных средств.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2008 г. N 16078/07
Ни [Налоговый] Кодекс, ни законодательство о бухгалтерском учете не содержат такого условия для налогообложения имущества организации и его постановки на учет в качестве основного средства, как наличие у организации права собственности на объекты недвижимости, зарегистрированного в установленном порядке.
В случае приобретения в собственность объектов недвижимости приобретатель становится плательщиком налога на имущество организаций независимо от наличия государственной регистрации перехода права собственности, поскольку в силу законодательства о бухгалтерском учете такая регистрация не указана среди обязательных условий учета соответствующих объектов на балансе в качестве основных средств.
В случае приобретения в собственность объектов недвижимости приобретатель становится плательщиком налога на имущество организаций независимо от наличия государственной регистрации перехода права собственности, поскольку в силу законодательства о бухгалтерском учете такая регистрация не указана среди обязательных условий учета соответствующих объектов на балансе в качестве основных средств.
Ни Кодекс [Налоговый], ни законодательство о бухгалтерском учете не содержат такого условия для налогообложения имущества организации и его постановки на учет в качестве основного средства, как наличие у организации права собственности на объекты недвижимости, зарегистрированного в установленном порядке.
Государственная регистрация права собственности на объекты основных средств (имущество) не влияет на обязанность организации по исчислению и уплате налога на имущество организаций.
2.2. Отсутствие разрешения на строительство не влияет на квалификацию имущества в качестве объекта обложения налогом на имущество
Постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2012 N Ф09-3008/12 по делу N А60-22541/2011
Критерием отнесения недвижимого имущества к объектам налогообложения является его учет на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Суды установили наличие правовых оснований для постановки спорного объекта недвижимости на бухгалтерский учет в качестве основного средства. Отсутствие разрешения на строительство не может повлиять на обязанность общества при наличии условий, предусмотренных ПБУ 6/01, принять на бухгалтерский учет указанный объект основных средств, а также исчислить и уплатить по нему налог на имущество.
2.3. Наличие либо отсутствие разрешения на ввод в эксплуатацию само по себе не влияет на возникновение объекта налогообложения
Суды пришли к правильному выводу о том, что для отражения стоимости объекта на счете не требуется фактического ввода его в эксплуатацию, необходимо принимать во внимание цель приобретения актива. Если актив предназначен для использования в производстве продукции, при оказании услуг или при выполнении работ, он включается в состав основных средств в момент готовности к эксплуатации.
При этом, как установлено судами, на дату передачи в собственность спорные объекты (доли в них) были введены в эксплуатацию, их первоначальная стоимость была сформирована, сведений о непригодности объектов к эксплуатации материалы дела не содержат. Передача спорного имущества (доли) по договору аренды для его дальнейшей эксплуатации ОАО свидетельствует о его объективной возможности приносить доход.
С учетом изложенного, полно и всесторонне исследовав представленные в материалы дела доказательства, суды посчитали позицию налогового органа о включении стоимости этих объектов в налоговую базу по налогу на имущество правомерной.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.05.2013 по делу N А81-2053/2012
Обязательным условием для постановки основных средств на учет является пригодность основных средств к использованию для выполнения определенных задач; положения ПБУ 6/01 не связывают учет объектов в качестве основных средств с наличием или отсутствием разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Судебными инстанциями указано, что включение объекта в состав основных средств определяется его экономической сущностью и фактом его готовности к эксплуатации. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию лишь подтверждает, что объект соответствует проекту и отвечает строительным нормам. Наличие или отсутствие такого разрешения само по себе не влияет на налоговые последствия. При этом получение такого разрешения и регистрация права собственности на вновь созданный объект целиком зависят от волеизъявления владельца объекта.
2.4. Акт приемки объекта в эксплуатацию является основанием для учета его в качестве объекта налогообложения
Определение ВАС РФ от 13.12.2012 N ВАС-14299/12 по делу N А40-59824/2011-90-256
Судами сделаны выводы о том, что общество обоснованно не отражало в бухгалтерском учете принятые от исполнителей работ скважины в качестве объектов основных средств ранее подписания акта их приемки в эксплуатацию, инспекцией не доказана связь длительной процедуры ввода построенных скважин в эксплуатацию с волеизъявлением общества, о которых упоминается в письме Минфина России от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35 как на основание для уплаты налога на имущество. Напротив, срок сдачи объектов в эксплуатацию зависел от государственных органов.
2.5. Имущество признается объектом налогообложения в момент готовности к использованию
Постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N ВАС-4451/10 по делу N А56-21007/2008
Выдаваемое на основании статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении строящегося объекта до состояния готовности и возможности его эксплуатации. Этот документ удостоверяет иные характеристики объекта, а именно его соответствие градостроительному плану земельного участка и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство.
При выполнении после получения разрешения на ввод в эксплуатацию отделочных работ для доведения объекта до состояния, пригодного к использованию, основания для квалификации этого объекта в качестве основного средства отсутствуют.
Таким образом, строящийся объект недвижимости не отвечает признакам основного средства при невозможности его использования на момент получения разрешения на ввод в эксплуатацию и продолжении выполнения после получения этого разрешения отделочных работ для доведения объекта до состояния, пригодного к использованию.
Определение ВАС РФ от 08.02.2013 N ВАС-198/13 по делу N А32-21999/2011
По эпизоду, связанному с доначислением налога на имущество организаций, суды, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 374, пункта 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации, признали правильными выводы инспекции и исходили из того, что приобретенный обществом объект недвижимости (квартира) был готов к использованию; соответствовал критериям основного средства; отвечал всем условиям, указанным в пункте 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н; должен был быть принят к бухгалтерскому учету с момента приобретения; его первоначальная стоимость подлежала определению на основании пунктов 7 и 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 как стоимость приобретения; заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о непригодности жилого помещения для его использования на момент приобретения и о наличии оснований для непринятия указанного имущества к бухгалтерскому учету в качестве основного средства.
Обязательным условием для постановки основных средств на учет является пригодность объекта основных средств к использованию для выполнения определенных задач.
Объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства и соответственно включается в налоговую базу по налогу на имущество после того, как он приведен в состояние, пригодное для использования, то есть произведены все затраты, связанные с приобретением (строительством, созданием) и приведением его в состояние готовности к эксплуатации.
Обязательным условием для постановки основных средств на учет является пригодность объекта основных средств к использованию для выполнения определенных задач.
Объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства и соответственно включается в налоговую базу по налогу на имущество после того, как он приведен в состояние, пригодное для использования, то есть произведены все затраты, связанные с приобретением (строительством, созданием) и приведением его в состояние готовности к эксплуатации.
Если конкретное имущество требует доведения до состояния готовности и возможности эксплуатации, такое имущество может учитываться в качестве основного средства и признаваться объектом налогообложения только после осуществления необходимых работ и формирования в установленном порядке первоначальной стоимости с учетом соответствующих расходов.
2.6. Факт использования завершенного строительством объекта, не введенного в эксплуатацию, может являться основанием для признания его объектом обложения налогом на имущество
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что хотя объекты не введены в эксплуатацию в качестве основных средств, но закончены строительством, использовались в хозяйственной деятельности налогоплательщика более 12 месяцев (сданы в аренду), приносили доход (прибыль), в течение длительного периода (2005-2006 г.) их не предполагалось перепродавать.
При указанных обстоятельствах суды обеих инстанций правомерно установили, что имущество отвечает всем признакам основного средства и приносит экономическую выгоду.
2.7. Факт сдачи части площадей объекта в аренду не означает готовности его к эксплуатации и учету в качестве основного средства
Постановление ФАС Поволжского округа от 13.12.2012 по делу N А65-24221/2011
Судами установлено, что не завершенный строительством объект, принадлежащий заявителю, не отвечает признакам основных средств, установленным ПБУ 6/01. Для введения здания в эксплуатацию необходимо выполнить значительный объем ремонтно-отделочных работ.
Доработка объекта недвижимости до состояния пригодности к эксплуатации сопровождается увеличением его стоимости, что влияет на формирование первоначальной стоимости, по которой он в дальнейшем будет принят к учету в качестве основного средства.
Доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что в проверенный период объект недвижимости использовался или мог быть использован заявителем по своему назначению, находясь в соответствующем состоянии готовности, инспекцией при рассмотрении дела представлено не было.
При этом факт сдачи незначительной части площадей объекта в аренду не означает готовности его к эксплуатации.
2.8. Объекты основных средств на реконструкции или консервации являются объектами налогообложения налогом на имущество
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.09.2009 по делу N А17-2589/2008
Нахождение основного средства в стадии реконструкции или на консервации является формой его использования, поэтому не является основанием для списания стоимости основного средства с бухгалтерского учета.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что в проверяемый период спорные объекты соответствовали всем признакам основного средства и подлежали включению в расчет среднегодовой стоимости имущества в целях исчисления налога на имущество организаций за 2004-2006 годы.
2.9. Предмет лизинга выступает объектом налогообложения для той организации, на чьем балансе он учитывается в соответствии с условиями договора
Лизингополучатель является плательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества, предоставленного в лизинг, в том случае если в соответствии с договором лизинга лизинговое имущество отражено у него на балансе в качестве основных средств.
2.10. Неотделимые улучшения до момента возврата арендованного имущества являются для арендатора объектом налогообложения
Постановление ФАС Московского округа от 16.12.2013 N Ф05-15687/2013 по делу N А40-33073/13
Суды пришли к правильному выводу о том, что, поскольку до момента возврата арендованного имущества с неотделимыми улучшениями арендодателю либо возмещения последним произведенных расходов именно арендатор признается лицом, произведшим капитальные вложения, приносящие ему экономические выгоды, на нем лежит обязанность по их отражению в бухгалтерском учете в составе основных средств.
2.11. Налог на имущество в отношении такого объекта, как недвижимое имущество иностранных организаций, определяется на основании данных, содержащихся в ЕГРП
Постановление ФАС Московского округа от 28.07.2010 N КА-А40/7667-10 по делу N А40-124755/09-118-1026
В соответствии с п. 3 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным организациям на праве собственности.
Таким образом, для данного вида организаций термин "недвижимое имущество" в целях конвенции предполагает наличие права собственности на недвижимое имущество, что предполагает необходимость наличия государственной регистрации недвижимого имущества.
В связи с этим суды пришли к правомерному выводу о том, что стоимость недвижимого имущества должна рассчитываться на основании данных, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
2.12. Объектом налогообложения являются элементы обособленного имущества юридического лица, учитываемые на его балансе в качестве основных средств, т.е. таких активов организации, которые составляют экономическую базу ее предпринимательской деятельности
Определение Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2011 г. N 500-О-О
Объектом налогообложения налогом на имущество организаций являются элементы обособленного имущества юридического лица, учитываемые на его балансе в качестве основных средств, т.е. таких активов организации, которые составляют экономическую базу ее предпринимательской деятельности.
В определении от 14.12.2004 N 451-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что по смыслу пункта 1 статьи 38 и статьи 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество являются элементы обособленного имущества юридического лица, учитываемые на его балансе в качестве основных средств, то есть таких активов организации, которые составляют экономическую базу ее предпринимательской деятельности.
По смыслу пункта 1 статьи 38 и статьи 374 Кодекса объектом налогообложения налогом на имущество организаций являются элементы обособленного имущества юридического лица, учитываемые на его балансе в качестве основных средств, то есть таких активов организации, которые составляют экономическую базу ее предпринимательской деятельности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 N 451-О).
2.13. До регистрации права собственности на ранее арендовавшееся имущество у арендатора отсутствует обязанность по уплате налога на имущество, если им уплачиваются арендные платежи, а налог на имущество платит собственник имущества
Как установлено судами, в период с 21.01.2011 г. по 08.09.2011 г. спорное имущество не являлось активом Общества, не было предназначено для использования в его деятельности для получения дохода. В указанный период времени данное имущество являлось активом ОАО, использовалось им в его хозяйственной деятельности для получения дохода - было передано Обществу в аренду, от которой ОАО получало доход.
При этом акты приема-передачи имущества от 21.01.2011 г., на которые ссылается налоговый орган в обоснование наличия оснований для учета имущества в качестве объекта основных средств у Общества, были ошибочно датированы 21.01.2011 г., по аналогии с дополнительным соглашением к договору купли-продажи, которым стороны окончательно согласовали стоимость имущества.
Вместе с тем в указанный период времени у сторон указанных правоотношений не было намерений по прекращению аренды, а спорное имущество и так находились в пользовании у Общества (по договору аренды), в связи с чем составление акта от 21.01.2011 г. имело формальный характер.
С учетом изложенных обстоятельств суды обеих инстанций правомерно пришли к выводу об отсутствии обязанности общества принять к бухгалтерскому учету в качестве основного средства имущество до 09.09.2011 г.
Также, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что какие-либо потери бюджета в рассматриваемом случае отсутствуют, поскольку налог в отношении зданий был уплачен ОАО, что подтверждается налоговой декларацией по налогу на имущество организаций за 2011 г., расчетом базы по налогу на имущество за 2011 г. и представленными в материалы дела налоговым органом платежными поручениями по уплате налога. Факт исчисления и уплаты ОАО налога с данного имущества в полном объеме Инспекцией не оспаривается.
Таким образом, является правомерным вывод судов, что в данном случае начисление налога Обществу на ту же налоговую базу приводит к двойному налогообложению одного и того же объекта, нарушению принципа экономического основания налога (п. 3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации).
3. Объекты, не облагаемые налогом на имущество организаций
3.1. Осушительные, сбросные, дренажные, распределительные каналы не относятся к объектам обложения налогом на имущество
Определение ВАС РФ от 31.07.2009 N ВАС-9436/09 по делу N А32-19835/2008-4/283
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектами обложения налогом на имущество организаций земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
Согласно пункту 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под водным объектом понимается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Таким образом, суды пришли к выводу, что спорные объекты (каналы осушительные, сбросные, дренажные, распределительные) относятся к водным объектам, которые в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению налогом на имущество.
3.2. Ледники не относятся к объектам обложения налогом на имущество, если не доказано, что они созданы искусственно
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.09.2011 по делу N А58-7403/2010
Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит понятий "объекты природопользования", "природные ресурсы".
Статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет природные ресурсы как компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
Судами установлено, что инспекцией не представлено доказательств того, что ледник является искусственным объектом, то есть полностью создан человеком в ходе строительных работ, хотя у инспекции имелась возможность установить, что из себя представлял берег реки до строительства ледника (имелось ли там естественное углубление или нет), допросить лиц, принимавших участие в строительстве, истребовать акты выполненных работ. При отсутствии таких сведений сделать вывод о том, что ледник является полностью искусственным сооружением, не представляется возможным.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что принадлежащий кооперативу ледник не может быть признан объектом налогообложения по налогу на имущество.
3.3. Имущество, закрепленное за юридическими лицами (государственными учреждениями), подведомственными федеральным органам исполнительной власти, объектом налогообложения не признается
При толковании подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ арбитражный суд указал, что под действие данной нормы подпадает соответствующее имущество, закрепленное на праве оперативного управления не только непосредственно за федеральным органом исполнительной власти, но и за подведомственными ему юридическими лицами (государственными учреждениями).
Определение ВАС РФ от 14.07.2011 N ВАС-6302/11 по делу N А11-4135/2010
С учетом изложенного, а также в силу того, что имуществом, принадлежащим федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, считается также имущество, находящееся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими организациями для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.11.2006 N 7290/06), можно заключить, что предприятие отвечает всем требованиям, установленным подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса, для применения льготы по налогу на имущество организаций и по транспортному налогу.
При этом предприятие, объекты которого охраняются подразделениями ведомственной охраны, предоставляет предприятию ведомственной охраны служебно-бытовые помещения, в том числе помещения для хранения оружия, в соответствии с заключаемыми договорами на защиту охраняемых объектов (пункта 14 Положения о ведомственной охране Федерального космического агентства от 23.11.2009 N 947).
Таким образом, на предприятии имеет место особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением безопасности и общественного порядка, осуществляемой в публичных интересах.
Определение ВАС РФ от 14.11.2008 N 14232/08 по делу N А15-562/2008
Суды пришли к выводу, что МВД России составляет единую централизованную систему органов и его учреждения являются государственными учреждениями, созданными в целях реализации поставленных перед МВД задач, что позволяет отнести закрепленное за учреждением на праве оперативного управления имущество к освобождаемому от налогообложения в порядке подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определение ВАС РФ от 31.10.2008 N 14158/08 по делу N А32-19981/2007-66/249
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.
Принимая судебные акты, суды исходили из того, что Министерство внутренних дел России составляет единую централизованную систему органов и его учреждения являются государственными учреждениями, созданными в целях реализации поставленных перед министерством задач, что позволяет отнести закрепленное за учреждением на праве оперативного управления имущество к освобождаемому от налогообложения в порядке подпункта 2 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определение ВАС РФ от 06.08.2008 N 9878/08 по делу N А32-5819/2007-11/166
Судами установлено, что учреждение является медицинским учреждением системы МВД России, имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, находится в федеральной собственности и используется для нужд обеспечения безопасности и охраны правопорядка, следовательно, земельные участки учреждения и находящееся у него имущество в силу положений пункта 3 части 2 статьи 389 и пункта 2 части 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектами налогообложения земельного налога и налога на имущество.
Определение ВАС РФ от 23.05.2008 N 6771/08 по делу N А32-782/2007-56
Подпунктом 2 части 4 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемая этими органами для нужд обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка.
Центр восстановительной медицины является лечебным учреждением, входящим в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, в котором предусмотрена служба, приравненная к воинской службе.
Таким образом, государственное имущество, переданное ему в оперативное управление, не является объектом обложения налогом на имущество.
В силу подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ не признается объектом обложения налогом на имущество организаций имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
Под действие данной нормы подпадает соответствующее имущество, закрепленное на праве оперативного управления не только непосредственно за федеральным органом исполнительной власти, но и за подведомственными ему юридическими лицами.
3.4. Имущество под снос объектом обложения налогом на имущество не является
Постановление ФАС Поволжского округа от 20.02.2012 по делу N А55-6362/2011
Если организацией приобретается жилье, право собственности на которое зарегистрировано, для целей его последующего сноса и ведения на его месте нового строительства, то оно не должно признаваться объектом обложения налогом на имущество организаций, поскольку такие объекты не учитываются как основные средства.
3.5. Затраты, осуществляемые с целью поддержания арендованного имущества в рабочем состоянии, налогом на имущество не облагаются
Постановление ФАС Уральского округа от 03.02.2012 N Ф09-9379/11 по делу N А07-4354/2011
Затраты, которые осуществляются с целью поддержания арендованного имущества в рабочем состоянии, к капитальным вложениям не относятся, в составе основных средств не учитываются и налогом на имущество не облагаются.
3.6. Гидротехническое сооружение (пруд), являющееся искусственным водоемом и водным объектом, налогом на имущество организаций не облагается
Арбитражные суда обоснованно указали, что гидротехническое сооружение (пруд) как искусственный водоем и соответственно водный объект не является в силу подпункта 1 пункта 4 статьи 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций.
3.7. Для освобождения от налога на имущество казенное учреждение должно подтвердить, что в нем предусмотрено прохождение военной и (или) приравненной к ней службы
В силу подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ не признается объектом обложения налогом на имущество организаций имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
При этом военная и (или) приравненная к ней служба должна быть законодательно предусмотрена не только в федеральном органе исполнительной власти (в рассматриваемом случае - в МЧС РФ), но и в том учреждении (предприятии), которое претендует на льготу (в рассматриваемом случае - в ФКУ).
Государственное федеральное имущество закреплено за Казенным учреждением на праве оперативного управления.
Однако в материалы дела не представлены доказательства того, что в ФКУ законодательно предусмотрено прохождение военной и (или) приравненной к ней службы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.