Энциклопедия судебной практики
Земельный налог. Порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу
(Ст. 396 НК)
1. Особенности применения кадастровой стоимости при исчислении земельного налога
1.1. Для самостоятельного исчисления земельного налога налогоплательщик должен быть информирован о кадастровой стоимости земельного участка
Определение ВАС РФ от 16.02.2011 N ВАС-15932/10 по делу N А46-24855/2009
Кадастровая стоимость является необходимой основой для определения налоговой базы как элемента налогообложения.
В случае признания в судебном порядке незаконными действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка не может быть определена налоговая база по земельному налогу за соответствующий налоговый период, являющаяся одним их обязательных элементов налогообложения.
1.2. Для целей исчисления земельного налога используется кадастровая стоимость земельных участков, определенная в соответствии с требованиями земельного законодательства и результатами кадастровой оценки
Постановление ФАС Московского округа от 13.08.2013 по делу N А41-5992/12
В пункте 14 ст. 396 НК РФ прямо установлено, что кадастровая стоимость земельных участков для целей налогообложения предоставляется по результатам государственной кадастровой оценки.
Таким образом, в соответствии с положениями НК РФ для целей налогообложения используется кадастровая стоимость земельных участков, определенная в соответствии с требованиями земельного законодательства и результатами государственной кадастровой оценки.
1.3. Получение сведений о кадастровой стоимости в целях налогообложения носит безвозмездный характер и осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика
Постановление ФАС Московского округа от 08.06.2012 по делу N А41-19012/11
По смыслу пункта 14 статьи 396 НК РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 и статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" для получения сведений о кадастровой стоимости земельных участков в целях налогообложения применяется особый порядок предоставлений сведений, который является безвозмездным и требует только направления письменного заявления налогоплательщика.
1.4. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет
Определение ВАС РФ от 16.01.2012 N ВАС-17200/11 по делу N А46-327/2011
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Определяя свои налоговые обязательства по исчислению земельного налога за спорный период, общество имело возможность получить необходимые сведения о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в установленном порядке, однако с письменным заявлением в соответствующий орган не обращалось.
Руководствуясь положениями статей 391, 393, пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о правомерности доначисления инспекцией спорных сумм земельного налога за 2008 год исходя из кадастровой стоимости, установленной по состоянию на 01.01.2008.
Определение ВАС РФ от 28.12.2011 N ВАС-16445/11 по делу N А65-21143/2010
Суды, установив, что кадастровая стоимость земельного участка была определена до начала налогового периода названным постановлением Кабинета Министров, вступившим в силу по состоянию на 01.01.2009 и доведенным до сведения налогоплательщиков в установленном порядке, руководствуясь положениями статьи 391, пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что общество, определяя свои налоговые обязательства по исчислению земельного налога в спорный период, имело возможность получить необходимые сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
С учетом изложенного суды признали правомерным доначисление инспекцией земельного налога за 2009 год.
Определение ВАС РФ от 30.09.2011 N ВАС-12594/11 по делу N А46-17431/2009
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Определяя свои налоговые обязательства по исчислению земельного налога за спорный период, общество имело возможность получить необходимые сведения о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков в установленном порядке, однако с письменным заявлением в соответствующий орган не обращалось.
Определение ВАС РФ от 04.04.2011 N ВАС-3080/11 по делу N А60-5873/2010
Суды признали, что общество, определяя свои налоговые обязательства по исчислению земельного налога, имело возможность получить необходимые сведения о кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52, однако с письменным заявлением в соответствующий орган не обращалось.
Определение ВАС РФ от 11.03.2012 N ВАС-2546/12 по делу N А27-4044/2011
Суд кассационной инстанции исходил из того, что в случае обеспечения населения публичного образования возможностью ознакомления с содержанием нормативного правового акта (в данном случае размещение приложения спорного постановления на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости) порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Сведениями о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения, размещенными на официальном сайте Федерального агентства объектов недвижимости в сети Интернет.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
В силу пункта 14 статьи 396 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
1.5. Несоблюдение сроков опубликования кадастровой стоимости земельных участков не является основанием для освобождения от налогообложения земельным налогом или изменения порядка его исчисления
Постановление ФАС Московского округа от 30.01.2012 по делу N А40-5716/10-111-28
Несоблюдение требований пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в части сроков опубликования кадастровой стоимости земельных участков не является основанием для освобождения от налогообложения земельным налогом или изменения порядка его исчисления.
1.6. При оспаривании размера кадастровой стоимости налоговый орган должен доказать наличие цены, отличной от примененной налогоплательщиком в реестре сведений о кадастровой стоимости
Определение ВАС РФ от 12.04.2012 N ВАС-261/12 по делу N А32-36184/2010
Руководствуясь положениями статей 387, 390, 391, пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о неправомерном доначислении инспекцией спорных сумм земельного налога за I квартал 2010 года и начислении соответствующих пеней. При этом суды указали, что инспекцией не представлено доказательств нахождения в реестре сведений об иной кадастровой стоимости земельного участка, отличающейся от оценки, используемой обществом при исчислении земельного налога.
1.7. Начисление налога без учета изменения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости на основании судебного акта, вступившего в законную силу, неправомерно
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.06.2014 по делу N А27-13838/2013
Суды пришли к правильному выводу о неправомерности исчисления налоговым органом налоговой базы по земельному налогу без учета изменения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости на основании судебного акта, вступившего в законную силу.
1.8. Законодательством не предусмотрена возможность применения для налогообложения кадастровой стоимости земельных участков, установленной до начала налогового периода
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 января 2014 г. N ВАС-20005/13
Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 388, 389, 390, 391, 393, пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о применении в спорной период кадастровой стоимости земельных участков, установленной до начала спорного налогового периода.
Доводы общества о том, что для целей исчисления налоговой базы по земельному налогу за 2011 год в силу пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации подлежало применению постановление N 695-ПП, являлись предметом оценки судов и были отклонены, поскольку указанное постановление прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям и подлежит применению с начала нового налогового периода.
1.9. При исчислении земельного налога возможно использование кадастровой стоимости земельного участка, установленной до начала налогового периода
Определение ВАС РФ от 11.07.2013 N ВАС-8250/13 по делу N А60-36593/2011
Суд кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 388, 389, 390, 391, 393, пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о применении в спорной период при исчислении земельного налога за 2010 год кадастровой стоимости земельного участка, установленной до начала спорного налогового периода постановлением правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
1.10. В отношении порядка применения кадастровой стоимости земельных участков к исчислению земельного налога следует применять правила, регулирующие порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 04.09.2013 N Ф03-4115/2013 по делу N А51-30436/2012
Как правильно указал суд первой инстанции, с учетом толкования природы земельного налога, как имеющего комплексный характер, в отношении порядка применения кадастровой стоимости земельных участков к исчислению земельного налога следует применять правила, регулирующие порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
2. Особенности налогообложения земельных участков
2.1. Произвольное установление даты начисления земельного налога не допускается
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.11.2012 по делу N А27-20093/2011
Пунктом 1 статьи 396 НК РФ установлено, что сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
При этом датой начисления земельного налога является дата, установленная законом, а не налогоплательщиком или налоговым органом.
2.2. Обязанность по представлению доказательств, подтверждающих состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате, возложена на налогоплательщика
Постановление Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 N 16720/11 по делу N А70-10573/2010
Пунктом 10 статьи 396 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом обложения земельным налогом в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Таким образом, именно налогоплательщики должны представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.
Именно заявитель, как налогоплательщик, должен представить доказательства, подтверждающие состав объектов налогообложения, объем налогооблагаемой базы и размер сумм налогов, подлежащих уплате.
2.3. Положения п. 15 ст. 396 НК РФ распространяются на земельные участки, приобретенные для жилищного строительства, право собственности на которые зарегистрировано с 1 января 2005 г.
Постановление ФАС Московского округа от 29.10.2010 N КА-А41/13295-10 по делу N А41-8538/10
Если право собственности на земельный участок, приобретенный для жилищного строительства, зарегистрировано до 1 января 2005 г., то положения пункта 15 статьи 396 Кодекса на указанный земельный участок не распространяются.
2.4. Положения п. 15 ст. 396 НК РФ применяются в отношении земельных участков, предоставленных на условиях осуществления на них жилищного строительства, при этом последующее изменение вида разрешенного использования участка значения не имеет
Постановление ФАС Поволжского округа от 26.06.2014 по делу N А72-5730/2013
Из буквального прочтения пункта 15 статьи 396 НК РФ следует, что повышающие коэффициенты 2 и 4 применяются при расчете земельного налога только по тем земельным участкам, которые на момент их приобретения были предоставлены собственнику на условиях осуществления на них жилищного строительства.
Следовательно, если на момент приобретения земельного участка данный участок был предоставлен для целей, не связанных с осуществлением жилищного строительства, то пункт 15 статьи 396 НК РФ не может быть применен к исчислению земельного налога по этому участку даже в случае, если впоследствии произошло изменение вида разрешенного использования участка.
2.5. Исчисление земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных для строительства, не зависит от факта ведения строительства
Проанализировав положения [ст. 396 НК РФ], суды двух инстанций правильно указали, что повышенный коэффициент применяется в течение трехлетнего срока возведения зданий, при этом отсчет ведется с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект.
При этом, как правильно отметили суды, данная норма не содержит каких-либо особенностей исчисления налога в зависимости от того ведется строительство фактически или нет.
2.6. При применении п. 15 ст. 396 НК РФ за объект индивидуального жилищного строительства принимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи
Постановление ФАС Центрального округа от 07.06.2013 по делу N А14-6934/2012
Поскольку в НК РФ не дано определение понятия индивидуального жилищного строительства, суд на основании пункта 1 статьи 11 НК РФ обоснованно руководствовался пунктом 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которым к объекту индивидуального жилищного строительства отнесен отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Учитывая, что положения пункта 15 статьи 396 НК РФ направлены на предоставление налоговых послаблений (льгот) в целях развития индивидуального жилищного строительства, что предполагает снижение налоговой нагрузки по уплате налога на землю за соответствующий земельный участок, предназначенный для осуществления индивидуального жилищного строительства, а земельный участок главы КФХ был переведен в земли населенного пункта для строительства многофункционального жилищного комплекса, то исчисление суммы налога обоснованно произведено налоговым органом с учетом коэффициента 2.
2.7. Статья 396 НК РФ не содержит прямого запрета на применение ее п. 15 к ЖСК
Доводы кооператива о том, что пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации направлен на применение дополнительной ответственности в отношении недобросовестных застройщиков и применение данной нормы недопустимо в отношении жилищно-строительного кооператива, обладающего правами на земельные участки, несостоятельны. Прямой запрет на применение данной нормы права в отношении жилищно-строительного кооператива не следует из ее содержания. Пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации содержит лишь одно условие, при котором повышающий коэффициент не применяется, - это исключение в виде индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами.
2.8. Обязанность самостоятельно определять налоговую базу в отношении земельного участка, исчислять сумму земельного налога и представлять налоговую декларацию возникает вне зависимости от фактического осуществления на земельном участке предпринимательской деятельности
Определение Верховного Суда РФ от 5 мая 2016 г. N 303-КГ16-3974
Признавая законным доначисление земельного налога, соответствующей суммы пени, суды, руководствуясь положениями статей 388, 389, 391, 396, 398 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", суды исходили из того, что у предпринимателя вне зависимости от фактического осуществления на земельном участке предпринимательской деятельности возникла обязанность самостоятельно определить налоговую базу в отношении этого участка, исчислить сумму земельного налога и представить налоговую декларацию.
При этом суды указали, что факт неведения предпринимательской деятельности на земельном участке и то обстоятельство, что он выбыл из владения предпринимателя в принудительном порядке, не влияет на исчисление земельного налога.
Доказательств использования земельного участка в личных целях предпринимателем не представлено.
В правоустанавливающих документах на земельный участок, принадлежащий предпринимателю на праве собственности, определен вид разрешенного использования, связанный с предпринимательской деятельностью, вследствие чего в силу прямого указания закона (абзац 2 пункта 3 статьи 391, абзац 2 пункта 2 статьи 396, пункт 1 статьи 398 НК РФ) у предпринимателя вне зависимости от фактического осуществления на земельном участке предпринимательской деятельности возникла обязанность самостоятельно определить налоговую базу в отношении этого участка, исчислить сумму земельного налога и представить налоговую декларацию.
Исходя из изложенного, подлежат отклонению доводы кассационной жалобы в части незаконного доначисления земельного налога, поскольку факт неведения предпринимательской деятельности на земельном участке и то обстоятельство, что он выбыл из владения предпринимателя в принудительном порядке, не влияет на исчисление земельного налога.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные ЗАО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской.