Энциклопедия судебной практики
Образование земельных участков
(Ст. 11.2 ЗК)
1. Порядок образования земельного участка
1.1. Предусмотренный ст. 11.2 ЗК РФ перечень способов образования земельных участков является исчерпывающим
В силу ст. 11.2 ЗК РФ образование из сформированного земельного участка иных земельных участков возможно только путем раздела, объединения, перераспределения земельных участков или выдела земельного участка, но не путем формирования нового земельного участка.
Основания, по которым образуются земельные участки, предусмотрены ст. 11.2 ЗК РФ, в числе которых не значится такое основание, как образование участка в результате фактического пользования.
1.2. Положения ст. 11.2 ЗК РФ не применяются при изменении (уточнении) границ или уменьшении площади земельного участка
В силу статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации государственным учреждениям не требуется согласие на образование новых земельных участков из тех находящихся в государственной собственности земельных участков, которые затем прекращают свое существование.
Из смысла данной нормы следует, что она распространяет свое действие только на процедуру образования новых участков, поэтому действия землепользователя, связанные с изменением (уточнением) границ или уменьшением площади земельного участка, не находятся в зоне регулирования указанной статьи Земельного кодекса.
1.3. Для обеспечения проезда по территории земельного участка не требуется осуществлять его раздел, достаточно установить сервитут
Общество обратилось к ответчикам с письмами, в которых просило согласовать образование земельного участка, необходимого истцу для устройства пожарного подъезда путем раздела земельного участка и предоставления доступа к земельному участку для проведения работ по межеванию.
Суд обоснованно отказал в удовлетворении иска и указал на то, что обеспечение подъезда пожарных автомобилей подлежит разрешению не путем раздела существующих земельных участков, а путем предъявления требования об установлении сервитута в порядке, предусмотренном статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации.
1.4. При образовании новых земельных участков прежний участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание его границ
При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание его границ.
При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание его границ.
При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание его границ.
Специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что они являются природными объектами, частью поверхности земли, формирование их границ осуществляется посредством землеустройства. В последующем в отношении таких участков производится государственный кадастровый учет. При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ. Этот факт сам по себе не препятствует восстановлению земельного участка в прежних границах с присвоением соответствующего кадастрового номера.
При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ. Этот факт сам по себе не препятствует восстановлению земельного участка в прежних границах с присвоением соответствующего кадастрового номера.
При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание его границ.
Специфическая особенность земельных участков как объектов недвижимости заключается в том, что они являются природными объектами, частью поверхности земли, формирование их границ осуществляется посредством землеустройства. В последующем в отношении таких участков производится государственный кадастровый учет. При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ.
При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ.
При образовании новых земельных участков прежний земельный участок как природный объект не исчезает, меняется лишь описание границ. Этот факт сам по себе не препятствует восстановлению земельного участка в прежних границах с присвоением соответствующего кадастрового номера.
1.5. С заявлением о разделе земельного участка вправе обратиться лицо, владеющее земельным участком на каком-либо из прав, указанных в ст. 11.2 ЗК РФ
Кассационное определение СК Пензенского областного суда от 28 июня 2011 г. N 33-1730
С заявлением о разделе земельного участка вправе обратиться лицо, владеющее земельным участком на каком-либо из прав, указанных в статье 11.2 ЗК РФ.
1.6. На момент образования земельных участков должен отсутствовать спор о согласовании местоположения границ вновь образуемых земельных участков
По правилам статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации ОАО имеет право на выдел земельного участка, не затронутого правопритязаниями остальных собственников зданий, строений и сооружений, с учетом того, что на момент образования земельных участков из земельного участка должен отсутствовать спор о согласовании местоположения границ вновь образуемых земельных участков и должно иметься письменное согласие всех землепользователей на раздел данного участка.
1.7. Статья 11.2 ЗК РФ не предусматривает определенных сроков для принятия уполномоченными органами решения об образовании земельных участков
Заинтересованными лицами не допущено незаконного бездействия, так как положения ст. 11.2-11.7 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат указания на обязанность уполномоченных органов по принятию решений [о разделе земельного участка] в установленные сроки, на обращение общества даны соответствующие ответы, однако самим заявителем не устранены недостатки, послужившие основанием для возвращения пакета документов на доработку.
1.8. Вновь образованный земельный участок становится объектом правоотношений только после прохождения кадастрового учета и внесения сведений о нем в кадастр недвижимости
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 февраля 2015 г. N 30-АПГ15-1
Юридически земельный участок признаётся объектом правоотношений, в том числе в случае его предоставления гражданам, только при условии, если он прошёл государственный кадастровый учёт и сведения о нём внесены в соответствующий кадастр недвижимости.
Таким образом, в отношении земельного участка должны быть выполнены работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта сведения о таком земельном участке, а также должен быть осуществлён его государственный кадастровый учёт.
Юридически земельный участок признаётся объектом правоотношений, в том числе в случае его предоставления гражданам, только при условии, если он прошёл государственный кадастровый учёт и сведения о нём внесены в соответствующий кадастр недвижимости.
Таким образом, в отношении земельного участка должны быть выполнены работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта сведения о таком земельном участке, а также должен быть осуществлён его государственный кадастровый учёт.
Юридически земельный участок признается объектом правоотношений, в том числе по его предоставлению гражданам, только в том случае, если он прошел государственный кадастровый учет и сведения о нем внесены в соответствующий кадастр недвижимости. Таким образом, в отношении земельного участка должны быть выполнены работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, а также должен быть осуществлен его государственный кадастровый учет.
Юридически земельный участок признаётся объектом правоотношений, в том числе в случае его предоставления гражданам, только при условии, если он прошёл государственный кадастровый учёт и сведения о нём внесены в соответствующий кадастр недвижимости.
Таким образом, в отношении земельного участка должны быть выполнены работы, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта сведения о таком земельном участке, а также должен быть осуществлён его государственный кадастровый учёт.
1.9. Разделение земельного участка на несколько новых свидетельствует о возникновении новых объектов недвижимости
Разделение ранее существовавшего земельного участка на несколько новых с определением их площади, границ и присвоением новых кадастровых номеров свидетельствует о возникновении новых объектов недвижимости.
1.10. Право собственника недвижимого имущества, расположенного на нескольких земельных участках, на образование участка под этой недвижимостью может быть восстановлено несколькими способами
Право истца, являющегося собственником недвижимого имущества, одновременно расположенного на нескольких земельных участках, на образование земельного участка под принадлежащей ему недвижимостью и необходимого для ее (недвижимости) использования, может быть восстановлено образованием земельного участка путем раздела существующих земельных участков либо путем выдела образуемого земельного участка из существующих земельных участков, а также путем формирования и предоставления земельного участка (в части земель, право собственности на которые не установлено) с последующим их объединением в единый земельный участок для использования и эксплуатации принадлежащего истцу подъездного железнодорожного пути, а не путем разрешения спора об установлении границы между истцом и собственником одного из участков, на которых расположено недвижимое имущество истца.
2. Возникновение прав на образуемые земельные участки
2.1. Исходный земельный участок остается самостоятельным объектом правоотношений до государственной регистрации прав на вновь образованные участки
Исходный земельный участок остается самостоятельным объектом правоотношений до момента регистрации прав на вновь образованные участки.
Право на вновь образованные при разделе земельные участки возникает лишь с момента их государственной регистрации. При этом разделенный земельный участок юридически продолжает существовать до регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из него земельные участки.
2.2. Положения п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ не устанавливают момент прекращения прав землепользователя, землевладельца или собственника преобразованного участка на новые участки
Норма [пункта 2 статьи 11.2 ЗК РФ], исходя из ее буквального содержания, определяет лишь момент прекращения существования преобразуемого земельного участка как объекта кадастрового учета. Преобразованному участку с изменившейся площадью и конфигурацией, соответственно, присваивается иной кадастровый номер как новому объекту. Данная норма не устанавливает момент прекращения прав землепользователя, землевладельца или собственника преобразованного участка на новые участки, выделяя которые, обладатели вещных прав на них, в том числе права собственности, преследуют цели самостоятельного по своему усмотрению использования этих участков.
2.3. Законом не предусмотрено прекращение права собственности на ранее существовавший земельный участок без возникновения или сохранения этого права на вновь образованные участки
Положениями Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривается прекращение права собственности на ранее существовавший земельный участок без возникновения или сохранения этого права на вновь образованные участки.
Положениями Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривается прекращение права собственности на ранее существовавший земельный участок без возникновения или сохранения этого права на вновь образованные участки.
2.4. Право на вновь образованный земельный участок возникает с момента обособления собственниками принадлежащих им земельных долей в виде самостоятельного участка
К моменту посева сои у общества отсутствовали правовые основания для использования земельного участка, так как решением суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному с участием общества делу установлен факт выделения спорного участка в натуре собственникам земельных долей, уведомлявшим общество о недопустимости проведения сельхозработ.
Правовое значение для определения момента прекращения возможности использования обществом спорного участка имеет не факт передачи его собственниками в аренду [ответчику] и не факт государственной регистрации [ответчиком] права аренды, а обособление собственниками принадлежащих им земельных долей в виде самостоятельного участка с определенными границами. Такое обособление осуществлено с признанием решением районного суда факта выдела нового участка состоявшимся и с последующей постановкой этого участка на кадастровый учет.
2.5. Учет изменений объекта недвижимости не является соответствующей государственной регистрацией прав и (или) выполнением кадастровых работ
Кадастровые сведения об образованных земельных участках носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
В то же время учет изменений объекта недвижимости не является соответствующей государственной регистрацией прав и (или) выполнением кадастровых работ.
Поскольку заявителем не представлено сведений о государственной регистрации прав на вновь образованный земельный участок, суд не может считать такой участок объектом гражданских прав и полагать права заявителя нарушенными оспариваемым решением органа кадастрового учета.
2.6. Федеральное законодательство не предусматривает изъятие земельных участков в целях развития застроенных территорий для нужд частных лиц
Определение Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2016 г. N 2652-О
Оспариваемая норма [п. 7 ст. 11.2. ЗК РФ] предусматривает, что лицо, заключившее договор о развитии застроенной территории, образовывает земельные участки в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. При этом данная документация, равно как и решения органа местного самоуправления, утверждающие перечень зданий, строений и сооружений, подлежащих сносу, должны соответствовать действующему федеральному законодательству, которое, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 октября 2014 года N 2026-О, не предусматривает изъятие земельных участков в целях развития застроенных территорий для нужд частных лиц.
3. Целевое назначение и разрешенное использование образуемых земельных участков
3.1. Образование земельного участка из участков, имеющих разное целевое назначение и разрешенное использование, недопустимо
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 марта 2013 г. N ВАС-2174/13
Один земельный участок предоставлен обществу как собственнику объекта недвижимости для эксплуатации и обслуживания здания склада, разрешенное использование - "для размещения первого монтажного управления". Другой земельный участок предоставлен для проектирования и строительства складских помещений, разрешенное использование - "для проектирования и строительства складских помещений".
Основываясь на том, что названные земельные участки имеют различное целевое назначение и разрешенное использование, суд пришел к выводу, что их объединение не соответствует положениям пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что спорные земельные участки относятся к землям населенных пунктов с различным разрешенным использованием, то объединение в рассматриваемом случае земельных участков, имеющих разное целевое назначение и разрешенное использование, не соответствует положениям пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ.
3.2. На вновь образованные земельные участки автоматически переносится разрешенное использование исходного земельного участка
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 13016/11
При разделе исходного земельного участка и образовании в его границах нескольких земельных участков под конкретными зданиями, строениями, сооружениями, в том числе зарегистрированными в качестве отдельных объектов недвижимости, на вновь образованные земельные участки в силу закона автоматически переносится разрешенное использование исходного земельного участка.
При разделе исходного земельного участка и образовании в его границах нескольких земельных участков под конкретными зданиями, строениями, сооружениями, на вновь образованные земельные участки в силу закона автоматически переносится разрешенное использование исходного земельного участка.
При разделе исходного земельного участка и образовании в его границах нескольких земельных участков под конкретными зданиями, строениями сооружениями, в том числе зарегистрированными в качестве отдельных объектов недвижимости, на вновь образованные земельные участки в силу закона автоматически переносится разрешенное использование исходного земельного участка.
3.3. Закон не запрещает уточнять вид разрешенного использования земельного участка исходя из фактически осуществляемой землепользователем деятельности на нем
Указание в оспариваемом постановлении на разрешенное использование - под площадку для компостирования навоза не устанавливает новый вид разрешенного использования земельного участка и его целевое назначение, а уточняет разрешенное использование с учетом предоставления его для обслуживания и эксплуатации конкретного объекта недвижимости - площадки для компостирования навоза.
Нормы действующего законодательства не содержат запрета для органов местного самоуправления на уточнение вида разрешенного использования земельного участка с учетом фактически осуществляемой землепользователем деятельности на данном земельном участке, поскольку на земельном участке находится объект недвижимости, предназначенный для эксплуатации в определенных целях, его использование для других целей возможно лишь после изменения функционального назначения объекта недвижимости и вида разрешенного использования земельного участка, следовательно, оспариваемое постановление не нарушает права заявителя.
3.4. Отчуждение земельного участка стороннему лицу не может служить основанием для изменения вида его разрешенного использования
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 13016/11
С учетом положения [ч. 2 ст. 11.2 ЗК РФ] отчуждение земельного участка стороннему лицу само по себе не является основанием для изменения вида его разрешенного использования.
3.5. Выдел доли в натуре одним из собственников земельного участка возможен только в том случае, если все образуемые при выделе земельные участки имеют площадь не менее установленных предельных минимальных размеров земельных участков соответствующего целевого назначения и вида целевого использования
В силу п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с законодательством в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры.
При выделе вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, также должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 сентября 2016 г. N 18-КГ16-96
Выдел доли земельного участка в натуре возможен только в том случае, если все образуемые при выделе земельные участки имеют площадь не менее предельных минимальных размеров земельных участков соответствующего целевого назначения и вида целевого использования.
4. Согласие заинтересованных лиц на образование земельного участка
4.1. Несоблюдение требования о получении согласия заинтересованных лиц на образование земельного участка является основанием к отказу в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости
Часть 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, с какими лицами необходимо согласовывать образование земельных участков: оно допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Суды правильно применили названные нормы, указав, что согласие ООО как арендатора не было получено, что препятствовало кадастровому учету вновь образованного земельного участка.
4.2. Перечень лиц, чье согласие на образование земельного участка необходимо получать, является исчерпывающим
Из пункта 4 статьи 11.2 ЗК РФ следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 указанной статьи. Перечень лиц, согласие которых требуется, является исчерпывающим.
В силу положений части 4 статьи 11.2 ЗК РФ, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Перечень лиц, согласие которых требуется, является исчерпывающим.
4.3. Закон не возлагает на землепользователей, землевладельцев, арендаторов и залогодержателей исходного земельного участка обязанность давать согласие на образование земельного участка
Гражданское, земельное законодательство не содержат положений, предусматривающих обязанность землепользователя, землевладельца, арендатора, залогодержателя исходного земельного участка давать согласие на образование земельного участка.
Гражданское и земельное законодательство не содержит положений, предусматривающих обязанность землепользователя, землевладельца, арендатора, залогодержателя исходного земельного участка давать согласие на образование земельного участка.
4.4. В п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ приведен исчерпывающий перечень случаев, когда для образования новых земельных участков не требуется получать согласие субъектов прав на исходные земельные участки
Исключения из указанного общего правила указаны в п. 4 ст. 11.2 Кодекса. Согласия субъектов прав на исходные земельные участки на образование новых земельных участков не требуется, если: а) исходные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям (указанные предприятия и учреждения не обладают правом собственности на такие земельные участки); б) образование земельных участков осуществляется на основании решения суда (например, в случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд).
Во всех иных случаях для образования новых земельных участков предварительное письменное согласие субъектов прав на исходные земельные участки является обязательным.
Согласия субъектов прав на исходные земельные участки на образование новых земельных участков не требуется, если: а) исходные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям (указанные предприятия и учреждения не обладают правом собственности на такие земельные участки); б) образование земельных участков осуществляется на основании решения суда (например, в случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд).
Во всех иных случаях для образования новых земельных участков предварительное письменное согласие субъектов прав на исходные земельные участки является обязательным.
Исключения из указанного общего правила указаны в пунктах 4 и 6 статьи 11.2 Земельного Кодекса РФ. Согласия субъектов прав на исходные земельные участки на образование новых земельных участков не требуется, если: а) исходные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям (указанные предприятия и учреждения не обладают правом собственности на такие земельные участки); б) образование земельных участков осуществляется на основании решения суда в обязательном порядке.
Во всех иных случаях для образования новых земельных участков предварительное письменное согласие субъектов прав на исходные земельные участки является обязательным.
Исключения из указанного общего правила указаны в п. 4 ст. 11.2 Кодекса. Согласия субъектов прав на исходные земельные участки на образование новых земельных участков не требуется, если: а) исходные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям (указанные предприятия и учреждения не обладают правом собственности на такие земельные участки); б) образование земельных участков осуществляется на основании решения суда (например, в случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд).
Во всех иных случаях для образования новых земельных участков предварительное письменное согласие субъектов прав на исходные земельные участки является обязательным.
Согласия субъектов прав на исходные земельные участки на образование новых земельных участков не требуется, если: а) исходные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям (указанные предприятия и учреждения не обладают правом собственности на такие земельные участки); б) образование земельных участков осуществляется на основании решения суда (например, в случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд).
Во всех иных случаях для образования новых земельных участков предварительное письменное согласие субъектов прав на исходные земельные участки является обязательным.
Согласия субъектов прав на исходные земельные участки на образование новых земельных участков не требуется, если: а) исходные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям (указанные предприятия и учреждения не обладают правом собственности на такие земельные участки); б) образование земельных участков осуществляется на основании решения суда (например, в случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд).
Во всех иных случаях для образования новых земельных участков предварительное письменное согласие субъектов прав на исходные земельные участки является обязательным.
Согласия субъектов прав на исходные земельные участки на образование новых земельных участков не требуется, если: а) исходные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям (указанные предприятия и учреждения не обладают правом собственности на такие земельные участки); б) образование земельных участков осуществляется на основании решения суда (например, в случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд).
Во всех иных случаях для образования новых земельных участков предварительное письменное согласие субъектов прав на исходные земельные участки является обязательным.
4.5. Утверждение схемы расположения земельного участка не требует согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков
Статья 11. 2 Земельного кодекса РФ содержит требования о получении согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков при образовании земельных участков.
Однако данное требование, как обоснованно указали суды, не применяется на стадии утверждения схемы расположения земельного участка.
4.6. Для постановки вновь образованных земельных участков на кадастровый учет не требуется получать согласие всех заинтересованных лиц
Действующим законодательством предусмотрено получение указанного согласия (в том числе залогодержателей земельных участков) именно при государственной регистрации права на образованные земельные участки в результате раздела исходного земельного участка, а не в момент принятия органом кадастрового учета решения о постановке указанных "временных" земельных участков на кадастровый учет.
Таким образом, поскольку упомянутые земельные участки имеют статус "временный" и не зарегистрированы в установленном порядке, согласие залогодержателя исходного земельного участка на его раздел при постановке на кадастровый учет вновь образованных участков не требовалось.
4.7. Письменное согласие субъектов прав на исходные земельные участки не требуется, если преобразование этих участков производится по их инициативе
По общему правилу п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ образованию новых земельных участков должно предшествовать получение на это письменного согласия субъектов прав на соответствующие исходные земельные участки, если преобразование этих участков производится не по инициативе указанных субъектов.
Образованию новых земельных участков должно предшествовать получение на это письменного согласия субъектов прав на соответствующий исходный земельный участок, если преобразование этого участка производится не по инициативе указанных субъектов.
По общему правилу п. 4 ст. 11.2 Кодекса образованию новых земельных участков должно предшествовать получение на это письменного согласия субъектов прав на соответствующие исходные земельные участки, если преобразование этих участков производится не по инициативе указанных субъектов.
Образованию новых земельных участков должно предшествовать получение на это письменного согласия субъектов прав на соответствующий исходный земельный участок, если преобразование этого участка производится не по инициативе указанных субъектов.
По общему правилу п. 4 ст. 11.2 Кодекса образованию новых земельных участков должно предшествовать получение на это письменного согласия субъектов прав на соответствующие исходные земельные участки, если преобразование этих участков производится не по инициативе указанных субъектов.
Образованию новых земельных участков должно предшествовать получение на это письменного согласия субъектов прав на соответствующий исходный земельный участок, если преобразование этого участка производится не по инициативе указанных субъектов.
По общему правилу п. 4 ст. 11.2 Кодекса образованию новых земельных участков должно предшествовать получение на это письменного согласия субъектов прав на соответствующие исходные земельные участки, если преобразование этих участков производится не по инициативе указанных субъектов.
Образованию новых земельных участков должно предшествовать получение на это письменного согласия субъектов прав на соответствующий исходный земельный участок, если преобразование этого участка производится не по инициативе указанных субъектов.
По общему правилу п. 4 ст. 11.2 Кодекса образованию новых земельных участков должно предшествовать получение на это письменного согласия субъектов прав на соответствующие исходные земельные участки, если преобразование этих участков производится не по инициативе указанных субъектов.
4.8. Получение письменного согласия землепользователя на раздел земельного участка обязательно, даже если он сам выступает инициатором раздела
Суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о нарушении департаментом п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса, поскольку образование двух новых земельных участков за счет раздела уже сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка, землепользователем которого является общество, допущено без его письменного согласия.
В связи с изложенным довод департамента о том, что согласие землепользователя для образования участка не обязательно, поскольку в данном случае землепользователь (общество) сам выступает инициатором проводимого раздела, судом кассационной инстанции отклоняется, как основанный на неверном толковании норм права.
4.9. Если земельный участок принадлежит нескольким собственникам, то для его преобразования получение их согласия является обязательным и прилагается к межевому плану
Норма части 5 статьи 11.2 Земельного кодекса, имея иную направленность - регулируя порядок образования земельных участков, принадлежащих нескольким собственникам (при этом по вопросу выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, отсылая к Закону об обороте земель, не исключает, таким образом, необходимости применения части 4 статьи 11.2 Земельного кодекса.
4.10. Выделить участок без согласия арендатора вправе лишь тот участник долевой собственности, который на общем собрании голосовал против предоставления участка в аренду
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2016 г. N 32-КГ16-23
Пунктом 5 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что особенности процедуры выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предусматриваются Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 5 статьи 14 Закона об обороте сельскохозяйственных земель установлено, что участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным пунктом 4 статьи 13 данного Федерального закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению.
Таким образом, по смыслу указанной нормы, право на выдел земельного участка без согласия арендатора предоставлено лишь тому участнику долевой собственности, который на общем собрании участников долевой собственности голосовал против предоставления земельного участка в аренду. Во всех остальных случаях выдел земельного участка из арендованного земельного участка не может осуществляться без согласия арендатора.
4.11. Не требуется получать согласие на образование земельного участка от залогодержателя по договору об ипотеке, если предметом ипотеки является право аренды земельного участка
Из материалов дела следует, что ОАО (залогодатель) и закрытое акционерное общество (залогодержатель) - Банк заключили договор об ипотеке (залоге недвижимости), в соответствии с которым предметом ипотеки является право аренды земельного участка, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения производственной базы.
На основании изложенного суды сделали правильный вывод о том, что в залог передано право аренды земельного участка, в связи с чем требование Территориального управления на получение согласия Банка на раздел земельного участка противоречит нормам земельного законодательства.
5. Судебный порядок образования земельного участка
5.1. Случаи образования земельных участков по решению суда независимо от согласия заинтересованных лиц устанавливаются законом
Положение [ч. 6 ст. 11.2 ЗК РФ] указывает на то, что на основании решения суда могли быть образованы земельные участки независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, когда в законе установлены случаи образования земельных участков в "обязательном порядке".
5.2. В судебном порядке образование земельного участка возможно, только если лицо, чье согласие требуется, препятствует заинтересованному лицу в осуществлении права на формирование и образование земельного участка
Из системного толкования статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что образование земельного участка в судебном порядке производится в случае препятствия заинтересованному лицу в осуществлении права на образование (раздел) земельного участка.
5.3. Положения п. 6 ст. 11.2 ЗК РФ применяются при образовании земельного участка по решению об изъятии участка для государственных или муниципальных нужд
Суд вправе принять решение об образовании земельного участка в порядке, предусмотренном нормой [п. 6 статьи 11.2 ЗК РФ], и в случае, если земельный участок, подлежащий изъятию, должен быть образован в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
5.4. Образование земельных участков в обязательном порядке по решению суда недопустимо без согласия арендатора земельного участка, находящегося в долевой собственности и переданного с согласия всех собственников в аренду
Положения пункта 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации об образовании земельных участков в обязательном порядке по решению суда по требованию граждан-сособственников земельного участка, возникшего в результате выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и переданного в установленном порядке в аренду, при отсутствии согласия со стороны арендатора, неприменимы.
Юридическая судьба земельного участка, находящегося в долевой собственности и переданного с согласия всех собственников в аренду, определена на срок аренды. Эти обстоятельства и обусловливают необходимость получения согласия арендатора при образовании земельных участков из земель, находящихся в аренде.
Положения пункта 6 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшего в период спора, об образовании земельных участков в обязательном порядке по решению суда по требованию граждан-сособственников земельного участка, возникшего в результате выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и переданного в установленном порядке в аренду, при отсутствии согласия со стороны арендатора, неприменимы.
Юридическая судьба земельного участка, находящегося в долевой собственности и переданного с согласия всех собственников в аренду, определена на срок аренды. Эти обстоятельства и обусловливают необходимость получения согласия арендатора при образовании земельных участков из земель, находящихся в аренде.
Норма Земельного кодекса Российской Федерации об образовании земельных участков в обязательном порядке по решению суда по требованию граждан-сособственников земельного участка, возникшего в результате выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и переданного в аренду, при отсутствии согласия со стороны арендатора, неприменима.
Юридическая судьба земельного участка, находящегося в долевой собственности и переданного с согласия всех собственников в аренду, определена на срок аренды. Эти обстоятельства и обусловливают необходимость получения согласия арендатора при образовании земельных участков из земель находящихся в аренде.
5.5. Положения п. 6 ст. 11.2 ЗК РФ неприменимы, если исходный земельный участок является особоохраняемой территорией и ограничен в обороте
Суды обсудили ссылку общества на пункт 6 статьи 11.2 ЗК РФ, предусматривающий возможность образования земельного участка на основании судебного решения, и отклонили как неосновательную. При этом отметили, что согласно постановлению Правительства Москвы спорный земельный участок является частью особоохраняемого природно-исторического парка и является ограниченным в обороте. В связи с чем суды правомерно не применили данную норму Кодекса при разрешении спора.
5.6. Вопрос об определении границ земельного участка между его сособственниками решается судом только в случае предъявления иска о выделе земельного участка
Апелляционное определение Московского городского суда от 30 августа 2013 N 11-28293/13
Вопрос об определении границ земельного участка между его сособственниками может быть решён судом только в случае предъявления иска о выделе земельного участка, при этом заинтересованным лицом должны быть представлены доказательства возможности выдела земельного участка в натуре таким образом, чтобы соответствовать его идеальной доле в праве собственности на дом, не нарушая при этом права другого собственника дома пользоваться своей долей в праве собственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.