Энциклопедия судебной практики
Государственная собственность на землю
(Ст. 16 ЗК)
1. Земельные участки всегда имеют собственника
Согласно пункту 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Аналогичные положения закреплены в статье 16 Земельного кодекса РФ.
Следовательно, земля всегда имеет собственника, при этом собственником спорного земельного участка является государство.
Согласно пункту 2 статьи 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Аналогичные положения закреплены в статье 16 Земельного кодекса РФ.
Следовательно, земля всегда имеет собственника, при этом собственником спорного земельного участка является государство.
2. ЗК РФ предусматривает презумпцию принадлежности земельных участков государству
Действующее земельное законодательство устанавливает презумпцию принадлежности земель государству в лице его государственных образований (ч. 1 ст. 16 ЗК РФ).
Действующее земельное законодательство устанавливает презумпцию принадлежности земель государству в лице его государственных образований, основанием для возникновения права собственности на земельные участки является решение органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятые в рамках их компетенции (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации). Следовательно, для указанных объектов гражданских правоотношений не могут применяться и положения статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации о приобретении земли в собственность по давности владения.
Действующее земельное законодательство устанавливает презумпцию принадлежности земель государству в лице его государственных образований.
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Следовательно, невозможно признать право собственности на земельный участок в силу приобретательной давности к земельным участкам, находящимся в государственной собственности, в силу того, что в земельном законодательстве установлена презумпция их принадлежности только государственным образованиям, а поэтому для этих объектов не может возникнуть режим бесхозяйного имущества и приобретение их в собственность по давности владения.
Действующее земельное законодательство устанавливает презумпцию принадлежности земель государству в лице его государственных образований, основанием для возникновения права собственности на земельные участки является решение органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятые в рамках их компетенции.
3. Только РФ и субъекты РФ могут быть субъектами права государственной собственности
В соответствии с пунктом 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ, а также пунктом 1 статьи 16 Земельного кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью, а субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты Федерации.
4. Порядок закрепления земельных участков в собственности публично-правовых образований является разграничением государственной собственности на землю
Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
5. Разграничение государственной собственности на землю является одним из оснований возникновения права собственности на земельные участки
В силу положений статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 3.1 Вводного закона [от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ] разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований является самостоятельным основанием возникновения права собственности на землю у названных субъектов правоотношений. Указанное право первично, оно не затрагивает интересы юридических и физических лиц, права которых на земельные участки урегулированы иными нормами права, и в силу закона подлежит государственной регистрации.
6. Критерии разграничения государственной собственности на землю определены ФЗ "О введении в действие ЗК РФ"
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 1 июля 2015 г. N 302-ЭС14-8088
Закон [от 25 октября 2001 г.] N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) - в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ - дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
Законом [от 17.04.2006] N 53-ФЗ Вводный закон дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
Закон [от 25 октября 2001 г.] N 137-ФЗ (в редакции Закона N 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
Закон [от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ] N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
Федеральный закон [от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ] "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
Основания разграничения государственной собственности на землю между уровнями собственности установлены статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Закон [от 25 октября 2001 г.] N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) был дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
7. Разграничение государственной и муниципальной собственности на землю осуществляется без проведения специальных процедур по передаче земельных участков
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 октября 2011 г. N ВАС-2726/11
По смыслу пункта 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ [от 25 октября 2001 г.] закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
По смыслу пункта 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ [от 25 октября 2001 г.] закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Закрепленное в статье 3.1 Закона N 137-ФЗ [от 25 октября 2001 г.] разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
8. Отсутствие государственной регистрации права собственности на разграниченные земельные участки исключает возможность распоряжения ими
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 1 июля 2015 г. N 302-ЭС14-8088
Государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной, и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно.
Государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно.
Государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной, и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно.
Государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной, и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно.
Государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно.
Осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в ст. 3.1 [Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ], возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки.
9. Разграничение государственной собственности на землю не препятствует последующему приобретению права собственности или аренды на нее собственниками недвижимости, находящейся на этих земельных участках
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2009 г. N 11276/09
Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 декабря 2011 г. N ВАС-4937/10
Предусмотренный статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не изменяют действия других положений этого Кодекса, в том числе статьи 36.
Государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
Поскольку право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на данном участке, отказ в удовлетворении требований [о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок] препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным последующее приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Предусмотренный статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" N 137-ФЗ от 25.10.2001 не изменяют действия других его положений, в том числе статьи 36 Кодекса, согласно которым граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
10. Возникновение права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в силу приобретательной давности невозможно
Определение Московского городского суда от 14 января 2016 г. N 4г-28/16
Согласно действующему законодательству переход права собственности в силу приобретательной давности на земельные участки из государственной собственности в иную не предусмотрен.
Нормы действующего законодательства не допускают возможности приобретения права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной, муниципальной собственности в силу приобретательной давности.
Согласно действующему законодательству переход права собственности в силу приобретательной давности на земельные участки из государственной собственности в иную не предусмотрен.
Действующее законодательство в настоящее время не предусматривает возможности признания за гражданами права собственности в силу приобретательной давности на земельные участки, находящиеся в государственной собственности.
В силу действующего законодательства право собственности на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не могут быть приобретены в силу приобретательной давности. Такие участки приобретаются в собственность в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Право собственности на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, не может возникнуть в силу приобретательной давности.
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Принимая во внимание, что действующее законодательство не предусматривает приобретение земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в порядке приобретательной давности, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении исковых требований.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретаются в собственность исключительно в порядке, установленном земельным законодательством. А земельное законодательство не предусматривает приобретение земельных участок в собственность в силу приобретательной давности.
По смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество, однако при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Согласно действующему законодательству, земельный участок может быть приобретен гражданином у государства только на основании сделки об отчуждении этого имущества, при этом такого основания приобретения земельного участка, как приобретательная давность, земельное законодательство не предусматривает.
11. Право долевой собственности на земельный участок не возникает в результате разграничения государственной собственности на землю
Из положений статей 16, 19 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в совокупности следует, что разграничение государственной собственности является самостоятельным основанием возникновения права публичной (муниципальной) собственности и по данному основанию у публично-правового образования может возникнуть право собственности только как у единоличного субъекта собственности на земельный участок, являющийся объектом земельных отношений по смыслу статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, а не право на долю в праве общей собственности, участниками которой наряду с муниципальным образованием являются граждане или юридические лица.
12. Изменение собственника объекта недвижимости, расположенного на разграниченном земельном участке, не влечет изменения правового режима такого участка
Довод заявителя о том, что на момент рассмотрения заявления министерства о государственной регистрации права государственной собственности [субъекта РФ] на спорный земельный участок право собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, было зарегистрировано за иным лицом (обществом), что препятствовало осуществлению управлением Росреестра регистрационных действий в отношении земельного участка в пользу [субъекта РФ], отклоняется, поскольку отчуждение из государственной собственности объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, государственная собственность на который разграничена в силу закона, не влечет изменение правового режима такого участка.
При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии у управления Росреестра оснований для отказа в государственной регистрации права государственной собственности субъекта Российской Федерации на земельный участок и удовлетворили заявленные министерством требования.
13. Органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 1 июля 2015 г. N 302-ЭС14-7467
Земельные участки, не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ [от 25 октября 2001 г.], если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которыми, за установленными законом изъятиями, предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления в силу от 25.10.2001 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ, если они не были разграничены изданными до вступления в силу названного Федерального закона актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ [от 25 октября 2001 г.], если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 1 статьи 3.1 [Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ].
Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 1 статьи 3.1 [Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ].
Земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ [от 25 октября 2001 г.], если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона N137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Земельные участки, не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Законом N 137-ФЗ [от 25 октября 2001 г.], если они не были разграничены изданными до вступления в силу Закона N 137-ФЗ актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 1 статьи 3.1 [Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ].
Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 1 статьи 3.1 [Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ].
14. Органам местного самоуправления не требуется регистрации права собственности для осуществления распоряжения неразграниченными земельными участками
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 июля 2009 г. N 7726/09
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 3, 3.1 Федерального закона от 15.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельные участки в границах рассматриваемой территории относятся к неразграниченной государственной собственности (за исключением земель, оформленных в собственность частных лиц) и правом распоряжения данными земельными участками обладают органы государственной власти города. При этом регистрация права собственности на данные земельные участки для распоряжения ими не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 мая 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.