Энциклопедия судебной практики
Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
(Ст. 8 ЗК)
1. Общие положения о переводе земель из одной категории в другую
1.1. Перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 октября 2014 г. N 91-АПГ14-1
Перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель.
1.2. Фактическое использование земельного участка - основной критерий его отнесения к той или иной категории по целевому назначению
Основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.
Статья 8 ЗК РФ закрепляет порядок перевода земель из одной категории в другую и предусматривает перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся в том числе акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Между тем по смыслу пункта 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Таким образом, основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.
Основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.
Основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.
1.3. При переводе земель из одной категории в другую определяется их назначение, а не конкретный пользователь и правила пользования им землей
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 октября 2014 г. N 91-АПГ14-1
[Публичные органы власти] осуществляя такой перевод [земель из одной категории в другую] определяют не конкретного их пользователя и правила пользования землей этим пользователем, а определяют назначение земель.
1.4. В результате перевода земель из одной категории в другую происходит изменение их правового режима использования
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 октября 2014 г. N 91-АПГ14-1
Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц.
В соответствии со ст. 8 ЗК РФ перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц. Изменение правового режима использования земель подразумевает изменение совокупности правовых норм, регулирующих отношения по использованию таких участков.
1.5. Закон не допускает изменения вида разрешенного использования земельного участка без перевода земельного участка в другую категорию
Изменение вида разрешенного использования земельного участка без перевода земельного участка в другую категорию действующим законодательством не предусмотрено.
Изменение вида разрешенного использования земельного участка без перевода земельного участка в другую категорию действующим законодательством не предусмотрено.
1.6. Перевод земель из одной категории в другую - исключительная компетенция публичных органов власти
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 октября 2014 г. N 91-АПГ14-1
Перевод земель из одной категории в другую в соответствии со статьей 8 Земельного Кодекса Российской Федерации является прерогативой публичных органов власти (государственной власти, органов местного самоуправления).
Перевод земель из одной категории в другую является прерогативой публичных органов власти (органов государственной власти, органов местного самоуправления).
1.7. Вид собственности на землю - критерий для разграничения полномочий публичных органов власти на перевод земель из одной категории в другую
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2011 г. N 4-Г11-48
Статья 8 Кодекса устанавливает круг органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы отнесения земель к категориям, а также их перевода из одной категории в другую.
Из содержания приведенной нормы следует, что критерием для разграничения полномочий является вид собственности на землю - федеральная, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная, частная, а также назначение земли.
Статья 8 указанного Кодекса устанавливает круг органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы отнесения земель к категориям, а также их перевода из одной категории в другую.
Из содержания приведенной нормы следует, что критерием для разграничения полномочий является вид собственности на землю - федеральная, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная, частная, а также назначение земли.
1.8. Постановление о переводе земель из одной категории в другую является нормативным актом
Принимаемое органом государственной власти постановление о переводе земель из одной категории в другую является, как правильно указал суд, нормативным актом.
1.9. Дела об оспаривании актов о переводе земель из одной категории в другую неподведомственны арбитражным судам
Поскольку ни в Законе N 172-ФЗ, ни в Законе N 184-ФЗ арбитражные суды не указаны в качестве судов, компетентных рассматривать заявления об оспаривании актов [о переводе земель из одной категории в другую], принятых в соответствии с этими Законами, то арбитражный суд правомерно прекратил производство по делу ввиду его неподведомственности.
1.10. Суд не наделен полномочиями по переводу земель из одной категории в другую
Решение Дисциплинарного судебного присутствия от 27 апреля 2010 г. N ДСП10-10
Суду право перевода земель из одной категории в другую законом не предоставлено.
Суды не вправе изменять категорию земель, при том, что эти полномочия отнесены к исключительной компетенции уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 1 статьи 8 ЗК РФ).
Поскольку на кадастровый квартал, в пределах которого истцы испрашивали земельный участок, установлен иной вид разрешенного использования, не связанный с целями садоводства, и вид разрешенного использования не менялся, у суда отсутствовали основания и для признания отказа в предоставлении участка истцам незаконным. Суд не может подменять своим решением полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений.
2. Процедура перевода земель из одной категории в другую
2.1. При переводе земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования из одной категории земель в другую обязательно должно учитываться мнение пользователя этого участка
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 октября 2013 г. N 8-АПГ13-4
В соответствии со статьями 216, 305 Гражданского кодекса РФ право лица, обладающего земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежит защите наряду с правом собственности.
Между тем, как установлено судом, к ходатайству территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по области о переводе земельного участка, правообладателем которого является СПК, не было приложено согласие последнего, таковое согласие у него не испрашивалось.
При таких данных следует признать правильным вывод суда об осуществлении перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую с нарушением установленного федеральным законодательством порядка.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 октября 2009 г. N 8-Г09-28
Поскольку к ходатайству о переводе земельного участка из одной категории в другую не приложено согласие его правообладателя, суд пришел к правильному выводу о том, что правительство области нарушило установленный федеральным законом порядок перевода земель из одной категории в другую.
Понятие "правообладатель", содержащееся в пункте 5 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ, включает в себя не только собственников земельных участков, но и лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на ином вещном праве, в том числе на праве постоянного (бессрочного) пользования.
2.2. Отсутствие указания категории земель в договоре препятствует его государственной регистрации
Согласно ч. 2 ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается в договорах, предметом которых являются земельные участки, и документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судом было установлено, что в нарушение указанных требований в представленном соглашении и договоре дарения не указана категория земельного участка, что препятствует проведению государственной регистрации.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 8 ЗК РФ в договорах, предметом которых являются земельные участки, подлежит указанию категория земель, которая в силу положений п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.07 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является к одной из характеристик, позволяющих индивидуализировать земельный участок.
2.3. Отсутствие указания категории земель в договоре свидетельствует о его недействительности
Признавая торги и договор купли-продажи недействительными, арбитражный суд правильно применил нормы материального права.
Ни в извещении о проведении торгов, ни в заключенном по их результатам договоре не указана категория земель, в то время как в силу пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации в договорах, предметом которых являются земельные участки, указывает категория земель.
2.4. Доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории выступают данные государственного кадастра недвижимости
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 ноября 2007 г. N 6019/07
В выданном обществу свидетельстве о праве бессрочного пользования земельным участком категория участка не указана, в связи с чем исходя из пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации она могла быть определена на основании документов государственного земельного кадастра и документов о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2012 г. N 16576/11
Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Апелляционное определение Московского городского суда от 10 ноября 2015 г. N 33-41159/15
Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
2.5. Государственный кадастр недвижимости лишь фиксирует сведения о виде разрешенного использования земельного участка, а не определяет его
По смыслу части 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастр недвижимости лишь фиксирует сведения о виде разрешенного использования земельного участка, а не определяет его.
2.6. При отнесении земель к той или иной категории надлежит руководствоваться категориями земель, отраженными в Едином государственном реестре земель
При решении вопроса об отнесении земель к той или иной категории необходимо руководствоваться категориями земель, отраженными в Едином государственном реестре земель.
2.7. Не может быть изменено целевое назначение земель в результате изыскательских работ
По результатам изыскательских работ организация, которой поручено провести изыскательские работы, делает вывод о том, подходит ли земельный участок для строительства конкретного объекта строительства и, если в процессе проведения изыскательских работ будет установлено, что земельный участок не подходит для строительства такого объекта, земельный участок для строительства не предоставляется. Таким образом, целевое назначение земель в результате проведения изыскательских работ не изменяется.
2.8. Налоговое законодательство не предусматривает критериев отнесения земельных участков к объектам налогообложения в зависимости от вида использования земельного участка
На основании статей 7, 8, 93 Земельного кодекса Российской Федерации налоговый орган полагает, что налоговое законодательство не содержит норм, содержащих критерии признания (непризнания) земельных участков объектами налогообложения по земельному налогу в зависимости от цели и вида фактического использования земельного участка.
2.9. Региональное законодательство не вправе расширять перечень документов, необходимых для перевода земель из одной категории в другую
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2011 г. N 71-Г11-13
Исчерпывающий перечень требований к ходатайству и составу прилагаемых к нему документов о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую установлены соответственно частями 3 и 4 [статьи 2] Федерального закона.
Между тем, перечень документов, содержащийся в [оспариваемом] пункте Порядка, обязанность по представлению которых возложена Порядком в том числе и на заинтересованных лиц, ходатайствующих о переводе земельных участков (не земель) из одной категории в другую, по своему содержанию гораздо шире нежели содержащийся в части 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ.
При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что [оспариваемыми положениями] Временного порядка установлены завышенные требования к лицам, предъявляемые для реализации принадлежащих им прав, что существенно осложняет положения граждан и юридических лиц в осуществлении своих законных прав.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 мая 2012 г. N 1-АПГ12-5
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе определять содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов, в то время как содержание ходатайства о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов специально определены частями 3 и 4 статьи 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ, которые не содержат указаний о праве субъектов Российской Федерации изменять либо дополнять содержащиеся в них положения.
2.10. Отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка правомерен в случае, если его категория не предусматривает использование земельного участка в указанных заявителем целях
Отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка правомерен, в случае если его категория не предусматривает использование земельного участка в указанных заявителем целях.
2.11. В случаях, когда использование земельного участка, занятого самовольной постройкой, не будет соответствовать разрешенному использованию, а компетентным органом отказано в его изменении, требование о признании права собственности на самовольную постройку, возведенную с нарушением целевого назначения земельного участка, судом не может быть удовлетворено
Поскольку самовольное изменение разрешенного использования земельного участка не допускается, то в тех случаях, когда использование земельного участка, занятого самовольной постройкой, не будет соответствовать разрешенному использованию, а компетентным органом отказано в его изменении, требование о признании права собственности на самовольную постройку, возведенную с нарушением целевого назначения земельного участка, судом не может быть удовлетворено.
Иное решение противоречило бы положениям статьи 8 ЗК РФ, определяющей порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую.
Поскольку самовольное изменение разрешённого использования земельного участка не допускается, то в тех случаях, когда использование земельного участка, занятого самовольной постройкой, не будет соответствовать разрешённому использованию, а компетентным органом отказано в его изменении, требование о признании права собственности на самовольную постройку, возведённую с нарушением целевого назначения земельного участка, судом не может быть удовлетворено.
Иное решение противоречило бы положениям статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющей порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую.
3. Особенности перевода земель отдельных категорий
3.1. Предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных нужд не требует перевода этих земель в иные категории
Само по себе предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных нужд не может служить основанием для признания договора аренды недействительным, так как совокупность норм статей 8, 79 Земельного кодекса Российской Федерации не требует перевода этих земель в иные категории.
3.2. Факт того, что земли, расположенные в черте населенных пунктов, относятся к землям поселений, не препятствует отнесению их к той или иной специальной категории земель
Отнесение в черте поселения (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений (населенных пунктов) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отнесение в черте поселений (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений (населенных пунктов) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 ст. 7 ЗК РФ.
3.3. Органы местного самоуправления не наделены правом окончательного решения по вопросу перевода земель в состав земель населенного пункта
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным изложенного в письме решения (заключения) органа местного самоуправления об отказе во включении спорного земельного участка в состав земель населенного пункта, суд исходил из того, что данное решение соответствует требованиям закона, нарушений при его принятии недопущено, а также учитывал, что в соответствии с действующим законодательством орган местного самоуправления не наделен правом окончательного решения по данному вопросу, а лишь готовит заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, изменения вида разрешенного использования земельного участка, направляемое впоследствии в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, полномочный принимать решение.
3.4. Орган исполнительной власти РФ не вправе осуществлять перевод земель иных категорий, находящихся в муниципальной собственности, в категорию земель сельскохозяйственного назначения
Решение Кировского областного суда от 3 декабря 2002 г. N 3-111/02
Полномочия правительства области по отнесению земель к категориям и переводу их из одной категории в другую распространяются только на те земли, находящиеся в муниципальной собственности, которые уже отнесены (переведены) в категорию земель сельскохозяйственного назначения. Осуществлять отнесение (перевод) земель иных категорий, находящихся в муниципальной собственности, в категорию земель сельскохозяйственного назначения правительство области не вправе.
3.5. Закон не допускает предоставления земель сельскохозяйственного назначения под строительство без их перевода в иную категорию
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 сентября 2008 г. N 12116/08
Действующим земельным законодательством не предусмотрена возможность начала процедуры предоставления земельного участка для строительства объекта из земель сельскохозяйственного назначения без их перевода в иную категорию.
3.6. При переводе земель особо охраняемых территорий в другую категорию проведение экологической экспертизы необязательно
Проведение экологической экспертизы при переводе земель особо охраняемых территорий рекреационного значения законодательством не предусмотрено.
3.7. Закон не требует принятия специального акта об отнесении земли, расположенной в пределах территории культурного слоя, к землям историко-культурного назначения
В силу прямого указания закона земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия по своему целевому назначению относятся к землям историко-культурного назначения.
При этих условиях принятие в порядке статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" уполномоченным исполнительным органом государственной власти правового акта об отнесении земли (включая спорный земельный участок) в пределах расположения территории культурного слоя к такой категории, как земли историко-культурного назначения, не требуется.
3.8. Изменение категории земельного участка сельскохозяйственного назначения отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъекта РФ
Постановление Президиума Тверского областного суда от 19 сентября 2016 г. по делу N 4Г-766/2016
Изменение категории земельного участка сельскохозяйственного назначения отнесено к компетенции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Соответствующего документа, утвержденного уполномоченным органом исполнительной власти, подтверждающего перевод рассматриваемого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, принятого, в том числе, в рамках процедуры согласования и утверждения Правил землепользования и застройки городского округа, в орган кадастрового учета не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у органа кадастрового учета отсутствовали основания для осуществления кадастрового учета изменений вида разрешенного использования земельного участка.
Статья 8 указанного Кодекса устанавливает круг органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы отнесения земель к категориям, а также их перевода из одной категории в другую.
Из содержания приведённой нормы следует, что критерием для разграничения полномочий является вид собственности на землю - федеральная, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная, частная, а также назначение земли.
В частности, согласно абзацу первому подпункта 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель, находящихся в частной собственности, из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
Изменение вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения возможно лишь при условии предварительного выполнения тех правовых ограничений, которые установлены законодательством об обороте земель сельскохозяйственного назначения и должно было согласовано с исполнительным органом власти субъекта РФ согласно п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Земельного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 апреля 2024 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Земельный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Н. Абакумовой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, Ю. Гусаковой, Р. Давлетовым, Н. Даниловой, Е. Ефимовой, Н. Иночкиной, А. Исаковой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, М. Орловой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной.