Энциклопедия судебной практики
Размер платы за коммунальные услуги
(Ст. 157 ЖК)
1. Общие вопросы применения ст. 157 ЖК РФ
1.1. В сфере регулирования вопросов оплаты коммунальных услуг императивные нормы ЖК РФ имеют приоритет над нормами ГК РФ
Решение Верховного Суда РФ от 13 марта 2013 г. N АКПИ13-56
В сфере регулирования отношений, вытекающих из договора социального найма жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, приоритет имеют нормы жилищного законодательства. Принимая во внимание, что размер платы за коммунальные услуги и структура этой платы, обязанности по ее внесению установлены Жилищным кодексом Российской Федерации, приведенные заявителем нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.
В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, так же как и в пункте 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, в качестве общего правила предусматривается, что плата за коммунальную услугу (энергию) рассчитывается исходя из объема ее потребления, определяемого по показаниям приборов учета. Однако порядок определения объема энергии в случае отсутствия приборов учета в жилищном законодательстве существенно отличается от порядка, предусмотренного общегражданским законодательством.
Подлежащее оплате количество энергии при отсутствии приборов учета должно определяться не диспозитивной нормой пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, а императивным правилом части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
1.2. Нормы ч. 1 ст. 157 ЖК РФ не предусматривают зависимости от норматива потребления собственно размера платы граждан за коммунальные услуги
Является ошибочным толкование п. 1 ст. 157 ЖК РФ как ставящего в зависимость от норматива потребления собственно размер платы граждан за коммунальные услуги, поскольку из текста упомянутой статьи следует, что в отсутствие приборов учета исходя из нормативов потребления коммунальных услуг определяется объем потребляемых гражданами коммунальных услуг.
1.3. Нормы ч. 1 ст. 157 ЖК РФ не препятствуют исчислению платы за коммунальные услуги с учетом показаний приборов
Определение Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2012 г. N 1758-О
Часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации закрепляет необходимость определения размера платы за коммунальные услуги исходя из их фактического потребления, не препятствуют исчислению платы за коммунальные услуги с учетом показаний приборов и соответственно установлению таких приборов, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя, указанные в жалобе.
1.4. Ч. 2 ст. 157 ЖК РФ является отсылочной, а ее положения применяются только в системной связи с положениями иных законодательных актов
Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 г. N 1025-О-О
Часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и часть 2 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по своему характеру являются отсылочными, применяются только в системной связи с положениями иных законодательных актов и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя, перечисленные в жалобе.
1.5. Порядок определения размера платы за коммунальные услуги, предусмотренный ст. 157 ЖК РФ, установлен для собственников и нанимателей помещений жилых домов
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 2014 г. N 15259/13
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок определения размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые собственникам и нанимателям помещений жилых домов.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок определения размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые собственникам и нанимателям помещений жилых домов.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок определения размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые собственникам и нанимателям помещений жилых домов.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок определения размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые собственникам и нанимателям помещений жилых домов.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок определения размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые собственникам и нанимателям помещений жилых домов.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок определения размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые собственникам и нанимателям помещений жилых домов.
В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок определения размера платы за коммунальные услуги, предоставляемые собственникам и нанимателям помещений жилых домов.
1.6. Ст. 157 ЖК РФ в случае отсутствия приборов учета не регулирует правоотношения в области обеспечения социальной поддержки определенной категории граждан
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 июня 2011 г. N 83-Г11-8
Как следует из содержания оспариваемого постановления [от 30 декабря 2010 г. N 1435], оно принято в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливает социальные нормативы потребления электрической энергии, в пределах которых гражданам предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг на территории Брянской области и г. Брянска, независимо от того, за счет какого бюджета данная мера социальной поддержки предоставляется.
Между тем статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривая определение размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае отсутствия приборов учета не регулирует правоотношения в области обеспечения социальной поддержки определенной категории граждан.
1.7. Законодательством установлена обязанность потребителя по оплате только фактически потребленного объема коммунальных услуг
В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законом порядке.
Таким образом, нормами действующего законодательства установлена обязанность потребителя по оплате только фактически потребленного объема коммунальной услуги.
1.8. Предъявление к оплате внутренних тепловых потерь, возникающих во внутридомовых инженерных системах, сверх потребленного коммунального ресурса недопустимо
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обществом предъявлены к оплате товариществу внутренние тепловые потери, возникающие на участке трубы в подвале дома от стены дома до внутренней разводки по стоякам, однако правовые основания для дополнительного предъявления к оплате со стороны ЭСО внутренних тепловых потерь, возникающих во внутридомовых инженерных системах, отсутствуют, учитывая, что прибор учета установлен на границе балансовой принадлежности сетей. Суд пришел к выводу о том, что предъявление истцом к оплате величины потерь внутридомовой системы ГВС сверх потребленного коммунального ресурса в горячей воде противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Положениями части 1 статьи 157 ЖК РФ и Правилами N 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Следовательно, в силу указанных норм закона возложение обязанности по оплате тепловых потерь на граждан потребителей неправомерно, так как данная правовая конструкция не предусмотрена действующим законодательством, поскольку законодательные акты разграничивают договорные отношения ресурсоснабжающей организации с теплосетевыми организациями и гражданами.
2. Установление размера платы за коммунальные услуги
2.1. Нормы ст. 157 ЖК РФ являются императивными, и стороны договора теплоснабжения не вправе устанавливать иной порядок определения размера платы за коммунальные услуги
Жилищным кодексом Российской Федерации установлены императивные правила для определения размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению. Следовательно, в данном случае стороны договора теплоснабжения не вправе установить иной порядок определения количества поставленной тепловой энергии, чем предусмотрено статьей 157 ЖК РФ.
2.2. Размер платы за холодное водоснабжение, взыскиваемой с исполнителя коммунальных услуг, определяется нормативом потребления и соответствующим тарифом независимо от количества организаций, фактически оказывающих данную услугу
Размер платы за холодное водоснабжение, подлежащий взысканию с исполнителя коммунальных услуг, определяется нормативом потребления и соответствующим тарифом, установленным для граждан, независимо от количества организаций коммунального комплекса, фактически оказывающих данную коммунальную услугу (например, если услуги по водоподготовке и по подаче воды к местам потребления оказываются различными организациями).
2.3. Размер обязательства исполнителя коммунальных услуг перед теплоснабжающей организацией по оплате тепловой энергии на отопление многоквартирного дома определяется исходя из общей площади жилых и нежилых помещений в доме
Размер обязательства исполнителя коммунальных услуг перед теплоснабжающей организацией по оплате тепловой энергии на отопление многоквартирного дома, в том числе на общедомовые нужды, определяется исходя из общей площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а не исходя из полезной площади дома.
2.4. Расчет платы за освещение мест общего пользования многоквартирного жилого дома исходя из норматива потребления недопустим
Начисление платы за жилое помещение путем выделения в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг платы за освещение мест общего пользования и определение объема электрической энергии исходя из норматива потребления не соответствует нормам законодательства, что правомерно отражено в оспариваемом предписании.
2.5. Определение объемов электрической энергии расчетным путем, отличным от установленных ст. 157 ЖК РФ расчетов по прибору учета и по нормативу коммунальной услуги, не допускается
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2013 г. N ВАС-15368/13
Определение объемов электрической энергии расчетным путем, отличным от предусмотренных статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации расчетов по прибору учета и по нормативу коммунальной услуги, не допускается.
2.6. Размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг
Определение Верховного Суда РФ от 16 июля 2015 г. N 309-ЭС15-8596
В соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 постановления Пленума от 05.10.2007 г. N 57 и постановлении Президиума от 15.07.2010 г. N 2380/10, объем обязательств управляющей компании за поставленные в многоквартирные дома коммунальные ресурсы, не может быть больше объема обязательств граждан по их оплате.
Размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления.
Как верно указали суды, исполнитель коммунальных услуг не должен оплачивать ресурсоснабжающей организации энергию в объеме, определенном иначе, чем определяют этот объем граждане-потребители, оплачивающие энергию (коммунальные услуги) исполнителю коммунальных услуг.
Размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления.
Размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления.
Исполнитель коммунальных услуг не должен оплачивать ресурсоснабжающей организации энергию в объеме, определенном иначе, чем определяют этот объем граждане-потребители, оплачивающие энергию (коммунальные услуги) исполнителю коммунальных услуг.
Размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления.
2.7. Законодательство не допускает возможности исчисления размера платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению пропорционально площади жилого помещения, принадлежащего собственнику
Суд ошибочно посчитал, что коммунальная услуга за холодное, горячее водоснабжение и водоотведение относится к содержанию общего имущества многоквартирного дома, и расходы на эти виды услуг определяются органами управления товарищества собственников жилья.
Данный вывод суда противоречит требованиям ст. 154 и ст. 157 ЖК РФ, поскольку ни одна из приведенных судом норм права не определяет возможность исчисления размера платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению пропорционально площади жилого помещения собственника.
2.8. Правительством РФ не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении
Решение Верховного Суда РФ от 7 мая 2015 г. N АКПИ15-198
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством РФ, в чью компетенцию в соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Так как действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривало возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, Правительством РФ, в чью компетенцию в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
2.9. Состав платы за коммунальные услуги определяется для собственника и нанимателя жилого помещения по договору социального найма по одинаковым правилам и не зависит от оснований пользования жилым помещением
Решение Верховного Суда РФ от 13 марта 2013 г. N АКПИ13-56
Из содержания норм [части 3 статьи 157 ЖК РФ] следует, что состав платы за коммунальные услуги определяется федеральным законодателем для собственника и нанимателя жилого помещения по договору социального найма по одинаковым правилам и не зависит от оснований пользования жилым помещением.
Из содержания [ст. 157 ЖК РФ] следует, что состав платы за коммунальные услуги определяется федеральным законодателем для собственника и нанимателя жилого помещения по договору социального найма по одинаковым правилам и не зависит от оснований пользования жилым помещением.
2.10. Возложение обязанности на потребителей и исполнителей коммунальных услуг оплачивать коммунальный ресурс по тарифу, превышающему плату для населения, недопустимо
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 июня 2014 г. N ВАС-1445/14
Вывод, по существу, сводится к обязанности потребителей и исполнителей коммунальных услуг оплачивать коммунальный ресурс по тарифу, превышающему плату для населения, что противоречит статье 157 Жилищного кодекса и пункту 15 Правил N 307 (аналогичная норма содержится в пункте 38 Правил N 354). Из этих правовых норм следует, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг), и тарифов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемых для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Следовательно, ни собственники жилых помещений в жилых домах, ни исполнители коммунальных услуг не обязаны оплачивать коммунальные ресурсы по цене, превышающей установленный размер платы за коммунальные услуги, и в объеме, превышающем тот, что определен допущенными жилищным законодательством способами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг), и тарифов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемых для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Следовательно, ни собственники жилых помещений в жилых домах, ни исполнители коммунальных услуг не обязаны оплачивать коммунальные ресурсы по цене, превышающей установленный размер платы за коммунальные услуги, и в объеме, превышающем тот, что определен допущенными жилищным законодательством способами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг), и тарифов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемых для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Следовательно, ни собственники жилых помещений в жилых домах, ни исполнители коммунальных услуг не обязаны оплачивать коммунальные ресурсы по цене, превышающей установленный размер платы за коммунальные услуги, и в объеме, превышающем тот, что определен допущенными жилищным законодательством способами.
Размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу, оплачиваемую всеми потребителями коммунальных услуг в соответствии с правилами их предоставления.
Ни собственники жилых помещений в жилых домах, ни исполнители коммунальных услуг не обязаны оплачивать коммунальные ресурсы в объеме, превышающем тот, что определен допущенными жилищным законодательством способами.
3. Определение размера платы за коммунальные услуги по показаниям приборов учета
3.1. Расчет стоимости коммунальных услуг осуществляется по данным приборов учета независимо от наличия тарифов для определения размера платы за водоснабжение исходя из показаний приборов учета
Плата за коммунальные услуги определяется двумя способами в зависимости от конкретных условий, и если жилой дом оборудован счетчиками потребления, в том числе горячей воды, то расчет стоимости этих коммунальных услуг должен осуществляться на основании объемов потребления по данным приборов учета. Указанные положения являются нормами прямого действия, в связи с чем они подлежат непосредственному применению независимо от того, были ли приняты тарифы для определения размера платы за горячее водоснабжение исходя из показаний приборов учета.
3.2. Право на оплату потребленной воды исходя из показаний приборов учета возникает у жильцов с момента ввода приборов учета в эксплуатацию
Плата за коммунальные услуги определяется двумя способами в зависимости от конкретных условий, и если жилой дом оборудован счетчиками потребления, в том числе горячей воды, то расчет стоимости этих коммунальных услуг должен осуществляться на основании объемов потребления по данным приборов учета и право на оплату потребленной горячей воды исходя из приборов учета у жильцов возникает с момента ввода прибора учета в эксплуатацию.
3.3. Нарушение сроков опломбирования не отменяет требования о вводе прибора учета в эксплуатацию, но может являться основанием для обращения в суд с заявлением о возмещении убытков
Решение Верховного Суда РФ от 5 сентября 2012 г. N АКПИ12-1104
Прибор учета потребленного газа определяется в качестве прибора учета, который может использоваться по назначению, только после ввода его в эксплуатацию, в том числе путем совершения действий по установке пломбы.
Доводы заявителя о том, что поставщик газа несвоевременно произвел опломбирование прибора и за период до установки пломбы определил объем потребленного газа исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований. Нарушение установленных сроков опломбирования не отменяет требования приведенных выше норм федерального законодательства о вводе прибора учета в эксплуатацию, однако может являться основанием для обращения в суд с заявлением о возмещении убытков, причиненных неправомерными действиями поставщика газа.
3.4. По истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания не считаются достоверными, и расчет платы осуществляется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 21 октября 2010 г. N КАС10-531
Непосредственно федеральным законом установлено, что при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. По истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановление Президиума Ставропольского краевого суда от 12 июля 2016 г. по делу N 4Г-610/2016
По истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
По истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета. В связи с чем его показания не могли применяться при расчете платы за электроэнергию.
По истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям ч. 1 ст. 157 ЖК РФ.
По истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям ч. 1 ст. 157 ЖК РФ.
По истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
По истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
3.5. При отсутствии общедомовых приборов учета ресурсоснабжающая организация не вправе самостоятельно изменять размер платы за оказываемые гражданам коммунальные услуги
Вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета в доме в течение всего отопительного периода должен решаться исходя из установленных управомоченными органами нормативов потребления коммунальных услуг. В отсутствие общедомовых приборов учета ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять управляющей организацией счета исходя из нормативов потребления; правовые основания проведения корректировки в этом случае отсутствуют.
В отсутствие общедомовых приборов учета ресурсоснабжающая (а равно управляющая) организация не вправе самостоятельно изменять размер платы за оказываемые гражданам коммунальные услуги. В подобных случаях организация обязана выставлять счета только исходя из нормативов потребления и тарифов, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3.6. Применение нормативов потребления коммунальных ресурсов при отсутствии общедомовых приборов учета без учета показаний индивидуальных приборов учета недопустимо
Поскольку в рассматриваемом случае применение обществом к жилым домам, не оборудованным общедомовым прибором учета, нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги без учета показаний индивидуальных приборов учета в спорный период недопустимо в силу положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 21 Правил N 124, суд правомерно признал встречные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Поскольку в рассматриваемом случае применение обществом к жилым домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета, нормативов потребления соответствующей коммунальной услуги без учета показаний индивидуальных приборов учета в спорный период недопустимо в силу положений ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды правомерно признали исковые требования товарищества подлежащими удовлетворению.
В рассматриваемом случае применительно к жилым домам, не оборудованным общедомовыми приборами учета, применение водоканалом нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса без учета показаний индивидуальных приборов учета в спорном периоде противоречит положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Постановления N 124. У суда первой инстанции не было оснований не принимать представленные ответчиком сведения о показаниях введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета.
Применительно к жилым домам, не оборудованным приборами учета, применение нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса без учета показаний индивидуальных приборов учета в спорный период недопустимо в силу положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
3.7. При отсутствии в многоквартирном жилом доме общедомового прибора учета сточных вод установление размера платы за данную услугу расчетным методом исходя из объемов потребления горячей и холодной воды согласно показаниям общедомовых приборов учета недопустимо
Судами верно указано, что при отсутствии в многоквартирном жилом доме общедомового прибора учета сточных вод установление подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг объема водоотведения расчетным методом исходя из объемов потребления горячей и холодной воды согласно показаниям общедомовых приборов учета противоречит ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 42 Правилам N 354.
При отсутствии в многоквартирном жилом доме общедомового прибора учета сточных вод установление подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг объема водоотведения расчетным методом исходя из объемов потребления горячей и холодной воды согласно показаниям общедомовых приборов учета противоречит части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам N 354.
При отсутствии в многоквартирном жилом доме общедомового прибора учета сточных вод установление подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг объема водоотведения расчетным методом исходя из объемов потребления воды согласно показаниям общедомовых приборов учета противоречит части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам N 354.
3.8. Расходы на опломбирование индивидуальных приборов учета не могут быть включены в состав платы за коммунальные услуги
Проверяя законность решения суда первой инстанции, коллегия судей отмечает, что установление и принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета водопотребления, включающее их опломбирование, производится исполнителем коммунальных услуг в силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ для исполнения своей обязанности рассчитывать размер платы за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям установленных приборов учета, а также с целью реализации своего права на контроль за их использованием.
Расходы на опломбирование индивидуальных приборов учета не включены законодателем в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги, они, безусловно, не относятся и к расходам на содержание и ремонт дома, следовательно, бремя несения данных расходов не может быть возложено на собственника жилья.
3.9. Непредставление показаний индивидуальных приборов учета является основанием для расчета размера коммунальных услуг исходя из нормативов потребления
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Поскольку доступ к приборам учета для снятия показаний имеют собственники жилых помещений, то указанные сведения они обязаны предоставлять в ТСЖ ежемесячно для начисления платы в соответствии с показаниями счетчиков.
В ходе рассмотрения гражданского дела установлено, что приборы учета в квартире ответчика установлены, однако последний не предоставлял в ТСЖ показания приборов учета, в связи с чем истец законно и обоснованно начислял плату за указанные коммунальные платежи исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
4. Изменение размера платы за коммунальные услуги
4.1. Изменение размера платы за коммунальные услуги предусмотрено в качестве последствия предоставления услуг ненадлежащего качества
Решение Верховного Суда РФ от 20 мая 2014 г. N АКПИ14-249
В соответствии с частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - услуги ненадлежащего качества), изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, изменение размера платы за коммунальные услуги предусмотрено федеральным законодателем в качестве последствия предоставления услуг ненадлежащего качества, которое определяется в порядке, реализованном Правительством Российской Федерации в оспариваемых Правилах.
4.2. Уменьшение размера платы за коммунальные услуги в связи со временным отсутствием жильца в жилом помещении, не оборудованном приборами учета, не является основанием для перерасчета размера платы за данные услуги другим жильцам дома
Временное, более пяти полных календарных дней подряд отсутствие потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, не предполагает перерасчета размера платы за предоставленную потребителям в других жилых помещениях, не оборудованных индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, коммунальную услугу.
Временное, более 5 полных календарных дней подряд отсутствие потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, отнюдь не предполагает перерасчета размера платы за предоставленную потребителям в других жилых помещениях, не оборудованных индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, коммунальную услугу.
4.3. Ст. 157 ЖК РФ допускает проведение корректировки размера платы за коммунальную услугу в случае некорректной работы прибора учета, несвоевременного представления сведений в ресурсоснабжающую организацию
Постановление Ивановского областного суда от 29 июня 2016 г. по делу N 4А-176/2016
Статья 157 ЖК РФ и пункты 21, 22 Правил N 307 не освобождают от проведения корректировки платы за коммунальную услугу "отопление" в случае некорректной работы прибора учета в отдельные месяцы, несвоевременного представления сведений по приборам учета в ресурсоснабжающую организацию и т.д.
5. Полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления в области установления тарифов на оплату коммунальных услуг
5.1. Субъект РФ вправе самостоятельно определить вид нормативного правового акта, утверждающего нормативы потребления коммунальных услуг, и орган государственной власти, уполномоченный на его принятие
Решение Верховного Суда РФ от 11 июня 2013 г. N АКПИ13-205
Федеральный законодатель, закрепив в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации положение о необходимости утверждения нормативов потребления коммунальных услуг органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, тем самым предоставил субъекту Российской Федерации полномочие (право) самостоятельно определить вид нормативного правового акта и орган государственной власти, уполномоченный на его принятие.
5.2. Наличие у органов власти субъектов РФ полномочий по выбору порядка расчета платы за коммунальные услуги не является делегированием полномочий по изданию советующего нормативного правового акта и не нарушает норм ст. 157 ЖК РФ
Решение Верховного Суда РФ от 20 февраля 2013 г. N АКПИ12-1630
Осуществление органами власти субъектов Российской Федерации полномочия по выбору установленного нормативными актами Правительства Российской Федерации порядка расчета не приводит к нарушению приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и, в частности, его части 1 статьи 157, на которую ссылается заявитель. Такое правовое регулирование не является делегированием полномочий по изданию нормативного правового акта, определяющего порядок расчета платы за коммунальную услугу, поскольку содержательная регламентация данных отношений осуществлена непосредственно высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации.
Осуществление органами власти субъектов Российской Федерации полномочия по выбору установленного нормативными актами Правительства Российской Федерации порядка расчета не приводит к нарушению приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и, в частности, его части 1 статьи 157. Такое правовое регулирование не является делегированием полномочий по изданию нормативного правового акта, определяющего порядок расчета платы за коммунальную услугу, поскольку содержательная регламентация данных отношений осуществлена непосредственно высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации.
5.3. Субъекты РФ не вправе вводить иной, чем предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг, порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги при временном отсутствии потребителей в жилом помещении, не оборудованном прибором учета
Какие-либо федеральные нормы, предоставляющие право субъекту Российской Федерации вводить своим правовым актом иной порядок перерасчта размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, чем это предусмотрено Правилами, отсутствуют.
5.4. Органы местного самоуправления не обязаны возмещать теплоснабжающей организации расходы на производимую для населения тепловую энергию при недостаточности собранных управляющей компанией денежных средств
Мэрия не вправе принимать на себя финансовые обязательства по оплате теплоснабжающей организации расходов на производимую для населения тепловую энергию в случае недостаточности собранных управляющей компанией денежных средств.
Федеральное законодательство о теплоснабжении не возлагает на орган местного самоуправления обязанности по оплате расходов населения за потребленное тепло.
В статье 157 ЖК РФ предусмотрено право органов местного самоуправления на определение норматива потребления, но не установлена обязанность возмещать затраты на оплату тепловой энергии, потребленной гражданами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 октября 2023 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.