Энциклопедия судебной практики
Действие исключительных и иных интеллектуальных прав на территории Российской Федерации
(Ст. 1231 ГК)
1. Женевский договор не содержит положений, устанавливающих иные правила предоставления правовой охраны исполнениям и фонограммам, отличные от правил, содержащихся в Римской конвенции.
Определение Верховного Суда РФ от 15 сентября 2015 г. N 305-ЭС15-6268
Относительно Договора Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности по исполнениям и фонограммам, принятого Дипломатической конференцией по некоторым вопросам авторского права и смежных прав в городе Женеве 20.12.1996 (далее - Женевский договор), Суд по интеллектуальным правам отметил, что Женевский договор не содержит положений, устанавливающих иные правила предоставления правовой охраны исполнениям и фонограммам, отличные от правил, содержащихся в Римской конвенции.
2. Произведения иностранных авторов на территории РФ охраняются в соответствии с международными договорами
Суды обеих инстанций, руководствуясь статьями 7, 1231, 1256 ГК РФ, частью 1 статьи 5 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 года, правомерно отметили, что произведения иностранных авторов на территории Российской Федерации охраняются в соответствии с международными договорами.
В силу статей 1231 и 1256 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) произведения иностранных авторов на территории Российской Федерации охраняются в соответствии с международными договорами.
Согласно ст. 1231 и 1256 Гражданского кодекса Российской Федерации произведения иностранных авторов на территории Российской Федерации охраняются в соответствии с международными договорами.
В соответствии со ст. 1231 и 1256 Гражданского кодекса Российской Федерации произведения иностранных авторов на территории Российской Федерации охраняются в соответствии с международными договорами.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 30 ноября 2010 г. N 33-37058
В соответствии со ст. 1231 и 1256 Гражданского кодекса Российской Федерации произведения иностранных авторов на территории Российской Федерации охраняются в соответствии с международными договорами.
3. На территории РФ подлежат охране исполнения и фонограммы, которые были впервые записаны до присоединения РФ к международным договорам, если они не стали общим достоянием
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2016 г. N 308-ЭС15-17811
Учитывая, что Соединенные Штаты Америки и Российская Федерация являются участниками Женевского договора, к спорным отношениям должны применяться нормы данного международного договора с учетом сделанных оговорок. При этом пунктом 1 статьи 1 Женевского договора указано, что ничто в настоящем договоре не умаляет существующие обязательства, которые Договаривающиеся Стороны имеют в отношении друг друга по Римской конвенции.
Пунктом 1 статьи 22 Женевского договора Договаривающиеся Стороны, с учетом соответствующих изменений, применяют положения статьи 18 Бернской конвенции к правам исполнителей и производителей фонограмм, предусмотренным в настоящем Договоре.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Бернской конвенции (Конвенция по охране литературных и художественных произведений, принятая 09.09.1886 в г. Берне) ее положения применяются ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общим достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны.
Таким образом, выводы судов о том, что на территории Российской Федерации не подлежат охране исполнения и фонограммы, которые были впервые записаны до присоединения Российской Федерации к международным договорам, не соответствуют нормам материального права.
Арбитражные суды в соответствии с пунктом 6 статьи 14 Соглашения ТРИПС применяют с необходимыми изменениями (mutatis mutandis) к правам исполнителей и производителей фонограмм, являющихся гражданами и юридическими лицами государств-членов Всемирной торговой организации (ВТО), положения статьи 18 Бернской конвенции.
Таким образом, на территории Российской Федерации подлежат охране исполнения и фонограммы, которые были впервые записаны до присоединения Российской Федерации к международным договорам, при условии, что они не перешли в общественное достояние вследствие истечения срока охраны в стране их происхождения.
4. В отношении прав исполнителей и производителей фонограмм, не являющихся гражданами и юридическими лицами государств-членов ВТО, подлежат применению те международные договоры, в которых участвует РФ и соответствующее иностранное государство
При этом в отношении прав исполнителей и производителей фонограмм, не являющихся гражданами и юридическими лицами государств-членов ВТО, подлежат применению те международные договоры, в которых участвует Российская Федерация и соответствующее иностранное государство.
5. Нормы российского законодательства об интеллектуальной собственности применимы и к правам иностранных авторов в силу норм международного права
Нормы российского законодательства применимы и к правам иностранных авторов в силу норм международного права: Всемирной Конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г., присоединение России с 27 мая 1973 г.) и Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений (Парижский акт от 24 июля 1971 г., измененный 28.09.1979 г., присоединение РФ с 13 марта 1995 г.).
6. Гражданским кодексом РФ предусмотрены одинаковые правила, регулирующие использование произведений как российских, так и иностранных авторов
Гражданским кодексом РФ предусмотрены одинаковые правила, регулирующие использование произведений как российских, так и иностранных авторов.
Гражданским кодексом РФ предусмотрены одинаковые правила, регулирующие использование произведений как российских, так и иностранных авторов.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 30 ноября 2010 г. N 33-35142
Согласно п. 1 ст. 5 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений "в отношении произведений, по которым авторам предоставляется охрана в силу настоящей Конвенции, авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам". Гражданским кодексом РФ также предусмотрены одинаковые правила, регулирующие использование произведений как российских, так и иностранных авторов.
7. Для иностранных авторов на территории РФ действует национальный режим охраны (предоставляется такая же охрана прав, как и гражданам РФ), соответственно, статус автора для иностранного гражданина не определяется его личным законом или законом страны происхождения произведения
Определение Воронежского областного суда от 6 декабря 2012 г. N 33-6425
Следует признать обоснованным вывод суда о том, что иностранным правообладателям (в данном случае композиторам - авторам музыкального произведения) на территории Российской Федерации предоставляется такая же охрана прав автора, как и гражданам Российской Федерации.
С учетом изложенного довод представителя ответчика в суде апелляционной инстанции о том, что статус автора для иностранного гражданина определяется его личным законом, не дают оснований к отмене обжалуемого решения.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12 июля 2011 г. N 33-9800/2011
Пунктом 1 ст. 1231 ГК РФ предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, установленные международными договорами Российской Федерации и этим Кодексом.
Согласно пункту 2 этой же статьи при признании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в соответствии с международным договором Российской Федерации содержание права, его действие, ограничения, порядок его осуществления и защиты определяются настоящим Кодексом независимо от положений законодательства страны возникновения исключительного права, если таким международным договором или настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
В соответствии с "Бернской Конвенцией по охране литературных и художественных произведений" от 09.09.1886 г., участницей которой является Российская Федерация, охрана прав авторов базируется на следующих принципах:
1) национального режима охраны авторского права на литературные и художественные произведения, в соответствии с которым любому произведению, созданному в одной из стран - участниц Конвенции в любой другой стране-участнице предоставляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям;
2) возникновения авторского права независимо от выполнения каких-либо формальностей: регистрации, депонирования и т.п.;
3) предоставления охраны во всех странах - участницах Конвенции независимо от наличия охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения.
В силу приведенных норм и указанных разъяснений, подлежащих учету при разрешении спора, следует признать обоснованным вывод суда о том, что иностранным правообладателям (в данном случае композиторам - авторам музыкального произведения) на территории Российской Федерации предоставляется такая же охрана прав автора, как и гражданам Российской Федерации.
Определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда
Положениями статьи 1231 ГК РФ предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, установленные международными договорами Российской Федерации и настоящим Кодексом.
При признании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в соответствии международным договором Российской Федерации содержание права, его действие, ограничения, порядок его осуществления и защиты определяются настоящим Кодексом независимо от положения законодательства страны возникновения исключительного права, если таким международным договором или настоящим Кодексом не предусмотрено иное (п.2 ст. 1231 ГК РФ).
В соответствии с Бернской Конвенцией по охране художественных и литературных произведений от 9 сентября 1886 года, участницей которой является Российская Федерация, охрана прав авторов базируется на следующих принципах: 1) национального режима охраны авторского права на литературные и художественные произведения, в соответствии с которым любому произведению, созданному в одной из стран - участниц Конвенции в любой другой стране-участнице предоставляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям; 2) возникновения авторского права независимо от выполнения каких-либо формальностей: регистрации, депонирования и т.п.; 3) предоставления охраны во всех странах - участницах Конвенции независимо от наличия охраны, срока ее действия в стране происхождения произведения.
Из указанных правовых норм следует, что иностранным правообладателям (композиторам - авторам музыкального произведения) на территории Российской Федерации предоставляется такая же охрана прав автора, как и гражданам Российской Федерации, поэтому ссылка ответчика на то, что права иностранных авторов определяются их личным законом, то есть законом страны происхождения, не могут быть приняты во внимание.
Для иностранных авторов на территории России действует национальный режим охраны, установленный частью четвертой Гражданского Кодекса РФ.
Иностранным авторам, чьи произведения используются на территории другого государства, предоставляется охрана в объеме прав, которые государство предоставляет своим гражданам, то есть для иностранных авторов на территории России действует национальный режим охраны.
8. Иностранные правообладатели на территории РФ вправе претендовать на выплату вознаграждения за публичное исполнение их произведений
Определение Воронежского областного суда от 6 декабря 2012 г. N 33-6425
В силу приведенных норм и указанных разъяснений, подлежащих учету при разрешении спора, следует признать обоснованным вывод суда о том, что иностранным правообладателям (в данном случае композиторам - авторам музыкального произведения) на территории Российской Федерации предоставляется такая же охрана прав автора, как и гражданам Российской Федерации, в связи с чем они вправе претендовать на выплату вознаграждения за публичное исполнение их музыкальных произведений, включенных в аудиовизуальное произведение.
Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12 июля 2011 г. N 33-9800/2011
Пунктом 1 ст. 1231 ГК РФ предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, установленные международными договорами Российской Федерации и этим Кодексом.
Согласно пункту 2 этой же статьи при признании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в соответствии с международным договором Российской Федерации содержание права, его действие, ограничения, порядок его осуществления и защиты определяются настоящим Кодексом независимо от положений законодательства страны возникновения исключительного права, если таким международным договором или настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
В силу приведенных норм и указанных разъяснений, подлежащих учету при разрешении спора, следует признать обоснованным вывод суда о том, что иностранным правообладателям (в данном случае композиторам - авторам музыкального произведения) на территории Российской Федерации предоставляется такая же охрана прав автора, как и гражданам Российской Федерации, в связи с чем они вправе претендовать на выплату вознаграждения за публичное исполнение их музыкальных произведений, включенных в аудиовизуальное произведение.
Поскольку законодательством Российской Федерации за автором музыкального произведения, включенного в состав аудиовизуального произведения, закреплено право на получение вознаграждения за публичное исполнение его произведения, такое право принадлежит как российским, так и зарубежным авторам-композиторам.
9. Право на вознаграждение, предусмотренное п. 3 ст. 1263 ГК РФ, предоставляется иностранным композиторам лишь в том случае, если они, как и российские граждане, признаются авторами музыкальных произведений, вошедших в кинофильмы
Право на вознаграждение, предусмотренное п. 3 ст. 1263 ГК РФ, предоставляется иностранным композиторам лишь в том случае, если они, как и российские граждане, признаются авторами музыкальных произведений, вошедших в кинофильмы.
10. Американские композиторы, если иное не предусмотрено договором с продюсером (киностудией), не признаются авторами созданных музыкальных произведений, значит, не наделяются правом на вознаграждение, предусмотренным ГК РФ
В соответствии с ст. 201 ("b") Закона об авторском праве США в случае создания работы, выполненной по найму, работодатель или другое лицо, для которого была подготовлена работа, признается автором, если стороны явно не договорились об ином в письменном документе, подписанном между ними, и имеет все права, составляющие авторское право.
На основании данной нормы авторами музыкальных произведений вошедших в кинофильмы в США признаются их продюсеры (киностудии), а не граждане-композиторы.
Таким образом, американские композиторы, если иное не предусмотрено договором с продюсером (киностудией), не признаются авторами созданных музыкальных произведений, а значит, не наделяются правом на вознаграждение, предусмотренным п. 3 с. 1263 ГК РФ.
11. На территории РФ организацией по управлению правами на коллективной основе является организация "РАО" и действие её государственной аккредитации распространяется на обнародованные произведения российских и иностранных авторов, кроме произведений, специально исключенных из репертуара организации по коллективному управлению
В соответствии с п. 1 ст. 1231 Гражданского кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации действуют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, установленные международными договорами Российской Федерации и данным Кодексом.
Пунктом 2 ст. 1231 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при признании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности в соответствии с международным договором Российской Федерации содержание права, его действие, ограничения, порядок его осуществления и защиты определяются названным Кодексом независимо от положений законодательства страны возникновения исключительного права, если таким международным договором или Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено иное.
Суды, руководствуясь вышеназванными нормами права, пришли к правомерному выводу о том, что на территории Российской Федерации организацией по управлению правами на коллективной основе является организация "РАО" (приказ от 15.08.2008 N 16, свидетельство от 24.12.2008 N РОК-01/08) и действие государственной аккредитации организации "РАО" распространяется на обнародованные произведения российских и иностранных авторов, кроме произведений, специально исключенных из репертуара организации по коллективному управлению
12. Применение списка авторов сторонами Соглашений между авторско-правовыми обществами по коллективному управлению имущественными правами различных государств является общепризнанной нормой международной деятельности авторско-правовых обществ, соответствует обычаям оборота и может учитываться судом при разрешении гражданских дел
РАО является членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов CISAC (СИЗАК), основанной в 1926 г. с целью обеспечения охраны и защиты создателей духовных ценностей и координации технической деятельности между обществами авторов и композиторов.
Каждое общество, входящее в СИЗАК, предоставляет другим ассоциированным обществам сведения об именах всех своих членов, а также другие данные, по которым этих членов можно определить. Информация о членах обществ доступна членам СИЗАК посредством электронных баз данных. База данных - EPI (индекс заинтересованных сторон) существуют только в электронном виде. Таким образом, всемирный список композиторов, авторов и издателей является объектом международного информационного обмена.
Применение Списка сторонами Соглашений между авторско-правовыми обществами по коллективному управлению имущественными правами различных государств является в соответствии с п. 5 ст. 421 ГК РФ общепризнанной нормой международной деятельности авторско-правовых обществ, соответствует обычаям делового оборота и может учитываться судом при разрешении гражданских дел на основании п. 1 ст. 11 ГПК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 августа 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.