Энциклопедия судебной практики
Обязательства вследствие причинения вреда. Органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет
(Ст. 1071 ГК)
1. Общие вопросы применения ст. 1071 ГК РФ
1.1. Должником в обязательстве по возмещению вреда является публично-правовое образование, а не его органы
Рассматривая иски, предъявленные согласно статье 16, 1069 ГК РФ, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 Кодекса, судам следует иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного, в частности, бездействием государственных органов, является публично-правовое образование, а не его органы. С учетом приведенных разъяснений и фактических обстоятельств дела суды определили ответчика - Российскую Федерацию и финансовый орган, который должен представлять ответчика в данных правоотношениях, - министерство.
Должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Рассматривая иски, предъявленные, согласно статье 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Постановление Президиума Астраханского областного суда от 5 мая 2015 г. по делу N 4Г-216/2015
При рассмотрении иска, предъявленного в порядке статей 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, районный суд правомерно учитывал, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий должностного лица государственного органа, является публично-правовое образование, а не сам орган и его должностное лицо.
1.2. При применении положений ст. 1071 ГК РФ необходимо учитывать то, что органы, финансируемые за счет средств федерального бюджета, не относятся к финансовым органам, предусмотренным вышеназванной статьей
Компетенция Министерства финансов РФ установлена Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329. В соответствии с данным Положением Министерство финансов наряду с другими функциями исполняет в пределах своей компетенции федеральный бюджет.
Все же иные органы, финансируемые за счет средств федерального бюджета, не относятся к финансовым в том понимании, как это предусмотрено ст. 1071 ГК РФ.
Компетенция Министерства финансов Российской Федерации установлена Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329. В соответствии с данным Положением Министерство финансов наряду с другими функциями исполняет в пределах своей компетенции федеральный бюджет.
Все же иные органы, финансируемые за счет средств федерального бюджета, не относятся к финансовым в том понимании, как это предусмотрено ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Компетенция Министерства финансов РФ установлена Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329. В соответствии с данным Положением Министерство финансов наряду с другими функциями исполняет в пределах своей компетенции федеральный бюджет.
Все же иные органы, финансируемые за счет средств федерального бюджета, не относятся к финансовым в том понимании, как это предусмотрено ст. 1071 Гражданского кодекса РФ.
Компетенция Министерства финансов РФ установлена Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 329. В соответствии с данным Положением Министерство финансов наряду с другими функциями исполняет в пределах своей компетенции федеральный бюджет.
Все же иные органы, финансируемые за счет средств федерального бюджета, не относятся к финансовым в том понимании, как это предусмотрено ст. 1071 ГК РФ.
Компетенция Министерства финансов Российской Федерации установлена Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329. В соответствии с данным Положением Министерство финансов наряду с другими функциями исполняет в пределах своей компетенции федеральный бюджет.
Все же иные органы, финансируемые за счет средств федерального бюджета, не относятся к финансовым в том понимании, как это предусмотрено в ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
1.3. В спорах о взыскании средств за счет казны РФ от ее имени выступает Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по соответствующему субъекту РФ
Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 114-Н и Федерального казначейства N 9Н от 25.08.2006 (в редакции от 24.11.2008) "О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органов интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации" на управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (за исключением Управления Федерального казначейства по городу Москве) возложены организация и ведение в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации на основании доверенностей, выданных Министерством финансов Российской Федерации, представление в судебных органах интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации.
Таким образом, по делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации от ее имени должно выступать Министерство финансов Российской Федерации в лице управления федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства Российской Федерации N 114н/9н от 25.08.2006 "О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации" на Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации возложена организация и ведение в судах работы по выступлению от имени казны Российской Федерации на основании доверенностей, выданных Министерством финансов Российской Федерации, представление в судебных органах интересов Министерства финансов Российской Федерации в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации.
Таким образом, по делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации от ее имени должно выступать Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Апелляционное определение Тамбовского областного суда от 13 апреля 2015 г. по делу N 33-1183/2015
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, то от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. Приказом Минфина России N 114н и Федерального казначейства N 9н от 25 августа 2006 года (в ред. от 24.11.2008 года) "О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов РФ и интересов Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов РФ" на управления федерального казначейства по субъектам РФ (за исключением управления федерального казначейства по г. Москве) возложены организация и ведение в судах работы по выступлению от имени казны РФ на основании доверенностей, выданных Минфином России, представление в судебных органах интересов Минфина России и интересов Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Минфину России.
Таким образом, по делам о взыскании денежных средств за счет казны РФ от ее имени должен выступать Минфин России в лице управления федерального казначейства по соответствующему субъекту РФ.
По делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации от ее имени должно выступать Министерство финансов Российской Федерации в лице Главного управления федерального казначейства.
От имени казны Российской Федерации по делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации должно выступать Министерство финансов Российской Федерации в лице Главного управления федерального казначейства.
1.4. Не являясь финансовым органом, Федеральное казначейство не может нести ответственность за вред в порядке ст. 1071 ГК РФ
Из положений статьи 1071 ГК РФ следует, что в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Исходя из названных положений, надлежащим ответчиком по заявленному иску, как правильно установил суд первой инстанции, является Минфин РФ. Интересы Минфина РФ в соответствии с приказом Минфина РФ N 114н и Федерального казначейства N 9н от 25 августа 2006 года представляют в судебных органах Руководители Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации на основании доверенностей, выданных Минфином РФ.
Правильно излагая указанные обстоятельства в мотивировочной части, истец в качестве ответчика указал УФК по ЧР и исковые требования заявил о взыскании компенсации морального вреда с указанного Управления.
Вместе с тем УФК по ЧР не является финансовым органом, который может нести ответственность за вред в порядке ст. ст. 1070, 1071 ГК РФ, поскольку согласно п. 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Как следует из материалов дела, истица нарушение своих прав и причинение убытков связывает с незаконными действиями сотрудников полиции МО МВД России и Министерства внутренних дел по [субъекту РФ]. В заявленных требованиях истица просила взыскать убытки с казны РФ в лице Управления Федерального казначейства по [субъекту РФ].
В данном случае Управление Федерального казначейства по [субъекту РФ] действует на основании Положения "Об Управлении Федерального казначейства по [субъекту РФ]", согласно которому Управление не обладает распорядительными полномочиями в отношении средств бюджета, является самостоятельным юридическим лицом и в соответствии с п. 2 ст. 126 ГК РФ не отвечает по обязательствам государства.
По правилам ст. 1069 ГК РФ, на положения которой ссылается и сама истица, предусмотрено возмещение вреда за счет соответствующей казны (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).
Управление Федерального казначейства по [субъекту РФ] осуществляет лишь функции и бюджетные полномочия администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций, в связи с чем не может отвечать от имени казны.
Постановление Президиума Приморского краевого суда от 11 апреля 2016 г. по делу N 4Г-244/2016
Финансовым органом, выступающим от имени казны Российской Федерации, является Министерство финансов РФ. Управление Федерального казначейства по [субъекту РФ] лишь представляет интересы Министерства финансов РФ на территории [субъекта РФ] и на него не может быть возложено денежное обязательство.
При этом Министерство финансов РФ в данном случае не несет ответственность как бюджетное учреждение по выплате денежных средств, а выступает как финансовый орган, представляющий казну Российской Федерации. Поэтому в судебных актах должно содержаться указание на обращение взыскания на средства федерального бюджета, то есть казны Российской Федерации.
Учитывая, что вступившим в законную силу решением суда установлен факт незаконного бездействия должностных лиц службы судебных приставов, то вред подлежит возмещению Министерством финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Как правильно указал представитель Министерства финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, Управление Федерального казначейства по области, не могут нести финансовую ответственность, являются ненадлежащими ответчиками.
1.5. При разрешении споров по ст. 1070 ГК РФ требования подлежат удовлетворению за счет средств соответствующей казны, а не за счет денежных средств или имущества соответствующего финансового органа
Исходя из положений статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу, ответственность за который установлена статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, надлежащими ответчиками являются Министерство финансов Российской Федерации, если вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, управление финансов субъекта Российской Федерации, если вред возмещается за счет казны субъекта Российской Федерации, либо финансовый отдел субъекта муниципального образования, если вред возмещается за счет казны этого образования. При этом в решении об удовлетворении иска должно быть сделано указание, что соответствующая сумма возмещения взыскивается за счет средств казны Российской Федерации (казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования), а не за счет средств самого финансового органа.
Стороной в обязательствах по возмещению вреда, предусмотренных ст. 1069 ГК РФ, является государство. При предъявлении исков к государству о возмещении вреда в соответствии с данной нормой закона от имени казны Российской Федерации в качестве ответчика выступает Министерство финансов Российской Федерации (ст. 1071 ГК РФ). Поскольку Министерство финансов в судах лишь представляет казну Российской Федерации, то сумма возмещения взыскивается именно за счет казны Российской Федерации, а не за счет имущества и денежных средств, переданных Министерству финансов Российской Федерации как федеральному органу исполнительной власти в оперативное управление.
Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 5 сентября 2014 г. по делу N 33-4695/14
При предъявлении исков к государству о возмещении вреда от имени казны Российской Федерации в качестве ответчика выступает Министерство финансов Российской Федерации (ст. 1071 ГК РФ). Поскольку это Министерство в судах лишь представляет казну Российской Федерации, то сумма возмещения взыскивается именно с казны Российской Федерации, а не за счет имущества и денежных средств, переданных Министерству финансов Российской Федерации как федеральному органу исполнительной власти в оперативное управление.
Постановление Президиума Приморского краевого суда от 13 апреля 2015 г. по делу N 4Г-279/2015
Стороной в обязательствах по возмещению вреда, предусмотренных ст. 1069 ГК РФ, является государство. При предъявлении исков к государству о возмещении вреда в соответствии с данной нормой закона от имени казны Российской Федерации в качестве ответчика выступает Министерство финансов Российской Федерации (ст. 1071 ГК РФ). Поскольку Министерство финансов в судах лишь представляет казну Российской Федерации, то сумма возмещения взыскивается именно за счет казны Российской Федерации, а не за счет имущества и денежных средств, переданных Министерству финансов Российской Федерации как федеральному органу исполнительной власти в оперативное управление.
Стороной в обязательствах по возмещению вреда, предусмотренных ст. 1069 ГК РФ, является муниципальное образование. При предъявлении соответствующих исков от имени казны муниципального образования выступает Департамент финансов администрации (ст. 1071 ГК РФ). Поскольку данное учреждение в судах лишь представляет казну муниципального образования, то сумма возмещения взыскивается именно с казны муниципального образования, а не за счет имущества и денежных средств, переданных Департаменту финансов администрации как органу местного самоуправления в оперативное управление.
1.6. В суде от имени публичного образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконным бездействием государственного (муниципального) органа, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств
В суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств
Из системного толкования статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 1071 ГК РФ следует, что от имени казны субъекта Российской федерации в суде по искам о возмещении вреда выступает главный распорядитель бюджетных средств - финансовый орган; иной главный распорядитель бюджетных средств может выступать в суде по искам о возмещении вреда от имени казны субъекта Российской Федерации только в том случае, если эта обязанность прямо на него возложена.
В суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконным бездействием государственного органа, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Апелляционное определение Московского городского суда от 22 декабря 2015 г. N 33-48600/15
Согласно пункту 1 статьи 125 и статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам главный распорядитель бюджетных средств, а не Министерство финансов Российской Федерации, привлекаемое в качестве третьего лица по указанной категории дел.
Таким образом, при применении статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, и в случае удовлетворения исковых требований с него же за счет казны производится взыскание денежных средств.
При рассмотрении требований о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) судебного пристава-исполнителя, по правилам статьей 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, в суде должен выступать соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, с которого за счет казны производится взыскание денежных средств.
1.7. По делам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к административной ответственности, от имени казны будет выступать тот финансовый орган, законом какого уровня (федерального или регионального) была установлена административная ответственность
В силу ст. ст. 125, 1071 ГК РФ от имени казны Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Если же незаконное административное преследование осуществлялось на основании закона субъекта Российской Федерации, с учетом положений статей 1069-1071 ГК РФ расходы на оплату услуг защитника должны возмещаться за счет казны субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Частью 2 ст. 24.7 КоАП Российской Федерации определено, что издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодателем закреплен принцип, в соответствии с которым издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом, относятся на соответствующий бюджет в зависимости от того, законом какого уровня установлена административная ответственность. Судебная коллегия полагает, что этот же принцип применим и при определении надлежащего ответчика по требованиям о возмещении вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к административной ответственности.
Поскольку истцу вменялось правонарушение, предусмотренное федеральным законом (КоАП Российской Федерации), то надлежащим ответчиком при незаконном привлечении лица к административной ответственности, установленной указанным Кодексом, является Министерство финансов Российской Федерации, выступающее в соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации.
Обзор практики Приморского краевого суда по гражданским делам за первое полугодие 2015 года
Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом, как и расходы на оплату труда адвоката, участвовавшего в качестве защитника по делу об административном правонарушении, относятся на соответствующий бюджет в зависимости от того, законом какого уровня установлена административная ответственность. Этот принцип применяется и при определении надлежащего ответчика по делу. Поскольку к административной ответственности истец привлечен по Закону [субъекта РФ], суду с учетом требований статьи 41 ГПК РФ следовало обсудить вопрос о привлечении к участию в деле в качестве ответчика органа, осуществляющего распоряжение средствами краевого бюджета. Однако департамент финансов [субъекта РФ] к участию в деле не привлекался, в связи с чем дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Апелляционное определение Московского городского суда от 20 марта 2015 г. N 33-9080/15
Федеральным законодателем закреплен принцип, в соответствии с которым издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом, относятся на соответствующий бюджет в зависимости от того, законом какого уровня установлена административная ответственность. Этот же принцип подлежит применению при определении надлежащего ответчика по требованиям о возмещении убытков, причиненных незаконным привлечением к административной ответственности.
Поскольку истцу вменялось правонарушение, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, то надлежащим ответчиком при незаконном привлечении лица к административной ответственности является Министерство финансов Российской Федерации, выступающее в соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации.
Федеральным законодателем закреплен принцип, в соответствии с которым издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом, относятся на соответствующий бюджет в зависимости от того, законом какого уровня установлена административная ответственность. Этот же принцип подлежит применению при определении соответствующего бюджета, осуществляющего возмещении убытков, причиненных незаконным привлечением к административной ответственности.
Поскольку истцу вменялось правонарушение, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, судебная коллегия отмечает о необходимости дополнения резолютивной части решения районного суда указанием о том, что возмещение убытков с Министерства финансов Российской Федерации должно осуществляться за [счет] средств казны Российской Федерации.
1.8. Неправильное определение государственного органа, выступающего от имени РФ, не может влечь отказ в принятии иска, его возвращение, оставление без движения или отказ в иске только по этому основанию
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (пункт 81)
Неправильное определение истцом ответчика либо государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не может влечь за собой отказ в принятии искового заявления, его возвращение, оставление без движения либо отказ в иске только по этому основанию.
Неправильное определение истцом ответчика либо государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не может влечь за собой отказ в принятии искового заявления, его возвращение, оставление без движения либо отказ в иске только по этому основанию.
Неправильное определение истцом ответчика либо государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не может влечь за собой отказ в принятии искового заявления, его возвращение, оставление без движения либо отказ в иске только по этому основанию.
Определение Московского городского суда от 28 апреля 2016 г. N 4г-4633/16
Неправильное определение истцом ответчика либо государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не может влечь за собой отказ в принятии искового заявления, его возвращение, оставление без движения либо отказ в иске только по этому основанию.
Неправильное определение истцом ответчика либо государственного органа, выступающего от имени Российской Федерации, не может повлечь за собой отказ в иске только по этому основанию.
1.9. Прокурор не может выступать от имени казны РФ
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
По смыслу данных норм права иск непосредственно к прокурору не может быть заявлен.
1.10. Нормы ст. 1071 ГК РФ не регулируют вопрос о том, с кого подлежат взысканию судебные расходы
Тот факт, что финансирование органов внутренних дел осуществляется за счет средств федерального бюджета, и по смыслу ст. 1069, 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы, не может служить основанием для взыскания с Министерства финансов РФ в пользу истца судебных расходов, понесенных им в связи с рассмотрением настоящего дела.
Статьями 1069 - 1071 ГК РФ регулируются отдельные вопросы ответственности за вред, причиненный незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностными лицами, и порядок возмещения судебных расходов указанные нормы права не определяют.
Такой порядок установлен нормами главы 7 ГПК РФ, в соответствии с которыми судебные расходы могут быть взысканы лишь со стороны, не в пользу которой состоялось решение суда.
Тот факт, что финансирование органов внутренних дел осуществляется за счет средств федерального бюджета, и по смыслу ст. 1069, 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени которой выступают соответствующие финансовые органы, не может служить основанием для взыскания с Министерства финансов РФ в пользу истца судебных расходов, понесенных им в связи с рассмотрением в порядке главы 25 ГПК РФ гражданского дела.
Статьями 1069 - 1071 ГК РФ регулируются отдельные вопросы ответственности за вред, причиненный незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностными лицами, и порядок возмещения судебных расходов, в том числе по гражданскому делу, указанные нормы права не определяют.
Такой порядок установлен нормами главы 7 ГПК РФ, в соответствии с которыми судебные расходы могут быть взысканы лишь со стороны, не в пользу которой состоялось решение суда.
2. Случаи, когда Министерство финансов РФ выступает от имени казны
2.1. В спорах по ст. 1071 ГК РФ Министерство финансов РФ выступает от имени казны, т.к. является органом, осуществляющим контроль за ее расходованием
Из анализа [ст. 52 Закона N 2202-1, п. 1 ст. 84 БК РФ] следует, что ответственность за возмещение истцу предъявленной ко взысканию суммы убытков должна нести Российская Федерация, но не в лице Генеральной прокуратуры, а в лице органа, осуществляющего контроль за расходованием казны - Министерства [финансов РФ].
В связи с изложенным надлежащим ответчиком по настоящему делу является Министерство [финансов РФ].
Из анализа положений ст. ст. 1069, 1071 ГК РФ и ст. 165 БК РФ следует, что указанные нормы возлагают обязанность по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, на Российскую Федерацию в лице органа, осуществляющего контроль за расходованием казны Российской Федерации - Министерство финансов Российской Федерации в лице соответствующих учреждений.
Из анализа [ст. 1071 ГК РФ] следует, что указанные нормы возлагают обязанность по возмещению вреда, причиненного действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц на Российскую Федерацию в лице органа, осуществляющего контроль за расходованием казны Российской Федерации, а именно - Министерство финансов Российской Федерации в лице соответствующих учреждений.
2.2. Понесенные муниципальным органом расходы по улучшению жилищных условий сотрудников ОВД подлежат возмещению с РФ в лице Министерства финансов РФ
Арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что расходы, понесенные Мэрией в связи с исполнением судебного решения, обязывающего предоставить участковому уполномоченному милиции, признанному нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилого помещения, подлежат возмещению с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в полном объеме.
Суд кассационной инстанции не принял довод Министерства о том, что для возмещения расходов в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо наличие причинной связи между возникшими убытками и противоправными действиями причинителя вреда, которая в данном случае отсутствует.
Такое толкование Министерством статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации противоречит статье 53 Конституции Российской Федерации о том, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В данном случае речь идет о компенсационном характере правоотношений исходя из обязанности федеральных органов власти реализовывать гарантии и льготы в отношении отдельных категорий граждан. Следовательно, компенсация расходов органам, предоставляющим жилые помещения - обязанность государства, вытекающая из положений Конституции и других федеральных законов.
Довод Минфина России о том, что для возмещения расходов в соответствии со статьёй 1069 Гражданского кодекса РФ необходимо наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и противоправными действиями причинителя вреда, которая в данном случае отсутствует, подлежит отклонению.
Такое толкование ответчиком статей 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации противоречит положению статьи 53 Конституции Российской Федерации о том, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В данном случае речь идет о компенсационном характере правоотношений исходя из обязанности федеральных органов власти реализовывать гарантии и льготы в отношении отдельных категорий граждан. Следовательно, компенсация расходов органам, предоставляющим жилые помещения, - обязанность государства, вытекающая из положений Конституции и других федеральных законов.
Судами двух инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что Администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным полиции и членам их семей, однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы Администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Судами обоснованно учтено, что предоставив жилые помещения, Администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этими помещениями, поскольку они обременены жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данных жилых помещений Администрация не может исполнить собственные обязательства, а потому для исполнения обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, Администрация будет вынуждена приобрести аналогичные жилые помещения по рыночной стоимости.
Довод Министерства финансов РФ о том, что надлежащим ответчиком по делу является МВД РФ как главный распорядитель средств федерального бюджета, правомерно не принят судами во внимание, поскольку в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации указанный государственный орган несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. Доказательств того, что названному министерству выделялись указанные средства, в материалы дела не представлено.
2.3. Понесенные муниципальным органом расходы по предоставлению жилых помещений инвалидам подлежат возмещению с РФ в лице Министерства финансов РФ
Определение Верховного Суда РФ от 10 апреля 2015 г. N 303-ЭС15-2180
Администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения инвалидам, однако федеральный орган государственной власти расходы истца на выполнение данных полномочий за счет средств казны Российской Федерации не компенсировал.
Обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам, в связи с чем вывод суда о взыскании убытков с Российской Федерации, от имени которой в рассматриваемых отношениях выступает Минфин России, обоснован.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями Закона N 181-ФЗ, статьями 16, 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суд признал доказанным наличие у администрации убытков, обоснованность их расчета, и пришел к выводу о том, что указанные убытки подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, поскольку право граждан данной категории на получение бесплатного жилья предусмотрено федеральным законом.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения инвалиду и ее семье, однако федеральный орган государственной власти расходы на выполнение названных полномочий истца за счет средств казны Российской Федерации не компенсировал.
Доказательств того, что ответчиком субъекту Российской Федерации - Свердловской области в лице Министерства финансов области или органу местного самоуправления в рассматриваемый период были выделены финансовые средства на реализацию полномочий, предусмотренных ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, Министерством финансов Российской Федерации не представлено.
Поскольку исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
Отсутствие порядка финансирования полномочий, направленных на реализацию мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса РФ, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может служить основанием к отказу в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
Поскольку право граждан на получение бесплатного жилья установлено федеральным законом, то расходные обязательства возникают именно у Российской Федерации.
На основании установленных обстоятельств, в соответствии со статьями 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности администрацией совокупности предусмотренных законом условий для возложения на Российскую Федерацию ответственности в виде возмещения убытков и правомерно удовлетворили исковые требования.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что с администрации взысканы денежные средства взамен обязанности по предоставлению жилого помещения инвалиду, однако федеральный орган государственной власти расходы на выполнение названных полномочий истца за счет средств казны Российской Федерации не компенсировал.
Доказательств того, что ответчиком субъекту Российской Федерации в лице его финансового органа или органу местного самоуправления в рассматриваемый период были выделены финансовые средства на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 ЖК РФ, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, Минфином России не представлено.
Поскольку исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что убытки подлежат возмещению Российской Федерацией, от имени которой в рассматриваемых правоотношениях выступает Минфин России (пункт 3 статьи 125 ГК РФ), и правомерно удовлетворили исковые требования.
2.4. В спорах по требованиям реабилитированных о возмещении имущественного вреда в качестве ответчика от имени казны выступает Министерство финансов РФ
К участию в делах по требованиям реабилитированных о возмещении имущественного вреда в качестве ответчика от имени казны Российской Федерации привлекается Министерство финансов Российской Федерации.
Принимая решение о том, что компенсация морального вреда в том числе за ненадлежащее содержание под стражей подлежит взысканию именно с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации суд верно учел положения ст. ч. 1 ст. 1070, ст. 1071 ГК РФ, а также разъяснения, содержащиеся в пункте 14 Пленума Верховного Суда РФ "О практике применения судами норм главы 18 УПК РФ, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве", согласно которым к участию в делах по требованиям реабилитированных о возмещении имущественного вреда в качестве ответчика от имени казны РФ привлекается Министерство финансов РФ, интересы которого в судах представляют по доверенности управления федерального казначейства по субъектам РФ
Довод жалобы представителя Министерства финансов РФ о том, что Минфин не является надлежащим ответчиком по данному делу как противоречащий положениям ст. ст. 125, 1071 ГК РФ судебная коллегия находит несостоятельным.
К участию в делах по требованиям реабилитированных о возмещении имущественного вреда в качестве ответчика от имени казны Российской Федерации привлекается Министерство финансов Российской Федерации.
К участию в делах по требованиям реабилитированных о возмещении имущественного вреда в качестве ответчика от имени казны Российской Федерации привлекается Министерство финансов Российской Федерации.
Апелляционное определение Московского городского суда от 4 марта 2015 г. N 33-6539/15
К участию в делах по требованиям реабилитированных о возмещении имущественного вреда в качестве ответчика от имени казны Российской Федерации привлекается Министерство финансов Российской Федерации.
2.5. По делам о возмещении вреда, причиненного гражданину в результате незаконного осуждения, в качестве ответчика от имени казны выступает Министерство финансов РФ
Доводы представителя Министерства финансов РФ, указанные в апелляционной жалобе, о том, что министерство не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку неправильно применены положения ст. 1069 ГК РФ несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании норм закона. Приговором суда третье лицо признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "а" ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), что умаляет авторитет правоохранительных органов. Доказательства причинения вреда истцу, а также наличие причинно-следственной связи между незаконными (виновными) действиями должностного лица государственного органа и наступившим вредом суду представлены и установлены в полной мере.
В этой связи ссылка представителя ответчика на то, что Министерство финансов РФ не является ответчиком по делу, отклоняется, поскольку в силу ст. 1071 ГК РФ при предъявлении исков к государству о возмещении вреда, от имени казны Российской Федерации в качестве ответчика выступает Министерство финансов Российской Федерации, и обязанность государства по выплате сумм в возмещение вреда здоровью потерпевшего исполняется Министерством финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в соответствии со ст. 242.2 БК РФ.
Из диспозиции пункта 1 статей 1070, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что взыскание вреда, в том числе морального, должно производиться с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Управление Федерального казначейства по Республике на основании совместного приказа Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства "О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах Министерства финансов Российской Федерации и интересов Правительства Российской Федерации в случаях когда их представление поручено Министерству финансов Российской Федерации" исполняет лишь порученную ему обязанность представлять интересы Министерства финансов Российской Федерации в судебных органах на основании доверенности, выданной Минфином РФ, когда ответчиком по судебным спорам выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Таким образом, из резолютивной части подлежит исключению указание на Управление Федерального казначейства по Республике, с изложением резолютивной части решения в следующей редакции: взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца в возмещение морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности и применением в отношении него меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении [сумма] руб. за счет казны Российской Федерации.
При определении размеров компенсации морального вреда судебная коллегия принимает во внимание разграничение степени нравственных страданий истца, вызванных привлечением к уголовной ответственности, в частности, за преступления, которые он фактически совершил, количество эпизодов, по которым он был оправдан, период уголовного преследования, и полагает возможным взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца компенсацию морального вреда.
Утверждение в апелляционной жалобе представителя ответчика, что взыскание средств в пользу истца необходимо было определять с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации с главного распорядителя средств федерального бюджета, основано на неправильном толковании норм материального права, а потому не может повлечь отмены судебного решения. В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
От имени казны Российской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Согласно положениям п. 1 ст. 1070, ст. 1071, абз. 3 ст. 1100 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда, причиненного гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, производится независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда и осуществляется за счет средств казны Российской Федерации.
В качестве ответчика от имени казны Российской Федерации привлекается Министерство финансов Российской Федерации.
2.6. По искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий или бездействий должностных лиц ФТС России, от имени казны выступает Министерство финансов РФ
Постановление Президиума Астраханского областного суда от 5 мая 2015 г. по делу N 4Г-216/2015
Разрешая исковые требования по существу, суд пришел к выводу, что истец вправе требовать возмещения причиненного ему материального ущерба в соответствии со ст. 1068 ГК РФ с Федеральной таможенной службы, поскольку вред причинен в результате незаконных действий дознавателя Федеральной таможенной службы.
Судебной коллегией не учтено, что в рассматриваемом случае от имени казны Российской Федерации в качестве ответчика выступает Министерство финансов Российской Федерации. Следовательно, с учетом требований статьи 1071 ГК РФ, статей 165 и 242.2 Бюджетного Кодекса РФ взыскание денежных средств производится за счет казны Российской Федерации, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Федеральная таможенная служба в соответствии с ч.3 ст. 158 БК РФ и пунктом 5.71 Положения о Федеральной таможенной службы, являясь главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций, уполномочена выступать в судах от имени Российской Федерации по данной категории гражданских дел. Однако в силу положений ч. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, возложена на Министерство финансов Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции следовало учесть, что взыскание вреда производится за счет казны Российской Федерации, Министерство Финансов Российской Федерации выступает финансово-исполнительным органом.
Суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы материального права и сделал ошибочный вывод о взыскании суммы материального ущерба с Федеральной таможенной службы России за счет казны Российской Федерации.
2.7. Если исковые требования направлены на взыскание средств, не предусмотренных федеральным бюджетом, от имени казны выступает не соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, а Министерство финансов РФ
Доводы Минфина России относительно ненадлежащего ответчика обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку исходя из статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации по ее финансовым обязательствам выступает финансовый орган, то есть Министерство финансов Российской Федерации. То обстоятельство, что главным распорядителем средств федерального бюджета по соответствующим трансфертам является Министерство энергетики Российской Федерации, не свидетельствует о ненадлежащем ответчике, которым в данной ситуации выступает Российская Федерация как публично-правовое образование. К тому же согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель несет ответственность за неисполнение государственных полномочий в пределах средств, запланированных и выделенных из федерального бюджета. В рассматриваемом случае исковые требования истца направлены на взыскание средств, не предусмотренных федеральным бюджетом.
2.8. Если иск о возмещении вреда, причиненного в результате действий или бездействий должностных лиц МВД России, подан физическим лицом, то от имени казны выступает Министерство финансов РФ
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве внутренних дел, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 г. N 248, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанным Положением МВД России является федеральным органом исполнительной власти, финансирование деятельности которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, т.е. казны РФ, от имени которой выступает Министерство финансов РФ.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2001 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2001 года указано, что от имени казны Российской Федерации по делам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации должно выступать Министерство финансов Российской Федерации в лице Главного управления федерального казначейства.
В силу статьи 158 Бюджетного кодекса РФ. Министерство финансов Российской Федерации в лице Главного управления федерального казначейства является Главным распорядителем средств федерального бюджета.
Поскольку физические лица в перечне участников бюджетного процесса, приведенном в ст. 152 БК РФ, не указаны, они не являются таковыми и нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, не применимы.
Довод представителя Министерства финансов Российской Федерации о том, что денежные средства в пользу истца подлежат взысканию с учетом положений Бюджетного кодекса РФ с главного распорядителя средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности (МВД России) за счет средств казны Российской Федерации, основан на неправильном толковании норм материального права.
Доводы апеллянта о том, что Министерство Финансов РФ является ненадлежащим ответчиком, судебной коллегией не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с требованиями ст. ст. 1070, 1071 ГК РФ ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда возмещается за счет казны РФ, от имени которой выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Полномочия главного распорядителя бюджетных средств указаны в ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, в их числе отсутствуют полномочия на выступление в суде от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Финансирование Следственного комитета РФ и МВД РФ осуществляется из федерального бюджета в объемах, утвержденных законом о государственном бюджете на соответствующий период, строго по кодам бюджетной классификации и в соответствии с нормами, установленными нормативными актами органов государственной власти.
Нормы Бюджетного кодекса РФ, на которые ссылается Минфин РФ, не могут быть применены при разрешении данного спора, поскольку граждане, в том числе и истец, не являются участниками бюджетных отношений. Бюджетным кодексом РФ регулируются отношения участников бюджетного процесса (ст. 152), физические лица к ним не относятся.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от ее имени выступает Министерство финансов Российской Федерации.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, финансирование деятельности которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, то есть казны РФ, от имени которой выступает Министерство финансов РФ.
В силу статьи 158 Бюджетного кодекса РФ Министерство финансов Российской Федерации в лице Главного управления федерального казначейства является Главным распорядителем средств федерального бюджета.
Бюджетным кодексом Российской Федерации регулируются правоотношения между субъектами этих правоотношений в процессе составления проектов бюджетов, их утверждения, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней (ст. 1 Кодекса).
Поскольку физические лица в перечне участников бюджетного процесса, приведенном в ст. 152 БК РФ, не указаны, они не являются таковыми и нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, неприменимы.
Таким образом, исходя из положений статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу, ответственность за который установлена статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации, надлежащими ответчиками являются Министерство финансов Российской Федерации, если вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, управление финансов субъекта Российской Федерации, если вред возмещается за счет казны субъекта Российской Федерации, либо финансовый отдел субъекта муниципального образования, если вред возмещается за счет казны этого образования.
В связи с указанным доводы апелляционной жалобы о МВД РФ как надлежащем ответчике судебная коллегия находит основанными на неправильном толковании норм материального права, полагая, что мотивы, согласно которым суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости взыскания удовлетворенного объема исковых требований с Министерства финансов РФ за счет казны РФ, являются исчерпывающими, соответствуют требованиям норм материального права.
2.9. Возмещение расходов на оплату услуг представителя возлагается на Министерство финансов РФ
Рассматривая доводы ответчика Министерства финансов РФ о том, что в силу ст. ст. 125, 1071 ГК РФ, ст. 158 БК РФ Министерство не может быть отнесено к субъекту ответственности и, следовательно, являться надлежащим ответчиком; об определении размера расходов на оплату услуг представителя, об установлении конкретного должностного лица, по вине которого был причинён моральный вред истцу, для последующего обращения к нему в порядке реализации права регресса, судебная коллегия находит их подлежащими отклонению.
Приведенные доводы не опровергают выводов суда, исходившего из того, что законом определены органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за её счёт. К таковым отнесены финансовые органы РФ, субъекта РФ или муниципального образования (ст. 1071 ГК РФ). С учётом того, что из мотивировочной части актов административного органа и судьи были исключены суждения о виновности в ДТП истца и о нарушении им п. 10.1 ПДД РФ, то надлежащим ответчиком в настоящем деле должно выступать Министерство финансов РФ. Следовательно, рассматриваемый довод ответчика основан на неверном толковании норм материального права.
Утверждение представителя Министерства финансов РФ о необходимости установлении судом конкретного должностного лица, по вине которого были причинены истцу убытки, несостоятельны, поскольку данное обстоятельство с точки зрения приведенных норм права не относится к юридически значимым, подлежащим доказыванию в настоящем споре обстоятельством.
В соответствии с положениями главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации в порядке ст. ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. Стороной в обязательстве по возмещению вреда, предусмотренному ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, является государство.
От имени казны Российской Федерации выступает соответствующий финансовый орган (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации), по настоящему гражданскому делу - Министерство финансов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца подлежат взысканию [сумма] в возмещение расходов, понесенных потерпевшей на оплату услуг представителя по уголовному делу.
3. Иные органы, выступающие от имени казны
3.1. При разрешении споров о возмещении вреда, причиненного незаконными постановлением, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, суду надлежит указывать о взыскании суммы вреда с РФ в лице ФССП России
Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству в судебном акте указывает ответчиком Российскую Федерацию, привлекает к участию в деле надлежащий государственный орган - ФССП России, наделенный полномочиями выступать от имени Российской Федерации в суде по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя.
При удовлетворении иска о возмещении вреда в резолютивной части решения суд указывает о взыскании суммы вреда с Российской Федерации в лице ФССП России за счет казны Российской Федерации.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 апреля 2015 г. N 14-КГ15-1
При новом рассмотрении также следует учесть, что по смыслу пункта 1 статьи 125 и статьи 1071 ГК РФ, подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает ФССП России как главный распорядитель бюджетных средств.
По смыслу пункта 1 статьи 125 и статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает Федеральная служба судебных приставов как главный распорядитель бюджетных средств.
Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству в судебном акте указывает ответчиком Российскую Федерацию, привлекает к участию в деле надлежащий государственный орган - ФССП России, наделенный полномочиями выступать от имени Российской Федерации в суде по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя.
При удовлетворении иска о возмещении вреда в резолютивной части решения суд указывает о взыскании суммы вреда с Российской Федерации в лице ФССП России за счет казны Российской Федерации.
Иск о возмещении вреда, причиненного незаконными постановлением, действиями (бездействием) судебного пристава-исполнителя, предъявляется к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств - ФССП России (п. 3 ст. 125, ст. 1071 ГК РФ, пп. 1 п. 3 ст. 158 БК РФ).
При таких обстоятельствах решение суда о возложении обязанности по возмещению убытков на Министерство финансов РФ за счет средств казны РФ, нельзя признать законным. Надлежащим ответчиком по делу является Федеральная служба судебных приставов России как главный распорядитель средств федерального бюджета по отношению к Отделу судебных приставов.
3.2. По искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий или бездействий должностных лиц ФСИН России, от имени казны выступает ФСИН России как главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности
Апелляционное определение Московского городского суда от 2 декабря 2015 г. N 33-45303/15
По смыслу пункта 1 статьи 125 и статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) должностных лиц ФСИН России за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам ФСИН России как главный распорядитель бюджетных средств.
В силу подп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
При этом в соответствии с подпунктом 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
По смыслу приведенных норм и положений по искам о возмещении причиненного в результате действий (бездействия) сотрудников уголовно-исполнительной системы вреда за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает Федеральная служба исполнения наказаний России как главный распорядитель бюджетных средств.
По смыслу пункта 1 статьи 125 и статьи 1071 Гражданского кодекса РФ, подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) должностных лиц ФСИН России за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам ФСИН России как главный распорядитель бюджетных средств.
В части довода апеллянта о несогласии со взысканием компенсации морального вреда в пользу истца с ФСИН России судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ требования о возмещении вреда предъявляются к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств (п. 3 ст. 125, ст. 1071 ГК РФ, подпункт 1 п. 3 ст. 158 БК РФ).
В подпункте 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" от 13.10.2004 N 1314, указано, что ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Судом первой инстанции верно указано, что по смыслу приведенных положений по искам о возмещении компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) сотрудников СИЗО УФСИН России по области, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает Федеральная служба исполнения наказания как главный распорядитель бюджетных средств.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку по смыслу п. 1 ст. 125 и ст. 1071 Гражданского кодекса РФ, пп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) должностных лиц уголовно-исправительной системы, за счёт казны Российской Федерации в суде выступает ФСИН России как главный распорядитель бюджетных средств.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда.
3.3. По искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий или бездействий должностных лиц МВД России от имени казны выступает МВД России как главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности
В соответствии со статьёй 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо, гражданина.
Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причинённого незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.
С учётом положений Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по искам о возмещении вреда, причинённого незаконными решениями и действиями, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности. В данном случае получателем и главным распорядителем средств федерального бюджета для органов внутренних дел является МВД.
В случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ).
В силу приложения N 6 к Федеральному закону от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" главным распорядителем бюджетных средств по ведомственной принадлежности является, в том числе МВД РФ.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд правомерно взыскал с Российской Федерации в лице МВД России как главного распорядителя бюджетных средств по ведомственной принадлежности за счет казны Российской Федерации в пользу ООО убытков.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии постановления апелляционным судом не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены не имеется.
Апелляционное определение Московского городского суда от 22 декабря 2015 г. N 33-48600/15
По смыслу пункта 1 статьи 125 и статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) должностных лиц МВД России за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам МВД России как главный распорядитель бюджетных средств.
В силу подп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
На основании подпункта 63 пункта 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248) МВД России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм и положений по искам о возмещении причиненного в результате действий (бездействия) сотрудников полиции вреда за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает Министерство внутренних дел России как главный распорядитель бюджетных средств.
Поскольку истец заявляет о причинении ему материального вреда в результате незаконных действий (бездействия) сотрудников УМВД России, следовательно, в силу подпункта 12.1 пункта 1 и пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, статей 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, надлежащим ответчиком по настоящему делу будет являться МВД Российской Федерации, как главный распорядитель федерального бюджета по ведомственной принадлежности, а не Министерство финансов РФ.
Таким образом, принимая во внимание, что сотрудниками УМВД России не были соблюдены требования законодательства об обеспечении сохранности вещественного доказательства, между незаконными действиями (бездействием) сотрудников и наступившим вредом прослеживается причинно-следственная связь, имеются все основания для взыскания ущерба в результате повреждения автомобиля с Российской Федерации в лице МВД Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
3.4. По искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий или бездействий должностных лиц Следственного управления Следственного комитета России, от имени казны выступает Следственный комитет России как главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности
Апелляционное определение Московского городского суда от 6 июня 2016 г. N 33-22092/16
По смыслу пункта 1 статьи 125 и статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) должностных лиц СУ по [наименование округа] СК РФ за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам Следственный комитет России как главный распорядитель бюджетных средств.
3.5. По искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий или бездействий военнослужащих, от имени казны выступает Министерство обороны РФ как главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности
На основании п. 3 ст. 125, ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации при возмещении вреда от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, или другой орган, юридическое лицо или гражданин, на которого возложена эта обязанность федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов), выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В соответствии с подп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, министерство является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание министерства обороны и реализацию возложенных на него полномочий.
Согласно Положению о войсковой части, войсковая часть самостоятельным юридическим лицом не является, входит в структуру министерства и является обособленным подразделением. Следовательно, надлежащим ответчиком по делу является Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской) Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с пунктом 31 ч. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий является Министерство обороны Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Министерство обороны РФ является главным распорядителем бюджетных средств получателя бюджетных средств (войсковой части) в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам войсковой части, и взыскал в пользу истца компенсацию морального вреда с Министерства обороны Российской Федерации.
Апелляционное определение Московского городского суда от 16 марта 2016 г. N 33-9388/16
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пункту 1 статьи 125 и статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам главный распорядитель бюджетных средств, а не Министерство финансов Российской Федерации, привлекаемое в качестве третьего лица по указанной категории дел.
Таким образом, при применении ст. 1069 ГК РФ от имени Российской Федерации в суде выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, а в данном случае Министерство обороны Российской Федерации, и в случае удовлетворения исковых требований с него же за счет казны Российской Федерации производится взыскание денежных средств.
Учитывая, что войсковая часть N юридическим лицом не является, входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации, являющегося по отношению к военной части главным распорядителем бюджетных средств, в силу требований статей 1069, 1071, части 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязанность по возмещению причиненного истцу морального вреда необходимо возложить на Министерство обороны Российской Федерации.
По смыслу п. 1 ст. 125 и ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1, подп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, по искам о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий военнослужащих за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает Министерство обороны Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств.
При таких обстоятельствах надлежащим ответчиком по требованиям истца является Министерство обороны Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на 1 августа 2022 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.