Энциклопедия судебной практики
Государственная экспертиза условий труда
(Ст. 213 ТК РФ)
С 01.03.2022 раздел Х ТК РФ изложен в редакции Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 311-ФЗ.
Приведенные в данном обзоре выводы и разъяснения, основанные на судебных актах по делам, рассмотрение которых происходило до вступления Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ в силу (до 01.03.2022), относящиеся к ст. 216.1 ТК РФ, применимы к спорам, возникшим после 01.03.2022, и соответствуют правовому значению ст. 213 ТК РФ в редакции Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ.
1. Получение заключения государственной экспертизы условий труда не является обязанностью работодателя
Получение работодателем заключения государственной экспертизы условий труда не является для него обязательным, а требование направить документы по аттестации рабочих мест по профессиям, не соответствующим ЕТКС, в Комитет по труду и занятости на государственную экспертизу условий труда для определения качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда является мерой, способной установить наличие нарушений, оно не может быть расценено как направленное на устранение нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2. Государственная экспертиза условий труда может производиться как во внесудебном, так и в судебном порядке
По смыслу закона государственная экспертиза условий труда проводится по требованию работника, в том числе на основании определений судебных органов.
Из анализа нормы [ст. 216.1 ТК РФ, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 311-ФЗ] следует, что государственная экспертиза условий труда производится уполномоченным государственным органом исполнительной власти по инициативе работников, организаций, государственных и иных органов как во внесудебном, так и в судебном порядке.
3. Заключение органов государственной экспертизы условий труда в совокупности с другими документами может быть использовано в качестве подтверждения наличия оснований для досрочного назначения страховой пенсии, однако не является безусловным основанием для назначения такой пенсии
Согласно разъяснениям п. 6 приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 г. N 258н, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, результаты специальной оценки условий труда, заключение органов государственной экспертизы условий труда могут наряду с другими документами быть использованы в качестве подтверждения занятости на работах, при наличии в них данных о тех факторах (показателях), которые представляют право на досрочное назначение страховой пенсии, однако названные акты не подтверждают безусловное право соответствующего работника на досрочное пенсионное обеспечение.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, результаты специальной оценки условий труда, заключение органов государственной экспертизы условий труда могут наряду с другими документами быть использованы в качестве подтверждения занятости на работах, при наличии в них данных о тех факторах (показателях), которые представляют право на досрочное назначение страховой пенсии, однако названные акты не подтверждают безусловное право соответствующего работника на досрочное пенсионное обеспечение.
4. Установление степени опасности условий труда не относится к компетенции суда
Доводы кассационной жалобы о необходимости признания судом факта опасности условий труда истца не могут быть признаны состоятельными, поскольку оценка условий труда производится государственными органами в порядке, установленном [до вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 311-ФЗ] ст. 216.1 ТК РФ. К компетенции судебных органов установление степени опасности условий труда не относится.
5. Вопрос о проведении государственной экспертизы условий труда должен быть разрешён судом при наличии между работником и работодателем конфликта по данному вопросу
Суды не учли, что между работником и работодателем возник судебный спор, в связи с чем вопрос проведения государственной экспертизы должен быть разрешен судом.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что в возникших спорных правоотношениях работник вправе потребовать проведения государственной экспертизы во внесудебном порядке, является необоснованным и сделан без учета сложившейся конфликтной ситуации между работником и работодателем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам
Материал приводится по состоянию на 1 апреля 2025 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики
При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович