Лед тронулся, господа!
Почти каждый год по тем или иным причинам мы возвращаемся к теме учета убытков от краж товаров из торговых залов магазинов самообслуживания. Основаниями тому служат то вынесенные судебные решения*(1), то законодательные инициативы*(2), то письма контролирующих органов. Вот и сейчас выбор темы связан с опубликованием Решения ВАС РФ от 04.12.2013 N ВАС-13048/13. О выводах, сделанных в нем, читайте в статье.
Суть дела
Крупные ритейлеры, знакомые не понаслышке с проблемой учета товаров, похищенных из торговых залов магазинов самообслуживания, и уставшие ждать обещанных законодателями поправок в НК РФ в части урегулирования этой проблемы, обратились в суд с заявлением о признании недействующим Письма Минфина РФ от 06.12.2012 N 03-03-06/1/630 как не соответствующего пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ.
Напомним читателям...
...формулировку пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ, а также суть оспариваемого письма. Так, согласно указанной норме в целях гл. 25 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.
Торговое предприятие, описав подробно в первой части Письма N 03-03-06/1/630 создавшуюся у него ситуацию и проанализировав положения пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ, задало Минфину следующие конкретные вопросы. Предусматривает ли пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ две самостоятельные группы расходов? Следует ли организации обращаться в уполномоченный орган государственной власти при выявлении недостач материальных ценностей? Если да, то в какой? Какой документ должен быть получен от уполномоченного органа для целей подтверждения расходов в виде недостач при исчислении налога на прибыль? Какие факты должны быть отражены в таком документе? Если уполномоченный орган государственной власти не принимает никаких актов либо принимает акт, формально не соответствующий требованиям пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ, можно ли для учета недостач представить документы внутреннего учета? Если да, то какие документы могут быть представлены? Ну а этим вопросам предшествовали, в частности, следующие факты и рассуждения.
Организация реализует в розницу продовольственные и непродовольственные товары в магазинах со свободным доступом посетителей к этим товарам. Два раза в год в ней проводится инвентаризация ТМЦ, по результатам которой выявляются как излишки, так и недостачи товаров. Подпункт 5 п. 2 ст. 265 НК РФ предусматривает две группы расходов:
недостача материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц;
убытки от хищений, виновники которых не установлены.
Торговое предприятие, проанализировав положения пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ, сделало выводы, что эти группы расходов недостаточно разграничены между собой, поскольку первая группа фактически включает в себя вторую, так как причиной недостач материальных ценностей, как и убытков, могут быть хищения. Организация отметила, что законодатели, выделяя хищения в качестве причины убытков, не предусмотрели аналогичных квалифицирующих признаков для недостач. Более того, они прямо предусмотрели в качестве общего условия в обеих группах расходов факт отсутствия виновных лиц и обязанность по обращению в обоих случаях в уполномоченный орган государственной власти для получения подтверждающего документа.
Торговая организация неоднократно обращалась в органы внутренних дел с заявлениями о преступлении, выразившемся в хищении товара. При этом ее заявления либо не рассматривались вовсе, либо ОВД принимали постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, мотивируя их невозможностью установить время и причины образования товарных недостач, виновных лиц, а также невозможностью определить, составляет каждая товарная недостача самостоятельный случай хищения или нет. Отсутствие ответа уполномоченного органа государственной власти или получение ответа, не отражающего причин недостач и указания на отсутствие виновных лиц, формально препятствовали торговой организации учесть недостачу в качестве расходов при исчислении налога на прибыль.
В ответ на конкретные вопросы организации чиновники отделались общими формулировками: согласно пп. 1 п. 1 ст. 208 УПК РФ в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается, о чем следователь выносит соответствующее постановление. Потерпевший вправе получить копию указанного постановления, которым, соответственно, подтверждается факт отсутствия виновных лиц (пп. 13 п. 2 ст. 42 УПК РФ). Датой признания убытка от недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц является дата вынесения следователем соответствующего постановления. Приостановление предварительного следствия по уголовному делу в случаях, когда подозреваемый или обвиняемый установлен (пп. 2-4 п. 1 ст. 208 УПК РФ), не может являться основанием для включения стоимости похищенного имущества во внереализационные расходы. Прекращение уголовного дела (ст. 239 УПК РФ) является основанием для признания в целях налогообложения прибыли организаций убытков от хищений, в случае если виновное в хищении лицо не было установлено (аналогичная позиция изложена в письмах Минфина РФ от 16.12.2011 N 03-03-06/4/149, от 20.06.2011 N 03-03-06/1/365, от 27.08.2010 N 03-03-06/4/81, от 04.08.2010 N 03-03-06/2/139).
В Письме N 03-03-06/1/630 чиновники сообщили также, что законодателями готовится проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Налоговый кодекс в части уточнения порядка признания в целях налогообложения прибыли убытков от потерь, возникающих при осуществлении торговой деятельности с открытым доступом покупателей к товарам. Предполагается, что после вступления законопроекта в силу максимальный предел учета недостач будет составлять 0,75% выручки от реализации товаров при условии соблюдения определенных условий: доля выручки от реализации товаров через секции самообслуживания должна составлять более 70% общего объема выручки от осуществления деятельности в области розничной торговли товарами; на предприятии должен быть организован раздельный учета этой выручки; организация должна инициировать проведение аудиторской проверки и иметь в наличии отчет аудиторской организации о соответствии установленным требованиям организованной налогоплательщиком системы учета и контроля за использованием МПЗ; должен иметься акт об итогах инвентаризации, подтвержденный представителем аудиторской организации*(3).
Устали ждать
Не дождавшись принятия упомянутого законопроекта, торговое предприятие обратилось в суд с заявлением признать недействительным Письмо N 03-03-06/1/630 в части, в которой оно, определяя условия, при которых убытки от хищения товаров при неустановлении виновных лиц могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения, распространяет эти условия (наличие постановления о приостановлении предварительного следствия либо постановления о прекращении уголовного дела) также на убытки в виде недостач товаров, возникающих в торговых залах магазинов самообслуживания. В рамках возбужденного производства с аналогичными заявлениями в суд обратилось еще несколько торговых компаний.
Как полагали заявители, отраженная в указанном письме позиция о допустимости учета спорных недостач только при условии вынесения следователем постановления о приостановлении предварительного следствия либо постановления о прекращении уголовного дела не соответствует подходу Конституционного суда, выраженному в Определении от 24.09.2012 N 1543-О. Согласно ему пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ не содержит указания на то, какие именно документы могут подтвердить факт отсутствия виновных лиц при недостаче материальных ценностей, тем самым не ограничивает налогоплательщика в вопросе подтверждения правомерности учета соответствующих расходов.
В обоснование заявленного требования торговой организацией были представлены и приобщены к материалам дела следующие доказательства:
заключение по вопросу об экономическом содержании потерь от хищения в магазинах со свободным доступом покупателей к товарам, подготовленное д.э.н., профессором Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" и старшим научным сотрудником Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;
заключение по уголовно-процессуальным аспектам рассматриваемого вопроса, подготовленное профессором кафедры уголовного права Уральской государственной юридической академии;
копии постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел*(4);
схема и внутренние положения торговой организации, регламентирующие процедуру проведения генеральной инвентаризации магазинов.
Суд, рассмотрев в комплексе представленные доказательства и заслушав представителей сторон, признал оспариваемое письмо частично недействующим.
Выводы ВАС
Выводы судей, сформулированные в данном деле, по нашему мнению, имеют стратегическое значение. Приведем их:
- довод Минфина о том, что учет убытков, обусловленных кражами в магазинах самообслуживания для целей налогообложения без документов, выдаваемых уполномоченным органом государственной власти в подтверждение факта отсутствия лиц, виновных в хищении, возможен только при условии внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс, подлежит отклонению;
- поскольку в Налоговом кодексе отсутствуют специальные нормы, регулирующие вопрос об учете для целей налогообложения недостачи товаров, не обусловленной естественной убылью и возникающей в магазинах самообслуживания в результате невыявленных хищений, совершенных покупателями в торговых залах в неустановленное время, данные убытки могут быть учтены для целей налогообложения на основании п. 2 ст. 265 НК РФ при условии соответствия их требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ;
- при проведении налоговых проверок налоговый орган вправе с учетом специфики осуществляемой деятельности в сфере розничной торговли (площадь торгового зала, ассортимент и количество наименований реализуемого товара, достаточность принятых мер по охране, размер недостач у налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в аналогичных условиях, и т.п.) оценивать оправданность рассматриваемых убытков от недостач товаров в залах самообслуживания, а налогоплательщик, напротив, не лишен возможности опровержения указанной оценки и доказывания того, что размер выявленной им недостачи является оправданным и подлежащим учету для целей налогообложения в полном объеме.
На основании этих выводов суд решил, что оспариваемое письмо в той части, в которой оно предписывает торговым организациям признавать в составе внереализационных расходов убытки от хищений только при наличии у них постановления о приостановлении предварительного следствия либо постановления о прекращении уголовного дела), не соответствует положениям п. 1 ст. 252 и п. 2 ст. 265 НК РФ, в связи с чем подлежит признанию в указанной части недействующим.
* * *
Вопрос о документальном подтверждении факта недостачи ТМЦ, возникшей в результате хищений в магазинах самообслуживания, в целях налогообложения прибыли неоднократно поднимался в судах, в том числе на уровне Конституционного суда (Определение от 24.09.2012 N 1543-О). Опубликование Решения ВАС РФ N ВАС-13048/13 дает организациям если не гарантию того, что налоговые инспекторы не придерутся к таким расходам в ходе проведения налоговых мероприятий, то хотя бы уверенность в том, что свою позицию они смогут отстоять в суде (конечно, при условии, что предприятие организует надлежащий контроль по учету ТМЦ и факты недостач будут надлежащим образом зафиксированы во внутренних документах).
С.В. Манохова,
редактор журнала "Торговля:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью С.А. Чернова "Потери от краж в магазинах самообслуживания", N 2012.
*(2) См. статью С.А. Чернова "Налоговые перспективы", N 7, 2013.
*(3) Данный законопроект был внесен на рассмотрение в Государственную думу 08.04.2013. Первое заседание планировалось провести летом, но 17.06.2013 было принято решение перенести его. На сегодняшний день законопроект не рассматривался даже в первом чтении.
*(4) Эти постановления принимались на стадии доследственной проверки на основании п. 1, 2 ст. 24 УПК РФ. Оснований к возбуждению уголовных дел сотрудниками органов внутренних дел не усматривалось, поскольку не имелось конкретных сведений и данных, указывающих на совершение преступления (не установлено время, размеры хищений, количество данных фактов, невозможно разграничить недостачи друг от друга на предмет их кражи одним человеком или несколькими лицами).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"