Информация о товарах
Во втором номере журнала была опубликована статья о том, какая информация о товарах должна в обязательном порядке быть доведена до потребителя*(1). В данной статье мы продолжим рассматривать эту тему, в частности, поговорим о том, какие сведения должны быть указаны на ценнике, как торговая организация должна подтвердить соответствие продаваемых товаров требованиям безопасности.
Ценники на товары
В силу п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей*(2) продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Перечень обязательной информации приведен в п. 2 данной статьи. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ. Пришедшие в магазин покупатели могут ознакомиться с необходимой информацией из технической документации, прилагаемой к товарам, увидеть ее на этикетках, маркировке. Одним из способов доведения информации до потребителя является ее указание на ценниках.
Согласно п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров*(3) продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.
Территориальные органы Роспотребнадзора, выявив по результатам проверки нарушение названного пункта, могут выдать торговой организации предписание оформить в указанный срок ценники на реализуемую в торговом зале продукцию в соответствии с установленными требованиями. ФАС СЗО в Постановлении от 18.09.2012 N А56-55522/2011*(4) посчитал такое решение проверяющих правомерным.
За нарушение п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров организация может быть привлечена к ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ: предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 1 000 до 3 000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 30 000 руб.
Например, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 14.06.2012 N 09АП-11897/2012 признал правомерным привлечение организации к ответственности по данной статье вследствие того, что в торговом зале на всех ценниках на женскую обувь отсутствовали наименования товаров, подпись материально ответственного лица или печать организации, дата оформления ценника.
Аналогичное мнение высказали ФАС СЗО в Постановлении от 11.01.2011 N А66-6382/2010, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 31.01.2011 N 09АП-32055/2010. В последнем случае было также выявлено отсутствие на ценнике информации о валюте платежа (рубли). Суд обратил внимание на то, что продавец до заключения договора розничной купли-продажи должен довести до потребителей в наглядной и доступной форме информацию о том, какие условные денежные единицы или иностранная валюта принимаются в расчет при определении цены товара, а также их курс или дату его определения. По требованию потребителя продавец также должен произвести предварительный расчет цены товара в российских рублях.
Иная информация на ценнике. На ценнике может быть указана не только информация, перечисленная в п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров. Дело в том, что в п. 3 ст. 10 Закона о защите прав потребителей предусматривает разные способы доведения информации о товаре до покупателя и перечень этих способов не ограничен. Рассматривая конкретную ситуацию, этой позиции придерживался Московский городской суд в Апелляционном определении от 02.10.2013 N 11-33111.
В то же время необходимо учитывать, что ценник сам по себе обезличен, он относится не к каждому отдельному товару, а к группе однородных или неоднородных товаров, в связи с чем нужно быть предусмотрительным при размещении на нем иной обязательной информации о товарах, кроме той, которая предусмотрена п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров, например:
- один и тот же товар может быть закуплен у разных поставщиков, и в этом случае указание на одном ценнике лишь одного из производителей (его места нахождения) может быть признано недостоверной информацией о товаре;
- информация о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара, о необходимых действиях потребителя по истечении срока годности и возможных последствиях при невыполнении таких действий и иная подобная информация о товаре необходима потребителю не только при приобретении товара, но и в процессе его эксплуатации. Таким образом, эта информация не может быть указана только на ценнике, иначе будет нарушено требование об обеспечении потребителя необходимой информацией о товаре.
Подобная ситуация была рассмотрена ФАС ПО в Постановлении от 26.06.2012 N А55-18874/2011, когда информация об изготовителе была отражена в ценнике реализуемых спортивных товаров (мяч футбольный, ключ велосипедный, рюкзак, спортивные принадлежности для игры в большой теннис), но отсутствовала в маркировке изготовителя на каждой единице товара. Суд посчитал, что наличие такой информации на ценнике группы товаров не исключает возможность размещения под этим ценником иного товара, не соответствующего ценнику, что не позволит потребителю в полной мере пользоваться своими правами после покупки товара. Следовательно, каждая единица подлежащего продаже товара должна содержать сведения об изготовителе товара. Поскольку товары одинаковых торговых марок могут быть произведены разными изготовителями, размещение информации на каждой единице товара служит условием возможности правильного выбора товара, а также гарантией для потребителя при необходимости обратиться к производителю с какими-либо требованиями или вопросами после приобретения товара у продавца. Суд посчитал, что информация об изготовителе до сведения покупателя доведена не была, и признал правомерным предписание Роспотребнадзора не допускать к реализации товары, в маркировке которых отсутствует информация об изготовителе.
Информация о подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности
Согласно п. 2 ст. 10 и п. 4 ст. 7 Закона о защите прав потребителей в состав сведений, которые продавец обязан предоставить покупателю, входит информация о подтверждении соответствия товаров обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке и обеспечивающим безопасность товаров для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.
Названная информация представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РФ о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей (п. 3 ст. 10 Закона о защите прав потребителей).
В силу п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров путем их маркировки знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:
- сертификатом или декларацией о соответствии;
- копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;
- товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям. Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982.
Необходимо учитывать, что по многим видам товаров в настоящее время действуют технические регламенты Таможенного союза о безопасности соответствующих товаров, регулирующие порядок обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям регламента и порядок маркировки продукции, например:
- ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности" (Решение Комиссии ТС от 09.12.2011 N 876);
- ТР ТС 008/2011 "О безопасности игрушек" (Решение Комиссии ТС от 23.09.2011 N 798);
- ТР ТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" (Решение Комиссии ТС от 23.09.2011 N 799);
- ТР ТС 023/2011 "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" (Решение Комиссии ТС от 09.12.2011 N 882).
Продукция, в отношении которой утвержден технический регламент ТС, исключается из Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. В данных технических регламентах указано, что со дня вступления их в силу выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами ТС или законодательством государства - члена ТС, не допускается. При этом действует переходный период.
Ключевой вывод. Не допускается продажа товара, в том числе импортного, без информации о его соответствии требованиям российского законодательства о техническом регулировании либо положениям технических регламентов ТС. В частности, до потребителя должны быть доведены сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. По требованию потребителя он также должен быть ознакомлен с оригиналом (заверенной копией) документа о соответствии либо с сопроводительными документами на товар.
При отсутствии информации об обязательном подтверждении соответствия товаров продавец может быть привлечен к административной ответственности. Согласно п. 1 ст. 14.4 КоАП РФ продажа товаров без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров для жизни и здоровья людей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 4 000 до 5 000 руб., на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб. с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (в данном случае товар также может быть конфискован).
ФАС СЗО в Постановлении от 11.01.2011 N А66-6382/2010 признал правомерным привлечение к ответственности продавца по названной статье в случае, когда в магазине продавались две пары женских зимних сапог при отсутствии документов, подтверждающих их соответствие установленным требованиям*(5).
При отсутствии указанной информации продавец также может быть привлечен к ответственности по п. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, предусматривающему, что нарушение требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц - от 100 000 до 300 000 руб.
При этом п. 2 данной статьи устанавливает, что за подобные действия, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, полагается административный штраф для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб., для юридических лиц - от 300 000 до 600 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Правомерным привлечение к такой ответственности признал Арбитражный суд Свердловской области в Решении от 31.10.2013 N А60-36169/2013 ввиду того, что на продаваемые непродовольственные товары (верхняя одежа из меха, кожи) отсутствовали маркировка, декларация о соответствии, а также товарно-сопроводительная документация, содержащая сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья потребителя, что предусмотрено ст. 11 и 12 ТР ТС "О безопасности продукции легкой промышленности".
Из вышесказанного следует, что торговой организации необходимо учитывать, включены ли продаваемые товары в перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации или подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, или технические регламенты ТС. Если да, необходимо проверить наличие по этим товарам информации об обязательном подтверждении соответствия требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.
Иные сведения
Пункт 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей содержит ограниченный перечень обязательной информации о товарах, которая должна быть предоставлена продавцом покупателю. В то же время в п. 1 названной статьи уточняется, что перечень обязательной информации для некоторых видов товаров устанавливается постановлением Правительства РФ. В пункте 14 Правил продажи отдельных товаров также указано, что продавец обязан предоставить информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. Рассмотрим некоторые такие случаи.
Нахождение автомобиля в залоге. Нередко лицо, которое приобрело автомобиль или квартиру в кредит (ипотеку) под залог этого же имущества, с течением времени по каким-либо причинам хочет их продать. Согласно п. 1 ст. 334 ГК РФ залогодержатель имеет право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного актива, при этом он имеет преимущество перед другими кредиторами залогодателя. Такое достигается в том числе путем передачи предмета залога в собственность залогодержателя.
В силу п. 2 ст. 346 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором и не вытекает из существа залога, залогодатель вправе отчуждать предмет залога только с согласия залогодержателя. При этом переход права на заложенное имущество возможен только с переходом к новому залогодателю основного долга, обеспеченного залогом (ст. 20 Закона РФ от 29.05.1992 N 2872-1 "О залоге").
Возникает вопрос: обязан ли продавец доводить до сведения покупателя факт нахождения имущества в залоге? Данный вопрос рассматривался Московским городским судом в Определении от 26.08.2011 N 33-24520. В частности, он выявил, что согласие на отчуждение автомобиля залогодержатель (банк) не давал; в договоре купли-продажи, заключенном между продавцом (ООО) и покупателем (физическим лицом), информация о том, что автомобиль находится в залоге, не имелась; из других источников о факте нахождения товара в залоге покупатель информацию не получал.
Суд посчитал, что продавец нарушил требование п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, согласно которому он обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Вследствие этого суд признал правомерным решение нижестоящей судебной инстанции о расторжении договора купли-продажи, взыскании с продавца уплаченной суммы, неустойки, компенсации морального вреда.
Таким образом, продавец при продаже предмета залога обязан уведомить об этом покупателя (лучше в письменной форме), а также получить разрешение залогодержателя об отчуждении предмета залога, если иное не оговорено в договоре залога.
Старинный рецепт. Московский городской суд в Определении от 04.06.2012 N 4г/4-3922 сделал вывод, что информация на этикетках и укупорочных элементах бутылок водки о том, что она "отвечает строжайшим требованиям классического рецепта, разработанного Д.И. Менделеевым в Санкт-Петербурге в 1894 году", не относится к обязательной потребительской информации, предусмотренной ст. 10 Закона о защите прав потребителей, не вводит потребителя в заблуждение относительно состава, свойства, пищевой ценности и природы происхождения товара и не приводит к ошибочному принятию потребителем данного продукта за другой, а потому не нарушает прав потребителей.
Гербы. В этом же судебном решении арбитры рассмотрели случай размещения на этикетках бутылки водки знака, имеющего сходство с Государственным гербом РФ. Кроме того, на этикетках и укупорочных элементах (колпачках) бутылок имелись изображения гербов г. Новосибирска и г. Тобольска. Суд посчитал, что размещение и порядок использования эмблем, геральдических символов в оформлении продукции не является предметом регулирования и целями применения законодательства о защите прав потребителей.
Заметим, что в подобной ситуации возникает вопрос о том, соблюдались ли организацией положения Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации", а также порядок использования изображения герба соответствующих городов юридическими лицами.
В.В. Пушкарев,
эксперт журнала
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2014 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью В.В. Никитина "Информация о товарах, подлежащая предоставлению потребителю".
*(2) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
*(3) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
*(4) Определением ВАС РФ от 20.12.2012 N ВАС-17598/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.
*(5) Обращаем внимание на то, что в настоящее время из Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, исключена обувь кожаная, а из Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, исключена обувь кожаная, юфтевая, хромовая, с верхом из текстильных материалов, войлока или фетра, с верхом из синтетических кож и др. в связи со вступлением в силу технических регламентов ТС "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" и "О безопасности продукции легкой промышленности" (Постановление Правительства РФ от 18.06.2012 N 596).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"