В июле 2013 года был сдан в эксплуатацию новый дом, в сентябре начался отопительный сезон, но коммунальная услуга по отоплению оказывается ненадлежащего качества. Согласно проведенным замерам температура в квартирах ниже нормы. Плату за отопление жильцы вносят управляющей организации своевременно и в полном объеме. Управляющая организация не реагирует на претензии домовладельцев и уклоняется от составления соответствующего акта.
Какая ответственность предусмотрена за предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества?
1. В соответствии с п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). При этом исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы*(1) или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
На основании п. "а" ст. 31 и п. "а" ст. 33 Правил N 354 потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, а исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами N 354 и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении N 1 к Правилам. Так, отопление жилого помещения означает обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже + 18°С (в угловых комнатах - + 20°С), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки - 31°С и ниже - +20 (+22)°С. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3°С, допустимое превышение нормативной температуры - не более 4°С*(2). Кроме того, обязательные для эксплуатирующих жилые дома организаций оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях жилых зданий установлены в качестве Приложения N 2 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64. Контроль за соблюдением санитарных норм осуществляют органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Как следует из п. 150 Правил N 354, исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты этой услуги. При этом потребитель в случаях, упомянутых в п. 157 Правил N 354, вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей"*(3) (далее - Закон о защите прав потребителей). Кроме того, в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей). Суды, как правило, следуют изложенной позиции (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 19.09.2012 по делу N 33-5366/2012, апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 07.08.2013 по делу N 33-5352/2013, с которым можно ознакомиться на сайте: http://sudact.ru/). Если исполнителем вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потерпевшего суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Саха от 14.09.2011). Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (п. 155 Правил N 354).
Согласно п. 4 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, п. 105 Правил N 354 исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. Обращаем внимание, что в силу состязательности гражданского процесса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56 ГПК РФ).
2. Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, подробно регламентирован разделом Х Правил N 354. В частности, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг. При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (п.п. 104, 105, 106 Правил N 354).
Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки (п. 108 Правил N 354).
Кроме того, любой заинтересованный участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги*(4) (п. 110 Правил N 354). По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным со дня подписания потребителем акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг. Данный акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязанностей в размере, установленном федеральными законами и договором (смотрите, например, кассационное определение СК по гражданским делам Мурманского областного суда от 01.06.2011 по делу N 33-1513, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Саха от 16.01.2013 по делу N 33-93/13).
Однако, как мы поняли из вопроса, управляющая организация, будучи исполнителем коммунальных услуг, уклоняется от составления такого акта и на жалобы домовладельцев не реагирует. В этой связи отметим, что постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 Правила N 354 дополнены п. 110.1, который наделяет потребителя правом самостоятельно, в отсутствие исполнителя, составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в следующих случаях:
- непроведения исполнителем проверки в срок, установленный п. 108 Правил N 354, то есть не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении - качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время;
- невозможности уведомить исполнителя о факте нарушения качества услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы.
В подобной ситуации указанный акт подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом. Допускается также привлечение представителей сторонних организаций, например, Государственной жилищной инспекции, Роспотребнадзора, Общества защиты прав потребителей.
Заметим, что даже в отсутствие акта о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества суды в отдельных случаях удовлетворяют требования потребителей исходя из имеющихся в деле иных доказательств в совокупности (смотрите, например, апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 27.03.2012 по делу N 33-2495/2012).
Следовательно, зафиксировать факт предоставления некачественной коммунальной услуги потребители могут и в отсутствие представителя управляющей организации. Причем бездействие управляющей организации в аналогичных ситуациях является основанием для привлечения её к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (смотрите, например, решение Арбитражного суда Тверской области от 25.06.2013 по делу N А66-5270/2013, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2010 N 07АП-2365/10, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2009 N 17АП-3169/09).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
6 ноября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Поскольку в рассматриваемой ситуации управление многоквартирным домом осуществляет управляющая организация, то именно она является исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в этом доме (ст. 162 ЖК РФ, п.п. 8-10 Правил N 354).
*(2) Смотрите также межгосударственный стандарт ГОСТ 30494-2011 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.07.2012 N 191-ст).
*(3) В частности, за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере 3% от цены оказания услуги (п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей). Однако для этого потребителю необходимо сначала установить факт предоставления услуги ненадлежащего качества, который должен являться основанием перерасчета размера платы за некачественную услугу в порядке, описанном в разделе Х Правил N 354. И лишь при неудовлетворении исполнителем требований потребителя в разумный срок будет начисляться неустойка в размере 3% за каждый день просрочки от стоимости оказанной услуги.
*(4) Расходы на проведение экспертизы, инициированной потребителем, несет исполнитель.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.