Является ли авторизованный сервисный центр уполномоченной организацией на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества?
В том случае, если авторизованный сервисный центр уполномоченной организацией не является, будут ли отношения, возникшие между ним и приобретателем товара относительно ремонта данного некачественного товара, регулироваться положениями Закона о защите прав потребителей, или данные отношения должны регулироваться положениями Гражданского кодекса РФ о бытовом подряде?
1. В силу п. 6 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I) изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязан удовлетворить требования потребителя, установленные ст. 18 Закона N 2300-I.
Согласно преамбуле Закона N 2300-I уполномоченная изготовителем (продавцом) организация (далее - уполномоченная организация) - организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющая определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченная им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества.
Таким образом, для того, чтобы констатировать наличие у авторизованного сервисного центра статуса уполномоченной организации, необходимо наличие договора между этим центром и изготовителем (продавцом), предусматривающего полномочие центра на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества.
В судебной практике прослеживаются два подхода к установлению статуса уполномоченной организации. Так, ряд судов придерживается позиции о том, что уполномоченной организацией является та организация, на которую изготовитель (продавец) возложил функции по принятию и удовлетворению всех предусмотренных ст. 18 Закона N 2300-I требований потребителей (смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 апреля 2010 г. по делу N А29-7950/2009, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 марта 2010 г. по делу N А53-13121/2009). Однако, на наш взгляд, такая позиция представляется спорной, поскольку не вытекает из приведенного в преамбуле Закона N 2300-I определения уполномоченной организации.
Напротив, в силу принципа свободы договора соглашение с изготовителем (продавцом) может предусматривать поручение организации принимать и удовлетворять как все перечисленные в ст. 18 Закона N 2300-I требования потребителей, так и отдельные требования в отношении товара ненадлежащего качества. В последнем случае в отношении предусмотренных договором требований организация будет иметь статус уполномоченной; иные требования потребитель сможет заявить только к продавцу (а также к изготовителю, импортеру, если эти требования, предусмотренные абзацами 2 и 5 п. 1, п. 3 ст. 18 Закона N 2300-I). Из этой позиции исходит большинство судов. В этой связи смотрите, к примеру, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2012 N 15АП-7574/12, постановление Нижегородского областного суда от 01.03.2012 N 44г-10-12, апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 18 июня 2013 г. по делу N 33-3580, апелляционное определение Московского городского суда от 14.01.2013 N 11-29/13, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.12.2011 N 33-19217/2011.
Отметим, что требования о взыскании неустойки за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя (ст. 23 Закона N 2300-I), а равно требования о взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-I) могут заявляться к организации, не являющейся изготовителем, продавцом, импортером, только в том случае, если эта организация уполномочена договором с изготовителем (продавцом) на принятие и удовлетворение соответствующего требования потребителя, которое ею не было удовлетворено в добровольном порядке либо было удовлетворено с нарушением установленных законом сроков. В этой связи смотрите, например, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.11.2011 N 33-17494/2011.
К сведению:
В случае возникновения спора в суде именно потребитель, заявляющий свои требования в отношении товара ненадлежащего качества к организации, не являющейся изготовителем, продавцом, импортером, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ обязан представить доказательства того, что ответчик наделен статусом уполномоченной организации (постановление Нижегородского областного суда от 01.03.2012 N 44г-10-12). При этом действующее законодательство не ограничивает истца в средствах доказывания данного факта. Таким доказательством может быть, к примеру, сервисная книжка, в которой ответчик указан в качестве организации, уполномоченной на удовлетворение конкретного требования потребителя (определение Санкт-Петербургского городского суда от 17.01.2013 N 33-97). В любом случае, согласно ст. 67 ГПК РФ оценку конкретных представленных по делу доказательств может дать только суд.
2. Согласно п. 1 ст. 1 Закона N 2300-I, п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми ГК РФ, Законом N 2300-I, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу. При этом согласно п. 3 ст. 730 ГК РФ к отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
Таким образом, если между гражданином (приобретателем товара) и авторизованным сервисным центром, не являющимся уполномоченной организацией, заключен договор бытового подряда на проведение ремонтных работ в отношении некачественного товара, то отношения, возникшие между сторонами по данному договору, будут регулироваться положениями как Закона N 2300-I, так и ГК РФ. В этой связи смотрите, например, решение Балахнинского городского суда Нижегородской области от 3 августа 2012 г. по делу N 2-459/2012, определение Липецкого областного суда от 03.09.2008 N 33-1635/2008.
Ответ подготовил:
адвокат Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
5 декабря 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.