Контрольная закупка: взгляд изнутри
Зачастую налоговые органы с целью проверки применения индивидуальными предпринимателями кассовой техники осуществляют контрольную закупку. Законно ли это? Ответ на этот вопрос вы найдете в статье.
Действующим законодательством контроль за применением ИП кассовой техники возложен на налоговые органы. Вместе с тем ни в Федеральном законе от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), ни в Законе РФ от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" не сказано, в какой форме должен осуществляться этот контроль.
Единственный нормативный документ, в котором можно что-то найти про методы и порядок проведения проверок ККТ, - это Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике*(1), который вступил в силу лишь в прошлом году.
Так, согласно положениям Административного регламента в обязанности налоговиков входит проверка выдачи кассовых чеков, БСО либо товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Такая проверка включает в себя приобретение товара (работ, услуг), оплату этих товаров (работ, услуг), установление факта оформления (неоформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). И проводиться она может в следующих формах:
- контроль, основанный на визуальном наблюдении, с применением (без применения) способов видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями (клиентами);
- аналитические процедуры, направленные на выявление фактов выдачи или невыдачи документа, подтверждающего прием денежных средств в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Чем такая проверка не контрольная закупка? Но все же это несколько иной вид проверки, появился который неспроста. Дело в том, что внезапные проверки, по мнению налоговиков, наилучший способ контроля за применением ККТ. Однако согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ) проверочная (контрольная) закупка является одним из видов оперативно-розыскных мероприятий. К органам, имеющим право на проведение таких мероприятий, на основании статьи 13 Закона N 144-ФЗ относятся:
- органы внутренних дел РФ;
- органы федеральной службы безопасности;
- федеральный орган исполнительной власти в области госохраны;
- таможенные органы РФ;
- Служба внешней разведки РФ;
- Федеральная служба исполнения наказаний;
- органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Налоговых органов в этом перечне нет. Кроме того, исходя из положений Закона N 144-ФЗ, проводятся контрольные закупки только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления. Неприменение ККТ и невыдача чека или иного документа, подтверждающего прием денег, таковым не является.
Таким образом, правом проводить оперативно-розыскные мероприятия, в том числе и контрольные закупки, налоговые органы не наделены. Соответственно и результаты такой проверки не могут расцениваться как доказательство, подтверждающее совершение коммерсантом административного правонарушения*(2).
Примечание. Права налоговиков
Права, которые имеют налоговые инспекторы в ходе проверки соблюдения законодательства о применении ККТ, перечислены в статье 7 Закона N 54-ФЗ. Так, налоговые органы вправе:
- осуществлять контроль за соблюдением коммерсантами требований Закона N 54-ФЗ;
- проверять полноту учета выручки;
- проверять документы, связанные с применением ККТ;
- получать в ходе проверки необходимые объяснения, справки и сведения;
- проверять выдачу кассовых чеков, иных документов, подтверждающих прием наличных денежных средств;
- привлекать к административной ответственности в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ.
Аналогичные права предусмотрены статьей 7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1.
Согласны с этим и судьи (постановления Президиума ВАС РФ от 16.06.2009 N 1000/09, от 16.06.2009 N 1988/09 и от 02.09.2008 N 3125/08, ФАС Северо-Западного округа от 30.11.2010 N А56-27216/2010, ФАС Поволжского округа от 14.12.2010 N А12-11519/2010, ФАС Северо-Западного округа от 27.12.2010 N А56-45497/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2011 N А27-8657/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2010 N А32-11576/2008-70/100/14АЖ, ФАС Московского округа от 06.12.2010 N КА-А40/12998-10).
Причем некоторые из арбитров считают, что действия налоговых инспекторов квалифицируются как оперативно-розыскные мероприятия независимо от того, приобретались ими товары в личное пользование или с возвратом ее продавцу. Об этом - постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 N 15АП-2776/2011.
Другие арбитры приходят к выводу, что налоговые инспекторы не вправе проводить негласные проверочные мероприятия, выступая первоначально как обычные люди, а после денежного расчета - предъявляя служебные удостоверения и поручение на проверку. Такой вывод содержится в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.092010 N А56-25895/2010.
А третьи вообще указали, что осуществлять контрольную закупку в целях применения ККТ налоговые органы не вправе даже совместно с органами внутренних дел (постановления ФАС Поволжского округа от 29.01.2010 N А55-14093/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.10.2009 N А19-7230/09).
Вместе с тем сами налоговые органы при проведении контрольных закупок руководствуются письмом Минфина России от 07.02.2006 N 03-01-15/1-23*(3). В этом письме финансовое ведомство отметило, что покупка товара (заказ услуги), проведенная в рамках проверки применения ККТ, не выходит за рамки полномочий налогового органа по контролю за соблюдением требований Закона N 54-ФЗ. Но после проведенной покупки (заказа) проверяющие должны предъявлять предпринимателю или его представителю поручение налогового органа, служебные удостоверения и документально оформить результаты проверки соблюдения законодательства о применении ККТ.
Подтверждает такую позицию финансистов и Верховный суд РФ. В своих постановлениях от 24.07.2009 N 46-АД09-1, от 29.07.2009 N 41-АД09-3, от 11.05.2012 N 45-АД12-4 он указал, что Закон N 54-ФЗ не содержит каких-либо запретов или ограничений действий налоговых органов по осуществлению предусмотренной законом обязанности контроля за его соблюдением, в том числе запрета на осуществление контрольной закупки. Поэтому налоговые инспекторы, осуществляющие проверочную закупку, действуют в пределах полномочий, определенных Законом N 54-ФЗ.
Заметим, что некоторые судьи также соглашаются с Верховным судом РФ, указывая на то, что в действиях налоговых инспекторов, проводящих контрольную закупку, нет ничего предосудительного. Об этом - постановления ФАС Уральского округа от 12.01.2009 N Ф09-10013/08-С1, ФАС Северо-Кавказского округа от 27.02.2009 N А53-13227/2008-С4-45, ФАС Поволжского округа от 22.12.2009 N А55-12013/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.07.2004 N Ф04-5024/2004(А70-3099-27), ФАС Северо-Западного округа от 05.05.2005 N А56-41328/04.
В связи с этим, учитывая неоднозначность мнений судей, ФНС России в своих письмах от 11.01.2009 N ШС-22-2/1@, от 30.05.2006 N ШС-6-14/550@ и от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@ рекомендовала налоговикам следующее. При решении вопроса о проведении контрольной закупки необходимо учитывать сложившуюся в регионе судебную практику. Ведь, как следует из положений приказа ФНС России от 09.02.2011 N ММВ-7-7/147@, налоговые органы не должны вступать в судебные споры с налогоплательщиками по заведомо проигрышным делам.
В заключение напомним, что за неприменение в установленных случаях кассовой техники, невыдачу по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств, частью 2 статьи 145 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа. Для продавца-кассира он составляет от 1500 до 2000 руб., для предпринимателя - от 3000 до 4000 руб.
С. Свершкова,
налоговый консультант
"Бухгалтерия ИП", N 6, июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Административный регламент утвержден приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н.
*(2) На основании части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
*(3) См. также письмо ФНС России от 17.10.2012 N АС-4-2/17581.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия ИП"
"Бухгалтерия ИП" - единственный журнал для индивидуального предпринимателя и его бухгалтера. Обеспечивает бесплатную правовую поддержку посредством нормативно-правовых документов, сервисов, шаблонов, консультаций.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-33405 от 09.10.2008 г.