Транспарант-перетяжка как средство рекламирования
Одним из способов доведения до покупателей информации о торговой организации, ее местонахождении, продаваемых товарах является такое средство наружной рекламы, как транспарант-перетяжка. Его иногда называют рекламной растяжкой, баннерной растяжкой и т.п. В статье рассмотрены особенности этой конструкции, ее установки, эксплуатации, а также размещения на ней информации.
Понятие транспаранта-перетяжки
Определение понятия транспаранта-перетяжки можно найти в положениях о размещении средств наружной рекламы и информации на территориях муниципальных районов Московской области*(1): натянутое над проезжей частью дороги или над улицей полотно, содержащее рекламную информацию. Транспаранты-перетяжки состоят из следующих элементов:
- собственные опоры;
- устройства крепления к собственным опорам или фасадам зданий;
- устройства натяжения;
- информационное изображение.
Транспаранты-перетяжки подразделяются на световые (в том числе гирлянды) и неосвещенные, изготовленные из жестких материалов и из материалов на мягкой основе. Нормативными документами, как правило, предусмотрены определенные требования к внешнему виду и способам размещения указанных конструкций. Например, транспаранты-перетяжки не должны располагаться ниже 5 м над проезжей частью дороги. Рассмотрим составляющие транспаранта-перетяжки, а также достоинства и недостатки такой конструкции.
Рекламное полотно изготавливают из хлопчатобумажной ткани, шелка или других материалов. Монтаж полотна осуществляется натяжкой при помощи веревочной или троссовой системы натяжения. В зависимости от способа установки транспаранта система натяжения может закрепляться между зданиями (иными сооружениями) или между специально устанавливаемыми опорами. Количество используемых опор зависит от размера полотна и величины ветровых нагрузок. Так как рекламное полотно имеет двустороннее изображение, важно, чтобы его обратная сторона не просвечивала через лицевую. Это достигается установкой светоблокирующего слоя между сторонами изображения, а также применением специальных видов тканей.
Плюсы такой конструкции:
- хорошая видимость рекламы издали;
- мобильность (возможность перемещения на другое место);
- огромный охват целевой аудитории (в течение дня рекламу видит большое количество людей);
- легкое восприятие информации без эффекта навязчивости.
Основным недостатком транспарантов-перетяжек является то, что при неблагоприятных погодных условиях они могут оборваться.
О правомерности размещения транспаранта-перетяжки над проезжей частью
Сразу отметим, что правомерность (неправомерность) размещения рекламных конструкций в виде транспаранта-перетяжки над проезжей частью дороги регулируется на местном уровне. При этом нормы, устанавливающие порядок размещения средств наружной рекламы и информации на территориях разных муниципальных районов, противоречивы. К примеру, как уже отмечалось, в нормативных документах городского округа Краснознаменск и Люберецкого муниципального района Московской области сказано, что транспаранты-перетяжки размещаются над проезжей частью (установлено ограничение по высоте - не ниже 5 м). В то же время в положениях городских округов Бронницы и Юбилейный Московской области*(2) говорится, что средства наружной рекламы не должны быть размещены над проезжей частью и обочинами дорог. Так как транспарант-перетяжка является средством наружной рекламы, данное ограничение распространяется и на него. Несогласованность вызвана отсутствием соответствующего регулирующего документа.
Дело в том, что исходя из п. 4 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны отвечать требованиям технического регламента. Но в настоящее время такой регламент не принят.
В то же время п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 "Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения"*(3) предусматривает, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, не должны быть размещены, в частности, над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах. (Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения*(4) под проезжей частью понимается элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.) Таким образом, данный стандарт запрещает размещать транспаранты-перетяжки над проезжей частью дорог. Однако в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) его применение не является обязательным, кроме отдельных его положений.
Так, согласно ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 46 названного закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, отвечающей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц. В остальных случаях национальный стандарт применяется на добровольной основе.
По нашему мнению, запрет ГОСТ Р 52044-2003 на размещение рекламных конструкций над проезжей частью дорог обеспечивает защиту жизни и здоровья граждан, именно поэтому он непременно должен применяться. Аналогичной позиции часто придерживаются и суды. Например, в решениях, рассмотренных ниже, анализировался вопрос об обязательном применении положений названного стандарта:
- при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы (Определение Верховного суда РФ от 14.01.2009 N 5-Г08-105);
- при выборе способа размещения и установки наружной рекламы (Постановление ФАС СКО от 21.03.2013 N А32-23051/2011).
ФАС ДВО в Постановлении от 12.05.2010 N Ф03-2932/2010 сделал вывод, что администрация правомерно отказала обществу в выдаче разрешения на установку баннерной растяжки над проезжей частью дороги.
ФАС УО в Постановлении от 19.04.2012 N Ф09-2019/12 поддержал предписание антимонопольной службы о прекращении нарушения Закона о рекламе владельцем рекламной перетяжки*(5).
В то же время есть иная позиция. Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 14.09.2011 N А12-5046/2011 указал, что так как ГОСТ Р 52044-2003 является национальным стандартом (а не техническим регламентом), то он носит рекомендательный, а не обязательный характер по отношению к различным типам рекламных конструкций.
Кстати, установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 3 до 5 тыс. руб., на юридических лиц - от 50 до 80 тыс. руб. (ст. 14.37 КоАП РФ).
Учитывая изложенное, необходимо отметить, что прежде чем принимать решение об установке рекламной конструкции над проезжей частью дороги в муниципальном образовании, положением которого это разрешено, организации стоит учесть следующие моменты:
- названное действие противоречит требованию ГОСТ Р 52044-2003 и нарушает положение п. 4 ст. 19 Закона о рекламе. Соответственно, организации может быть отказано в выдаче разрешения на установку такой конструкции, а антимонопольная служба вправе принять решение о необходимости демонтажа конструкции, а также привлечь организацию к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ;
- суды обычно поддерживают позицию о необходимости соблюдения требований ГОСТ Р 52044-2003, касающихся рекламных конструкций.
Рекламный характер информации
Отойдем от вопроса правомерности (неправомерности) размещения транспаранта-перетяжки над проезжей частью дороги и рассмотрим непосредственно информационное содержание такой растяжки. Из понятия этой конструкции следует, что она предназначена для размещения на ней рекламной информации. Соответственно, к ней должны применяться все требования Закона о рекламе. В то же время возможна ситуация, когда на подобной конструкции будет размещена информация не рекламного характера, а, например, информация, раскрытие, распространение или доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральными законами (пп. 2 п. 2 ст. 2 Закона о рекламе). К такой информации относятся фирменное наименование организации, место ее нахождения, режим работы*(6) и т.д. Либо конструкция будет представлять собой вывеску или указатель, не содержащие сведения рекламного характера (пп. 5 п. 2 ст. 2 Закона о рекламе). В этих случаях требования Закона о рекламе неприменимы. Подтвердим сказанное.
ФАС УО в Постановлении от 17.08.2012 N Ф09-7572/12 со ссылкой на п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" посчитал, что информация, размещенная на растяжках ("Автомагазин для иномарок"; "Carzina, интернет-маг@зин, запчасти для всех иномарок, оптом и в розницу, доставка"), не имеет рекламного характера, а сами конструкции представляют собой вывески.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 10.07.2012 N А60-10911/2012 рассмотрел случай, когда на растяжке содержалась следующая информация: "Мы переехали - ул. Карла Маркса, 52 (напротив пиццерии "Ням-Ням")"; "Kodak"; "ул. Мира"; "ул. Карла Маркса", а также стрелки красного цвета. Суд указал, что текст, помещенный на растяжке, не был направлен на привлечение внимания к какому-либо конкретному объекту рекламирования (товару, продавцу), невозможно было установить, о каком товаре или продавце идет речь (объекте рекламирования). Наименование товара либо продавца на растяжке не упоминалось. Указанная на растяжке информация не являлась рекламой, так как не содержала суждений о преимуществах какого-либо товара или продавца перед другими, а лишь оптимизировала поиск объекта оказания услуг при ранее сформированном к нему интересе у клиентов.
В то же время ФАС СКО в Постановлении от 26.05.2010 N А53-27970/2009 посчитал рекламной информацию, размещенную на фасаде магазина "Компьютерный центр" в виде растяжки, следующего содержания: "Компьютеры. Сервисное обслуживание. Кредит".
Из вышесказанного следует, что если организация планирует разместить на транспаранте-перетяжке информацию нерекламного характера, то в целях снижения рисков необходимо тщательно продумать ее содержание. В случае, когда на перетяжке размещена информация, содержащая признаки рекламы, соблюдение требований Закона о рекламе обязательно.
Размещение существенной информации
При размещении рекламы на транспаранте-перетяжке важное значение имеет отражение существенной информации таким образом, чтобы она была доступна для прочтения потребителем с расстояния, иначе реклама может быть признана не отвечающей критериям добросовестности и достоверности (п. 1-3 ст. 5 Закона о рекламе), а организация - привлечена к административной ответственности.
Согласно п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 4 до 20 тыс. руб., а на юридических - от 100 до 500 тыс. руб.
В русле рассматриваемого вопроса будут интересны рекомендации, данные ФАС ПО в Постановлении от 04.12.2012 N А65-7233/2012 по поводу размещения существенной информации на транспаранте-перетяжке: используемый в рекламе шрифт своим размером должен обеспечивать нормальное восприятие потребителем всего содержания преподносимой информации, без дополнительно предпринимаемых усилий по разглядыванию какой-либо ее части. Несоразмерность шрифта не должна вести к потере читаемости сведений, обязательных для указания в рекламе, что в свою очередь создает условия для введения потребителей в заблуждение. Указание в рекламе информации мелким шрифтом, затруднительным для прочтения с расстояния, свидетельствует об отсутствии части существенной информации о рекламируемом товаре (услуге), формальное присутствие в рекламе таких условий не может расцениваться как их наличие. При этом отсутствие нормативного определения необходимого размера шрифта не может повлиять на надлежащее восприятие рекламной информации потребителем.
Аналогичный подход применил ФАС СКО в Постановлении от 25.12.2008 N Ф08-7832/2008, сделав вывод, что существенная информация, указанная в рекламе мелким шрифтом, не была доведена до потребителя надлежащим образом, в связи с чем он вводился в заблуждение в отношении стоимости предлагаемой услуги (кредитования) и возможностей ее получения. Поэтому организация была правомерно привлечена к ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ.
Установка рекламных конструкций
Закон о рекламе относит транспарант-перетяжку к рекламной конструкции (ст. 19), и, прежде чем приступить к его установке, организация должна получить на то специальное разрешение.
Названное разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района (городского округа) на основании заявления владельца конструкции (п. 9 ст. 9 Закона о рекламе). Установка транспаранта-перетяжки без данного разрешения не допускается. Самовольная установка подлежит демонтажу согласно предписанию органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) (п. 10 ст. 9 Закона рекламе).
Основания для отказа в выдаче разрешения приведены в ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе, например:
- несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента (п. 1);
- нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта (п. 3);
- нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа (п. 4).
Согласно ст. 14.37 КоАП РФ установка рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 3 до 5 тыс. руб., на юридических лиц - от 50 до 80 тыс. руб.
Кроме того, ст. 19 Закона о рекламе предусмотрен специальный порядок установки и эксплуатации рекламной конструкции. В частности, для установки и эксплуатации транспаранта-перетяжки его владельцу необходимо заключить договоры с собственниками тех объектов недвижимости, на которых будет крепиться рекламная конструкция, а именно:
- с собственником земельного участка (если растяжка устанавливается на опорах);
- с собственником здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (если транспарант крепится к зданиям, иным сооружениям) (п. 5 ст. 19 Закона о рекламе). Договор на установку и эксплуатацию заключается:
- на 5 лет - для рекламных конструкций;
- менее чем на 12 месяцев - для временных рекламных конструкций.
***
Как уже понял читатель из серии публикаций по вопросам применения положений Закона о рекламе, при рекламировании того или иного товара, а также при использовании различных способов распространения рекламы организации могут столкнуться с претензиями контролирующих органов (например, ФАС). Нередко это заканчиваются предписанием о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе и административным штрафом. Чтобы избежать таких последствий, следует четко представлять себе опасные моменты и грамотно подходить к разработке рекламных кампаний.
В.В. Никитин,
эксперт журнала "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., например, п. 8.2.6 Решения Совета депутатов городского округа Краснознаменск МО от 31.05.2012 N 76/5, п. 3.1.2 Постановления администрации Люберецкого муниципального района МО от 29.06.2012 N 1578-ПА.
*(2) Пункт 10.3.5 Решения Совета депутатов городского округа Бронницы МО от 27.11.2012 N 414/65, п. 3.1.8 Решения Совета депутатов городского округа Юбилейный МО от 16.10.2009 N 152.
*(3) Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 22.04.2003 N 124-ст.
*(4) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.
*(5) Суд признал, что организация нарушила положение п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которому реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.
*(6) Статья 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"