Инвентаризация сырья, продуктов и товаров
Сырье, продукты и товары занимают главное место в обеспечении деятельности предприятия общественного питания. Расходы на их покупку существенны, в связи с чем их сохранности следует уделять особое место. Контролировать сохранность этих товарно-материальных ценностей позволяет проведение инвентаризации. О том, какие правила установлены для ее проведения, каков порядок отражения ее результатов в бухгалтерском и налоговом учете, читайте в настоящей статье.
В соответствии с разд. 7 Методики учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности*(1) инвентаризацию продуктов (сырья) и готовых изделий в предприятиях общепита как основного производства (кухни), так и самостоятельных цехов (кондитерского, полуфабрикатов и др.) рекомендуется проводить (кроме случаев, когда ее проведение обязательно) в следующие сроки:
- в кладовых - не реже 1 раза в квартал;
- на кухнях и в производственных цехах - не реже 1 раза в месяц;
- в буфетах - не реже 2 раз в квартал.
Тара инвентаризируется вместе с сырьем, продуктами и готовыми изделиями.
Одновременно рекомендовано проводить инвентаризацию этих ценностей и в филиалах предприятия и в прикрепленной к нему мелкорозничной сети (палатках, киосках, ларьках, лотках). Конкретные сроки инвентаризации устанавливаются руководителем (собственником) предприятия самостоятельно.
Напомним, что случаи обязательного проведения инвентаризации определены в п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ*(2). В частности, ее проведение обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации;
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Порядок проведения
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания по инвентаризации). Инвентаризация сырья, продуктов и товаров проводится как по общим правилам, установленным для всех видов имущества и финансовых обязательств, так и в соответствии с правилами, установленными только для них. Рассмотрим и те и другие подробнее.
Общие правила. Общим является то, что инвентаризация проводится либо постоянно действующей в предприятии общественного питания инвентаризационной комиссией, либо рабочей инвентаризационной комиссией (при большом объеме работ) или ревизионной комиссией (при малом объеме работ) (разд. 2 Методических указаний по инвентаризации). Персональный состав этих комиссий утверждается руководителем предприятия.
До начала проверки комиссия получает последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении ТМЦ. Они визируются председателем комиссии и служат бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
Материально ответственные лица (кладовщик, заведующий производством, бармен и др.) дают расписку о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на сырье, продукты и товары сданы в бухгалтерию (комиссии) и все поступившие под их ответственность ТМЦ оприходованы, а выбывшие - списаны в расход. Такие же расписки дают лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Фактическое наличие ТМЦ при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера, при обязательном участии материально ответственных лиц. Сведения о фактическом наличии сырья, продуктов и товаров записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в 2 экземплярах.
Формы этих документов приведены в Постановлении Госкомстата РФ N 88*(3). Заполнены они могут быть как ручным способом, так и с использованием техники. Описи подписывают все члены комиссии и материально ответственные лица, а в конце документа материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. А если инвентаризация проводилась в связи со сменой материально ответственного лица, работник, принявший имущество, расписывается в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества.
При проведении инвентаризации в течение нескольких дней помещение, где хранятся ТМЦ, после ухода комиссии опечатывается, а описи хранятся в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, в котором проводится инвентаризация. В межинвентаризационный период в предприятиях общепита с большой номенклатурой ТМЦ могут проводиться по распоряжению руководителя выборочные инвентаризации этих ценностей в местах их хранения и переработки.
Специальные правили для ТМЦ. Они регламентированы разд. 3 Методических указаний по инвентаризации (п. 3.15-3.26). В частности, установлено, что сырье, продукты и товары заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикул, сорт и др.). Проверка, как правило, проводится в порядке расположения ценностей в помещении, а при их хранении в разных помещениях у одного материально ответственного лица - последовательно по местам хранения. При этом проверенное помещение закрывается (опломбируется) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
Данные об остатках ТМЦ нельзя вносить в описи со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия (пересчета, перевешивания).
Если товар, сырье и продукты поступают во время проведения инвентаризации, материально ответственное лицо принимает их в присутствии членов комиссии и приходует по реестру или товарному отчету после инвентаризации. При этом их вносят в отдельную опись "ТМЦ, поступившие во время инвентаризации", где указывают дату поступления, наименование поставщика, дату и номер приходного документа, наименование ТМЦ, количество, цену и сумму. Председатель комиссии (член комиссии - по поручению председателя) на приходном документе делает отметку "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
В порядке исключения (если инвентаризация проходит в течение длительного времени), с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера предприятия общепита материально ответственное лицо может отпускать товары, продукты и сырье в присутствии членов комиссии. Отпущенные ценности записываются в отдельную опись "ТМЦ, отпущенные во время инвентаризации", оформляемую по аналогии с описью на поступившие ТМЦ. В расходных документах председатель комиссии (ее член) делает соответствующую пометку за своей подписью.
Инвентаризация ТМЦ, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Тару заносят в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.). На пришедшую в негодность тару составляется акт на списание с указанием причин.
Если выявлены расхождения. Если при проведении инвентаризации выявлены расхождения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей, по такому имуществу составляются сличительные ведомости по форме ИНВ-19, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ N 88 (п. 4.1 Методических указаний по инвентаризации). Суммы излишков и недостач ТМЦ в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Результаты инвентаризации можно оформить единым регистром, объединяющим показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.
Выявленные расхождения фактического наличия сырья продуктов и товаров с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с п. 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ в следующем порядке:
- излишки приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты с последующим установлением причин возникновения излишков и виновных лиц. В качестве рыночной стоимости предприятия общепита вправе применять цены, установленные поставщиками в расчетных документах периода проведения инвентаризации;
- недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты.
Аналогичное положение содержится в п. 3 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Согласно п. 5.1 Методических указаний по инвентаризации нормы убыли применяются лишь в случаях выявления фактических недостач. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета их недостач излишками по пересортице. Если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же была обнаружена недостача ТМЦ, нормы естественной убыли применяются только по тому наименованию ТМЦ, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Напомним, что нормы естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 07.09.2007 N 304.
В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающих отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (п. 5.2 Методических указаний по инвентаризации).
О взаимном зачете излишков и недостач. Обратим внимание, что такой зачет в результате пересортицы может быть допущен лишь в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении ТМЦ одного и того же наименования и в тождественных количествах (п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации). При этом материально ответственные лица предоставляют комиссии подробные объяснения о допущенной пересортице.
Если после проведения зачета стоимость недостающих ТМЦ выше стоимости излишков, эта разница относится на виновных лиц, а если они не установлены - рассматривается как недостача сверх норм естественной убыли. Разница в сторону недостачи, образовавшаяся не по вине материально ответственных лиц, должна быть обоснована в протоколах инвентаризационной комиссии (указаны причины, по которым она не отнесена на виновных лиц).
Решение о том, проводить зачет по пересортице или нет, должен принять руководитель предприятия (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации). На это обращает внимание Минфин в Письме от 31.03.2011 N 03-03-06/1/195.
Отражение результатов отчетности. Согласно п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете. Аналогичная норма содержится в п. 34 Методических указаний по учету МПЗ, утвержденных Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н.
В соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, вступающего в силу с 01.01.2013, выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. Получается, что начиная со следующего года результаты инвентаризации должны отражаться на дату ее начала, а не окончания.
Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма ИНВ-26), утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 27.03.2000 N 26.
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете рыночная стоимость выявленных в результате инвентаризации излишков сырья, продуктов и товаров приходуется по дебету счетов 10, 41 с одновременным отнесением их стоимости на финансовые результаты предприятия общественного питания - на кредит счета 91 (Инструкция по применению Плана счетов*(4)).
Если выявленные излишки сырья, продуктов и товаров используются при приготовлении блюд или продаются, их стоимость признается расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 8 ПБУ 10/99 "Расходы организации"*(5)). В бухгалтерском учете проданные (переданные в производство) излишки отражаются в дальнейшем аналогично "обычным" товарам, сырью и продуктам.
Выявленную при инвентаризации недостачу ТМЦ отражают по дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" в корреспонденции с кредитом счетов учета ТМЦ (10, 41) (Инструкция по применению Плана счетов). При этом списываются они со счетов по фактической себестоимости (п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету МПЗ*(6)). Далее недостача ТМЦ со счета 94 списывается:
- в пределах норм естественной убыли - на счета учета затрат на производство или расходов на продажу (счета 20 "Основное производство", 44 "Расходы на продажу");
- сверх норм естественной убыли - на счет виновного лица. Этим лицом, как правило, является материально ответственное лицо. Соответственно, сумма списывается в дебет счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба". Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи запасов списываются на финансовые результаты: в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы".
Виноват работник. Работник, у которого выявлена недостача ценностей, вверенных ему на основании письменного договора о полной материальной ответственности, возмещает прямой действительный ущерб в полном размере (ст. 243 ТК РФ). Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа (ст. 246 ТК РФ).
В соответствии со ст. 248 ТК РФ работник может возместить ущерб добровольно по соглашению с работодателем или в судебном порядке. Обратиться в суд работодатель имеет право в течение одного года со дня обнаружения причиненного ему ущерба (ст. 392 ТК РФ). Ущерб, не превышающий среднемесячный заработок работника, может быть взыскан по распоряжению работодателя, сделанному не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера ущерба.
При возмещении работником недостачи товаров, сырья и продуктов исходя из рыночной стоимости до 01.01.2011 разница между их стоимостью, зачисленной на счет 73, и стоимостью, отраженной на счете 94, относилась в кредит счета 98 "Доходы будущих периодов" и по мере ее взыскания с виновного лица списывалась на счет 91. В связи с тем, что начиная с этой даты п. 81 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, регламентировавший порядок признания доходов будущих периодов, утратил силу, при признании доходов следует руководствоваться ПБУ 9/99 "Доходы организации"*(7) и отражать сумму возмещения ущерба в составе прочих доходов (в том числе эту разницу) в том отчетном периоде, когда работник признает свои обязательства по возмещению ущерба или когда суд вынесет решение о его взыскании (абз. 3 п. 16 ПБУ 9/99 "Доходы организации"). Соответствующие изменения в Инструкцию по применению Плана счетов до сих пор не внесены.
Внесение работником денежных средств в кассу организации отражается записью по дебету счета 50 "Касса" и кредиту субсчета 73-2, а удержание суммы причиненного ущерба из заработной платы работника записью: Дебет счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" Кредит субсчета 73-2. Напомним, что в силу ст. 138 ТК РФ общий размер удержаний не может превышать 20% заработной платы, причитающейся работнику.
Налоговый учет
В соответствии с п. 20 ст. 250 НК РФ стоимость излишков МПЗ и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, признается внереализационным доходом налогоплательщика. Стоимость излишков МПЗ, прочего имущества, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п. 13, 20 ст. 250 НК РФ (п. 2 ст. 254 НК РФ).
Таким образом, при реализации или передаче таких МПЗ в производство их рыночная стоимость, ранее учтенная в доходах, включается в состав материальных расходов. Данное положение справедливо и в отношении товаров, поскольку они являются частью МПЗ, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенных для продажи (Письмо Минфина РФ от 23.09.2011 N 03-03-06/1/583). Напомним, что до 01.01.2010 налогоплательщик вправе был учесть в расходах стоимость такого имущества только в размере 20% суммы ранее признанного внереализационного дохода (суммы исчисленного с этой стоимости налога на прибыль).
Потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке МПЗ в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ, для целей налогообложения прибыли на основании пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ приравниваются к материальным расходам. Недостача сверх норм естественной убыли при наличии виновного лица, взыскиваемая с него, признается внереализационным доходом (п. 3 ст. 250 НК РФ) на дату признания должником либо дату вступления в законную силу решения суда (в соответствии с пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ при методе начисления).
Расходы в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах, на предприятиях торговли в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, в силу пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ признаются внереализационными расходами. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти. Финансовый орган считает, что таким документом является заверенная копия постановления о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (Письмо от 16.12.2011 N 03-03-06/4/149).
Заметим также, что право на проведение зачета излишек на недостачу при пересортице в налоговом учете налогоплательщикам приходится отстаивать в суде (см., например, Постановление ФАС ЦО от 11.09.2012 N А14-5815/2011). Арбитры поддержали налогоплательщика. Обоснования были следующими. Понятие и порядок проведения инвентаризации не определены в налоговом законодательстве. В силу п. 1 ст. 11 НК РФ понятия и термины иных отраслей права должны применяться в налоговом законодательстве в том значении, в котором они используются в соответствующей отрасли права. При этом законодательство о бухгалтерском учете допускает взаимный зачет излишков и недостач ТМЦ, выявленных при инвентаризации при условии соблюдения установленных п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации. Тем более в рассматриваемом случае выявленные нарушения свидетельствовали не о наличии излишков и недостач ТМЦ, а о пересортице товаров, а также о ненадлежащем ведении бухгалтерского и складского учета.
Поскольку выявленные и положительные и отрицательные разницы были установлены за один и тот же период, в отношении ТМЦ одного и того же наименования и в тождественных количествах, суд признал, что общество правомерно воспользовалось правом проведения зачета, который применительно к порядку ведения бухгалтерского учета привел к изменению (уточнению) записей бухгалтерского учета, касающихся детализации наименования товаров в соответствии с фактическим наличием данных товаров у налогоплательщика. Окончательных излишков и недостач после зачета пересортицы у общества не образовалось. Соответственно, основания для включения излишек в состав внереализационных доходов в порядке п. 20 ст. 250 НК РФ у налогоплательщика отсутствовали. Был признан несостоятельным довод налоговиков и относительно того, что для списания недостач необходимы документы, подтверждающие обращение организации в соответствующие органы с целью установления виновных лиц по фактам недостач, поскольку данное положение относится к порядку списания недостач, а не к порядку проведения инвентаризации.
В налоговом учете не регламентировано, можно ли проводить зачет, при этом и запрета на его проведение тоже нет. Соответственно, предприятие общепита может попытаться отстоять свою точку зрения в суде, поскольку приведенный пример судебного спора не единственный, есть и другие, в которых арбитры также вставали на сторону налогоплательщиков (например, постановления ФАС МО от 06.06.2011 N КА-А40/4925-11, ФАС УО от 10.05.2011 N Ф09-2429/11-С3).
Налог на добавленную стоимость
По мнению Минфина, суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам, списываемым в связи с истечением срока годности, недостачей, выявленной в результате инвентаризации, подлежат восстановлению (Письмо от 04.07.2011 N 03-03-06/1/387). Обосновывается данная точка зрения тем, что в силу ст. 39, 146 НК РФ выбытие товаров по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей (например, в связи с истечением срока годности, недостачей, выявленной в результате инвентаризации), объектом обложения НДС не является.
У арбитров на этот счет другая позиция:
- ВАС в Решении от 19.05.2011 N 3943/11 указал, что ст. 170 НК РФ не предусматривает восстановления НДС, ранее принятого к вычету при списании товара с истекшим сроком годности;
- ФАС ВВО в Постановлении от 09.09.2011 N А17-5842/2010 отметил, что в п. 3 ст. 170 НК РФ предусмотрены случаи, при которых суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению. При этом недостача, хищение товара, порча товара в связи с истечением сроков годности, списание из-за потери товарного вида к числу этих случаев не относятся;
- ФАС СКО в Постановлении от 21.02.2011 N А63-13595/2009 пришел к выводу, что налогоплательщик не должен восстанавливать НДС в случае выявления недостачи, поскольку это обстоятельство, равно как и хищение товара, не относится к числу случаев, перечисленных в п. 3 ст. 170 НК РФ;
- ФАС МО в Постановлении от 31.08.2012 N А41-15463/11 указал, что ст. 170 НК РФ не предусматривает обязанности налогоплательщика восстанавливать и уплачивать в бюджет налог по товарам (работам, услугам), которые не используются в облагаемой НДС деятельности в связи с недостачей.
Соответственно, предприятие общественного питания, не согласное с точкой зрения чиновников, может обратиться за поддержкой в суд.
Пример 1
В результате инвентаризации, проведенной в кладовой ресторана 15.11.2012, были выявлены:
- недостача 4 кг лука репчатого;
- излишки 2 кг свеклы красной.
Себестоимость 1 кг лука репчатого по данным бухгалтерского учета составила 10 руб. Рыночная стоимость на дату проведения инвентаризации: лука репчатого - 25 руб. за 1 кг, свеклы красной - 20 руб. за 1 кг.
В этом же месяце излишки красной свеклы были использованы для приготовления блюд. Предыдущая инвентаризация на кухне была проведена 31.10.2012. Виновным в возникновении недостачи признан кладовщик, являющийся материально ответственным лицом (работник признал свои обязательства по возмещению ущерба). Сумму недостачи, исходя из рыночных цен, работник внес в ноябре в кассу ресторана.
В соответствии с приложением 44 к Приказу Минэкономразвития РФ от 07.09.2007 N 304 норма естественной убыли лука репчатого для осени установлена в размере 0,46%. Как мы неоднократно отмечали, в новом документе порядок расчета убыли не регламентирован и предприятия общепита вынуждены обращаться за подсказкой к старым документам*(8). Согласно этим документам расчет естественной убыли производится путем умножения количества (суммы) отпущенного товара на установленную для этого товара норму естественной убыли. Установлено также, что списание естественной убыли товаров может производиться только после их инвентаризации на основе соответствующего расчета, составленного и утвержденного руководителем предприятия.
В связи с этим предположим, что в межинвентаризационный период рестораном было отпущено для приготовления блюд 400 кг репчатого лука. Соответственно, естественная убыль лука репчатого за этот период составит 1,84 кг (400 кг х 0,46%).
В бухгалтерском учете ресторана будут сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена недостача репчатого лука (4 кг х 10 руб.) | 40 | ||
Списана недостача репчатого лука в пределах норм естественной убыли (1,84 кг х 10 руб.) | 18-40 | ||
Списана на виновное лицо недостача сверх норм естественной убыли ((4 - 1,84) кг х 10 руб.) | 21-60 | ||
Отражена разница между стоимостью репчатого лука по данным бухгалтерского учета и рыночными ценами ((4 - 1,84) кг х (25 - 10) руб.) | 32-40 | ||
Внесена в кассу сумма недостачи репчатого лука (21,60 + 32,40) руб. | 54 | ||
Отражены выявленные излишки свеклы красной (2 кг х 20 руб.) | 40 | ||
Отпущена в производство для приготовления блюд свекла красная | 40 |
Пример 2
Изменим условия примера 1. В результате инвентаризации, проведенной в кладовой ресторана 15.11.2012, были выявлены:
- недостача 5 кг колбасы "докторской" производства "Х" (себестоимостью 250 руб. за 1 кг);
- излишки 5 кг колбасы "докторской" производства "ХХ" (себестоимостью 230 руб. за 1 кг).
На основании объяснении кладовщика руководитель принял решение о проведении зачета по пересортице с взысканием разницы в цене с материально ответственного лица (кладовщик). Работник признал свои обязательства по возмещению разницы и внес в ноябре эту сумму в кассу ресторана.
В бухгалтерском учете ресторана будут сделаны следующие записи:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражен зачет по пересортице (5 кг х 230 руб.) | 1150 | ||
Отражена сумма недостачи, выявленная при инвентаризации (с учетом проведенного взаимозачета по пересортице) ((250 - 230) руб. х 5 кг) | 100 | ||
Списана на виновное лицо разница в стоимости товаров, зачтенных по пересортице | 100 | ||
Внесена в кассу разница в стоимости колбас, зачтенных по пересортице | 100 |
* * *
Итак, мы рассмотрели порядок проведения инвентаризации сырья, продуктов и товаров. Как мы видим, проблемы у налогоплательщика возникают в налоговом учете при проведении взаимозачета при выявлении пересортицы, с "входным" НДС - при выявлении недостач ТМЦ. В этом случае за поддержкой придется обращаться в суд.
Н.В. Лебедева,
редактор журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден Роскомторгом 12.08.1994 N 1-1098/32-2.
*(2) Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.
*(3) Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
*(4) Утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н.
*(5) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 33н.
*(6) Утверждены Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 N 119н.
*(7) Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н.
*(8) Приказ Минторга СССР от 02.04.1987 N 88 "Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в торговле и инструкций по их применению", Письмо Минторга РСФСР от 21.05.1987 N 085 "О нормах естественной убыли продовольственных товаров в торговле".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"