Опасный груз без лицензии не разгрузить
Согласно пп. 27 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию. Означает ли это, что если предприятие промышленности при прибытии вагона с опасным грузом самостоятельно разгружает его, то оно должно иметь лицензию на осуществление такого вида деятельности?
Как определить, является ли груз опасным?
Начнем с определения опасного груза. Таковое можно найти в первую очередь в Федеральном законе от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (ст. 2) (далее - Устав железнодорожного транспорта РФ). Итак, опасным признается груз, который в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде. Термин "опасные грузы" приведен и в Правилах безопасности и порядке ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам*(1) (см. приложение 1). Опасные грузы - это вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых в транспортном процессе может привести к гибели или заболеваниям людей и животных, а также к взрыву, пожару, повреждению сооружений и транспортных средств, отнесение к которым основано на соответствующих классификационных показателях и критериях.
Классификация опасных грузов представлена в ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка"*(2). Отнесение к классу, подклассу, категории и группе производится в зависимости от вида и степени опасности груза. Существуют следующие классы опасных грузов:
- класс 1 - взрывчатые материалы (ВМ);
- класс 2 - сжатые, сжиженные и растворенные под давлением газы;
- класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
- класс 4 - легковоспламеняющиеся твердые (ЛВТ) и самовозгорающиеся (СВ) вещества, а также вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;
- класс 5 - окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП)
- класс 6 - ядовитые (ЯВ) и инфекционные (ИВ) вещества;
- класс 7 - радиоактивные материалы (РМ);
- класс 8 - едкие и (или) коррозионные вещества (ЕК);
- класс 9 - прочие опасные вещества.
Именно с учетом перечисленных правил следует определить, является ли груз опасным. К примеру, судьи Калужского областного суда решили, что шрот соевый и жмых подсолнечный являются опасными грузами, исходя из Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам (Решение от 20.09.2011 N А-7-259/2011). Судьи ФАС СЗО установили, что авиационное топливо относится к опасным грузам на основании ГОСТ 19433-88 и Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума*(3) (Постановление от 25.10.2010 по делу N А56-15339/2010).
Нужна ли лицензия?
Исходя из федерального законодательства о лицензировании, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте включена в перечень лицензируемых видов деятельности. В пункте 3 Положения о лицензии погрузочно-разгрузочной деятельности к опасным грузам на железнодорожном транспорте*(4) (далее - Положение) уточнено: в состав лицензируемой деятельности входят погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами, осуществляемые на железнодорожном транспорте общего и необщего пользования. Поэтому лицензированию подлежит вся погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте вне зависимости от того, на каких объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта (общего или необщего пользования) она осуществляется. (Указанным положением установлен порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.)
В нашем случае разгрузка вагона не связана с основной деятельностью предприятия промышленности. Рассмотрев аналогичную ситуацию, Шестой арбитражный апелляционный суд решил: погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не является для общества основной, а представляет собой неотъемлемую часть технологического процесса для очистки воды, поставляемой для нужд населения города. Общество имеет лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, поэтому ему не требуется дополнительно иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте. Такой вывод арбитров основан на их убеждении в том, что требование о необходимости иметь лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте распространяется на тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для которых такая деятельность является основной (Постановление от 16.01.2012 N 06АП-5850/2011)*(5).
Представленный подход является неверным, что подтвердил и Президиум ВАС, отменив указанное постановление. Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте определена законом в качестве самостоятельного вида деятельности, требующего отдельного лицензирования, оснований для ее квалификации как составной части другой деятельности не имеется. Следовательно, для такой деятельности требуется специальная лицензия вне зависимости от того, является ли указанный вид деятельности основным для лица, фактически его осуществляющего, и имеются ли у него иные лицензии (Постановление от 02.10.2012 N 5129/12). Некоторые арбитры и без подсказки Президиума ВАС пришли к такому же выводу (см., например, постановления ФАС ПО от 06.05.2010 по делу N А57-22710/2009, от 12.04.2010 по делу N А49-11634/2009, от 05.03.2010 по делу N А57-21663/2009, ФАС СЗО от 25.10.2010 по делу N А56-15339/2010, ФАС ЦО от 17.11.2010 по делу N А54-2096/2010С5, от 14.01.2010 по делу N А48-2337/2009).
Как получить лицензию?
Согласно п. 1, 3 ст. 13 Закона о лицензировании, п. 5 Положения для получения лицензии в лицензирующий орган (Ространснадзор*(6)) необходимо представить:
- заявление, образец которого приведен в приложении 2 к Административному регламенту*(7);
- копии учредительных документов юридического лица, засвидетельствованные в нотариальном порядке;
- копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании погрузочно-разгрузочных устройств и сооружений, а также производственных объектов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих установленным требованиям. Такими сооружениями (устройствами) могут быть крытые и открытые склады и платформы, площадки для контейнеров, тяжеловесных и других грузов, эстакады, повышенные пути, грузосортировочные платформы, площадки для контрейлеров и автопоездов;
- копию приказа об организации специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или соответствующий договор, заключенный со сторонними специализированными организациями;
- копию приказа о назначении должностного лица, ответственного за организацию лицензируемой деятельности. Ответственным может стать штатный сотрудник, имеющий высшее или среднее специальное профессиональное образование и стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности как минимум 5 лет за последние 10 лет трудовой деятельности;
- копию документа об образовании, квалификации (диплома, аттестата, свидетельства) и стаже работы по соответствующей специальности указанного должностного лица;
- копии документов, подтверждающих наличие в штате соискателя лицензии работников, обеспечивающих выполнение погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами, а также прохождение ими повышения квалификации (не реже раза в три года) и аттестации в установленном порядке;
- копию приказа о назначении на каждом объекте, на котором осуществляется лицензируемая деятельность, работника, ответственного за погрузку, размещение, крепление и выгрузку опасных грузов. Такой работник должен пройти аттестацию в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Речь идет об аттестации, предусматривающей проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе. Без аттестации работники не могут быть допущены к выполнению работ по погрузке, размещению, креплению и выгрузке грузов. Порядок и сроки проведения аттестации утверждены Приказом Минтранса РФ от 11.07.2012 N 230;
- копию приказа о назначении лица, ответственного за ведение учета происшествий и их анализ, включая причины их возникновения, при осуществлении лицензируемой деятельности;
- опись прилагаемых документов.
Обратите внимание: документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, в лицензирующий орган представлять не надо. Это связано с изменениями, внесенными в Закон о лицензировании Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", вступившим в силу в данной части с 30.07.2012. Тот факт, что в Административном регламенте документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, все еще числится в перечне документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении лицензии, означает, что его положения противоречат требованиям федерального закона. В связи с этим необходимо учитывать: п. 4 ст. 13 Закона о лицензировании установлен запрет на возможность требования лицензирующим органом от соискателя документов, не предусмотренных п. 3 указанного закона.
Срок исполнения государственной функции по предоставлению лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте составляет не более 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов (п. 15 Административного регламента).
Последствия отсутствия лицензии
Согласно п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии, если таковая обязательна) - административно наказуемое деяние. Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 4 000 до 5 000 руб., юридические лица - от 40 000 до 50 000 руб. Помимо штрафа, возможна конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья.
Предприятие промышленности может избежать административной ответственности, если окажется, что сроки давности привлечения к этой ответственности истекли. Ведь данное обстоятельство означает, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пп. 6 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В нашей ситуации на основании п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Примеры - постановления ФАС ВСО от 23.11.2011 по делу N А33-6399/2011, ФАС ДВО от 20.10.2010 N Ф03-7454/2010. Изложенное касается и ситуации, когда в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении не указаны данные о периоде проведения проверки, а также сведения о датах конкретных эпизодов погрузки-разгрузки опасного груза. Это означает, что в постановлении отсутствует дата, от которой следует исчислять срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ (Постановление ФАС УО от 09.06.2010 N Ф09-4365/10-С1).
* * *
Выгрузка опасных грузов из вагонов может производиться предприятием промышленности - грузополучателем. Тем более что в ст. 21 Устава железнодорожного транспорта РФ сказано: погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечиваются грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями). Выгрузка опасных грузов из железнодорожных вагонов относится к погрузочно-разгрузочной деятельности, подлежащей лицензированию. Причем, чтобы заниматься этой деятельностью на законной основе, нужна специальная лицензия, даже если погрузка-выгрузка не является основной деятельностью и у предприятия имеются иные лицензии.
Д.В. Дурново,
главный редактор ИД "Аюдар Пресс"
"Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены МЧС РФ 31.10.1996 N 9/733/3-2, МПС РФ 25.11.1996 N ЦМ-407.
*(2) Утвержден Постановлением Госстандарта СССР от 19.08.1988 N 2957.
*(3) Утверждены Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 25.
*(4) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 N 221.
*(5) Такой подход для судей не является новым, аналогичные выводы представлены в постановлениях ФАС ВВО от 09.09.2010 по делу N А29-1587/2010, от 23.06.2010 по делу N А43-35797/2009, ФАС ДВО от 29.03.2010 N Ф03-1680/2010.
*(6) Государственную функцию исполняет Управление государственного железнодорожного надзора Ространснадзора.
*(7) Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утв. Приказом Минтранса РФ от 18.08.2008 N 133.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"