Если исполнитель коммунальных услуг не перешел на Новые правила
На страницах журнала большое внимание уделяется изучению Новых правил предоставления коммунальных услуг*(1) (далее - Новые правила), вступивших в силу 01.09.2012, в частности особенностям расчета платы за коммунальные услуги. Тем не менее до сих пор некоторые УК и ТСЖ не руководствуются новым документом: расчет платы ведут по-прежнему, показания ИПУ принимают, как и раньше (например, в извещениях об оплате услуг за истекший месяц), заполняют платежный документ, не соответствующий примерной форме, утвержденной Приказом Минрегиона РФ от 19.09.2011 N 454. К каким последствиям для исполнителей коммунальных услуг, не выполняющих требования Новых правил, это может привести?
Прием показаний ИПУ
Новыми правилами предусмотрены жесткие сроки передачи потребителями показаний ИПУ за текущий месяц - с 23-го по 26-е число включительно (пп. "в" п. 34). Причем исполнитель обязан использовать полученные показания при расчете платы за коммунальные услуги за тот месяц, за который были сняты показания (пп. "ж" п. 31). Понятно, что данные показания отражают потребление коммунального ресурса не конкретно за весь расчетный период, а с 23-го (25-го) числа прошлого месяца по 23-е (25-е) число текущего. Тем не менее такие сроки максимально приближены к границам расчетного периода с учетом времени, необходимого исполнителю для расчета платы и предоставления потребителю платежного документа. Это дает возможность более обоснованно применять тарифы, которые имеют четко установленный срок действия.
Кроме того, срок принятия от потребителей показаний ИПУ совпадает со сроком снятия показаний ОПУ, если дом оснащен таковым (пп. "е" п. 31 Новых правил), что обеспечивает корректный расчет платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды (ОДН).
Вообще же представляется, что прием показаний в иные сроки, не предусмотренные Новыми правилами, не является критическим при условии, что соблюдается основной принцип - соответствие показаний ИПУ и ОПУ (снятие показаний со всех приборов учета в доме примерно в одно и то же время). Если же в доме отсутствует ОПУ, то исполнитель и потребитель имеют еще большую свободу действий: потребитель в любом случае оплатит тот объем ресурса, который зафиксирован ИПУ, независимо от сроков передачи его показаний (вопрос только в правильности применения тарифов).
Расчет платы за коммунальные услуги
Новые правила предполагают разделение платы за коммунальные услуги на две части: потребленные в помещении и на ОДН. При наличии ОПУ плата за коммунальные услуги на ОДН пропорциональна площади занимаемого потребителем помещения. Тогда как до 01.09.2012 разница между объемом коммунального ресурса, зафиксированным ОПУ, и суммарным потреблением ресурса в помещениях (по показаниям ИПУ и нормативам) распределялась пропорционально объему потребления в каждом помещении (и проходила в платежных документах одной суммой без разделения на две указанные выше составляющие).
Полагаем, что разделение платы на две части было произведено для большей прозрачности расчетов для потребителей (тем более что в платежном документе должны приводиться данные, необходимые для расчета платы за услуги на ОДН, и потребитель может проконтролировать правильность арифметических расчетов исполнителя). В связи с этим заполнение одной строки (платы за определенную услугу общей суммой) в платежном документе не может однозначно указывать на неправильный (не соответствующий Новым правилам) расчет. А вот если плата за услуги на ОДН для потребителей пропорциональна доле потребления ресурса в конкретном помещении в общедомовом объеме потребления, зафиксированном ОПУ, налицо ущемление прав одних потребителей и более выгодное положение других. В этом случае потребители, которые должны были платить меньше, чем им было начислено, а перечислили указанную в квитанции сумму, вправе взыскать с исполнителя неосновательное обогащение (п. 1 ст. 1102 ГК РФ) и даже требовать уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами (п. 2 ст. 1107 ГК РФ). Точно так же у потребителей, которые по Новым правилам должны были заплатить больше, чем исполнитель им начислил (по прежним правилам), возникает неосновательное обогащение, которое подлежит возврату, даже если виноват в этом исполнитель (п. 2 ст. 1102 ГК РФ). А вот проценты за пользование чужими денежными средствами с таких потребителей не взыщешь. Дело в том, что для расчета таких процентов нужно определить дату, когда потребитель узнал или должен был узнать о своем неосновательном обогащении. При этом у потребителя нет обязанности удостоверяться в правильности расчета платы: обязанность осуществлять такой расчет и проверять его правильность по обращению потребителя полностью возложена на исполнителя (пп. "г", "д" п. 31 Новых правил), потребитель должен лишь исправно оплачивать счета (пп. "и" п. 34 данных правил). В связи с этим можно утверждать, что потребитель может и не узнать о неосновательном обогащении вплоть до момента его взыскания.
Наиболее вероятно, что если плата исчисляется по-старому, то происходит это в домах, где есть ОПУ. В домах без ОПУ вряд ли РСО упустили бы возможность получить с исполнителя плату за коммунальный ресурс, объем которого с 01.09.2012 определяется с учетом новых нормативов потребления (отдельно в помещении и на ОДН). Соответствующее возмещение исполнители вынуждены получать и от жильцов.
Форма платежного документа
Новые правила содержат перечень данных, которые должны быть включены в платежный документ (п. 69, 70, пп. "з" п. 31). Применение примерной формы платежного документа, разработанной Минрегионом, совсем не обязательно, исполнитель вправе использовать собственную форму, главное, чтобы в ней нашлось место для указания:
- объема каждого вида коммунальных услуг, предоставленных отдельно в жилом помещении и на ОДН, в расчете на каждого потребителя и в целом (суммарно) по дому;
- показаний ОПУ.
Если у потребителя возникает право на рассрочку оплаты той или иной коммунальной услуги, соответствующая информация (график платежей) должна быть указана в платежном документе. Кроме того, раз в квартал в платежном документе необходимо приводить сведения справочного характера об эксплуатации ИПУ (порядке снятия и передачи показаний, последствиях непредставления показаний в срок, а также отказе в допуске исполнителя к ИПУ и несанкционированном вмешательстве в работу счетчика).
Плата за отопление
Как известно, с 01.09.2012 четко прописан порядок расчета платы за отопление: Новые правила предполагают оплату коммунальной услуги только в отопительный период, но иное может быть установлено решением региональных властей. Так, например, на территории Санкт-Петербурга отопление должно оплачиваться только в течение отопительного сезона, в связи с чем в платежном документе за сентябрь 2012 года в строке "отопление" должен был стоять прочерк (см. Информационное письмо Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 26.09.2012 N 01-14-1937/12-0-0). Между тем в некоторых регионах было решено продлить действие прежних правил в части расчета платы за отопление (например, в Москве, Нижегородской области). При этом некоторые исполнители коммунальных услуг до 01.09.2012 применяли другой, не предусмотренный прежними правилами алгоритм расчета платы за отопление в домах, оснащенных ОПУ: фактический объем тепловой энергии, зафиксированный ОПУ, делили между потребителями пропорционально площади помещений (оплата взималась только в отопительном периоде, корректировка платы при этом не проводилась). Именно такой порядок узаконен Новыми правилами (с той лишь разницей, что отдельно необходимо выделять плату за отопление на ОДН).
Однако общая сумма платы за отопление, взимаемая за отопительный период в этом случае, соответствует сумме, которую следовало начислять согласно прежним правилам в течение всего календарного года с учетом обязательной корректировки. Поэтому потребителям не имеет смысла требовать каких-либо перерасчетов, тем более что зачастую такой порядок расчетов (не соответствующий действующему законодательству), как правило, санкционируется общим собранием собственников помещений в доме (общим собранием членов ТСЖ).
Если же в доме нет ОПУ, встает вопрос о правильности применения нормативов потребления. Если в регионе принято решение исчислять плату по старым нормативам (действующим на 30.06.2012), использовать новые нормативы нет оснований.
О составе правонарушений
Некоторые из рассмотренных выше нарушений нормативных актов следует рассматривать как административные правонарушения, за которые исполнителю коммунальных услуг будет назначено наказание в виде штрафа. Обычно поводом для возбуждения дела об административном правонарушении становятся результаты проверки, проведенной по жалобе потребителя, поэтому, если среди потребителей не найдется недовольных, исполнителю, "живущему" по прежним правилам, никакие негативные последствия не грозят.
И все же посмотрим, какие действия являются наказуемыми. Естественно, что в нашем распоряжении есть судебная практика исключительно по прежним правилам, но она позволит сделать выводы в интересующем нас аспекте. Итак, на анализе правоприменительной практики укажем, какие нарушения вменяют исполнителям коммунальных услуг.
1. Обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ), за который предусмотрен штраф (для организаций - от 10 000 до 20 000 руб.). Обман потребителей чаще всего заключается в использовании искаженных данных для расчета платы, то есть в неправильном исчислении платы за коммунальные услуги, естественно, не в пользу потребителя (обсчет). В частности, в виде незаконного применения завышенных нормативов (Постановление ФАС СКО от 08.12.2009 N А32-16071/2009-51/210-105АЖ), начисления платы без учета показаний ИПУ или ОПУ, а по собственному расчету исполнителя (постановления ФАС ПО от 07.11.2012 N А12-5628/2012, ФАС УО от 16.08.2010 N Ф09-6227/10-С1), начисления платы как по нормативам потребления, так и с учетом показаний ОПУ*(2) (Решение Свердловского областного суда от 21.11.2011 N 72-662/2011). Еще один пример нарушения - использование в расчете платы за первые два месяца квартала среднемесячного объема потребления, а за третий - фактического объема по причине снятия показаний ИПУ самим исполнителем только один раз в квартал (Постановление ФАС УО от 07.06.2010 N Ф09-4259/10-С1). Также в качестве обмана потребителей квалифицируется отсутствие снижения размера платы за коммунальные услуги (начисление платы в обычном размере) при наличии всех оснований для этого, в частности акта о предоставлении услуг ненадлежащего качества (Постановление ФАС УО от 24.11.2009 N Ф09-8745/09-С1). Очевидно, по этой же статье исполнитель может быть привлечен к административной ответственности, если будет неправильно исчислять плату по иным причинам, сводящимся к несоблюдению действующего законодательства (когда по действующему законодательству потребителям следовало начислить меньшую сумму).
2. Нарушение права потребителя на получение информации об услугах, исполнителе (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ), за которое предусмотрено предупреждение либо штраф (для юридических лиц - в размере от 5 000 до 10 000 руб.). Такое нарушение обычно обусловлено погрешностями в заполнении платежного документа. Например, отсутствие в квитанции тарифа, количества коммунальной услуги, единицы ее измерения (постановления ФАС ДВО от 21.09.2010 N Ф03-6049/2010, от 29.07.2008 N Ф03-А73/08-2/2736, ФАС СКО от 22.12.2010 N А53-11698/2010, ФАС УО от 14.12.2010 N Ф09-10172/10-С1, Решение Ленинградского областного суда от 16.12.2010 N 7-539/2010), наименования исполнителя коммунальных услуг, номеров контактных телефонов (Постановление ФАС ЗСО от 20.08.2010 N А03-1393/2010). Полагаем, что под эту же статью КоАП РФ попадает неуказание в платежном документе двух составляющих платы (за коммунальные услуги, предоставленные в помещении и на ОДН), а также отсутствие данных об объеме потребления по показаниям ОПУ, отдельно суммарного потребления на ОДН и в помещениях и необходимой справочной информации.
Примечание. Не является правонарушением...
Указание в платежном документе начисленных потребителю пеней. Несмотря на соответствующий запрет в правилах предоставления коммунальных услуг, это не нарушение прав потребителей, поскольку информация об ответственности не является информацией об услуге (Постановление ФАС УО от 25.11.2010 N Ф09-9760/10-С1).
3. Нарушение порядка ценообразования (ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ), за которое назначается штраф для юридических лиц в размере 100 000 руб. Так, в Постановлении ФАС ПО от 15.09.2011 N А65-7276/2011 нарушением порядка ценообразования было признано непредставление в расчетный отдел сведений о размере платы за поставленную в дом тепловую энергию, в результате чего потребителям не проводилась обязательная ежегодная корректировка платы за отопление. А в Постановлении от 25.05.2010 N А49-10658/2009 арбитры того же округа привлекли к ответственности исполнителя за то, что он в отсутствие тарифа на горячую воду использовал в расчете платы за горячее водоснабжение самостоятельно рассчитанный тариф на подогрев холодной воды.
* * *
Авторы Новых правил разработали весьма стройный алгоритм расчета платы. Тем не менее на практике могут быть выявлены более удобные методы и способы, идущие вразрез с требованиями нормативного документа. Следует признать, что в большинстве случаев это не критично и такая "самодеятельность" имеет право на жизнь. Главное для исполнителя коммунальных услуг - следить, чтобы размер платы, рассчитанный по "своим" правилам, не превышал установленный. Также потребитель вправе требовать перерасчета, а надзорные органы могут привлечь нарушителя к административной ответственности.
С.Н. Козырева,
эксперт журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2013 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
*(2) До июня 2011 года это было незаконно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"