Уплата налогов в отношении имущества, переданного в безвозмездное пользование или аренду (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. До 30 ноября 2016 года года налоговым законодательством не была предусмотрена возможность уплаты налога третьим лицом (за исключением участников консолидированной группы в отношении налога на прибыль).
Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ в п. 1 ст. 45 НК РФ были внесены изменения: уплата налога теперь может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. При этом каких-либо ограничений относительно категорий лиц, то есть организаций и физических лиц (п. 2 ст. 11 НК РФ), имеющих право производить уплату налогов за налогоплательщика, равно как и налогоплательщиков, за которых иные лица вправе уплачивать налоги, не установлено. Но есть одно условие - лицо, осуществившее уплату налога за налогоплательщика, не сможет требовать возврата уплаченных таким образом сумм из бюджетной системы РФ.
Таким образом, с 30 ноября 2016 года норма п. 1 ст. 45 НК РФ, по сути, позволяет предусмотреть в договоре возможность уплаты налогов ссудополучателем (арендатором) в отношении имущества, переданного организацией госсектора в безвозмездное пользование или аренду. Вместе с тем подобный порядок уплаты налога казенным учреждением - арендодателем (ссудодателем) может противоречить порядку учета бюджетных и денежных обязательств, принятому в публично-правовом образовании.
До 30 ноября 2016 года обязанность уплачивать налоги не могла возлагаться налогоплательщиком на других лиц, в том числе и по договору. В определении Конституционного Суда РФ от 22.01.2004 N 41-О указано, что каждый налогоплательщик должен самостоятельно и за счет собственных средств осуществлять оплату налогов (см. письмо Минфина России от 20.05.2013 N 03-02-08/17543).
По договору аренды (ссуды) право собственности на предмет аренды (ссуды) не переходит, поэтому все имущественные налоги (налог на имущество, земельный налог) должны уплачиваться именно арендодателем (ссудодателем) (письмо Минфина России от 15.05.2006 N 03-06-01-04/101).
Схожее правило действует и в отношении транспортного налога.
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками данного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. При этом госучреждение, за которым зарегистрировано передаваемое в аренду или безвозмездное пользование транспортное средство, должно уплачивать транспортный налог независимо от того, что фактически имуществом пользуется другое лицо (ст. 357 НК РФ, постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2007 N А56-50465/2006, ФАС Уральского округа от 18.10.2007 N Ф09-8501/07-С3).
Таким образом, арендатор (ссудополучатель) не обязан уплачивать налоги за арендодателя (ссудодателя) (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2011 N Ф08-2936/11, Шестнадцатого ААС от 23.09.2011 N 16АП-2306/11). Соответственно, арендодатели (ссудодатели) самостоятельно уплачивают соответствующие налоги за счет собственных средств.
В то же время нормы налогового и гражданского законодательства не запрещают соглашения о возмещении расходов по уплате налогов в соответствии с договорами возмещения затрат при передаче имущества в аренду или безвозмездное пользование (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 21.10.2009 N А06-1354/2009). Поэтому в настоящее время достаточно широкое распространение получила практика включения в договоры аренды (безвозмездного пользования) условий о возмещении арендатором (ссудополучателем) сумм соответствующих налогов, уплачиваемых арендодателем (ссудодателем) (см., например, письма Минфина России от 21.12.2009 N 03-05-05-02/86, УФНС России по г. Москве от 09.01.2008 N 18-11/000184@, от 20.08.2007 N 20-05/078880.2). Более того, в ряде случаев обязанность арендаторов (ссудополучателей) по компенсации указанных расходов прямо предусматривается уполномоченными органами при определении порядка передачи в аренду (безвозмездное пользование) объектов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
Обязательства по уплате налогов, возникающие у арендодателя в связи с наличием у него соответствующего права на сдаваемые в аренду объекты, могут приниматься во внимание при разработке формулы, по которой будет рассчитываться размер арендной платы (или ее часть) (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 10.05.2006 N Ф03-А37/06-1/831).
Темы
Расчеты по платежам в бюджеты. Счет 303 00 (для госсектора)
Государственное и муниципальное имущество
Содержание имущества, переданного казенным учреждением в безвозмездное пользование или аренду
См. также
Учет имущества, переданного в аренду или безвозмездное пользование (для госсектора)
Учет расчетов при предоставлении бюджетным (автономным) учреждением нежилого помещения в аренду
Договор безвозмездного пользования
Налогообложение при аренде. Учет у арендодателя
Налогообложение при безвозмездном пользовании. Учет у ссудодателя
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.