Налоги и взносы (для госсектора)
Действующая редакция Налогового кодекса РФ не содержит отдельных глав или статей, устанавливающих особый порядок исчисления и уплаты налогов государственными и муниципальными учреждениями. Не существует и какого-либо специального порядка исчисления и уплаты страховых взносов организациями госсектора (см. главу 34 НК РФ, Федеральные законы от 24.07.2009 N 212-ФЗ*(1), от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
Вместе с тем в ряде случаев положения налогового законодательства и законодательства об уплате страховых взносов могут применяться только с учетом особого правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Порядок исчисления и уплаты налогов и взносов в таких ситуациях может быть:
- прямо предусмотрен действующими нормативными правовыми актами;
- урегулирован положениями учетной политики учреждения для целей налогообложения.
Речь идет, прежде всего, о следующих обстоятельствах.
N п/п |
Обстоятельства, определяющие особый порядок исчисления и уплаты налогов, взносов |
Примеры |
1. |
Осуществление организациями госсектора различных видов деятельности |
Государственные (муниципальные) учреждения осуществляют: - основную деятельность (финансовое обеспечение такой деятельности может осуществляться в рамках бюджетной сметы, за счет субсидий или средств ОМС); - приносящую доход деятельность. Операции, осуществляемые в рамках указанных выше видов деятельности, неоднородны, в частности: - как в рамках основной, так и в рамках приносящей доход деятельности могут осуществляться операции облагаемые и не облагаемые НДС; - в рамках приносящей доход деятельности в учреждения могут поступать целевые средства (например, гранты), которые могут учитываться при налогообложении прибыли или же освобождаться от налогообложения.
Таким образом, качественная организация раздельного налогового учета - одна из первоочередных задач, стоящих перед бухгалтерией организации госсектора. Данные такого учета понадобятся, например, для: - распределения "входного" НДС при приобретении имущества за счет разных источников и его использовании в основной и приносящей доход деятельности; - начисления амортизации в налоговом учете; - определения доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения |
2. |
Различные способы финансового обеспечения деятельности организаций госсектора |
Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются при налогообложении прибыли: - средства субсидий, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям; - расходы, осуществляемые за счет средств таких субсидий |
3. |
Специальный порядок исчисления налогов при осуществлении отдельных операций может быть прямо предусмотрен для: - государственных (муниципальных) учреждений различных типов; - органов государственной власти (местного самоуправления) |
В соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение любых работ (оказание любых услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС.
При налогообложении прибыли не учитываются доходы в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (пп. 8 п. 1 ст. 251 НК РФ) |
4. |
Особый порядок исчисления налогов (взносов), может быть установлен для некоммерческих организаций, к которым относятся и организации госсектора |
Согласно пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от налогообложения НДС услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими организациями, осуществляющими образовательную деятельность по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, указанных в лицензии |
5. |
Специальный порядок исчисления налогов при осуществлении отдельных операций может быть предусмотрен для организаций всех форм собственности. Однако, учитывая характер деятельности соответствующих государственных (муниципальных) учреждений, такие нормы на практике могут применяться преимущественно этими учреждениями |
Не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами определенные государственные пособия (п. 1 ст. 217, пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ). Помимо государственных пособий, выплачиваемых организациями любых форм собственности, существует достаточно много пособий, выплачиваемых по решениям уполномоченных органов различных публично-правовых образований или ведомств исключительно организациями госсектора. Необходимость удержания НДФЛ (исчисления взносов) при выплате таких пособий нередко становится предметом споров между учреждениями и контролирующими органами.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождаются от налогообложения НДС медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями. |
6. |
Специальный порядок исчисления "имущественных" налогов может быть обусловлен: - закреплением имущества за организациями госсектора только на праве оперативного управления; - направлениями использования имущества, предусмотренными учредительными документами |
Согласно применяемой в настоящее время методологии бюджетного учета государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за учреждениями на праве оперативного управления (имущество казны), не учитывается в составе основных средств, и, соответственно, его стоимость не учитывается при определении налоговой базы по налогу на имущество (ст.ст. 374, 375 НК РФ).
Транспортные средства, принадлежащие на праве оперативного управления федеральным органам, где законодательно предусмотрена военная служба, не являются объектом обложения транспортным налогом (пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ) |
7. |
Формирование организациями госсектора регистров налогового учета, налоговой отчетности и отчетности по страховым взносам осуществляется с учетом специальных правил, обусловленных особенностями правового положения таких организаций |
В составе Декларации по налогу на прибыль в налоговые органы предоставляется "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" (приказ ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@). |
8. |
Уплата налогов и страховых взносов осуществляется государственными (муниципальными) учреждениями с учетом существующих правил ведения лицевых счетов и применения бюджетной классификации |
По общему правилу уплата НДС осуществляется бюджетными (автономными) учреждениями за счет кода КОСГУ 131 или 189, а казенные учреждения при уплате НДС применяют код КОСГУ 291 |
Как видим, при исчислении и уплате налогов (взносов) организации госсектора должны руководствоваться несложным правилом: любые положения налогового законодательства (законодательства об уплате страховых взносов) необходимо применять в тесной взаимосвязи с нормами, определяющими особенности правового положения государственных (муниципальных) учреждений, органов власти (местного самоуправления).
______________________________________
*(1) С 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательные пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, регулируются главой 34 НК РФ "Страховые взносы". С этой даты Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратил силу.
Обзоры изменений законодательства
Конструктор правовых документов
Тема
Госсектор: учет, отчетность, финконтроль
См. также
Налог на прибыль в организациях госсектора
Налог на имущество (для госсектора)
Применение упрощенной системы налогообложения автономными учреждениями
Налоговый учет (для госсектора)
Налогообложение при аренде. Учет у арендодателя (для госсектора)
Налогообложение при безвозмездном получении работ (услуг) (для госсектора)
Налогообложение при получении гранта в организациях госсектора
Налогообложение при возврате товаров ненадлежащего качества, принятых к учету (для госсектора)
Налогообложение при реализации имущества (для госсектора)
Особенности налогообложения бюджетных и автономных учреждений культуры и искусства
Представление бухгалтерской отчетности в налоговые органы (для госсектора)
Взыскание налоговым органом недоимки, пеней и штрафов с организации, которой открыт лицевой счет
Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога в случае задержки финансирования из бюджета
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.