Передача имущества в аренду (для бюджетной сферы)
Смотрите в этом материале:
Передача в аренду части недвижимого имущества
Возможность передачи в аренду учреждением земельного участка
При осуществлении учреждением деятельности по сдаче в аренду имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления, помимо норм гражданского законодательства, регулирующих отношения по договорам аренды, необходимо учитывать особенности правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Рассмотрим по каким основным направлениям руководитель учреждения должен организовать работу, если принято принципиальное решение о передаче имущества в аренду.
Прежде всего следует понять: есть ли у учреждения правовые основания для осуществления деятельности по сдаче имущества в аренду?
Учреждение вправе сдавать в аренду имущество при выполнении следующих условий:
1) подобная деятельность служит достижению целей, ради которых создано учреждение, соответствует этим целям;
2) возможность сдачи имущества в аренду предусмотрена учредительными документами учреждения (п. 4 ст. 50 ГК РФ; п. 3 ст. 14, п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), п. 3 ст. 161 БК РФ, ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).
Если в уставе учреждения прямо предусмотрен вид деятельности "сдача имущества в аренду", можно сразу приступать к работе по организации и оформлению сделки. Если же подобных положений учредительные документы не содержат, то для начала в них следует внести изменения. При этом ссылка на наличие в учредительных документах формулировки типа "иная приносящая доход деятельность в соответствии с действующим законодательством" не всегда рассматривается специалистами контролирующих органов в качестве достаточного основания для сдачи имущества в аренду.
Одобрение сделки
Даже если приведенные выше условия выполняются, сразу приступать к процедурам, связанным с заключением договора аренды, можно далеко не всегда.
Казенному учреждению необходимо получить согласие на совершение сделки от собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ).
Бюджетным и автономным учреждениям в силу различных обстоятельств может понадобиться получить согласие на совершение сделки от собственника имущества, а автономным учреждениям также от наблюдательного совета (пп. 2 и 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч. 2 ст. 3, пп. 8-10 ч. 1 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).
Необходимость получать согласие собственника имущества зависит от вида имущества, способа его приобретения и типа учреждения:
Тип учреждения, передающего имущество в аренду |
Имущество, передаваемое в аренду, по которому решается вопрос о необходимости согласовать с собственником сделку |
|||||
Закрепленное собственником / приобретенное за счет средств собственника |
Поступившее в рамках приносящей доход деятельности |
|||||
Движимое |
Недвижимое |
Движимое |
Недвижимое |
|||
Особо ценное |
Иное |
Особо ценное |
Иное |
|||
Бюджетное |
ДА |
НЕТ |
ДА |
НЕТ |
НЕТ |
ДА |
Автономное |
ДА |
НЕТ |
ДА |
НЕТ |
НЕТ |
НЕТ |
Под собственником имущества в данном случае, как правило, понимается орган, осуществляющий в отношении учреждения функции и полномочия учредителя (далее - учредитель). При этом порядок осуществления учредителями своих полномочий определяется на уровне того публично-правового образования, на базе имущества которого создано учреждение.
Например, федеральные учреждения обязаны согласовывать со своим учредителем сделки по передаче соответствующих видов имущества в аренду:
- казенные учреждения - согласно требованиям подпунктов "к" и "л" п. 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утв. постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 (далее - Постановление N 537);
- бюджетные учреждения - согласно требованиям подпунктов "л" и "м" п. 3 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального бюджетного учреждения, утв. Постановлением N 537;
- автономные учреждения - согласно требованиям подпункта "ж" п. 3 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 10.10.2007 N 662.
Конкретный перечень документов, необходимых для одобрения сделки, сроки и порядок их предоставления необходимо уточнять у учредителя. Например, достаточно подробный перечень документов, необходимых для согласования сделки по передаче недвижимого имущества в аренду, приведен в письме Минобрнауки России от 30.05.2012 N 15-2812.
Процедура согласования учредителем передачи имущества в аренду - это далеко не пустая формальность. В процессе согласования сделки проводится экспертная оценка последствий заключения договора аренды, а документы, предоставляемые учреждением, позволяют должным образом обосновать эффективность решений о передаче части имущества в аренду (в том числе и экономическую). Таким образом, многие из документов, которые требуется предоставлять учредителям для согласования сделок о передаче имущества в аренду, целесообразно оформлять и при передаче в аренду того имущества, в отношении которого получать соответствующее одобрение не надо.
Если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора аренды должна предшествовать проводимая учредителем в порядке, установленном п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", оценка последствий заключения такого договора для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания. Договор не может заключаться, если в результате проведенной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий (п. 4 ст. 13 Закона N 124-ФЗ).
Указанное выше требование о проведении оценки последствий заключения договоров, не распространяется на случаи заключения государственной или муниципальной профессиональной образовательной организацией, образовательной организацией высшего образования таких договоров в целях, предусмотренных пунктами 2, 5 (в части организации и создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом) и п. 8 ч. 1 ст. 41, а также на случай, указанный в ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (абз 3 п. 4 ст. 13 Закона N 124-ФЗ).
От имени собственника при согласовании сделок с государственным и муниципальным имуществом, закрепленным за учреждениями на праве оперативного управления, может выступать не только учредитель, но и орган, на который возложены функции по управлению имуществом публично-правового образования (на федеральном уровне - Росимущество). Учреждения, как правило, напрямую с такими органами не "контактируют" - все необходимые согласования обычно проводит учредитель и направляет в подведомственные учреждения только итоговые решения, уже согласованные с органом по управлению имуществом.
Бюджетному учреждению согласие учредителя также может понадобиться, если сделка по передаче в аренду имущества, которым в соответствии с законом учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, является крупной или сделкой с заинтересованностью (п. 13 ст. 9.2, ч. 3 ст. 27 Закона N 7-ФЗ).
Руководитель автономного учреждения в ряде случаев должен представить на рассмотрение наблюдательного совета предложение о совершении сделок по передаче имущества в аренду имущества, а именно:
- если в аренду передается имущество, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно (п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона N 174-ФЗ);
- если сделка является крупной (ст. 14, ч. 1 ст. 15 Закона N 174-ФЗ);
- если в совершении сделки имеется заинтересованность членов наблюдательного совета, руководителя автономного учреждения или его заместителей (ст. 16, 17 Закона N 174-ФЗ).
В первом случае наблюдательный совет дает рекомендации, а учредитель автономного учреждения на основании их рассмотрения принимает решение (ч. 2 ст. 11 Закона N 174-ФЗ). В двух других случаях наблюдательный совет принимает решения, обязательные для руководителя автономного учреждения.
Таким образом, результаты рассмотрения предложения о заключении договора аренды наблюдательным советом могут понадобиться и в случаях, когда он согласовывается с учредителем, и тогда, когда согласие учредителя получать не нужно.
Сделка с заинтересованностью может быть одобрена только большинством голосов членов наблюдательного совета, не заинтересованных в совершении этой сделки. Если же лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете большинство, решение об одобрении сделки принимается учредителем (ч. 2 ст. 17 Закона N 174-ФЗ).
В силу ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при передаче в аренду имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным (муниципальным) учреждением, если распоряжение имуществом в соответствии с законодательством РФ допускается с согласия собственника этого имущества, заключению договора аренды должно предшествовать проведение независимой оценки. При этом указанные в отчете оценщика стоимость объекта оценки и размер арендной платы имеют рекомендательный характер, а размер арендной платы определяется в договоре аренды по соглашению сторон.
Организация конкурсных процедур
Согласно ч. 1, п. 2 и п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) только по результатам проведения конкурса или аукциона на право заключения договоров, могут быть заключены договоры аренды:
- любого имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления казенным и бюджетным учреждениям;
- недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за автономными учреждениями.
Исключение составляют случаи, перечисленные в частях 1, 3.1, 3.2, 3.4-3.6 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ.
Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 утверждены:
- Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров аренды;
- Перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.
В соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ по истечении срока аренды, заключение договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности (за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ), осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством РФ, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта;
2) минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года (если срок не уменьшен на основании заявления арендатора).
Более того, согласно ч. 10 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ при соблюдении перечисленных выше условий учреждение - арендодатель не вправе отказать арендатору в заключении договора аренды на новый срок за исключением следующих случаев:
1) принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом;
2) наличие у арендатора задолженности по арендной плате за такое имущество, начисленным неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором аренды.
Передача в аренду государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом (п. 9 Разъяснения ФАС России от 02.06.2010).
Оформление договора аренды
После получения всех необходимых согласований и проведения в установленных случаях конкурсных процедур можно приступать к оформлению (заключению) договора аренды, руководствуясь общими для всех экономических субъектов положениями гражданского законодательства. В качестве арендодателя в договоре выступает учреждение - балансодержатель имущества.
На уровне публично-правовых образований или отдельных учредителей может предусматриваться требование о применении при заключении таких договоров типовых условий, утвержденных уполномоченным органом (на федеральном уровне таким органом является Минэкономразвития России)*(1).
При заключении договора аренды желательно детально определить порядок компенсации арендатором коммунальных, эксплуатационных и иных расходов, которые несет арендодатель в отношении переданного в аренду имущества (если арендатор не заключает договоры на оказание соответствующих услуг самостоятельно).
Подобные расходы арендодателя могут учитываться при определении размера арендной платы (в том числе в качестве ее переменной части). Однако наибольшее распространение в настоящее время получила практика их компенсации сверх суммы арендной платы - такой способ расчетов позволяет обеспечить "прозрачность" денежных потоков, имеющих различное целевое назначение, минимизировать налоговые риски и объективно подойти к решению вопроса определения суммы, на которую будет уменьшаться субсидия на выполнение задания в связи с передачей имущества в аренду.
Нормы налогового и гражданского законодательства не препятствуют заключению соглашений о возмещении расходов по уплате "имущественных" налогов (налога на имущество организаций, земельного и транспортного налога) в соответствии с договорами возмещения затрат при передаче имущества в аренду. В ряде случаев обязанность арендаторов по компенсации указанных расходов прямо предусматривается уполномоченными органами при определении порядка передачи в аренду объектов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.
Финансовые последствия
Доходы казенных учреждений
Доходы казенных учреждений, получаемые в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления, подлежат зачислению в соответствующий бюджет (п. 3 ст. 41, ст. 42, п. 3 ст. 161 БК РФ). При этом полномочия по администрированию доходов бюджета от аренды государственного (муниципального) имущества, находящегося в оперативном управлении казенных учреждений, могут осуществлять не только органы, на которые возложены функции по управлению имуществом публично-правового образования, но и иные органы власти (местного самоуправления), подведомственные им казенные учреждения в пределах установленных полномочий (см. например, письмо Минфина России от 14.06.2012 N 02-04-10/2141).
Доходы и расходы бюджетных и автономных учреждений
Операции по сдаче имущества в аренду относятся к приносящей доход деятельности бюджетных и автономных учреждений (п. 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение этого учреждения (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ).
В то же время не будет противоречить действующему законодательству решение учредителя об установлении при согласовании соответствующей сделки условия, предусматривающего конкретные направления расходования полученных средств, например:
1) инвестиционные расходы;
2) погашение кредиторской задолженности.
Субсидия
Действующим законодательством установлен прямой запрет на осуществление учредителем финансового обеспечения содержания имущества бюджетных и автономных учреждений, сданного в аренду (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч. 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Уменьшать субсидию необходимо на ту сумму, которая подлежит расходованию на содержание переданного в аренду имущества. Определить эту сумму поможет, в частности, обособление потока денежных средств, перечисляемых арендатором и предназначенных для компенсации отдельных расходов арендодателя по содержанию имущества (прежде всего "коммунальных" расходов).
Если договор аренды по каким-либо причинам прекратил свое действие в течение года и это не учитывалось при определении годового размера субсидии, учредитель имеет право в течение года увеличить размер субсидии. А вот незапланированное при расчете размера субсидии заключение в течение года договора аренды не является достаточным основанием для уменьшения годовой суммы субсидии - согласно п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ и ч. 2.2 ст. 4 Закона N 174-ФЗ она может быть уменьшена только при изменении задания, то есть при изменении объема или качества услуг (работ), которые оказываются (выполняются) в рамках задания. Как правило, во избежание разногласий с контролирующими органами, в подобных ситуациях учредители изменяют параметры задания для учреждения, передавшего в аренду имущество, или же изменяют нормативные затраты, исходя из которых определяется размер субсидии для такого учреждения.
Содержание имущества
По общему правилу расходы на содержание имущества, переданного в аренду, балансодержателем которого является учреждение, несет арендатор (п. 2 ст. 616 ГК РФ). Соответственно, учредителями бюджетных и автономных учреждений денежные средства на покрытие подобных расходов не предоставляются. В то же время иной порядок осуществления расходов по содержанию имущества, переданного в аренду, может быть предусмотрен положениями:
- действующего законодательства;
- договора аренды.
Бюджетные и автономные учреждения могут осуществлять различные расходы по содержанию такого имущества, используя прежде всего средства от приносящей доход деятельности (в том числе и доходы, поступающие в виде арендной платы), а также экономию средств субсидии на выполнение задания.
Некоторые расходы по содержанию имущества, возлагаемые в установленном порядке на арендаторов, могут производиться государственным и муниципальными учреждениями с последующей компенсацией затрат арендаторами (речь идет прежде всего о расходах, связанных с оплатой эксплуатационных, коммунальных и административно-хозяйственных услуг). Средства, поступающие от арендаторов в счет компенсации отдельных видов расходов бюджетных (автономных) учреждений, связанных с содержанием переданного в аренду имущества, как правило, учитываются на лицевых счетах в качестве доходных поступлений.
Казенные учреждения также могут осуществлять различные расходы по содержанию имущества, учитываемого в их балансовом учете, но переданного в аренду. В любом из перечисленных выше случаев расходы по содержанию переданного в аренду имущества осуществляются в общеустановленном для получателей бюджетных средств порядке (ст. 161, 219 БК РФ):
- за счет средств бюджета на основании бюджетной сметы;
- в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке на указанные цели.
Средства, поступающие от арендаторов в счет компенсации отдельных видов расходов казенных учреждений, связанных с содержанием переданного в аренду имущества, должны перечисляться в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ). Операции по администрированию поступлений в бюджет указанных доходов отражаются на лицевом счете администратора кассовых поступлений в бюджет. Такими полномочиями может быть наделено и казенное учреждение, являющееся арендодателем. Если же подобные функции казенному учреждению не передаются, то оно осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету уплачиваемых арендаторами платежей в бюджет. При этом арендодатель - администратор доходов обязан обеспечить контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления арендных платежей, а также за своевременным оформлением первичных учетных данных для целей отражения свершившихся фактов хозяйственной жизни в учете, включая контроль за всеми фактами хозяйственной жизни, которые влияют на изменение условий по предоставлению имущества в аренду, отчуждения части имущества и другие (см. письмо Минфина России от 30.12.2020 N 02-07-05/116357).
Передача в аренду части недвижимого имущества
Отношения, связанные с временным пользованием одним лицом имуществом другого лица за плату, регулируются нормами о договоре аренды (ст. 606 ГК РФ). Статьей 607 ГК РФ установлено, что объектами аренды могут быть только вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи), без упоминая о том, что предметом договора аренды может быть и часть вещи.
Вместе с тем в п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 разъясняется, что ГК РФ допускается заключение договора аренды, по которому в пользование предоставляется не вся вещь в целом, а только ее отдельная часть. Таким образом, правоотношения из договора, предусматривающего предоставление во временное пользование части недвижимого имущества (часть здания, помещения, часть земельного участка и т.п.), регулируются нормами о договоре аренды. В частности, на такие отношения распространяются правила о сохранении договора аренды в силе при изменении сторон (ст. 617 ГК РФ), преимущественном праве арендатора на заключение договора аренды на новый срок (ст. 621 ГК РФ), требования о регистрации договора, заключенного на срок не менее года (п. 2 ст. 651 ГК РФ)*(1). При этом арендное обременение устанавливается на весь объект (здание, земельный участок и т.п.) в целом (п. 9 постановления от 17.11.2011 N 73).
При сдаче в аренду части имущества также должны учитываться особенности правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Работа по заключению такого договора должна проводиться по тем же, что и при заключении договора аренды направлениям, рассмотренным выше.
Возможность передачи в аренду учреждением земельного участка
Государственные и муниципальные учреждения не вправе предоставлять принадлежащие им земельные участки в аренду.
По общему правилу земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться государственным и муниципальным учреждениям на праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 2, п. 4 ст. 39.9 ЗК РФ). Исключения составляют случаи, предусмотренные статьями 39.10 и 39.20 ЗК РФ.
Лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться ими, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с ЗК РФ (п. 3 ст. 269 ГК РФ).
Таким образом, если арендуется здание у учреждения, которому земельный участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования, оно не может предоставить земельный участок в аренду. Учреждение вправе лишь заключить соглашение о сервитуте. Сделки по аренде таких земельных участков суды признают недействительными (определение ВАС РФ от 26.12.2011 N ВАС-16260/11, постановления Двадцатого ААС от 17.08.2016 N 20АП-4426/16, Шестого ААС от 09.02.2016 N 06АП-7054/15). При этом арендатор при возврате участка должен уплатить арендные платежи. Собственник вправе взыскать арендные платежи как с незаконного арендодателя, так и с арендатора (п. 12 постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, постановление Шестого ААС от 05.03.2018 N 06АП-621/18).
Вместе с тем по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования. Указанные права передаются арендатору в силу закона. Для этого не требуется какого-либо упоминания ни в договоре аренды здания или сооружения, ни в каком-либо ином соглашении (п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 652 ГК РФ, п. 2 ст. 654 ГК РФ, п. 9 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2016) (утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016). Правоустанавливающим документом на земельный участок, занимаемый недвижимым имуществом, будет договор аренды здания (помещения) (постановления Президиума ВАС РФ от 01.02.2005 N 11301/04, ФАС Уральского округа от 28.10.2009 N Ф09-7576/09-С1).
Заключение притворных сделок (например, договоров услуг, простого товарищества) с целью прикрыть договор аренды земельного участка признается судами ничтожными (см. постановление Пятнадцатого ААС от 07.02.2021 N 15АП-22215/20 (постановлением АС СКО от 06.07.2021 N Ф08-4517/21 настоящее постановление оставлено без изменения), постановления от 11.05.2018 N 15АП-5262/18, от 05.10.2020 N 15АП-14134/20, от 05.04.2018 N 15АП-2564/18).
_______________________________
*(1) см., например, Типовые условия договоров аренды в отношении находящихся в федеральной собственности нежилых помещений, зданий, строений, сооружений, закрепленных за федеральным государственным учреждением, федеральным государственным унитарным предприятием, а также находящихся в казне Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 05.10.2021 N 146н).
*(2) Пленум ВАС РФ в п. 14 постановления от 17.11.2011 N 73 разъяснил, если одно лицо передало имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний и стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который подлежит государственной регистрации, но не был зарегистрирован, считается, что такое соглашение, несмотря на отсутствие государственной регистрации, связало их обязательством; такое обязательство подлежит исполнению в соответствии с условиями договора. В то же время в силу ст. 308 ГК РФ права, предоставленные лицу, пользующемуся имуществом по договору аренды, не прошедшему государственную регистрацию, не могут быть противопоставлены им третьим лицам. В частности, арендатор не имеет преимущественного права на заключение договора на новый срок (п. 1 ст. 621 ГК РФ), а к отношениям арендатора и третьего лица, приобретшего на основании договора переданную в пользование недвижимую вещь, не применяется п. 1 ст. 617 ГК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.