Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по обязательствам казенных учреждений
Смотрите в этом материале:
Общие положения
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ).
При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (публично-правовое образование) в лице ГРБС, в ведении которого находится казенное учреждение и который выступает в суде от имени собственника имущества учреждения (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, пп. 2 п. 3 ст. 158, п. 7 ст. 161 БК РФ).
Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ (далее также - судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов), регулируются положениями главы 24.1 БК РФ.
БК РФ установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 239 БК РФ.
При этом механизм принудительного исполнения, закрепленный Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), не используется, кроме случаев, установленных БК РФ (п. 2 ст. 239 БК РФ). При поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве.
Статьями 242.3 - 242.5 БК РФ регламентирован порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов, в том числе, бюджета государственного внебюджетного фонда РФ, территориального государственного внебюджетного фонда, по денежным обязательствам государственных и муниципальных казенных учреждений*(1).
Статьей 161 БК РФ установлены особенности правового положения казенных учреждений, согласно п. 11 которой указанные особенности распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов. Соответственно, обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам указанных органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ (см. письмо Минфина России от 04.09.2019 N 09-01-10/68386, п. 19 постановления Пленума ВС РФ от 28.05.2019 N 13 (далее - Постановление N 13)).
Как указано в п. 19 Постановления N 13, исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в ст. 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном ст. 242.3 - 242.6 БК РФ, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона.
Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (п. 1, пп. 8 п. 3 ст. 50, п. 4 ст. 123.22 ГК РФ, п.п. 8, 9 ст. 161 БК РФ).
Как показывает практика, в указанном порядке, производится в том числе, исполнение судебных актов о взыскании затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, исполнение которых осуществляется не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом*(2), по погашению задолженности, возникшей вследствие неисполнения обязанности по оплате за капитальный ремонт общего имущества МКД*(3), и пр.
Общий порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на бюджетные средства установлен ст. 242.1 БК РФ.
Как следует из п. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение указанных судебных актов производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, а также в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В ст. 242.1 БК РФ указаны только два вида исполнительных документов, которые являются основанием для взыскания на средства бюджетов - исполнительный лист и судебный приказ, поэтому вопрос о возможности исполнения иных видов исполнительных документов, предусмотренных ст. 12 Закона об исполнительном производстве в порядке, установленном положениями главы 24.1 БК , является спорным.
По мнению представителей Федерального казначейства, изложенному в письме от 04.12.2015 N 07-04-05/09-826, положения главы 24.1 БК РФ и ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ не определяют организацию исполнения иных исполнительных документов, соответственно порядок, установленный указанными нормами, не может применяться в отношении постановлений государственных органов о наложении (взыскании) административного штрафа*(4).
Учитывая данную позицию, органы, исполняющий судебные акты, зачастую отказывают в принятии к исполнению исполнительных документов, не упомянутых в п. 1 ст. 242.1 БК РФ. Однако, как показывает практика, подобные отказы могут быть оспорены взыскателем в судебном порядке*(5).
Согласно п. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется путем предъявления исполнительных документов (исполнительного листа, судебного приказа) к исполнению в орган, исполняющий судебные акты в порядке, определенном главой 24.1 БК РФ (далее - орган, исполняющий судебные акты): финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования и органы Федерального казначейства (см. также п. 2 Постановления N 13).
Положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия указанных органов, исполняющих судебные акты, и устанавливают различный порядок их исполнения.
На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов РФ и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта РФ или за счет средств местного бюджета (ст. 242.2 БК РФ).
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юрлица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (п. 7 ст. 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (ст. 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (п. 2, 8, 9 ст. 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования. Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта (п. 13 Постановления N 13).
Несмотря на то, что при взыскании денежных средств непосредственно с казенного учреждения, указание в резолютивной части решения о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования недопустимо*(6), на практике такое иногда происходит. В связи с чем, в случае возникновения спора, ссылаясь на позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 26.05.2009 N 1910/09 и определении ВС РФ от 19.08.2019 N 304-ЭС19-12637, суды приходят к выводу, что указание в решении суда на взыскание денежных средств с органа публично-правового образования за счет казны не является препятствием для его исполнения органом, исполняющим судебные акты, и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный ст. 242.2 - 242.5 БК РФ, поскольку средства соответствующего бюджета являются частью государственной казны*(7).
Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетов, может быть направлен в орган, исполняющий судебные акты двумя способами:
- непосредственно взыскателем или его представителем, наделенным необходимыми полномочиями;
- судом по ходатайству взыскателя, либо в случаях, прямо установленных законом, независимо от такого ходатайства, например, по делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (ч. 3.1 ст. 353 КАС РФ, абз. второй ч. 3 ст. 319 АПК РФ, абз. четвертый п. 2 ст. 242.1 БК РФ, см. также п. 3 Постановления N 13).
Положения БК РФ не предусматривают добровольного исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений по обращению взыскания на средства бюджетов до предъявления судом или самим взыскателем (его представителем) исполнительного листа к исполнению в соответствии с требованиями ст. 242.1 БК РФ, поэтому процедура исполнения судебного решения, предусматривающая взыскание бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства*(8).
Требования, предъявляемые к форме и содержанию исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов содержатся в нормах процессуальных кодексов, например, для исполнительных листов - в ст. 320 АПК РФ, ч. 3.1, 8 ст. 353 КАС РФ, а также в ст. 13 Закона об исполнительном производстве; для судебных приказов - в ст. 127 ГПК РФ, ст. 229.6 АПК РФ, ст. 123.6 КАС РФ.
В п. 1 ст. 242.1 БК РФ закреплено обязательное условие об указании в исполнительном документе сумм, подлежащих взысканию, в валюте РФ. Органы, исполняющие судебные акты не обладают полномочиями по конвертации и расчета взысканных средств, номинированных в иностранной валюте*(9). Указание в исполнительном документе сумм, подлежащих взысканию, только в иностранной валюте может служить основанием для возврата исполнительного документа органом, исполняющим судебные акты, на основании п. 3 ст. 242.1 БК РФ (п. 5 Постановления N 13). Кроме того, следует помнить, что положениями главы 24.1 БК РФ не предусмотрена выплата сумм по исполнительному листу наличными денежными средствами, либо почтовым переводом*(10).
Исполнительный лист вместе с копией соответствующего судебного акта может направляться судом на исполнение в орган, исполняющий судебные акты, в виде электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ (ч.. 3 ст. 428 ГПК РФ, ч. 3.1 ст.319 АПК РФ, ч. 5 ст.353 КАС РФ).
Как следует из п. 1 ст. 242.1 БК РФ, сроки предъявления исполнительных документов (порядок их перерыва и восстановления) определяются по общеустановленным правилам в соответствии с требованиями процессуальных кодексов (ст. 321, ст. 322 АПК РФ, ст. 356, ст. 357 КАС РФ, ч. 4 ст. 1, ст. 432 ГПК РФ) и Закона об исполнительном производстве (ст. 21, ст. 22, ст. 23 данного закона). Так, по общему правилу, исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение 3 лет со дня вступления судебного акта в законную силу; судебные приказы - в течение 3 лет со дня их выдачи. Сокращенный срок предусмотрен для исполнительных листов, выданных после восстановления пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению - три месяца (п. 1 ч. 1 ст. 321 АПК РФ, ч.1, ч. 1.1 ст. 356 КАС РФ, ч. 1, ч. 3 ст. 21 Закона об исполнительном производстве).
Пунктом 2 ст. 242.1 БК РФ установлен перечень документов, которые необходимо направить на исполнение вместе с исполнительными документами. Так, к направляемому на исполнение в орган, исполняющий судебные акты, взыскателем либо его представителем исполнительному документу (за исключением судебного приказа) помимо иных обязательных документов прилагается копия судебного акта, на основании которого он выдан.
При рассмотрении споров в судах общей юрисдикции взыскателю выдается копия судебного акта на бумажном носителе, заверенная судом (ч. 3 ст. 428 ГПК РФ, ч. 10 ст. 353 КАС РФ).
Тексты судебных актов арбитражных судов, по общему правилу (ст. 177 АПК РФ), размещаются на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в информационной системе "Картотека арбитражных дел" на сайте федеральных арбитражных судов (http://kad.arbitr.ru).
Как указано в п. 4 Постановления N 13, требование п. 2 ст. 242.1 БК РФ о представлении копии судебного акта следует считать соблюденным в случае приложения взыскателем копии судебного акта арбитражного суда, изготовленной посредством печати из информационной системы "Картотека арбитражных дел". Орган, исполняющий судебные акты, имеет возможность убедиться в достоверности представленной копии путем обращения к указанной информационной системе.
Представление заверенной судом копии судебного акта для арбитражных судов и судов общей юрисдикции является обязательным в случае направления судом для исполнения по ходатайству взыскателя исполнительного листа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов (ч. 3.1 ст. 319 АПК РФ, ч. 3 ст. 428 ГПК РФ, ч.ч. 3.1, 5 ст. 353 КАС РФ). При этом, в таких случаях помимо заверенной судом копии судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист, суд в обязательном порядке представляет сведения о реквизитах банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены взысканные по исполнительному документу суммы (п. 2 ст.242.1 БК РФ).
Такие сведения, в частности, могут содержаться либо в заявлении взыскателя, которое суд должен приложить к исполнительному документу, либо в сопроводительном письме суда. Банковские реквизиты взыскателя также могут быть указаны непосредственно в судебном акте или в исполнительном документе (ч. 3.1 ст. 353 КАС РФ, п. 8 ч. 1 ст. 320 АПК РФ, см. также п. 6 Постановления N 13).
Как следует из требований п. 2 ст.242.1 БК РФ, к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, помимо копии судебного акта, на основании которого он выдан, должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Указанное заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя. Примерные формы таких заявлений для случаев обращения взыскания на средства федерального бюджета утверждены приказом Минфина России от 22.09.2008 N 99н (см. образцы заявления для юридического лица и заявления для физического лица).
Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с копией определения суда о его выдаче (п. 2 ст.242.1 БК РФ).
Пунктом 2 ст.242.1 БК РФ предусмотрены основания возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение. К ним относятся:
1) непредставление какого-либо документа, указанного в п. 2 ст.242.1 БК РФ, которое может выражаться в том числе в отсутствии копии судебного акта, либо заявления взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены подлежащие взысканию денежные средства (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, предусмотренном ст. 242.2 БК РФ), либо доверенности (нотариально удостоверенной копии доверенности) или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя, если заявление подписано представителем взыскателя, либо копии определения суда о выдаче дубликата исполнительного листа, если на исполнение направляется дубликат указанного исполнительного документа (абзац второй п. 7 Постановления N 13);
2) несоответствие документов, требованиям, установленным процессуальными кодексами и Закона об исполнительном производстве, под которым следует понимать, в том числе, несовпадение текста исполнительного листа и резолютивной части судебного акта, препятствующее надлежащему исполнению; отсутствие в исполнительном листе сведений об идентификационном номере налогоплательщика взыскателя-организации или должника-организации; несоответствие фамилии, имени, отчества гражданина, обратившегося за исполнением, фамилии, имени, отчеству взыскателя, указанным в исполнительном листе (абзац третий п. 7 Постановления N 13);
3) предоставление документов, указанных в п.п.1 и 2 ст. 242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства (финансовый орган субъекта РФ, финансовый орган муниципального образования), в котором не открыт лицевой счет должника.
В силу обязательности исполнения судебных актов, орган Федерального казначейства, в котором не открыты лицевые счета должника, при осуществлении возврата исполнительного документа обязан довести до сведения взыскателя, а в случае направления исполнительного документа судом - до сведения суда информацию о наличии открытых лицевых счетов должника в другом органе Федерального казначейства либо об отсутствии открытых лицевых счетов должника в органах Федерального казначейства (ст. 13 ГПК РФ, ст. 16 АПК РФ, ст. 16 КАС РФ).
4) нарушение установленного законодательством РФ срока предъявления исполнительного документа к исполнению (для исполнительных листов арбитражных судов - ст. 321 АПК РФ, для исполнительных листов по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, - ст. 356 КАС РФ и для исполнительных листов по гражданским делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, - по аналогии закона на основании ч. 4 ст. 1 ГПК РФ; сроки предъявления исполнительных документов к исполнению содержатся в ст. 21 Закона об исполнительном производстве);
5) представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа. Указанное заявление составляется взыскателем в произвольной форме. Нормативными актами публично-правовых образований, может быть установлен порядок рассмотрения указанных заявлений *(11).
При предъявлении исполнительного документа к исполнению срок его предъявления прерывается, но в случае возвращения исполнительного документа взыскателю по его заявлению этот срок, исчисляемый заново с момента возвращения исполнительного документа, определяется с учетом особенностей, предусмотренных ч. 3 1 ст. 22 Закона об исполнительном производстве, а именно, за вычетом ранее имевшего место одного или нескольких периодов нахождения исполнительного документа на исполнении, который окончился отзывом исполнительного документа взыскателем.
Если на основании представленных взыскателем доказательств судом будет установлено, что возврат исполнительного документа обусловлен действиями должника, например, произошел из-за обещания должника исполнить судебный акт или заключить мировое соглашение под условием предварительного отзыва исполнительного документа, ненадлежащим исполнением своих обязанностей органами принудительного исполнения, иными подобными обстоятельствами, свидетельствующими о вынужденном характере отзыва исполнительного документа взыскателем, срок предъявления исполнительного документа исчисляется без учета особенностей, установленных ч. 3 1 ст. 22 Закона об исполнительном производстве (см. Обзор судебной практики ВС РФ N 2 (2020) (утв. Президиумом ВС РФ 22.07.2020).
Согласно п. 3.1. ст. 242.1 БК РФ основанием для возврата в суд исполнительных документов, поступивших на исполнение, является:
1) представление судом заявления (либо судебного акта) об отзыве исполнительного документа;
2) представление должником, либо взыскателем, либо судом документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению;
3) невозможность осуществить возврат документов, поступивших на исполнение, взыскателю.
В первых двух случаях помимо возврата в суд исполнительных документов органом, исполняющим судебные акты, направляется уведомление взыскателю с приложением всех поступивших от него документов. В последнем случае исполнительные документы также подлежат возврату в суд (п. 7 Постановления N 13).
Кроме того, влекут возврат исполнительных документов взыскателю или в суд в любом из указанных случаев:
- невозможность перечисления денежных средств по реквизитам банковского счета, представленным взыскателем или судом либо указанным судом в исполнительном документе,
- непоступление уточненных реквизитов банковского счета взыскателя в течение 30 дней со дня направления органом, исполняющим судебные акты, взыскателю или в суд уведомления об уточнении реквизитов банковского счета взыскателя (п. 3.2 ст.242.1 БК РФ).
Не является основанием для возврата исполнительного документа органом, исполняющим судебные акты:
- отсутствие в исполнительном документе фиксированной суммы договорных (законных) процентов, неустойки, подлежащих начислению на сумму задолженности до момента фактического исполнения платежа по условиям заключенного договора, контракта либо по правилам ст. 395 ГК РФ, при указании конкретной суммы задолженности, на которую следует производить начисление процентов, неустойки, и порядка их начисления, поскольку в этом случае расчет процентов, начисляемых после вынесения судебного акта по день уплаты присужденных взыскателю денежных средств, осуществляется исходя из сведений, указанных в резолютивной части судебного акта, изложенной в исполнительном документе. В случае неясности судебного акта и/или исполнительного документа орган, исполняющий судебные акты, также вправе обратиться в суд за разъяснением порядка его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника: для арбитражных судов - на основании ст. 179 АПК РФ, для судов общей юрисдикции - по аналогии закона на основании ч. 4 ст. 1, ст.ст. 202, 433 ГПК РФ, ч. 4 ст.2, ст.ст.185, 355 КАС РФ (п. 9 Постановления N 13);
- утрата на момент предъявления к исполнению исполнительного документа взыскателем статуса индивидуального предпринимателя (п. 11 Постановления N 13).
Как указано в письме Минфина России от 11.11.2019 N 09-01-10/87677, глава 24.1 БК РФ не содержит специальной нормы, обязывающей индивидуального предпринимателя при предъявлении исполнительных документов на исполнение, представлять реквизиты банковского счета, открытого ему в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. В случае возникновения вопросов о порядке исполнения судебных актов, лица, являющиеся сторонами по делу, или орган, к которому на исполнение поступили исполнительные документы, вправе обратиться в суд за разъяснениями.
Как отмечено в п. 10 Постановления N 13, перемена фамилии, имени, отчества физического лица, изменение наименования юрлица, не связанное с его реорганизацией, не влекут выбытия лица в спорном правоотношении и не требуют разрешения судом вопроса о процессуальном правопреемстве. Если указанные обстоятельства возникли у взыскателя, то они подлежат обязательному подтверждению при обращении взыскателя или его представителя в орган, исполняющий судебные акты, который в этом случае имеет возможность идентификации взыскателя: физического лица - по представленным документам о перемене фамилии, имени, отчества; юридического лица - по идентификационному номеру налогоплательщика , основному государственному регистрационному номеру и представленным документам об изменении наименования. Непредставление документов, подтверждающих смену фамилии, имени, отчества взыскателя - физического лица либо наименования взыскателя - юридического лица, влечет возврат исполнительного документа без исполнения (абзац третий п. 3 ст. 242.1 БК РФ).
Изменение после вынесения судебного акта наименования должника (юридического лица), не связанное с его реорганизацией, не является основанием для возврата исполнительного документа, поскольку орган, исполняющий судебные акты, имеет возможность идентификации должника по имеющимся в исполнительном документе данным (ИНН, ОГРН) либо по сведениям из ЕГРЮЛ.
В случае исправления судом допущенных в резолютивной части судебного акта описок, опечаток и арифметических ошибок в порядке, предусмотренном ст. 200 ГПК РФ, ст. 179 АПК РФ, ст. 184 КАС РФ, суд выносит определение, которое заверяется гербовой печатью суда и передается взыскателем вместе с другими обязательными документами в орган, исполняющий судебные акты. Новый исполнительный лист судом не выдается, и первоначально выданный исполнительный документ подлежит исполнению с учетом определения об исправлении описок, опечаток, арифметических ошибок в силу обязательности судебного акта, в том числе определения суда (ст. 13 ГПК РФ, ст.16 АПК РФ, ст. 16 КАС РФ, п. 20 Постановления N 13).
Возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии с законодательством РФ (п. 4 ст.242.1 БК РФ).
Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 242.1. БК РФ).
Особенности исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений
Организация исполнения исполнительных документов по искам к федеральным казенным учреждениям о взыскании денежных средств по их денежным обязательствам возложена на тот орган Федерального казначейства, в котором должнику, как получателю средств федерального бюджета, открыт лицевой счет для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда РФ) (п. 1 ст. 242.3 БК РФ).
Информацию об органе Федерального казначейства, в котором должнику по исполнительному документу открыты лицевые счета можно узнать из подраздела "Информация об открытых счетах получателей бюджетных средств" - "Справочник лицевых счетов клиентов" раздела "Информация для взыскателей" официального сайта Федерального казначейства www.roskazna.ru*(12).
Как следует из п. 1 ст. 242.4, п. 1 ст. 242.5 БК РФ, организация исполнения исполнительных документов по искам к казенным учреждениям субъекта РФ и муниципальным казенным учреждениям о взыскании денежных средств по их денежным обязательствам возложена на органы осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта РФ (бюджета территориального государственного внебюджетного фонда) и по исполнению расходов местного бюджета соответственно.
Определенный положениями главы 24.1 БК РФ порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений, может быть детализирован нормативными актами публично-правовых образований*(13).
Исполнительный документ по денежным обязательствам казенного учреждения - должника может быть направлен в орган, исполняющий судебные акты, судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем с обязательными приложением документов, указанных в п. 2 ст. 242.1 БК РФ.
Органы, исполняющие судебные акты, не позднее 5 рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя Форма такого уведомления утверждена приказом Федерального казначейства от 14.09.2018 N 260 "Об утверждении форм уведомлений по исполнению судебных актов, решений налоговых органов и документов, связанных с их исполнением" (далее - Приказ N 260).
В целях исключения риска недобросовестных действий при получении исполнения и защиты интересов взыскателя исходя из положений п. 2 ст. 242.1 БК РФ, перечисление сумм, подлежащих взысканию по исполнительному документу, предусматривающему обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, на счет представителя взыскателя или по просьбе взыскателя на счет иного лица не допускается независимо от наличия этого полномочия в доверенности (п. 8 Постановления N 13).
При наличии оснований, указанных в п. 3 ст. 242.1 БК РФ орган исполняющий судебные акты, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение 5 рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата (п. 2 ст. 242.3, п. 2 ст. 242.4 п. 2 ст. 242.5 БК РФ). Формы уведомления о возврате исполнительного документа и уведомления о возврате документов, приложенных к исполнительному документу утверждены Приказом N 260 (см. приложение N 1 и приложение N 4).
В течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа должник обязан предоставить в орган, исполняющий судебные акты:
- информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда, территориального государственного внебюджетного фонда) по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года (абзац первый п. 3 ст. 242.3, абзац первый п. 3 ст. 242.4, абзац первый п. 3 ст. 242.5 БК РФ);
- распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя бюджетных средств по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ (абзац второй п. 3 ст. 242.3, абзац третий п. 3 ст. 242.4, абзац третий п. 3 ст. 242.5 БК РФ).
При нарушении должником данных требований, орган, исполняющий судебные акты, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций, указанных в абзаце пятом п. 3 ст. 242.3 - для федеральных казенных учреждений, абзаце шестом п. 3 ст. 242.4 - для казенных учреждений субъекта РФ, абзаце шестом п. 3 ст. 242.5 БК РФ - для муниципальных казенных учреждений), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений. Форма уведомления о приостановлении операций по расходованию средств утверждена Приказом N 260 (см. приложение N 7).
Особо отметим, если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с указанной выше информацией, представляет в орган, исполняющий судебные акты, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу (п. 4 ст. 242.3, абзац второй п. 3 ст. 242.4, абзац второй п. 3 ст. 242.5 БК РФ).
Как отмечено в письме Федерального казначейства от 31.07.2012 N 42-7.4-05/9.3-424, указанная должником дата должна быть единой и применяться к определению срока выплат во всех периодах исполнения обязательства. При этом, из сущности периодического обязательства следует, что обязанность по выплате возникает у должника в первый день периода, за который образовалась задолженность. При этом, возникшая задолженность должна быть погашена не позднее последнего рабочего дня периода, за который образовалась задолженность. Исполнение обязательства после окончания указанной даты является нарушением прав и законных интересов взыскателя, а указанная должником дата периодической выплаты, предполагающая выплату денежных средств в месяце, следующем за месяцем окончания периода, не подлежит учету органом Федерального казначейства.
Положениями абзаца второго п. 4 ст. 242.3 БК РФ предусмотрен особый порядок исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, выплаты по исполнению которых, имеют периодический характер. Если в таком исполнительном документе должником указан орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия ГРБС средств федерального бюджета, он вправе поручить его исполнение подведомственному ему федеральному казенному учреждению с передачей копий документов, указанных в п. 2 ст. 242.3 БК РФ, для оплаты исполнительного документа в соответствии с данной статьей и с доведенными до него лимитами бюджетных обязательств (бюджетными ассигнованиями) и (или) объемами финансирования расходов, а также с одновременным направлением в орган Федерального казначейства соответствующего уведомления о поручении исполнения исполнительного документа федеральному казенному учреждению. Указанные документы могут быть переданы с использованием электронного документооборота*(14).
В случае неисполнения федеральным казенным учреждением переданного ему указанного исполнительного документа, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на его лицевых счетах, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций перечисленных в абзаце третьем п. 4 ст. 242.3 БК РФ) с уведомлением этого федерального казенного учреждения и соответствующего органа государственной власти (государственного органа), осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета.
В случае направления взыскателю или в суд уведомления об уточнении реквизитов банковского счета взыскателя (п. 3.2 ст. 242.1 БК РФ, форма уведомления - приложение N 2 к Приказу N 260), течение оставшегося десятидневного срока, предусмотренного для направления должником информации в орган, исполняющий судебные акты, приостанавливается на тридцатидневный срок, предусмотренный п. 3.2 ст. 242.1 БК РФ (п. 3.1 ст. 242.3, п. 3.1 ст. 242.4, п. 3.1 ст. 242.5 БК РФ).
Положениями главы 24.1 БК РФ предусмотрен следующий порядок действий при отсутствии/недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа:
а) должник направляет органу государственной власти/ местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого он находится (далее - ГРБС), запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных ЛБО (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, исполняющий судебные акты (п. 5 ст. 242.3, п. 4 ст. 242.4, п. 4 ст. 242.5 БК РФ);
б) ГРБС, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, исполняющий судебные акты, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием (п. 6 ст. 242.3, п. 5 ст. 242.4, п. 5 ст. 242.5 БК РФ);
в) должник обязан представить в орган, исполняющий судебные акты, распоряжение на сумму полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке ЛБО (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ в соответствии с: абзацем первым п. 3 ст. 242.3, абзацем первым п. 3 ст. 242.4, абзацем первым п. 3 ст. 242.5 БК РФ соответственно. При неисполнении должником указанных требований, орган, исполняющий судебные акты, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п. 7 ст. 242.3, п. 6 ст. 242.4, п. 6 ст. 242.5 БК РФ).
Должник обязан исполнить исполнительный документ в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, исполняющий судебные акты. При неисполнении исполнительного документа в указанный срок, равно как при нарушении должником срока выплат по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, орган, исполняющий судебные акты, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, а также в течение 10 дней информирует взыскателя о неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев. Форма уведомления о неисполнении должником требований исполнительного документа (при организации исполнения исполнительных документов, должниками по которым выступают казенные учреждения), утверждена Приказом N 260 (см. приложение N 11).
Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, исполняющий судебные акты:
- документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа,
- документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов,
- документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (п. 8 ст. 242.3, п. 7 ст. 242.4, п. 7 ст. 242.5 БК РФ).
По общему правилу, при поступлении в орган, исполняющий судебные акты, заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа указанный орган возвращает взыскателю полностью или частично неисполненный исполнительный документ с указанием в сопроводительном письме причины его неисполнения. При частичном исполнении должником исполнительного документа указанный документ возвращается взыскателю с отметкой о размере перечисленной суммы.
Если же заявление взыскателя об отзыве исполнительного документа поступило в период приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника*, орган, исполняющий судебные акты, уведомляет должника об отмене приостановления операций по лицевым счетам должника, а исполнительный документ возвращает взыскателю в вышеуказанном порядке. Форма уведомления о возобновлении операций по расходованию средств утверждена Приказом N 260.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования отвечает ГРБС, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (п. 7 ст.161, п. 10 ст. 242.3, п.9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 БК РФ).
Основанием для привлечения ГРБС к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 БК РФ).
По смыслу указанных норм кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - ГРБС, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска суды в резолютивной части судебного акта указывают на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с ГРБС (п. 20 Постановления N 13, письмо Минфина России от 31.12.2019 N 02-06-10/104101).
В таком случае при полном или частичном неисполнении исполнительного документа по денежным обязательствам казенного учреждения, исполнительный документ о взыскании средств с ГРБС направляется в орган, исполняющий судебные акты, по месту открытия ГРБС лицевого счета как получателю бюджетных средств для исполнения в порядке, установленном БК РФ (п. 10 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 БК РФ).
Информацию о ходе исполнения исполнительных документов, направленных для организации исполнения в орган Федерального казначейства, можно узнать на официальном сайте Федерального казначейства www.roskazna.ru в подразделе "Информация о ходе исполнения предъявленных исполнительных документов" раздела "Информация для взыскателей", либо получить в органе Федерального казначейства, куда был направлен исполнительный документ, либо в Федеральном казначействе посредством направления обращения (см. Вопрос: Как узнать на какой стадии исполнения находится исполнительный документ, направленный для организации исполнения в орган Федерального казначейства? (ответ Федерального Казначейства, июнь 2019 г.)).
При исполнении в полном объеме исполнительного документа, орган, исполняющий судебные акты, направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ (п. 11 ст. 242.3, п. 10 ст. 242.4, п. 10 ст. 242.5 БК РФ).
Учет и хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, осуществляется органом, исполняющим судебные акты, в установленном им порядке *(15).
В случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка РФ или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством РФ об исполнительном производстве (п. 13 ст. 242.3, п. 12 ст. 242.4, п. 12 ст. 242.5 БК РФ).
______________________________
*(1) См. также ответ на Вопрос: Каким образом осуществляется обращение взыскания на денежные средства внебюджетных фондов (Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации), их управлений? (ответ Федерального Казначейства, июнь 2019 г.).
*(2) См., например, Постановление Первого ААС от 22 марта 2021 г. N 01АП-8449/20, Постановление Восемнадцатого ААС от 17 марта 2021 г. N 18АП-1836/21, Постановление Восемнадцатого ААС от 1 марта 2021 г. N 18АП-1031/21.
*(3) См., например, Постановление АС Уральского округа от 3 февраля 2021 г. N Ф09-9053/20.
*(4) См. также письмо Минфина России и Федерального казначейства от 5 декабря 2014 г. N 02-01-09/62410/42-7.4-05/9.3-736, письмо Федерального казначейства от 30 августа 2007 г. N 42-7.1-15/9.2-330, письмо Минфина РФ от 23 апреля 2009 г. N 08-04-05/654.
*(5) См., например, Постановление АС Поволжского округа от 11 марта 2021 г. N Ф06-265/21, Постановление АС Волго-Вятского округа от 1 февраля 2021 г. N Ф01-15761/20, Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 31 января 2020 г. N Ф02-6908/19, Постановление АС Центрального округа от 4 марта 2020 г. N Ф10-393/20, Постановление Пятнадцатого ААС от 14 ноября 2019 г. N 15АП-18249/19.
*(6) См., например, Постановление АС Северо-Кавказского округа от 15 апреля 2021 г. N Ф08-2495/21.
*(7) См., например, Постановление АС Поволжского округа от 28 мая 2020 г. N Ф06-59629/20, Постановление АС Северо-Западного округа от 27 мая 2020 г. N Ф07-3715/20, Постановление АС Северо-Западного округа от 9 декабря 2019 г. N Ф07-14263/19, Постановление АС Уральского округа от 21 ноября 2019 г. N Ф09-6972/19.
*(8) См. п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19 октября 2016 г.).
*(9) См. также ответ на Вопрос: Как исполняются судебные акты, в которых с казенного, бюджетного (автономного) учреждения - должника взысканы денежные средства в иностранной валюте? (ответ Федерального Казначейства, июнь 2019 г.).
*(10) См. также ответ на Вопрос: Возможна ли выплата сумм по исполнительному документу наличными денежными средствами? (ответ Федерального Казначейства, июнь 2019 г.), п. 6.2 Разъяснений Минфина России по часто задаваемым вопросам, касающимся исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов.
*(11) См., например, п. 47- п. 50 Регламента исполнения министерством финансов Ставропольского края государственных функций по исполнению судебных актов, утв. приказом Министерства финансов Ставропольского края от 31 мая 2016 г. N 98, Раздел X Порядка организации исполнения, ведения учета и осуществления хранения Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, утв. Приказом Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики от 14 декабря 2020 г. N 573).
*(12) См. ответ на Вопрос: Как узнать в каком органе Федерального казначейства открыты лицевые счета должнику по исполнительному документу? (ответ Федерального Казначейства, июнь 2019 г.), см. также Приказ Федерального казначейства от 7 сентября 2011 г. N 367 "О размещении на Интернет-сайте Федерального казначейства информации об открытых в органах Федерального казначейства лицевых счетах"
*(13) См., например, Приказ Министерства финансов Калужской области от 29 июня 2012 г. N 77 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета по денежным обязательствам казенных учреждений Калужской области" (с изменениями и дополнениями), Постановление Администрации Тугулымского городского округа Свердловской области от 2 июня 2015 г. N 168 "Об утверждении административного регламента предоставлении Финансовым управлением администрации Тугулымского городского округа муниципальной услуги по организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений Тугулымского городского округа", Постановление администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области от 31 января 2019 г. N 45 "Об утверждении административного регламента "Организация исполнения судебных актов о взыскании денежных средств по искам к Красноармейскому муниципальному району и судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства районного бюджета по денежным обязательствам получателей средств районного бюджета, учета и хранения исполнительных документов").
*(14) См. письмо Федерального казначейства от 16 мая 2016 г. N 07-04-05/09-359 "Об электронном документообороте между органами Федерального казначейства".
*(15) См., например, Приказ Федерального казначейства от 20 декабря 2018 г. N 41н "Об утверждении Порядка ведения учета и осуществления хранения органами Федерального казначейства исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением", Приказ Министерства финансов Удмуртской Республики от 28 января 2021 г. N 24 "Об утверждении Порядка ведения учета и осуществления хранения Министерством финансов Удмуртской Республики исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением" , Приказ Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики от 14 декабря 2020 г. N 573 "Об утверждении Порядка организации исполнения, ведения учета и осуществления хранения Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением", Распоряжение финансового управления мэрии г. Череповца от 28 декабря 2020 г. N 86 "Об утверждении Порядка ведения учета и осуществления хранения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства городского бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, и иных документов, связанных с их исполнением").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.