Служба охраны труда в организации
Трудовым законодательством установлено, что целью службы охраны труда является обеспечение соблюдения требований охраны труда и осуществление контроля за их выполнением, а каждый работодатель, осуществляющий производственную деятельность, и численность работников которого превышает 50 человек, обязан создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ст. 217 ТК РФ). Под производственной деятельностью в соответствии с ч. 9 ст 209 ТК РФ понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.
Минтруд России в письме от 10.06.2016 N 15-2/ООГ-2136 уточнил, что действие норм, приведенных в части 1 статьи 217 ТК РФ, в полной мере распространяется на организации, оказывающие различные виды услуг, указав при этом, что производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами по производству не только материальных благ, но и нематериальных, включая оказание различных услуг во всех сферах, что определено в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности, утвержденном приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
Вместе с тем требования ст. 217 ТК РФ о наличии специалиста по охране труда или службы охраны труда не распространяются на организации, которые не ведут производственную деятельность (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Курского областного суда от 12.03.2014 по делу N 33-636-2014).
Таким образом, отсутствие службы охраны труда или должности специалиста по охране труда у работодателя, в чьем штате численность работников превышает 50 человек, является прямым нарушением требований трудового законодательства и может служить основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (см. письмо Минтруда России от 26.12.2016 N 15-2/ООГ-4698, постановление Калининградского областного суда от 09.09.2015 по делу N 4А-346/2015; решение Московского городского суда от 22.12.2014 N 7-9921/14; решение ВС Удмуртской Республики от 30.06.2014 по делу N 7-242 ).
В случае, если численность работников не превышает 50 человек, работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 3 ст. 217 ТК РФ).
В случае отсутствия у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции осуществляют:
1) работодатель - индивидуальный предприниматель (лично);
2) руководитель организации;
3) другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Судебная практика исходит из того, что норма ч. 3 ст. 217 ТК РФ не содержит императивного предписания обязательного наличия штатной должности работника службы охраны труда, императивным является лишь требование об организации охраны труда, которая может быть осуществлена различными способами, в том числе путем заключения гражданского правового договора с организацией, оказывающей услуги в области охраны труда, а руководителем должны быть созданы по его усмотрению меры по контролю за выполнением требований охраны труда (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики - Чувашии от 26.10.015 по делу N 33-4656/2015; апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 21.07.2014 по делу N 33-9704/2014).
Организации, оказывающие услуги по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются приказом Минздравсоцразвития РФ от 1.04.2010 N 205н. При этом закон не устанавливает каких-либо исключений из этого требования - то есть все организации, оказывающие услуги в этой области, подлежат аккредитации (см. апелляционное определение СК по административным делам Ростовского областного суда от 07.09.2015 по делу N 33-13376/2015).
Реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, опубликован на сайте Минтруда России по адресу http://akot.rosmintrud.ru.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций Минтруда России, утвержденных постановлением от 08.02.2000 N 14.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах