Движимое имущество: понятие и признаки
На практике возникает немало спорных ситуаций, связанных с квалификацией той или иной вещи как движимого или недвижимого имущества. Этот вопрос актуален, в частности, для плательщиков налога на имущество организаций (далее - налог на имущество) в связи с тем, что объектами обложения этим налогом признаются только недвижимые вещи (п. 1 ст. 374 НК РФ). Правильно отграничивать движимое имущество от недвижимого может быть важно и в других ситуациях, в том числе при решении вопроса о необходимости государственной регистрации прав на тот или иной объект.
Сложность в решении этого вопроса заключается в том, что законодательство не содержит конкретного и исчерпывающего перечня признаков, характеризующих вещи как движимое имущество. К движимому имуществу относятся любые вещи, которые не являются недвижимостью, включая деньги и ценные бумаги (п. 2 ст. 130 ГК РФ). В свою очередь, недвижимостью (недвижимым имуществом, недвижимыми вещами) являются земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. К таковым относятся, например, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Кроме того, закон специально относит некоторые вещи к недвижимости, например, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания (п. 1 ст. 130 ГК РФ).
То есть признаки движимого имущества (движимых вещей) определяются в противопоставлении с признаками недвижимости. Движимым имуществом являются вещи, которые не обладают прочной связью с землей и могут перемещаться без несоразмерного ущерба их назначению. Следовательно, понятия движимого имущества и недвижимости могут быть разграничены по физическим признакам объекта (физическая связь с землей) и его функциональным признакам (недвижимая вещь предназначена для функционирования именно в тесной связи с землей). Причем эти признаки должны определяться в совокупности.
Безусловно, квалификация как недвижимости таких объектов как земельные участки, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, не вызывает затруднений. Сложность в отнесении вещи к движимому или недвижимому имуществу возникает, как правило, в случаях, когда речь идет о том или ином оборудовании, функционирующем в составе другого объекта, либо о вещи, которая монтируется (устанавливается) на земельном участке, но прочная связь которой с землей не очевидна.
Как отмечается в письме ФНС России от 08.02.2019 N БС-4-21/2179 применительно к вопросам налогообложения налогом на имущество организаций, под объектом недвижимого имущества возможно понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность объектов, указанных в ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно. Не включаются в состав объекта недвижимости вещи, учитываемые как отдельные инвентарные объекты движимого имущества (основные средства), которые могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба его назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества (здания, сооружения).
Из этих критериев исходят и суды, решая вопрос о квалификации того или иного имущества как движимого или недвижимого с учетом конкретных обстоятельств. При этом учитываются положения о неделимых вещах (ст. 133 ГК РФ) и едином недвижимом комплексе (ст. 133.1 ГК РФ). Приведем некоторые примеры.
- Так, в судебной практике высказывается мнение о том, что опоры линий электропередачи не являются самостоятельными вещами и представляют собой составные части единого линейного объекта, являющегося недвижимостью (определение ВС РФ от 19.06.2019 N 307-ЭС17-2487, постановление АС Поволжского округа от 09.12.2016 N Ф06-15755/16). Однако возможен и иной вывод в отношении таких объектов с учетом их характеристик. Например, в одном из дел суд признал движимым имуществом линию электропередачи, состоящую из самонесущих изолированных проводов на промежуточных деревянных опорах, размещение которой на земельном участке имело временный характер (постановление АС Северо-Западного округа от 11.08.2021 N Ф07-10593/21).
- Объекты, относящиеся к оборудованию тепловой электростанции, такие как бытовая, ливневая, напорная канализация, канализационно-насосная станция, сети водоснабжения, очистные сооружения, сети наружного освещения, не являются движимыми вещами. Хотя они и могут быть демонтированы без ущерба для отдельного объекта имущества, по своему функциональному назначению эти объекты используются только в составе тепловой электростанции как единого недвижимого комплекса (постановление Второго ААС от 21.12.2018 N 02АП-9078/18).
- Накопительные емкости с канализационными трубами (канализационный септик) представляют собой инженерные сооружения, расположенные под землей и прочно связанные с ней. Перемещение септика без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, как невозможна и его эксплуатация без связи с землей. Поэтому такие объекты движимыми вещами признаны быть не могут (определение ВС РФ от 19.04.2016 N 74-КГ16-1).
- Технологические трубопроводы и газоходы являются неотъемлемыми частями установки прокаливания кокса, необходимыми для ее функционирования, в том числе потому, что они обеспечивают взаимосвязь технологических процессов этой установки. Эти объекты спроектированы и смонтированы на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает его прочную связь с землей. По своей конструкции объекты не предназначены для последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте. Как следствие, движимым имуществом они не являются (постановление АС Московского округа от 23.08.2018 N Ф05-12789/18).
- Трансформаторная подстанция представляет собой недвижимое имущество, поскольку она сооружена на монолитном железобетонном фундаменте, соединена подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях), то есть имеет прочную связь с землей. Трансформаторы, которые находятся внутри подстанции, также не относятся к движимому имуществу, поскольку подстанция является сложной вещью (ст. 133 ГК РФ) и может использоваться только совместно с трансформаторами (постановление АС Северо-Западного округа от 18.05.2018 N Ф07-5328/18). Однако в зависимости от технических характеристик трансформаторной подстанции она может рассматриваться и как движимое имущество (решение АС г. Москвы от 31.08.2021 по делу N А40-317545/2018).
В то же время дизельная электростанция признается движимым имуществом, поскольку не связана прочно с землей и может перемещаться без ущерба ее назначению (постановление Десятого ААС от 18.03.2010 N А41-19096/09).
Электрическое оборудование (трансформаторы тока, реакторы, выключатели и т.д.), которое не смонтировано на объекте недвижимости, не является его частью, недвижимостью не признается (постановление Восьмого ААС от 03.05.2018 N 08АП-2006/18).
В письме от 25.03.2019 N БС-4-21/5305@ представители ФНС России указали, что для выявления оснований, по которым объект имущества может относиться к недвижимости, целесообразно исследовать: наличие записи об объекте в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН); при отсутствии сведений в ЕГРН - наличие документов, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению, например, для объектов капитального строительства - наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т.п.
Минфин России в своих разъяснениях (письма от 26.05.2021 N 03-05-05-01/40484, от 29.06.2021 N 03-05-05-01/51043) также ссылается на позицию Росреестра, согласно которой сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, то есть как объекты капитального строительства, с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости. Соответственно, объекты, обладающие характеристиками некапитальных сооружений, не относятся к недвижимому имуществу, право собственности на которое подлежит государственной регистрации.
Государственная регистрация права на вещь по общему правилу не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п. 38 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25). С другой стороны, даже если право на вещь зарегистрировано как на недвижимое имущество, это не всегда означает, что вещь действительно является недвижимостью по своим свойствам. Так, встречаются случаи, когда органы регистрации прав регистрируют права на легкоразборные конструкции, временные некапитальные постройки как на недвижимость, хотя такие объекты, не обладающие прочной связью с землей, должны квалифицироваться как движимое имущество (см., например, постановления АС Северо-Западного округа от 07.12.2020 N Ф07-12853/20, АС Московского округа от 19.06.2017 N Ф05-11349/15, АС Северо-Кавказского округа от 21.01.2015 N Ф08-9162/14). В таких ситуациях государственная регистрация права собственности или иного вещного права на имущество сама по себе не является безусловным доказательством того, что это имущество относится к недвижимости.
Правовая позиция относительно критериев, по которым имущество признается движимым или недвижимым для целей обложения налогом на имущество, сформулирована в определении ВС РФ от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241. Вывод суда сводится к тому, что выявление характера имущества (в частности, производственного оборудования) как движимого или недвижимого на основе таких признаков как тесная взаимосвязь с объектом недвижимости, в котором размещено оборудование (здание, сооружение), и наличие у этих объектов общего функционального назначения (изготовление продукции), что зачастую требует проведения технической экспертизы, приводит к нарушению принципа формальной определенности налоговых норм, который предполагает, что эти нормы должны быть сформулированы достаточно ясно с тем, чтобы каждый знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить. Поэтому определять, является ли имущество движимым и, как следствие, облагается ли оно налогом на имущество, необходимо на основе формальных признаков: является ли такое имущество самостоятельным инвентарным объектом (основным средством) в целях бухгалтерского учета, и к какой группировке действующего классификатора основных фондов относится этот объект*(1). Если имущество включено в группировку машин и оборудования и, следовательно, не относится к зданиям и сооружениям, для целей налогообложения есть основания квалифицировать его как движимое имущество.
Аналогичные выводы содержатся в определении ВС РФ от 17.05.2021 N 308-ЭС20-23222, в котором суд указал, помимо прочего, на то, что экономическую нецелесообразность использования оборудования вне здания (в конкретном случае, рассмотренном судом, - распределительно-трансформаторной подстанции (энергоустановки), с помощью которой здание снабжалось электроэнергией) не следует приравнивать к несоразмерному ущербу для функционирования здания в случае перемещения оборудования (см. также письмо ФНС России от 21.05.2021 N БС-4-21/7027@).
С точки зрения такого подхода (который, еще раз отметим, применим именно для целей налогообложения) принципиальным является вопрос, выполняет ли имущество (в частности, оборудование) какую-либо самостоятельную функцию (в соответствии с нормативными критериями относится к отдельной группе основных средств, не являющихся частью зданий или сооружений) или оно предназначено только для обслуживания недвижимой вещи (здания, сооружения и т.д.), а не наличие у объекта тесной физической связи со зданием, сооружением или иной недвижимостью и способности функционировать только в такой взаимосвязи (см. также письмо ФНС России от 15.11.2021 N БС-4-21/15939@, п. 11 письма ФНС России от 16.12.2021 N БВ-4-7/17685@).
Таким образом, как движимое имущество могут быть квалифицированы объекты (вещи), функциональное назначение которых не предполагает их обязательного использования в тесной связи с землей или для обслуживания объектов, неразрывно связанных с землей (кроме случаев, когда закон прямо относит то или иное имущество к недвижимости). Движимым имуществом являются также объекты, которые хотя и предназначены для использования только в составе недвижимого имущества, но не смонтированы, то есть фактически не имеют технологической связи с недвижимостью. При решении вопроса о том, является ли имущество движимым или недвижимым, для целей налогообложения налогом на имущество налогоплательщик вправе основываться на положениях действующего классификатора основных фондов.
_______________________________________
*(1) В настоящее время действует Общероссийский классификатор ОК 013-2014 (СНС 2008) "Общероссийский классификатор основных фондов" (принят и введен в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным гражданско-правовым договорам
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, Ю. Бадалян, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, Р. Габбасовым, Н. Даниловой, П. Ериным, М. Золотых, Ю. Раченковой, М. Рафиковым, О. Сидоровой, Е. Стародубовой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.
См. информацию об авторах