Сроки предоставления истребуемых налоговым органом документов
Порядок представления налогоплательщиком истребуемых налоговым органом документов при проведении налоговых проверок определен в ст. 93 НК РФ.
На основании п. 3 ст. 93 НК РФ документы, которые были истребованы налоговым органом в ходе налоговой проверки, должны быть представлены налогоплательщиком в течение 10 рабочих дней (20 рабочих дней - при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 рабочих дней - при налоговой проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ) со дня получения соответствующего требования.
В отдельных случаях НК РФ предусмотрены иные сроки представления документов по требованию налогового органа (см. таблицу):
Случаи истребования документов по ст. 93 НК РФ | Срок представления документов | Продление срока представления документов |
При проведении налоговых проверок (в общем случае) - необходимые для проверки документы | В течение 10 рабочих дней со дня получения требования (абз. 1 п. 3 ст. 93 НК РФ) | По решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (абз. 5 п. 3 ст. 93 НК РФ) |
При проведении налоговых проверок консолидированной группы налогоплательщиков - необходимые для проверки документы | В течение 20 рабочих дней со дня получения требования (абз. 1 п. 3 ст. 93 НК РФ) | По решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Не менее чем на 10 рабочих дней (абз. 5-6 п. 3 ст. 93 НК РФ) |
При проведении налоговых проверок иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ - необходимые для проверки документы | В течение 30 рабочих дней со дня получения требования (абз. 1 п. 3 ст. 93 НК РФ) | По решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (абз. 5 п. 3 ст. 93 НК РФ |
При проведении камеральной налоговой проверки для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС*(1): - в случае выборочного истребования документов, включенных в реестры, представляемые в соответствии с пунктами 3.9, 5, 5.1, 6.1 ст. 165 НК РФ; | -в течение 30 календарных дней со дня получения требования (п.п. 3.9, 5, 5.1, 6.1, 15 ст. 165 НК РФ); | Не предусмотрено |
- в случае истребования документов, включенных в реестры, предусмотренные п. 15 ст. 165 НК РФ | -в течение 20 календарных дней со дня получения требования (п. 15 ст. 165 НК РФ | |
При проведении камеральной и (или) выездной налоговой проверки в части правильности исчисления и уплаты НДФЛ и налога на прибыль налоговым агентом в отношении доходов по государственным, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц - документы, предусмотренные п. 1 ст. 214.8 и п. 1 ст. 310.2 НК РФ *(2) | Не позднее 3 месяцев со дня получения налоговым агентом требования | Не более чем на 3 месяца. |
При проведении ФНС России в соответствии со ст. 105.17 НК РФ проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами - документация, предусмотренная НК РФ, в отношении проверяемой сделки (группы однородных сделок) *(3) | В течение 30 рабочих дней со дня получения требования (п. 6 ст. 105.17 НК РФ) | Не предусмотрено |
Срок исполнения требования о предоставлении документов (информации) исчисляется в рабочих днях (если срок не установлен в календарных днях) со дня, следующего за днем его получения налогоплательщиком (п. п. 2 и 6 ст. 6.1 НК РФ).
В свою очередь, день получения требования налогоплательщиком определяется в зависимости от способа его вручения налоговым органом:
- при вручении требования лично датой получения будет считаться дата, указанная налогоплательщиком при проставлении подписи в получении на экземпляре требования, остающегося у налогового органа;
- при направлении требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), оно считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью) налогоплательщика. При этом датой его получения налогоплательщиком в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи считается дата, указанная в квитанции о приеме (п.п. 6, 12, 13 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168, ст. 19 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ);
- в случае направления требования по почте заказным письмом датой его получения считается шестой рабочий день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31, п. 1 ст. 93 и п. 4 ст. 93.1 НК РФ).
Если налогоплательщик не успевает представить истребуемые документы.
Следует учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 93 НК РФ непредставление в установленные сроки запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов, как и отказ проверяемого лица от их представления, признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Кроме того, в случае такого отказа или непредставления документов в установленные сроки инспекторы, проводящие налоговую проверку, могут произвести выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
В то же время, если налогоплательщик не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного срока, он вправе попросить отсрочку.
Для этого необходимо в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомить проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления документов в установленные сроки, с указанием причин, по которым эти документы не могут быть представлены в установленные сроки и о сроках, в течение которых возможно их представление (п. 3 ст. 93 НК РФ).
Причины этого могут быть разными: большой объем документов, болезнь сотрудников или их нахождение в командировке и т.п.
Согласно абз. 3-4 п. 3 ст. 93 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 240-ФЗ, действующей с 3 августа 2016 г.) уведомление может быть представлено в налоговый орган проверяемым лицом:
- лично или через представителя
- передано в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Лица, на которых в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ не возложена обязанность по представлению налоговой декларации в электронной форме, вправе направить его по почте заказным письмом.
С 15 апреля 2017 г. уведомление должно представляться в формализованном виде. Его форма и формат представления в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика утверждены приказом ФНС России от 25.01.2017 N ММВ-7-2/34@. До этого уведомление составлялось в произвольной форме.
В течение двух рабочих дней со дня получения уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Срок, на который возможно продление срока представления истребуемых документов, налоговые органы определяют самостоятельно. При этом учитываются указанные налогоплательщиком причины невозможности их представления в установленные сроки, объем истребуемых документов, наличие факта частичного представления документов в рамках данного истребования, сроков, в которые проверяемое лицо по его уведомлению может представить истребуемые документы (письмо Минфина России от 05.08.2008 N 03-02-07/1-336).
При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков представления истребуемых документов осуществляется не менее чем на 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
В случае необоснованного отказа налогового органа в продлении срока предоставления документов налогоплательщик вправе обжаловать такое решение. При отсутствии доказательств умышленного уклонения налогоплательщика от представления запрашиваемых документов судьи могут отменить такое решение (постановление ФАС Московского округа от 23.05.2011 N Ф05-3449/11).
В случае приостановления выездной (повторной выездной) налоговой проверки, течение срока на представление документов, предусмотренного п. 3 ст. 93 НК РФ, не приостанавливается. Документы, запрошенные налоговым органом до момента приостановления выездной налоговой проверки, налогоплательщик обязан представить в установленный срок, даже если срок их представления приходится на период приостановления проверки (см. письма Минфина России от 28.06.2013 N 03-02-07/1/24644, ФНС России от 07.08.2015 N ЕД-4-2/13892@, от 22.08.2014 N СА-4-7/16692, от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@, п. 26 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, постановления АС Восточно-Сибирского округа от 04.03.2015 N Ф02-523/15, АС Западно-Сибирского округа от 13.10.2014 N Ф04-9992/14 (определением ВС РФ от 09.02.2015 N 304-КГ14-7880 отказано в пересмотре дела), АС Дальневосточного округа от 15.08.2014 N Ф03-3127/14, ФАС Уральского округа от 10.10.2013 N Ф09-9556/13).
_________________________________________
*(1) Норма п. 15 ст. 165 НК РФ введена Федеральным законом от 29.12.2014 N 452-ФЗ, вступившим в силу с 1 октября 2015 года, и применяется в отношении порядка подтверждения налогоплательщиками обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по НДС за налоговые периоды начиная с 1 октября 2015 года. При этом в силу последнего абзаца п. 15 ст. 165 НК РФ, в случае, если по требованию налогового органа налогоплательщиком не представлены указанные в настоящей статье документы, сведения из которых включены в реестры, предусмотренные настоящим пунктом, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в соответствующей части считается неподтвержденной
*(2) Нормы введены Федеральным законом от 02.11.2013 N 306-ФЗ и действуют с 1 января 2014 года.
*(3) В силу п. 3 ст. 105.15 НК РФ документация может быть истребована ФНС России не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.
Темы
Истребование документов при проведении камеральных налоговых проверок
Истребование документов у налогоплательщика при проведении выездных налоговых проверок
См. также
Способы направления налоговым органом требования о предоставлении документов (информации)
Способы предоставления истребуемых налоговым органом документов
Формы документов
Сопроводительное письмо к документам, представляемым по требованию налогового органа
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах