Заверение копий истребуемых налоговым органом документов
Представление в налоговые органы документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 2 ст. 93 НК РФ).
Такое требование установлено как в отношении документов налогоплательщика, необходимых для проверки, так и в отношении документов, имеющихся у налогоплательщика и касающихся деятельности проверяемого контрагента, или документов относительно конкретной сделки (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).
Представление копий истребуемых документов, не заверенных надлежащим образом, инспекторы расценивают как непредставление документов в установленные сроки, что, в свою очередь, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 или ст. 129.1 НК РФ (см., например, письмо ФНС России от 02.10.2012 N АС-4-2/1645).
До недавнего времени порядок представления в налоговые органы копий документов НК РФ не был установлен, как и право ФНС России устанавливать какой-либо отдельный порядок по данному вопросу.
Со 2 июня 2016 года налоговым органам предоставлено право устанавливать требования к сшивам документов, представляемым в налоговые органы.
Согласно дополнениям, внесенным в п. 2 ст. 93 НК РФ Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ (далее - Закон N 130-ФЗ) и вступившим в силу 2 июня 2016 года, листы документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми ФНС России. В настоящее время такие требования не утверждены.
В связи с этим при формировании пакета истребуемых налоговым органом копий документов необходимо учитывать следующее.
Копией документа является экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа. Заверенной копией документа является копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость (п.п. 23, 25 ГОСТ Р 7.0.8-2013 "СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утв. приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст*(1)).
При заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита "Подпись" проставляют заверительную надпись: "Верно"; должность лица, заверившего копию; личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения. Допускается копию документа заверять печатью, определяемой по усмотрению организации (п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утв. постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст).
Таким образом, копии документов, представляемые в налоговый орган, должны быть заверены руководителем (заместителем руководителя) и (или) иным уполномоченным лицом налогоплательщика и печатью (при наличии), придающих им юридическую силу.
Подпись является реквизитом, содержащим собственноручную роспись должностного или физического лица (п. 58 ГОСТ Р 7.0.8-2013 "СИБИД. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", утв. приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст). При этом НК РФ не содержит положений, позволяющих оформлять копии документов с использованием факсимильной подписи лиц, уполномоченных на их подписание. Поэтому копии документов, заверенные факсимиле, могут быть не приняты налоговым органом как надлежащие копии представленных документов (см., постановления АС Дальневосточного округа от 19.01.2015 N Ф03-5752/14, от 25.08.2014 N Ф03-3092/14 (определением ВС РФ от 17.12.2014 N 303-КГ14-5248 отказано в пересмотре дела).
Печать с 6 апреля 2015 года перестала быть обязательным средством индивидуализации хозяйственных обществ (ООО и АО). Общество вправе иметь печать, за исключением случаев, когда Федеральным законом предусмотрена обязанность общества использовать печать. При этом сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
Кроме того, исходя из положений Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" печать не является обязательным реквизитом первичного учетного документа. Но данный реквизит может быть предусмотрен формой первичного учетного документа, утвержденной руководителем экономического субъекта.
Поэтому в случае отсутствия у общества печати налоговые органы не могут требовать ее проставления на налоговых декларациях (расчетах) и копиях документов, представляемых в налоговый орган в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ (письма Минфина России от 06.08.2015 N 03-01-10/45390 и ФНС России от 13.01.2016 N СД-4-3/105, от 05.08.2015 N БС-4-17/13706@).
В случае представления в налоговый орган многостраничного документа, заверить его копию можно любым из существующих в деловой практике способов:
- путем заверения каждого отдельного листа копии документа;
- путем прошития всего многостраничного документа и заверения его в целом.
Правила формирования сшивов документов, запрошенных налоговым органом, разъяснены в письмах Минфина России от 29.10.2015 N 03-02-РЗ/62336 и от 07.08.2014 N 03-02-РЗ/39142, а также в письме ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309 (вопрос 21).
Согласно разъяснениям, сшив формируется объемом не более 150 листов с указанием арабскими цифрами сплошной нумерации листов, начиная с единицы.
Все листы в сшиве прошиваются на 2-4 прокола прочной нитью. Концы нити выводятся на оборотную сторону последнего листа и связываются. На оборотной стороне последнего листа в месте скрепления наклеивается бумажная наклейка (в виде прямоугольника размером примерно 40-60 мм на 40-50 мм). Наклейка должна закрывать место скрепления прошивки полностью, за пределы наклейки могут выходить только концы прошивных нитей, но не более чем на 2-2,5 см.
На бумажной наклейке проставляется заверительная надпись, в которой указывается количество пронумерованных листов (арабскими цифрами и прописью), подпись руководителя или иного представителя организации с указанием его фамилии и инициалов, должности, даты подписания, печать организации (при наличии). Печать ставится таким образом, чтобы частично захватывала бумажную наклейку, заклеивающую концы нити, личную подпись, фамилию, инициалы лица, заверившего документы (копии документов), дату их заверения.
В случае прошития всего многостраничного документа и заверения его в целом, на оборотной стороне последнего листа должны быть проставлены реквизиты: "Верно", "Подпись", должность лица, заверившего копию, личную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию), дату заверения.
Необходимо учитывать цели представления в налоговые органы копий документов налогоплательщика, а именно их дальнейшее использование в контрольной работе, в том числе в качестве доказательственной базы. Поэтому при формировании сшивов документов необходимо обеспечить:
- возможность свободного чтения текста документа, всех дат, виз, резолюций и т.д. и т.п.;
- возможность свободного копирования каждого отдельного листа документа в пачке современной копировальной техникой (в случае необходимости представления копии документа в суд)
- сохранение целостности документов в сшивах (исключение возможности механического расшития пачки при изучении копии документа).
Сшивы документов (копий документов) представляются в налоговые органы с сопроводительными письмами, в которых указываются основание их представления, включая реквизиты требования о представлении документов, количество сшивов и количество листов, содержащихся в каждом сшиве.
Также следует учитывать, что копии документов должны изготавливаться не на черновиках, а на чистых листах (письмо Минфина России от 01.02.2010 N 03-02-07/1-35).
Заверена должна быть каждая копия документа, а не подшивка представляемых копий документов.
Контролирующие органы настаивают на том, что НК РФ не предусмотрено представление в налоговый орган подшивки документов, заверенной на обороте последнего листа последнего документа. Необходимо заверять копию каждого документа, а не подшивку всех представляемых документов (см. письма Минфина России от 29.10.2014 N 03-02-07/1/54849, от 11.05.2012 N 03-02-07/1-122, от 24.10.2011 N 03-02-07/1-374, от 30.11.2010 N 03-02-07/1-549, а также письмо ФНС России от 02.10.2012 N АС-4-2/16459).
Поддерживают эту позицию и судьи. Так, например, в постановлении ФАС Московского округа от 05.11.2009 N КА-А41/11390-09 указано, что из положений ст. 93 НК РФ следует, что заверена должна быть каждая копия документа, а не подшивка этих документов (определением ВАС РФ от 17.02.2010 N ВАС-946/10 указанное постановление оставлено в силе).
Вместе с тем, существуют судебные решения, в которых судьи приходят к выводу, что своевременное представление налогоплательщиком копий истребованных налоговым органом документов, оформленных в виде подшивки, содержащей удостоверительную надпись уполномоченного лица, не является отказом от их представления и не может быть расценено как непредставление документов (сведений) вообще, то есть, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена НК РФ (см. постановления ФАС Центрального округа от 01.11.2013 N Ф10-3120/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.11.2012 N Ф04-5573/12, от 24.08.2012 N Ф04-3290/12 и от 30.08.2012 N Ф04-4141/12, Двадцатого ААС от 28.08.2015 N 20АП-4671/15).
____________________________
*(1) Аналогичные определения копии документа и заверенной копии документа содержались в подпунктах 29 и 30 п. 2.1 ранее действовавшего ГОСТ Р 51141-98, который с 1 марта 2014 г. был отменен Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст в связи с введением в действие нового национального стандарта ГОСТ Р 7.0.8-2013.
Темы
Истребование документов при проведении камеральных налоговых проверок
Истребование документов у налогоплательщика при проведении выездных налоговых проверок
См. также
Формы документов
Сопроводительное письмо к документам, представляемым по требованию налогового органа
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах