Количество транспортных средств и количество посадочных мест при оказании услуг по перевозке пассажиров и грузов при ЕНВД
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
В целях ЕНВД под транспортными средствами следует понимать автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К ТС не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски (десятый абзац ст. 346.27 НК РФ). В автотранспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров, количество посадочных мест определяется как количество мест для сидения (за исключением места водителя и места кондуктора) на основании данных технического паспорта завода - изготовителя автотранспортного средства. Отметим, что фактически используемое количество посадочных мест (меньшее, чем указано в техпаспорте) в расчет не принимается (см. постановление ФАС Поволжского округа от 23.06.2014 N Ф06-11691).
Если в техническом паспорте отсутствует информация о количестве посадочных мест, то оно определяется органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ на основании заявления собственника автотранспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров при осуществлении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД.
Таким образом, при определении количества ТС необходимо учитывать, что из положений пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ и десятого абзаца ст. 346.27 НК РФ следует, что в целях применения ЕНВД транспортные средства должны быть предназначены именно для перевозки пассажиров или грузов и их количество не должно превышать 20 единиц.
Как отмечает Минфин России, транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном порядке в органах ГИБДД, как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования (см. письма Минфина России от 29.03.2013 N 03-11-11/122, от 16.01.2012 N 03-11-11/1, от 10.01.2012 N 03-11-11/336, от 29.12.2011 N 03-11-06/2/187, от 16.11.2010 N 03-11-06/3/160, от 22.10.2009 N 03-11-06/3/249). Вместе с тем, в постановлении ФАС Московского округа от 27.11.2012 N Ф05-13406/12 отмечено, что возможность применения ЕНВД по автотранспортным услугам не зависит от регистрации автотранспорта в ГИБДД. При этом в письме Минфина России от 16.01.2012 N 03-11-11/1 отмечается, что на уплату ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов транспортными средствами, зарегистрированными в ГИБДД как транспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования, независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено, а также при условии, что собственником и (или) арендатором данного транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов.
Кроме того, Мифин России разъясняет, что на уплату ЕНВД не переводится деятельность, связанная с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов внедорожным автотранспортом, то есть не предназначенным для движения по автомобильным дорогам общего пользования (например, самоходными дорожно-строительными, мелиоративными, сельскохозяйственными и иными машинами), зарегистрированным в установленном порядке в органах Гостехнадзора (см. письмо Минфина России от 09.09.2013 N 03-11-11/36939).
Конституционный Суд РФ в определении от 25.02.2010 N 295-О-О указал, что применение системы налогообложения в виде ЕНВД связывается законодателем не с фактической эксплуатацией транспортных средств, а с правом собственности или иным правом (пользования, владения и (или) распоряжения) на них. См. также постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.02.2013 N Ф07-53/13, от 11.10.2012 N Ф07-4343/12, от 18.04.2012 N Ф07-2653/12, ФАС Московского округа от 11.08.2010 N КА-А41/9293-10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2012 N Ф02-2143/12, ФАС Уральского округа от 28.01.2013 N Ф09-14145/12, от 03.07.2012 N Ф09-5520/12, от 19.06.2012 N Ф09-4730/12. Специалисты налоговых органов и Минфина России в своих разъяснениях также указывают, что возможность применения системы налогообложения в виде ЕНВД связана с правом собственности (пользования, владения, распоряжения) на транспортные средства. При этом факт их эксплуатации значения не имеет (см. письма ФНС России от 20.11.2012 N ЕД-4-3/19535@, Минфина России от 06.07.2015 N 03-11-11/38756, от 23.01.2013 N 03-11-11/24, от 23.10.2012 N 03-11-09/79, от 10.10.2012 N 03-11-11/302, от 09.10.2012 N 03-11-11/294, от 20.09.2012 N 03-11-09/74, от 28.12.2011 N 03-11-11/329).
При этом под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве (владения, пользования и (или) распоряжения) автотранспортных средств следует понимать количество автотранспортных средств, но не более 20 единиц, предназначенных для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, находящихся у налогоплательщиков на балансе, либо арендованных (полученных), в том числе по договору лизинга и субаренды (см., например, письма Минфина России от 01.03.2017 N 03-11-11/11602, от 30.09.2013 N 03-11-11/40326). В целях перехода на ЕНВД учитываются автотранспортные средства независимо от их эксплуатационного состояния (например, находящиеся в ремонте, простаивающие, находящиеся на консервации и т.п.), а также от характера их использования налогоплательщиком (например, используемые для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта). При этом не учитываются автотранспортные средства, переданные в пользование другим организациям или индивидуальным предпринимателям во временное владение и пользование или во временное пользование по договорам аренды.
Необходимо отметить, что ранее Минфин России указывал, что при подсчете транспортных средств в расчет не включаются имеющиеся у налогоплательщиков на праве собственности и (или) ином праве автотранспортные средства, которые используются в целях, не связанных с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов (например, для хозяйственных нужд, личных или служебных перевозок) (см. письма Минфина России от 10.05.2012 N 03-11-11/148, от 16.04.2012 N 03-11-11/124, от 04.10.2011 N 03-11-06/3/108, от 02.02.2010 N 03-11-11/24, от 20.11.2009 N 03-11-06/3/270, от 18.06.2008 N 03-11-04/3/284). Исключением являются автотранспортные средства, которые используются налогоплательщиком одновременно и для оказания платных услуг по перевозке пассажиров и грузов, и для собственных хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта (см. письма Минфина России от 18.06.2008 N 03-11-04/3/284, от 26.11.2007 N 03-11-04/3/459).
Однако в письме ФНС России от 10.06.2016 N СД-4-3/10366@ указано, что в соответствии с п. 20 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, по степени использования основные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации, в запасе (резерве), в ремонте и др. В связи с этим, при исчислении ЕНВД автотранспортные средства, находящиеся в ремонте, в число эксплуатируемых транспортных средств не включаются. Как указано в п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157, сущность ЕНВД предполагает учет при определении величины физического показателя только того имущества, которое способно приносить налогоплательщику доход и непосредственно участвовать в облагаемой ЕНВД предпринимательской деятельности. Таким образом, при исчислении единого налога (определении величины физического показателя базовой доходности) учитываются не все имеющиеся у налогоплательщика автотранспортные средства, а только те, которые способны приносить налогоплательщику доход и непосредственно участвовать в облагаемой ЕНВД предпринимательской деятельности.
Существуют и судебные решения, содержащие вывод о том, что транспортные средства, находящиеся в ремонте, на консервации или переданные в аренду, то есть фактически не используемые для получения дохода, не должны учитываться при определении физического показателя (см. постановления ФАС Поволжского округа от 17.06.2010 N А49-10181/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 22.09.2009 N А31-5652/2008, ФАС Уральского округа от 26.01.2009 N Ф09-10532/08-C3, определение ВАС РФ от 05.06.2009 N ВАС-6115/09). При этом суды отмечают, что транспортные средства, имеющиеся у налогоплательщика на праве собственности, должны не только быть предназначены для оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов и находиться на балансе налогоплательщика, но и быть рабочими (на ходу), способными реально приносить налогоплательщику потенциально возможный доход (вмененный доход). Этого нельзя сказать о транспортных средствах, находящихся на ремонте либо на консервации, в том числе в связи с неисправным техническим состоянием, - в таких случаях налогоплательщик должен представить контролирующему органу соответствующие подтверждающие документы. Таким образом, налогоплательщик вправе применять систему налогообложения в виде ЕНВД по виду предпринимательской деятельности "оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов", если общее количество используемых им в соответствующем налоговом периоде транспортных средств, способных реально приносить налогоплательщику потенциально возможный доход, не превышает 20 единиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах