Истребование документов у налогоплательщика при проведении выездных налоговых проверок
При проведении выездной налоговой проверки налогоплательщик согласно п. 12 ст. 89 НК РФ обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Как следует из п. 12 ст. 89 НК РФ, проверяющими могут быть затребованы при проведении выездной налоговой проверки как оригиналы документов, так и их копии.
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев (абз. 3 п. 12 ст. 89 НК РФ):
- проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа согласно п. 1 ст. 89 НК РФ;
- при проведении выемки в случаях, предусмотренных ст. 94 НК РФ.
Для получения доступа к подлинникам документов налогоплательщику вручается уведомление. Форма уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с подлинниками документов, связанными с исчислением и уплатой налогов, приведена в письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@. В уведомлении указываются номер и дата решения о проведении выездной проверки, наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки необходимых документов и период, к которому они относятся.
Необходимые для проверки документы также могут быть истребованы у налогоплательщика в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (абз. 2 п. 12 ст. 89 НК РФ). Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий или в электронной форме по установленным форматам (п. 2 ст. 93 НК РФ).
Для получения документов в порядке, предусмотренном ст. 93 НК РФ, налогоплательщику вручается требование о представлении документов (информации), форма которого утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@.
Причем реализация права налогового органа на истребование документов (в виде копий) не ставится в зависимость от места проведения выездной налоговой проверки (письмо Минфина России от 17.11.2011 N 03-02-07/1-395).
Порядок ознакомления налоговых органов с документами в ходе выездной налоговой проверки разъяснила ФНС России в письме от 25.07.2013 N АС-4-2/13622@ "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок". Согласно п. 5.5 Рекомендаций истребование документов в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (в виде копий), не должно заменять собой ознакомление с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, полученными по устному требованию проверяющих должностных лиц налогового органа. В случае необеспечения налогоплательщиком (ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков) права должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, ознакомиться с подлинниками документов, необходимых для проверки, налоговый орган вправе истребовать копии документов в порядке, установленном ст. 93 НК РФ, либо осуществить выемку документов в соответствии со ст. 94 НК РФ.
Отметим, что возможность произвести выемку необходимых документов в случае отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставления их в установленные сроки прямо установлена в п. 4 ст. 93 НК РФ.
Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
Кроме того, непредставление в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов предоставляет налоговым органам право определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Используя предоставленные права, налоговые органы нередко при выездной проверке вручают проверяемому налогоплательщику и уведомление о необходимости ознакомиться с подлинниками документов, и требование о представлении тех же документов в виде копий в установленном ст. 93 НК РФ порядке. При этом, если налогоплательщик своевременно не представит копии документов (что достаточно вероятно, если речь идет о представлении документов за 3 года), его привлекают к ответственности по ст. 126 НК РФ.
В таком случае, если в распоряжение инспекции на территории налогоплательщика были предоставлены все необходимые документы в подлинниках, а требования о предоставлении копий этих документов не конкретизированы, суд может признать незаконным привлечение налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ (см. например, постановление ФАС Московского округа от 25.08.2011 N Ф05-8115/11).
Отметим также, что согласно п. 5 ст. 93 НК РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица, а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга.
Запретом на истребование документов, представленных в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга, норма п. 5 ст. 93 НК РФ дополнена с 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ (далее - Закон N 348-ФЗ).
Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
На основании нормы п. 5 ст. 93 НК РФ суды считают, что истребование у налогоплательщика копий с документов, которые находятся в распоряжении налогового органа, является неправомерным по причине невозможности его фактического исполнения. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2013 N Ф07-46/13 судьи признали неправомерным истребование копий с документов, переданных инспекторам при проведении выездной налоговой проверки на территории налогоплательщика, указав, что факт наличия доступа сотрудников общества к оригиналам переданных инспекции документам не подтверждает возврата указанных документов обществу и, соответственно, не исключает действия п. 5 ст. 93 НК РФ.
В то же время необходимо учитывать, что установленные факты совершения налогового правонарушения должны быть подтверждены налоговым органом документально. Для этих целей проверяющими формируются материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, включающие в себя, в том числе, представленные налогоплательщиком копии документов. Поэтому непредставление налогоплательщиком копий необходимых документов судьи могут расценить как действие, направленное на лишение инспекции возможности в законном порядке приобщить копии документов к материалам налоговой проверки и ссылаться на них как на доказательство правомерности принятия соответствующего решения. Подобные выводы содержатся, в частности, в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2013 N Ф04-2040/13, от 25.09.2013 N Ф04-4507/13, от 20.05.2013 N Ф04-2021/13, от 29.05.2013 N Ф04-2496/13.
Необеспечение налогоплательщиком (ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков) права должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, ознакомиться с подлинниками документов, необходимых для осуществления налоговой проверки, может быть квалифицировано как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влекущее ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4 КоАП.
Выставление требования о предоставлении документов в последний день проведения выездной налоговой проверки не противоречит положениям ст.ст. 89, 93 НК РФ. К такому выводу приходят суды, в том числе со ссылкой на правовую позицию, выраженную в п. 27 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57 (см., например, постановления АC Северо-Кавказского округа от 23.05.2016 N Ф08-1795/16, АC Московского округа от 13.02.2015 N Ф05-171/15 (определением ВС РФ от 13.05.2015 N 305-КГ15-5504 отказано в передаче жалобы для рассмотрения СК по экономическим спорам ВС РФ), ФАС Дальневосточного округа от 27.09.2013 N Ф03-4045/13, постановления Пятнадцатого ААС от 07.04.2015 N 15АП-20055/14, Девятого ААС от 22.10.2014 N 09АП-43394/14).
Тема
Мероприятия налогового контроля в ходе проведения выездной налоговой проверки
См. также
Требование налогового органа о предоставлении документов (информации)
Способы направления налоговым органом требования о предоставлении документов (информации)
Документы, проверяемые в ходе выездной налоговой проверки
Сроки предоставления истребуемых налоговым органом документов
Способы предоставления истребуемых налоговым органом документов
Заверение копий истребуемых налоговым органом документов
В каких случаях налоговая инспекция имеет право требовать оригиналы документов
Повторное истребование документов налоговым органом
Истребование документов при проведении налогового мониторинга
Хранение первичных документов, учетных регистров и бухгалтерской отчетности
Энциклопедия судебной практики
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах