Уточненная налоговая декларация
Возможность внести изменения в налоговую декларацию предусмотрена положениями ст. 81 НК РФ.
Подав уточненную декларацию, организация (индивидуальный предприниматель) тем самым признает недействительность первичной (предыдущей) декларации, содержащей ошибочные сведения.
При этом право или обязанность представления уточненной декларации зависит от того, приводят ли выявленные недостатки к занижению налоговой базы и неуплате налога, и совершенно не зависит от того, проводится ли в этот момент в отношении данного налогоплательщика выездная и (или) камеральная налоговые проверки (письмо ФНС России от 21.11.2012 N АС-4-2/19576).
В обязательном порядке представить уточненную декларацию необходимо только при обнаружении налогоплательщиком факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, повлекших за собой занижение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (п. 1 ст. 81 НК РФ).
Не представлять уточненную декларацию налогоплательщик вправе, когда обнаруженные им ошибки или недостоверные сведения никак не влияют на указанную в декларации сумму налога или, наоборот, их исправление приведет к возврату (возмещению) налога из бюджета. Никаких налоговых последствий в этом случае непредставление уточненной декларации не влечет. В такой ситуации налогоплательщик вправе сам решать: представлять или не представлять уточненную декларацию (абзац 2 п. 1 ст. 81 НК РФ). Однако вернуть налог из бюджета без подачи уточненной декларации не удастся. И если НК РФ не ограничивает налогоплательщика во времени представления уточненных налоговых деклараций, то в отношении возврата излишне уплаченного налога непременным условием является соблюдение трехлетнего срока, после истечения которого осуществить такой возврат будет уже невозможно.
Коррективы вносят в тот период, в котором совершена ошибка. Это объясняет существующее требование о представлении уточненной декларации по той же форме, которая действовала в периоде совершения ошибки, и в том же объеме (п. 5 ст. 81 НК РФ). То есть уточненная декларация представляется со всеми листами и приложениями, которые входили в ее первоначальный вариант, в том числе и те листы, которых не коснулись изменения (письмо ФНС России от 25.06.2015 N ГД-4-3/11057@). При этом на титульном листе уточненной декларации указывается номер корректировки (например, "1--", "2--" и так далее).
См. хронологическую справку о периодах действия форм деклараций.
В самой же уточненной декларации указываются все те показатели, что и в первичной (предыдущей) декларации, но только в правильных суммах.
К уточненной декларации можно приложить пояснительную записку (сопроводительное письмо), в которой следует изложить в какие разделы, строки декларации были внесены изменения и чем это было вызвано. Такая информация позволит сократить объем переписки между налогоплательщиками и налоговыми органами (письмо ФНС России от 11.03.2015 N ЕД-4-13/3833@).
Если в результате внесения исправлений потребуется доплатить налог, то в этом случае осуществить такую доплату необходимо до подачи уточненной декларации. В этом случае в бюджет необходимо также уплатить и соответствующую сумму пеней (пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ). Если сделать наоборот, т.е. вначале подать "уточненку" (а потом уже произвести доплату налога и пеней), в карточке РСБ автоматически отразится недоимка, что может послужить основанием для привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ.
Как уже было отмечено выше, уточненная декларация может быть представлена и во время проведения налоговой проверки (камеральной или выездной). Нет запрета в налоговом законодательстве и на подачу уточненных деклараций за налоговый период, за который уже окончена налоговая проверка и принято решение по ее результатам (постановление АС Дальневосточного округа от 23.07.2015 N Ф03-2916/15).
При представлении уточненной декларации камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается проверка вновь поданной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). В этом случае при отправке уточненной налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается день получения налоговым органом соответствующего почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по ТКС днем ее представления считается дата ее отправки. Указанная норма применяется в отношении всех налоговых деклараций (расчетов), без исключений, в том числе налоговых деклараций, в которых заявлено право на возмещение НДС или акциза (п. 3.6 письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705@).
В случае представления уточненной декларации в рамках выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (п. 4 ст. 89 НК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Налоги и взносы" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере налогообложения
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Налоги и взносы
При подготовке "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Акимочкиным, Л. Ананьевой, Ю. Бадалян, И. Башкировой, Я. Бушуевой, Ю. Волковой, О. Ганелесом, Д. Игнатьевым, Р. Дулатовым, Л. Карасевич, И. Котыло, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, Е. Мельниковой, В. Молчановым, О. Монако, И. Олейник, В. Сергеевой, Д. Стрелковой, Е. Титовой, О. Ткач, Е. Хмельковой, О. Шпилевой и др.
См. информацию об авторах