Привлечение УК МКД к административной ответственности по итогам лицензионной проверки ГЖН
Если орган ГЖН обнаружил в деятельности УК нарушения, и за них в КоАП РФ установлена ответственность, а срок давности привлечения к ответственности еще не истек, то УК обязательно привлекается к административной ответственности. Орган ГЖН может одновременно привлечь и саму УК, и виновное должностное лицо (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ), например, руководителя.
Чтобы возбудить дело об административном правонарушении, сначала нужно оформить акт проверки, поскольку этого требует примечание к ст. 28.1 КоАП РФ и потому что именно акт фиксирует выявленные нарушения. Затем (на основе этого акта) составляется протокол об административном правонарушении (ч. 3 и п. 3 ч. 4 ст. 28.1, ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). В случае возбуждения дел в отношении и организации, и виновных должностных лиц составляются несколько протоколов.
Но если выявлено такое нарушение, из-за которого деятельность УК могут приостановить (ст. 3.12 КоАП РФ), то дело можно возбудить и до подписания акта проверки: орган ГЖН составит протокол о временном запрете деятельности и известит об этом прокуратуру в течение суток (примечание к ст. 28.1 КоАП РФ).
См. Перечень правонарушений, протоколы по которым вправе оформлять должностные лица органов ГЖН.
Для составления протокола об административном правонарушении в орган ГЖН вызываются законный представитель УК или виновное должностное лицо.
Законными представителями юридического лица являются исключительно его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Сведения о конкретных лицах, являющихся именно законным представителем организации, содержатся в ЕГРЮЛ. Уведомление любых иных лиц о составлении протокола (в том числе главных инженеров, юрисконсультов или обычных представителей) не является уведомлением в смысле КоАП РФ (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10).
Законному представителю (руководителю) вручается или высылается процессуальный документ (определение или уведомление либо требование о явке), в котором указываются дата, время и место составления протокола. Такое уведомление может быть отправлено и на электронную почту, факсом, телефонограммой (п. 24.1 Постановления N 10). Могут предупредить даже СМС-кой (постановления Четырнадцатого ААС от 07.06.2017 N 14АП-2979/17, Шестого ААС от 09.09.2016 N 06АП-4591/16, Пятого ААС от 09.09.2015 N 05АП-7727/15 и от 05.06.2015 N 05АП-4570/15). Важно, чтобы орган ГЖН смог доказать надлежащее уведомление надлежащего лица о времени и месте составления протокола.
Более того, уведомление о составлении протокола должно указывать на конкретный факт нарушения, в связи с которым он составляется (абз. четвёртый п. 10 Постановления N 10).
Отсутствие надлежащего извещения виновных лиц о времени и месте составления протокола суд может признать существенным нарушением установленной процедуры (нарушение требований ч. 3 и 4 ст. 28.2, ч. 1 и 2 ст. 25.1 КоАП РФ) и признать незаконным и отменить оспариваемое постановление о назначении наказания (постановления Восемнадцатого ААС от 28.02.2017 N 18АП-4/17, Седьмого ААС от 06.04.2016 N 07АП-1540/16, АС Центрального округа от 11.07.2016 N Ф10-1884/16, Двадцатого ААС от 17.04.2017 N 20АП-1378/17, Двенадцатого ААС от 04.10.2016 N 12АП-6419/16, Семнадцатого ААС от 28.09.2016 N 17АП-11099/16).
При явке руководителя (индивидуального предпринимателя) и иных лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, сначала им разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ).
Далее составляется непосредственно сам протокол об административном правонарушении. В настоящее время нет утвержденной формы такого протокола. Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в нем указываются: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ФИО и адреса свидетелей и потерпевших, если таковые имеются, место, время совершения и событие административного правонарушения, вменяемая нарушителю статья КоАП РФ, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вправе знакомиться с его содержанием. Они могут также внести в протокол свои объяснения, возражения по указанным нарушениям или замечания по содержанию протокола (ч. 2 и ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Составленный протокол подписывается должностным лицом ГЖН, руководителем УК или должностным лицом, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении; затем им вручается под расписку копия оформленного протокола (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).
Если УК надлежащим образом извещена о времени и месте составления протокола, но не прислала своих представителей, протокол составляется в их отсутствие. В случае неявки, а также в случае отказа указанных лиц от подписания протокола в протоколе делаются соответствующие записи. Копия протокола вместе с копией определения о времени в месте рассмотрения дела об административном правонарушении направляются в УК в течение трех дней по почте (ч. 4.1, ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).
Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено (то есть назначено наказание) органом ГЖН или судом в течение 15 дней после, соответственно, составления либо получения протокола (ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). О времени и месте рассмотрения дела обязательно сообщат (п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ). Ненадлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела влечет отмену административного наказания (постановления Семнадцатого ААС от 31.01.2017 N 17АП-16794/16, Шестого ААС от 09.09.2016 N 06АП-4591/16, Двадцатого ААС от 09.03.2017 N 12АП-600/17 и от 28.10.2016 N 20АП-5776/16).
В дальнейшем орган ГЖН (или суд, в зависимости от конкретного состава правонарушения) рассмотрит этот протокол (ст. 29.7 КоАП РФ) и вынесет по нему постановление: либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу (ст. 29.9 КоАП РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Энциклопедия решений. Управляющие компании в многоквартирных домах" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб, юристов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Управляющие компании в многоквартирных домах
При подготовке раздела "Энциклопедия решений. Управление многоквартирными домами" использованы авторские материалы, предоставленные В. Глебовым, Е. Парасоцкой, И. Разумовой
См. информацию об авторах