Мораторий на проверки - 2024
Смотрите в этом материале:
- запрет на включение лица/ объекта в план-2024;
- запрет на внеплановые проверки и КНМ;
- проверки и КНМ без взаимодействия с проверяемыми;
- профвизиты на государственные и муниципальные объекты как альтернатива проверке;
- "репетиция" проверок путем проведения профвизита;
- профилактические визиты по поручению Правительства и Президента;
- возбуждение дел об административных правонарушениях;
- прокурорские, налоговые, таможенные и подобные проверки;
- мораторий для аккредитованных IT-компаний;
- мораторий на проверки в отношении мобилизованных предпринимателей
Запрет на включение лица/ объекта в план-2024
В связи с непростой политико-экономической ситуацией в 2022, 2023 и 2024 годах Правительству РФ были переданы полномочия по установлению особенностей проведения контрольно-надзорной деятельности в РФ, в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий (см. п. 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ).
Правительство РФ воспользовалось этим полномочием неоднократно:
- постановлением от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" (далее - Постановление N 336) с 10 марта по конец 2022 года был введен очень жесткий мораторий - почти полный запрет на плановые и существенные ограничения на внеплановые проверки и КНМ;
- постановлением от 29.12.2022 N 2516 жесткий мораторий на внеплановые проверки был продлен до конца 2023 года, а постановлением от 14.12.2023 N 2140 - до конца 2024 года;
- поправками в Постановление N 336 мораторий (не абсолютный!) на плановые проверки был продлен до 2030 года. Таким образом, и в 2024, и до 2030 года в планы проведения плановых КНМ, планы проведения плановых проверок нельзя включать значительную часть контролируемых лиц:
объекты контроля, отнесенные к категориям: - высокого риска, - чрезвычайно высокого риска (п. 11.3 Постановления N 336), ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ государственных и муниципальных детсадов, школ, медорганизаций, а также государственных и муниципальных организаций социального обслуживания детей, общественного питания детей (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг), отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска (см. п. 11.4 Постановления N 336) |
МОЖНО включать в Планы-2024 и до 2030 года в планы проведения плановых проверок, плановых КНМ |
- опасные производственные объекты II класса опасности, - гидротехнические сооружениям II класса (п. 11.3 Постановления N 336) | |
- любые объекты и лица, проверки которых регулирует Закона N 294-ФЗ, если в их отношении не применяется риск-ориентированный подход (абзац второй п. 11.3 Постановления N 336) | |
объекты контроля, отнесенные к категориям: - низкого риска, - умеренного риска, - среднего риска, - значительного риска (п. 11.3 Постановления N 336), - государственные и муниципальные детсады, школы, медорганизации, организации социального обслуживания детей, общественного питания детей (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг), даже отнесенные к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска (см. п. 11.4 Постановления N 336) |
ЗАПРЕЩАЕТСЯ включать в Планы-2024 и до 2030 года в планы проведения плановых проверок, плановых КНМ |
Запрет на внеплановые проверки в 2024 году
Постановлением N 336 установлен запрет на многие - потенциально возможные - внеплановые проверки в 2024 году.
Разрешено исключительно проведение следующих внеплановых проверок и КНМ, которые проводятся с взаимодействием с контролируемым лицом (внеплановые КНМ и проверки без взаимодействия можно проводить без ограничений - см. п. 10 Постановления N 336):
основание |
вид надзора |
предварительное согласование с прокурором |
непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, при этом: - для определения тяжести вреда можно руководствоваться приказом Минздрава России от 24.04.2008 N 194н, - понятие "непосредственная угроза" подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования неминуемо влечет наступление негативных последствий, и налицо прямая причинно-следственная связь между нарушением обязательных требований и причинением конкретным лицам (к примеру, жителям конкретной территоррии, приобретателям конкретного товара) вреда определенной категории, к примеру, распространение конкретного заболевания, разрушение конкретного оборудования и так далее (п. 2 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436) |
любой |
обязательно (абз. 2 пп. "а" п. 3 Постановления N 336, см. также письмо Минэкономразвития России от 28.03.2022 N ОГ-Д24-2255; однако на практике суды могут игнорировать разъяснения Минэкономразвития, см., например, определение Верховного Суда Удмуртской Республики от 11.09.2023 по делу N 33а-3022/2023, постановление Девятнадцатого ААС от 28.09.2023 N 19АП-3564/23) |
непосредственная угроза обороне страны и безопасности государства, при этом понятие "непосредственная угроза" подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования неминуемо влечет наступление негативных последствий, и налицо прямая причинно-следственная связь между нарушением обязательных требований и причинением ущерба обороне и безопасности (п. 2 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436) |
любой |
обязательно (абз. 3 пп. "а" п. 3 Постановления N 336) |
непосредственная угроза возникновения ЧС природного и (или) техногенного характера, при этом понятие "непосредственная угроза" подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования неминуемо влечет наступление негативных последствий, и налицо прямая причинно-следственная связь между нарушением обязательных требований и возникновением ЧС (п. 2 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436) |
любой |
обязательно (абз. 4 пп. "а" п. 3 Постановления N 336) |
- причиненный вред жизни и тяжкий вред здоровью граждан (для определения тяжести вреда можно руководствоваться приказом Минздрава России от 24.04.2008 N 194н, см. п. 2 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436); - причиненный вред обороне страны и безопасности государства; - возникшее ЧС |
любой |
обязательно (абзацы 2-4 пп. "а" п. 3 Постановления N 336), но на объектах чрезвычайно высокого и высокого риска, на ОПО I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса проверку можно проводить тотчас же с уведомлением прокуратуры (п. 4 Постановления N 336) |
выявление индикаторов риска |
любой соответствующий |
обязательно (абз. 5 пп. "а" п. 3 Постановления N 336) |
Внимание: только внеплановые ВЫЕЗДНЫЕ проверки и инспекционные визиты! проверка исполнения предписания, выданного до 01.03.2023, об устранении нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью, обороне страны и безопасности государства, возникновения ЧС, если невозможна оценка исполнения предписания на основании документов и иной информации в распоряжении надзорного органа |
любой |
обязательно (абз. 6 пп. "а" п. 3 Постановления N 336, абз. 3 п. 5 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436) |
проверка исполнения предписания, выданного после 01.03.2023 |
любой соответствующий |
обязательно (абз. 11 пп. "а" п. 3 Постановления N 336) |
поступление жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав, причем защита (восстановление) прав гражданина предполагает наличие прямой взаимосвязи между угрозой нарушения (фактом нарушения) обязательных требований и правами и законными интересами конкретного заявителя. Если жалоба гражданина (граждан) содержит сведения о нарушении обязательных требований, которые не повлекли причинение вреда (ущерба) или иным образом не нарушили права заявителя (заявителей), то проведение внепланового КНМ в указанном случае запрещено (п. 3 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436) |
региональный жилнадзор, лицензионный контроль за УК в МКД |
санкция прокурора не требуется (абз. 9 пп. "б" п. 3 Постановления N 336 в ред. постановления Правительства РФ от 17.08.2022 N 1431) |
решение руководителя, замруководителя ФНС (кроме внезапной контрольной закупки, в которую трансформируется выездное обследование) |
федеральный госконтроль за применением ККТ и полнотой учета выручки |
обязательно (абз. 8 пп. "а" п. 3 Постановления N 336) |
решение руководителя (замруководителя) Роструда или территориальных органов в случае поступления от работников массовых обращений (более 10% среднесписочной численности или более 10 человек) о невыплате зарплаты свыше одного месяца |
федеральный госконтроль за соблюдением трудового законодательства |
обязательно (абз. 9 пп. "а" п. 3 Постановления N 336 в ред. постановления Правительства РФ от 10.10.2022 N 2036) |
поручение Президента РФ (любое), поручение Председателя Правительства РФ/ вице-премьеров (только принятое после 10.03.2022) |
любой |
не нужно (абз. 2-4 пп. "б" п. 3 Постановления N 336) |
требование прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям |
любой |
не нужно (абз. 5 пп. "б" п. 3 Постановления N 336) |
наступление события, указанного в программе проверок |
- государственный строительный надзор, - федеральный экологический, - федеральный за объектами культурного наследия, - федеральный в сфере обращения лекарственных средств |
не нужно (абз. 6 пп. "б" п. 3 Постановления N 336) |
представление контролируемым лицом документов, сведений об исполнении предписания/ иного решения в целях получения, возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер, поступление заявления от организации, ИП о предоставлении правового статуса в соответствии с п. 1.1 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ |
любой соответствующий |
не нужно (абз. 7, абз. 8 пп. "б" п. 3 Постановления N 336) |
Внимание: только внеплановые ДОКУМЕНТАРНЫЕ проверки! поступление в Росалкогольрегулирование от дознавателя, следователя, органа ОРД, материалов о произведенном при проведении проверки сообщения о преступлении или при проведении ОРМ изъятии этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оборудования для их производства, не являющихся вещественными доказательствами по уголовному делу |
федеральный государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции |
не нужно (абз. 10 пп. "б" п. 3 Постановления N 336) |
основания, установленные подпунктами 2, 3, 5 и 6 п. 4 2 ст. 32 Федерального закона об НКО |
надзор за НКО |
не нужно, но требуется предварительное извещение (пп. "в" п. 3 Постановления N 336) |
основания, установленные абзацем третьим п. 5 ст. 25 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" |
надзор в сфере свободы совести и вероисповедания |
не нужно, но требуется предварительное извещение (пп. "в" п. 3 Постановления N 336) |
установление факта распространения (предоставления) в сети "Интернет" баз данных (или их части), содержащих персональные данные |
надзор за обработкой персональных данных |
обязательно (абз. 10 пп. "а" п. 3 Постановления N 336) |
Проведение в 2024 году проверок и КНМ без взаимодействия с проверяемым/ контролируемым лицом
Мораторий не накладывает в 2024 году никаких ограничений на проведение КНМ без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия, если они проводятся хоть по Закону о госконтроле, хоть по Закону N 294-ФЗ о проверках (см., например, письмо Минэкономразвития России от 22.09.2022 N ОГ-Д24-10113). Согласовывать с прокурором такие КНМ и проверочные мероприятия не нужно (п. 10 Постановления N 336). Напомним, что в ходе таких КНМ инспекторы не могут вступать во взаимодействие с теми, кого они проверяют, в том числе требовать документы, разговаривать (даже по телефону) и т.п. (ч. 1, ч. 3 ст. 56 Закона о госконтроле). Правда, после выездного обследования нельзя выдавать предписания (см. ч. 5 ст. 75 Закона о госконтроле, до 25.07.2022 по итогам выездного обследования было не запрещено привлекать к административной ответственности, однако ч. 3.1 во взаимосвязи с частями 3.3, 3.4 ст. 28.1 КоАП РФ запрещает составление протокола об АП без проведения КНМ со взаимодействием или проверки, если правонарушение выражается в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, за редкими исключениями - постоянный рейд, постоянный госконтроль и дела по ст. 9.21 КоАП РФ, ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ). А по итогам наблюдения за соблюдением обязательных требований, по общему правилу (ч. 3 ст. 74 Закона о госконтроле), надзорный орган не может ни выдать предписание (кроме случаев, когда отраслевой закон это прямо разрешает, см. п. 3 ч. 3 ст. 74 Закона о госконтроле), ни наказать. Предписания разрешено выдавать после проведения выездного обследования в рамках муниципального контроля в сфере благоустройства (абз. 2 п. 7.2 Постановления N 336).
Однако в качестве некоторого "мораторного послабления" инспекторам разрешено взаимодействовать с проверяемыми лицами при проведении выездного обследования в рамках федеральных государственных:
- охотничьего контроля (надзора),
- контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий,
- контроля (надзора) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания,
- контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов допускается нахождение и перемещение инспекторов по определенной территории (акватории) в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований физическими лицами. В этом же случае допускается взаимодействие с физическими лицами с составлением акта КНМ и протоколов об административных правонарушениях (п. 10.1 Постановления N 336).
Выдача и исполнение предписаний в 2024 году
В 2022 и до 17.03.2023 выдача и контроль предписаний об устранении нарушений, выявленных во время КНМ, а также последующий контроль за их исполнениями были очень сильно ограничены.
В настоящий момент никаких ограничений на выдачу предписаний нет - выдавать их можно при любых выявленных в ходе КНМ нарушениях обязательных требований. Проверять исполнение любых предписаний, выданных после 01.03.2023, разрешено абзацем 11 пп. "а" п. 3 Постановления N 336.
Мероприятия в отношении государственных и муниципальных объектов (детсадов, школ, больниц, интернатов и т.п.)
Пунктом 11.4 Постановления N 336 до 2030 года запрещено планировать (и, следовательно, проводить) плановые КНМ в отношении государственных и муниципальных детсадов и школ, государственных и муниципальных медорганизаций, а также организаций социального обслуживания детей, общественного питания детей (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, оказание услуг по воспитанию и обучению, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных, медицинских услуг), объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска (см. также письмо Минэкономразвития РФ от 10.04.2023 N ОГ-Д24-3218). Однако в отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит (далее также - профвизит), отказаться от которого садик, школа, больница и т.д. не могут (этим он отличается от обычного профилактического визита, см. ч. 6 ст. 52 Закона о госконтроле). Какие бы нарушения инспектор не обнаружил во время такого профвизита, инициировать по данному поводу внеплановое КНМ ему прямо запрещено абз.5 п. 11.4 Постановления N 336.
При этом решение о проведении профвизита включается не в план КНМ, а в программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (абзац 6 п. 11.4 Постановления N 336). Следовательно, -теоретически - искать "свой" будущий профилактический визит нужно не в ЕРКНМ, а в Программе профилактики соответствующего надзорного органа (он размещается на сайте соответствующего надзорного органа; сведения о прошедших визитах есть на ЕРКНМ). Однако на практике Программы профилактики, как правило, не содержат информации о планируемых профилактических визитах (ни адресатах, ни дате)..
Кроме того, в рамках такого профвизита инспекторам разрешается проводить целый ряд контрольных надзорных действий:
- осмотр,
- отбор проб (образцов),
- истребование документов,
- испытания,
- инструментальное обследование,
- экспертизу (абзац 2 п. 11.4 Постановления N 336).
Таким образом, профилактические визиты в указанные учреждения в 2024 - 2030 годах будут максимально приближены к такому КНМ, как выборочный контроль (ст. 69 Закона о госконтроле; отличие лишь в том, что во время выборочного контроля инспектор вправе получать письменные объяснения, а Постановление N 336 не разрешает проводить такое контрольное (надзорное) действие).
Согласно абзацу первому п. 11.4 Постановления N 336 указанный профилактический визит должен быть проведен за 1 день, однако:
- визит можно продлевать на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более 3 рабочих дней (абзац 3 п. 11.4 Постановления N 336),
- срок визита можно приостанавливать в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения профилактического визита, на срок осуществления этих экспертиз или испытаний (абзац 4 п. 11.4 Постановления N 336). Срок осуществления экспертиз или испытаний определяется соответствующими правовыми актами, принятыми в отношении экспертиз или испытаний. Для приостановления срока необходимо, чтобы инспектор, который проводит профвизит, составил мотивированное представление в адрес своего начальника - то есть уполномоченному должностному лицу надзорного органа (абзац 4 п. 11.4 Постановления N 336).
Если по итогам такого профвизита были выявлены нарушения, то инспектор составляет предписание об устранении этих нарушений и выдает:
- предписание - садику /школе/ медорганизации / интернату и т.д. либо учредителю,
- либо копию предписания - учредителю, если оригинал предписания выдан школе, детсаду, больнице и т.д (абзац 5 п. 11.4 Постановления N 336).
Контролировать исполнение такого предписание можно самым обычным способом, в том числе через организацию и проведение внеплановых КНМ (абзац 5 п. 11.4 Постановления N 336).
Профилактические визиты у тех, кто включен в план КНМ-2024 (кроме садиков и школ, больниц и проч.)
Хозяйствующие субъекты, кого будут плановые КНМ в 2024 году, имеют возможность провести у себя "пробное" КНМ.
Для этого они должны обратиться в контрольный (надзорный) орган с просьбой о проведении профилактического визита. Если такая просьба поступила не позднее чем за 2 месяца до даты начала проведения планового КНМ, контрольный (надзорный) орган должен включить запрошенный профвизит в свою программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2024 год (абзац третий п. 11.3 Постановления N 336). Такой профилактический визит проводится не позднее чем за один месяц до даты проведения планового КНМ, при этом дата его проведения предварительно согласовывается с контролируемым лицом любым способом, обеспечивающим фиксирование такого согласования (абзац третий п. 11.3 Постановления N 336).
Такой профилактический визит является "классическим": без предписаний, без наказания (ч. 8 ст. 52 Закона о госконтроле). Зато по его итогам инспектор даст рекомендации по соблюдению обязательных требований (ч. 2 ст. 52 Закона о госконтроле), и проверяемое лицо сможет качественно подготовиться к грядущему плановому КНМ.
Если такой профилактический визит в организацию / к ИП состоялся в течение 3х месяцев до даты планового КНМ, то надзорный орган может (но не обязан) исключить это запланированное КНМ из ЕРКНМ (абзац третий п. 11.3 Постановления N 336).
Однако те организации и ИП, которые попали в План проведения плановых проверок (то есть проверок, которые регулируются нормами Закона N 294-ФЗ), лишены возможности провести у себя профилактический визит: во-первых, Закон N 294-ФЗ не предусматривает такой формы профилактических мероприятий, а во-вторых, абзац третий п. 11.3 Постановления N 336 упоминает только плановые КНМ, но не плановые проверки.
Запрос на проведение профилактического визита и консультирования до 2030 года можно подавать через Единый портал госуслуг (п. 8.2 Постановления N 336).
Профилактический визит по поручениям Президента РФ и Правительства РФ
В рамках моратория Правительство РФ на 2023-2029 годы ввело новый вид контрольного (надзорного) мероприятия, не предусмотренный Законом о госконтроле, - профилактический визит без возможности отказаться от его проведения, зато с возможностью проведения контрольных (надзорных) действий:
- такие визиты проводятся исключительно в рамках тех видов надзора, которые подчиняются Закону о госконтроле,
- такие визиты проводятся исключительно по поручению Президента РФ, премьер-министра РФ, вице-премьеров (в последнем случае - по согласованию с руководителем Аппарата Правительства РФ),
- в поручениях председателя Правительства и вице-премьеров (для поручения Президента РФ аналогичного требования не введено) должны быть указаны перечень контролируемых лиц и период времени, в течение которого должны быть проведены профилактические визиты (п. 11.5 Постановления N 336).
В рамках такого визита можно проводить:
- осмотры,
- отборы проб (образцов),
- истребования документов,
- испытания,
- инструментальные обследования,
- экспертизы (п. 11.6 Постановления N 336).
Срок такого визита - 1 день, но этот срок:
- может быть продлен на срок, необходимый для инструментального обследования, но не более 4 рабочих дней;
- может быть приостановлен на срок осуществления экспертиз или испытаний (п. 11.6 Постановления N 336).
Если во время визита обнаружены нарушения, то контролируемому лицу выдается предписание, если контролируемое лицо является государственным или муниципальным учреждением, то предписание выдается либо самому учреждению, либо его учредителю (в первом случае учредителю направят копию предписания) (п. 11.6 Постановления N 336).
Возбуждение дел об административных правонарушениях
Как правило, после того, как в ходе проверки, иного КНМ инспектор обнаружил нарушения и зафиксировал их в Акте проверки, Акте КНМ, он сам или иное уполномоченное лицо надзорного органа составляет в отношении виновных в нарушении лиц протокол об административном нарушении. В основу протокола в качестве доказательства события нарушения берется именно Акт проверки или иного КНМ.
Однако - если мораторий запрещает приходить с проверкой, а нарушения имеются, - надзорные органы зачастую составляли протоколы просто по правилам КоАП, собирая доказательства нарушений в рамках КоАП РФ, не опираясь на материалы проверок. Суды не усматривали в данной практике ничего незаконного, так как "действующее законодательство не ограничивает способы непосредственного обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, исключительно проведением контрольно-надзорных мероприятий" (см., например, постановления Девятнадцатого ААС от 01.02.2022 N 19АП-7527/21, Одиннадцатого ААС от 27.01.2022 N 11АП-21172/21 и другие).
Учитывая данную практику (сначала пунктом 9 Постановления N 336, а с 25.07.2022 и впредь - федеральным законом, а именно ч. 3.1 и примечанием к ст. 28.1 КоАП РФ) надзорным органам запрещено составлять протокол об административном правонарушении в том случае, если состав правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых - это предмет госконтроля (госнадзора, муниципального контроля), а перед тем, как составить протокол об административном правонарушении, надзорный орган не проводил никакого КНМ с взаимодействием по правилам Закона о госконтроле либо проверки по правилам Закона N 294-ФЗ (абзацы 3, 6 и 7 п. 7 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436). Это распространяется в том числе на случаи непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения, получение таких сведений от граждан и организаций, органов госвласти и ОМСУ, из СМИ (абз. 5 п. 7 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436).
Возможность составлять протоколы по таким правонарушениям и без проведения проверок и КНМ с взаимодействием оставлена только для следующих ситуаций:
- после совершения КНД в рамках постоянного госконтроля (госнадзора), постоянного рейда и оформления их результатов (ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ),
- дела по ст. 9.21 КоАП РФ могут быть возбуждены УФАС, ФАС РФ без проведения КНМ в случае, если в поступивших материалах, сообщениях, заявлениях содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (ч. 3.3 ст. 28.1 КоАП РФ),
- дела по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ могут быть возбуждены без проведения КНМ в случае непредставления в Ростехнадзор сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (ч. 3.4 ст. 28.1 КоАП РФ),
- дела по целому ряду правонарушений, в том числе в сфере обработки персональных данных, могут быть возбуждены Роскомнадзором без проведения КНМ с взаимодействием (ч. 3.5 ст. 28.1 КоАП РФ).
Таким образом, основанием для отказа в возбуждении дела об административном правонарушении может являться невозможность оценки достаточности данных, указывающих на наличие события и (или) состава правонарушения, в связи с ограничениями, предусмотренными Постановлением N 336. Одновременно с этим потенциальному нарушителю можно объявить предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (абз. 8 п. 7 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436).
Кроме того, возбуждать дело об административном правонарушении можно и без предварительного КНМ, если:
- необходимо применить временный запрет деятельности как меру обеспечения производства по делу об АП (ч. 3.2 ст. 28.1 КоАП РФ),
- или если предмет надзора - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 9 Постановления N 336),
- если производство по делу об административном правонарушении, зафиксированном через фото-видео аппаратуру (абз. 11 п. 7 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436).
Таким образом, без предварительного КНМ с взаимодействием в большинстве случаев возбуждать дело по КоАП РФ нельзя. При этом допускается возбуждение дел об административных правонарушениях на основании сведений, полученных в ходе проведения КНМ с взаимодействием, вне зависимости от даты завершения таких мероприятий (абз. 12 п. 7 письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436).
Отметим, что судебная практика по данному вопросу противоречива (постановления Тринадцатого ААС от 16.05.2023 N 13АП-3616/23, АС Восточно-Сибирского округа от 25.05.2023 N Ф02-2396/23, АС Уральского округа от 20.10.2023 N Ф09-6321/23 и от 26.05.2023 N Ф09-2514/23, АС Центрального округа от 27.04.2023 N Ф10-1280/23, АС Поволжского округа от 24.10.2023 N Ф06-8658/23 и от 27.04.2023 N Ф06-1514/23, АС Северо-Кавказского округа от 15.05.2023 N Ф08-4053/23, АС Московского округа от 02.05.2023 N Ф05-7883/23). Однако постановлением АС Московского округа от 31.03.2023 N Ф05-1094/23 (оставлено без изменения определением Верховного Суда РФ от 01.08.2023 N 305-ЭС23-12646) отмечено, что Постановление N 336 не содержит каких-либо правовых норм, ограничивающих возможность возбуждения дел об административных правонарушениях в отношении нарушений обязательных требований, выявленных не по результатам КНМ, а у административного органа есть объективная возможность и обязанность провести проверку по заявлению (жалобе) гражданина и принять мотивированное решение.
Прокурорские, налоговые, таможенные и подобные проверки
Мораторий-2024 на плановые проверки распространяется исключительно на такие виды надзора/контроля, которые подчиняются правилам, установленным Законом о госконтроле или Законом N 294-ФЗ.
Все остальные виды надзора, - поскольку они выведены из-под регулирования Закона о госконтроле и Закона N 294-ФЗ, - никакого моратория не предполагают (постановления АС Уральского округа от 11.10.2023 N Ф09-6334/23, Двенадцатого ААС суда от 14.02.2023 N 12АП-11169/22, определение Пятого КСОЮ от 03.05.2023 по делу N 8а-3163/2023). Перечень таких видов надзора установлен ч. 3 ст. 1 и чч. 4 и 5 ст. 2 Закона о госконтроле, чч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона N 294-ФЗ.
Мораторий для аккредитованных российских IT-компаний
Отдельный "расширенный" мораторий на проверки аккредитованных российских IT-компаний введен федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ (он внес соответствующие изменения в Закон N 294-ФЗ), а также постановлением Правительства РФ от 24.03.2022 N 448 (далее - ПП-448):
- в отношении указанных лиц в 2022 - 2024 годах не допускается осуществление видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствии с Законом о госконтроле N 248-ФЗ и Законом N 294-ФЗ, за исключением проведения профилактических мероприятий в виде консультирования, информирования, самообследования (п. 1 ПП-448). Это означает полный запрет на плановые и внеплановые проверки и КНМ, проведение которых подчиняется требованиям двух упомянутых федеральных законов. Внимание! С 14 февраля 2023 по конец 2024 года Роскомнадзор вправе проводить в отношении аккредитованных IT-компаний внеплановые КНМ в сфере надзора за обработкой персональных данных, если обнаружилась утечка в Интернет баз данных, содержащих персональные данные, и эти базы имеют признаки принадлежности аккредитованной IT-компании (п. 1, п. 2.1 ПП-448). Решение о таком КНМ принимает руководитель Роскомнадзора или его заместитель, КНМ согласовывается с прокуратурой (см. также абз. 10 пп. "а" п. 3 Постановления N 336);
- любые плановые проверки, проведение которых подчиняется Закону N 294-ФЗ, в отношении имеющих государственную аккредитацию организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, запрещены к проведению в период по 31 декабря 2024 года (ст. 26.4 Закона N 294-ФЗ).
Таким образом, контроль за деятельностью аккредитованного IT-бизнеса в 2022-2024 годах возможен лишь со стороны:
- прокуратуры (зато по любым, без исключения, направлениям),
- правоохранительных органов (в рамках проверки сообщений о преступлениях и ОРД),
- налоговых органов и органов валютного контроля (однако согласно письмам ФНС России от 24.03.2022 N СД-4-2/3586@ и Минфина России от 18.03.2022 N 03-02-06/21331, проведение в отношении аккредитованных IT-организаций выездных (повторных выездных) налоговых проверок, за исключением проверок, назначенных с согласия руководителя (замруководителя) вышестоящего налогового органа, руководителя (замруководителя) ФНС России, приостанавливается до 03.03.2025 включительно. Назначение и проведение выездных налоговых проверок в отношении аккредитованных IT-организаций возможно только с согласия руководителя (замруководителя) вышестоящего налогового органа, руководителя (замруководителя) ФНС России. Для обоснования назначения выездной налоговой проверки нижестоящим налоговым органом в вышестоящий налоговый орган должен быть направлен мотивированный запрос),
- санитарного врача в рамках санитарно-эпидемиологического расследования и некоторых других.
Мораторий на проверки в отношении мобилизованных предпринимателей
Отдельный мораторий на поверки предусмотрен в связи с объявленной Указом Президента РФ от 21.09.2022 N 647 частичной мобилизацией (постановление Правительства РФ от 20.10.2022 N 1874).
Мораторий распространяется на:
- граждан РФ (включая ИП), призванных на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы РФ,
- а также организаций, в которых мобилизованное лицо на дату его призыва на военную службу по мобилизации является единственным учредителем (участником) организации и одновременно осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа.
В отношении таких предпринимателей и организаций приостанавливаются уже начатые выездные налоговые проверки, не могут быть назначены новые, в том числе валютные или по кассам, не могут быть заблокированы счета.
Срок моратория - весь период службы и до 28 числа третьего месяца, следующего за месяцем окончания частичной мобилизации.
См. подробнее в отдельном материале.
Тема
Проверки организаций и предпринимателей
См. также
Формы документов
Заявление о проведении профилактического визита
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти
Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей
При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.
См. информацию об авторах