Порядок рассмотрения жалобы в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ антимонопольным органом
В соответствии с ч.ч. 10, 12 ст. 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки, а в некоторых случаях также Корпорация развития малого и среднего предпринимательства и органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организациями (далее совместно - заявители), вправе в случаях, предусмотренных ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), с учетом особенностей, установленных ст. 3 Закона N 223-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки (см. также п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Согласно ч. 14 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение 7 рабочих дней со дня поступления жалобы, за исключением случая, предусмотренного ч. 14.1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ. Если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на тот же срок (ч. 14.1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Следует иметь в виду, что данные сроки установлены для фактического принятия антимонопольным органом решения, которое в письменном виде в полном объеме может быть изготовлено и позже (см. постановления Седьмого ААС от 24.12.2015 N 07АП-11912/15, АС Западно-Сибирского округа от 21.04.2016 N Ф04-1066/16). Отметим, что в судебной практике существует позиция, согласно которой нарушение указанных сроков само по себе не является основанием для признания решения управления незаконным (см. постановления Пятнадцатого ААС от 05.08.2016 N 15АП-9864/16, Четырнадцатого ААС от 20.04.2016 N 14АП-1094/16, Семнадцатого ААС от 09.11.2015 N 17АП-13654/15), хотя может приниматься во внимание, наряду с другими фактами, свидетельствующими о незаконности решения (см. постановление Четвертого ААС от 22.02.2013 N 04АП-6311/12).
В письме ФАС России от 23.01.2019 N ИА/4073/19 указано, что при переадресации жалобы по подведомственности для рассмотрения по существу в центральный аппарат ФАС России или соответствующий территориальный орган ФАС России сроки, установленные ч. 14 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, исчисляются с момента поступления жалобы в центральный аппарат ФАС России или территориальный орган ФАС России, осуществляющий переадресацию жалобы. При этом представители ФАС России отметили, что в силу ч.ч. 10, 11 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган должен принять решение о возвращении жалобы заявителю либо о назначении жалобы к рассмотрению в течение 3 рабочих дней. Поэтому, учитывая пресекательный срок рассмотрения жалоб, срок переадресации жалоб в центральный аппарат ФАС России или территориальный орган ФАС России должен составлять не более 3 рабочих дней.
Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о торгах, изменения, внесенные в конкурсную документацию, документацию об аукционе, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе, протоколы вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протоколы аукциона, аудио-, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе организации и проведения торгов (ч. 15 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Также в силу ч. 15.2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган в случае необходимости направляет организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, заявителю запрос о представлении иных сведений и документов для рассмотрения жалобы. Запрос о представлении иных сведений и документов направляется в порядке, установленном ч. 11 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, то есть посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. Запрашиваемые сведения и документы должны быть представлены в антимонопольный орган до рассмотрения жалобы по существу.
Следует иметь в виду, что за непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), а равно представление заведомо недостоверных сведений (информации) в антимонопольный орган предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ (см., например, решения Ставропольского краевого суда от 12.07.2017 по делу N 7-768/2017, Свердловского областного суда от 23.05.2017 по делу N 72-566/2017, постановления Седьмого ААС от 23.11.2017 N 07АП-9474/17, Девятого ААС от 24.01.2018 N 09АП-63890/17, Шестнадцатого ААС от 25.04.2017 N 16АП-1042/17).
Организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, заявитель, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе направить в антимонопольный орган возражение на жалобу или дополнение к ней и участвовать в рассмотрении жалобы лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать сведения, указанные в ч. 6 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, то есть те же сведения, что и жалоба. Возражение на жалобу направляется в антимонопольный орган не позднее чем за 2 рабочих дня до дня рассмотрения жалобы (ч. 13 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Согласно ч. 16 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомленных (уведомленных посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного ч. 11 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, то есть посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения. Добавим, что при рассмотрении вопроса о правомерности решения антимонопольного органа по итогам рассмотрения жалобы суды часто не принимают возражения против правомерности такого решения, не заявленные при рассмотрении лицом, надлежащим образом уведомленного о времени рассмотрения жалобы, но не явившимся на это рассмотрение (см. постановления АС Центрального округа от 04.02.2015 N Ф10-4759/14, Тринадцатого ААС от 15.06.2015 N 13АП-8717/15, постановления Девятого ААС от 16.08.2016 N 09АП-35228/16 и АС Московского округа от 02.12.2016 N Ф05-18376/16).
Комиссия прекращает рассмотрение жалобы в случаях, предусмотренных п.п. 3 - 5 ч. 9 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, то есть при установлении факта, что правомерность обжалуемых действий (бездействия) уже оценена контрольным органом или судом (ч. 21 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ). Согласно ч. 9 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ при установлении такого факта на этапе принятия жалобы, до начала ее рассмотрения по существу. Очевидно, что к обоснованию прекращения рассмотрения жалобы в таких случаях должны предъявляться те же требования: решение контрольного органа или суда должно быть вынесено именно в отношении тех же самых действий (бездействия) (см. постановления АС Западно-Сибирского округа от 22.06.2016 N Ф04-2598/16, ФАС Московского округа от 06.02.2013 N Ф05-16283/12 и от 30.01.2013 N Ф05-14913/12).
В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений. Также в силу ч. 20 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и, в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания.
В данном случае наблюдается некоторое противоречие с прямым указанием ч. 13 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, согласно которой рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. Вместе с тем в письмах ФАС России от 30.08.2017 N ИА/59767/17, от 23.01.2018 N ИА/3655/18 сформулирована позиция, что хотя жалоба подлежит рассмотрению строго в пределах изложенных в ней доводов, на основании которых комиссия антимонопольного органа делает выводы о признании жалобы обоснованной или необоснованной, но антимонопольный орган обязан принять решение о выдаче предписания с учетом всех выявленных нарушений.
В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию решения, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются, копии решения, предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы, и размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа (ч. 22 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ). При этом на практике размещение сведений на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа иногда признается судами достаточным для того, чтобы считать субъекта, которому адресовано предписание, надлежащим образом уведомленным (см. постановления Девятого ААС от 27.02.2018 N 09АП-4051/18, АС Московского округа от 25.11.2014 N Ф05-11050/14).
В силу п. 3.1 ч. 1 ст. 23, ст. 36 Закона N 135-ФЗ решения антимонопольных органов и их предписания обязательны для исполнения и должны исполняться в установленный такими решениями и предписаниями срок. Невыполнение в установленный срок предписания антимонопольного органа влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ.
Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания (ч. 23 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ). Некоторые вопросы обжалования рассмотрены в отдельном материале.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах