Международно-правовые аспекты технического регулирования в Таможенном союзе
Интегративное сближение Российской Федерации с государствами, входящими в Таможенный союз (ТС), представляет собой одно из приоритетных направлений внешней политики России. Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан достаточно эффективно осуществляют сближение по ряду стратегических направлений, в первую очередь в экономической сфере, что находит отражение в международно-правовых актах, принимаемых под эгидой Таможенного союза. Одним из магистральных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. является формирование Таможенного союза с государствами - участниками Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), включая гармонизацию законодательства и правоприменительной практики, а также обеспечение полномасштабного функционирования ТС и формирование единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.
В настоящее время в Таможенный союз входят три государства, однако не исключено расширение его состава и присоединение к нему других государств постсоветского пространства. В связи с этим Н.Б. Слюсарь и И.А. Евдокимова отмечают, что "в настоящий момент ведутся переговоры о возможном расширении Таможенного союза, причем не только за счет стран - участниц ЕврАзЭС: в перспективе не исключено вступление в Таможенный союз государств, не входящих в данную международную организацию. Можно предположить, что в дальнейшем степень интеграции достигнет качественно нового уровня... Так, следующим шагом интеграции вполне может быть создание единого рынка, где будут свободно перемещаться не только товары, но и капитал, и рабочие силы"*(1).
Одной из приоритетных сфер международного сотрудничества в рамках ТС является техническое регулирование.
Техническое регулирование как один из видов воздействия на социально-экономическое развитие страны направлено на защиту участников правоотношений, возникающих в процессе производства и обращения продукции, а также третьих лиц от ущерба и причинения вреда. Именно посредством технического регулирования, дополняемого, где это необходимо, экономическим регулированием и мерами антимонопольной политики, может быть восполнено несовершенство рыночного механизма, обусловленное тем, что хозяйствующие субъекты в процессе своей деятельности недостаточно учитывают "побочные эффекты" от ее осуществления*(2).
Многие сферы жизни человека связаны с техническими и технологическими нормами, правилами эксплуатации машин и механизмов, обеспечения безопасности на различных участках деятельности, охраны здоровья и жизни населения. Эти правила особенно значимы в настоящее время: пренебрежение техническими нормами может привести к катастрофическим последствиям, к нанесению ущерба здоровью людей, имуществу и окружающей природной среде*(3).
Л.К. Терещенко справедливо отмечает, что формирование единого Таможенного союза должно осуществляться исходя из правовой базы, обеспечивающей свободное перемещение безопасных товаров на рынках трех стран. Применительно к сфере технического регулирования формирование единого экономического пространства предполагает установление единых и обязательных требований к продукции, запрет на установление требований к продукции в одностороннем порядке. Но этого недостаточно. Должны быть сформированы единые подходы к оценке соответствия продукции, к аккредитации, проведению контроля. Без решения этих вопросов единство экономического пространства не может быть полноценным. Законодательство государств - участников ТС в сфере технического регулирования имеет серьезные отличия, в частности, касающиеся объектов технического регулирования, принципов установления требований, системы оценки соответствия, терминологии. В связи с этим остается актуальным вопрос о дальнейшем совершенствовании российского законодательства в области технического регулирования*(4). Как справедливо отмечает В. Саламатов, эффективность технического регулирования как системы определяется совокупностью и отлаженностью механизмов работы его инструментов. Неэффективность применения хотя бы одного инструмента резко снижает результативность системы в целом*(5).
В процессе проведения реформ законодательства в сфере технического регулирования в странах постсоветского пространства были выявлены проблемы во всем комплексе экономико-правовых отношений. Так, важным фактором сдерживания развития интеграционных отношений в региональных экономических объединениях, созданных на постсоветском пространстве, являются отсутствие координации в разработке базовых соглашений по гармонизации технических регламентов государств - участников объединений и различная степень применения международных и европейских подходов в системах технического регулирования*(6).
В рамках Таможенного союза действует ряд международных договоров, регламентирующих сферу технического регулирования*(7). Технические регламенты межгосударственных интеграционных объединений являются особого рода международно-правовыми актами, имеющими специфические и характерные черты. В Соглашении о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. говорится о том, что технический регламент Таможенного союза - документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения на таможенной территории ТС требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, утвержденный Комиссией ТС (ст. 1).
Технические регламенты ТС разрабатываются и принимаются в целях обеспечения на таможенной территории ТС защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Принятие технических регламентов ТС в иных целях не допускается (п. 2 ст. 4 названного Соглашения).
Таким образом, имеется некоторое несоответствие между целями принятия технических регламентов ТС и технических регламентов ЕврАзЭС. Так, Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер от 25 января 2008 г. не предусматривает в качестве целей принятия технических регламентов ЕврАзЭС обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения. Отсюда следует, что, после того как вступит в силу технический регламент ЕврАзЭС, а соответствующий технический регламент ТС прекратит свое действие, возникнут определенные юридические нестыковки, что может затруднить применение технических регламентов.
Технические регламенты ТС обладают особой международно-правовой природой. Данные документы не являются международными договорами, но в их основе также лежит согласование интересов государств, достигнутое путем компромиссов и уступок друг другу. При разработке технических регламентов ТС, равно как и технических регламентов ЕврАзЭС, за основу берутся национальные нормативные правовые акты, в первую очередь технические регламенты, и с учетом мнения всех государств - членов ТС вырабатываются согласованные позиции. После вступления в силу технических регламентов ТС они становятся действующими международно-правовыми актами и должны исполняться органами государственной власти стран - участниц ТС, юридическими и физическими лицами.
Технические регламенты ТС утверждаются Комиссией ТС, тогда как технические регламенты ЕврАзЭС выступают в качестве приложений к международным договорам (ст. 1 названного Соглашения).
Представляется, что такой порядок в рамках Таможенного союза предусмотрен в целях оперативного введения в действие технических регламентов ТС, так как принятие технических регламентов в качестве приложений к международным договорам ЕврАзЭС - процесс довольно длительный. Это обусловлено продолжительными сроками осуществления процедуры ратификации государствами - членами ЕврАзЭС и несинхронностью ее выполнения различными государствами. После вступления такого международного договора в силу (с приложением технического регламента ЕврАзЭС) он становится частью правовой системы Российской Федерации и обладает приоритетом применения по отношению к российскому законодательству. Вместе с тем утверждение технических регламентов Таможенного союза Комиссией ТС имеет свои особенности. Так, решения Комиссии ТС не являются международными договорами и, соответственно, не обладают приоритетом применения по отношению к российскому законодательству. Однако Договор о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г. предусматривает, что она в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для сторон (ст. 7).
Следовательно, выполнение технических регламентов ТС обусловлено, в частности, такими международными правовыми актами, как Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации и Договор о Комиссии Таможенного союза.
В связи с этим необходимо отметить, что в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" говорится о технических регламентах как о документах, принятых международным договором Российской Федерации и ратифицированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Это означает, что положения, относящиеся к сфере технического регулирования, формулируются в приложении (или приложениях) к международному договору, а в самом тексте содержится статья, устанавливающая, что приложение к договору является его составной частью и обладает такой же юридической силой, как и сам договор*(8).
Вместе с тем на внутригосударственном уровне в правотворческой и правоприменительной практике необходимо учитывать, что в рамках Таможенного союза технические регламенты утверждаются решениями Комиссии ТС, которые не являются международными договорами, а представляют собой особого рода международно-правовые акты.
Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации предусматривает, что технические регламенты ТС имеют прямое действие на таможенной территории ТС (п. 2 ст. 2).
В соответствии с Таможенным кодексом ТС единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов ТС искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены ТС обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2).
Благодаря норме о прямом действии технических регламентов ТС они применяются непосредственно, что способствует их эффективности, так как нивелируются временные потери на разработку и принятие мер организационно-правового характера. Кроме того, технические регламенты ТС становятся независимыми от национального законодательства, поскольку непринятие или несвоевременное принятие имплементационного законодательства негативно сказывается на выполнении международно-правовых актов.
Необходимо также учитывать особенности взаимодействия технических регламентов ЕврАзЭС и Таможенного союза. Так, Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации содержит норму, в соответствии с которой технические регламенты ТС разрабатываются только в отношении продукции, включенной в единый перечень, если в отношении такой продукции не приняты технические регламенты ЕврАзЭС. В случае принятия технического регламента ЕврАзЭС в отношении продукции, на которую принят технический регламент ТС, действие последнего или соответствующей его части прекращается с даты вступления в силу технического регламента ЕврАзЭС (п. 1 ст. 4).
Характерной чертой технического регулирования в рамках Таможенного союза является наделение Комиссии ТС рядом полномочий и функций в этой сфере. В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации Комиссия ТС утверждает:
единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (п. 3 ст. 3);
перечень международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов сторон, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента ТС (п. 2 ст. 6);
перечень международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов сторон, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований принятого технического регламента ТС и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (п. 3 ст. 6);
планы (программы) разработки технических регламентов ТС (ст. 13);
порядок разработки, принятия, внесения изменений и отмены технических регламентов ТС;
порядок разработки и перечни международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, предусмотренных в п. 2 и 3 ст. 6 названного Соглашения;
типовые схемы оценки (подтверждения) соответствия;
единые формы документов об оценке (подтверждении) соответствия (декларации о соответствии техническим регламентам ТС, сертификата соответствия техническим регламентам ТС);
изображение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов ТС;
положение о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов ТС и порядке его применения (ст. 13);
положение о порядке ввоза на таможенную территорию ТС продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (ст. 13).
Представляется, что наделение Комиссии ТС столь широкими полномочиями обусловлено спецификой самого Таможенного союза как межгосударственного объединения, заметно продвинувшегося по пути международной интеграции и аккумулировавшего значительный объем наднациональных полномочий, переданных государствами с национального уровня.
Решением Комиссии ТС от 8 декабря 2010 г. N 492 утвержден график разработки 47 первоочередных технических регламентов ТС*(9).
Как уже отмечалось, технические регламенты ТС разрабатываются в отношении продукции, включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. Данный перечень утвержден решением Комиссии ТС от 28 января 2011 г. N 526 и включает 61 наименование.
В настоящее время Комиссией ТС утвержден ряд технических регламентов Таможенного союза*(10). Порядок вступления их в силу определяется в решениях Комиссии ТС, которыми они утверждаются.
Следует отметить, что Таможенный союз продвинулся по пути принятия технических регламентов значительно дальше ЕврАзЭС, что, на наш взгляд, обусловлено экономическими факторами и заинтересованностью государств - членов ТС в продвижении интеграционных процессов на новый уровень.
Технические регламенты ТС разрабатываются в соответствии с Рекомендациями по типовой структуре технического регламента Евразийского экономического сообщества, утвержденными решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 октября 2006 г. N 321. Такой подход с международно-правовой точки зрения представляется вполне оправданным, так как Межгосударственный совет ЕврАзЭС является высшим органом Таможенного союза (ст. 5 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 25 января 2006 г.).
Согласно указанным рекомендациям технические регламенты ЕврАзЭС должны иметь следующую структуру: предисловие; область применения; определения; правила обращения на рынке или ввода в эксплуатацию; требования безопасности; подтверждение соответствия; маркировка единым знаком обращения продукции на рынке; защитительная оговорка; заключительные положения; приложения.
Несмотря на то что Рекомендации Межгосударственного совета ЕврАзЭС не обладают юридической силой, в отношении структуры технического регламента ЕврАзЭС они охватывают основные содержательные характеристики данного документа и могут быть использованы для разработки проектов технических регламентов ТС, в том числе на базе национальных технических регламентов государств-участников. Отметим, что принятые технические регламенты ТС разработаны согласно указанным Рекомендациям и соответствуют правилам юридической техники.
Важной международно-правовой составляющей технического регулирования в рамках Таможенного союза является взаимодействие с ЕврАзЭС и СНГ. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации регламентирует вопросы, связанные с применением технических регламентов ТС и ЕврАзЭС, и содержит нормы, не допускающие возникновения коллизий между техническими регламентами данных интеграционных объединений.
Таким образом, в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭС создана гармонизированная система технического регулирования, основанная на международно-правовых актах, таких как международные договоры и решения органов интеграционных объединений, в частности Межгосударственного совета ЕврАзЭС и Комиссии ТС.
Что касается государств - участников СНГ, не являющихся членами Таможенного союза, то здесь ситуация в сфере технического регулирования довольно сложная. Так, в настоящее время в рамках СНГ разрабатывается проект Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств - участников СНГ. Данный проект вводит понятие "межгосударственная модель технического регламента" - документ, утвержденный Экономическим советом СНГ и содержащий нормы и требования относительно объектов технического регулирования для защиты жизни и здоровья человека, животных и растений, имущества, охраны окружающей среды, энергетической эффективности и ресурсосбережения, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей*(11).
Таким образом, указанный проект основан на концептуально иной идее технического регламента, по сравнению с той, которая предусмотрена в документах ЕврАзЭС и Таможенного союза. В рамках СНГ согласно указанному проекту предполагается разрабатывать межгосударственные модели технических регламентов, т.е. не юридически обязательные международно-правовые акты, как это предусмотрено в Таможенном союзе и ЕврАзЭС, а документы более мягкого характера. В связи с этим, на наш взгляд, система технического регулирования ЕврАзЭС и Таможенного союза является более эффективной и жизнеспособной, так как сфера технического регулирования вряд ли может основываться на документах, которые не обладают качествами международно-правовой обязательности, с не определенной четко природой. Наиболее продуктивно использовать весь спектр международно-правовых инструментов (международные договоры, решения органов межгосударственных интеграционных объединений).
Кроме того, необходимо упомянуть и проект Соглашения об устранении технических барьеров во взаимной торговле между государствами - членами ТС и государствами - участниками СНГ, не являющимися государствами - членами ТС. Проект Соглашения разработан в рамках Таможенного союза и направлен на устранение технических барьеров во взаимной торговле между государствами - членами ТС и государствами - участниками СНГ, которые не входят в Таможенный союз.
Основополагающей идеей проекта является урегулирование вопросов, связанных с применением технических регламентов ТС государствами - участниками СНГ. Однако вряд ли возможно одним таким проектом разрешить все возникающие в этой сфере вопросы. Необходимо разработать комплекс международных регулятивных мер, а именно участие государств СНГ, не являющихся членами ТС, в международных договорах, регламентирующих сферу технического регулирования. Причем речь идет не только о Соглашении о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, но и о ряде других международных договоров, в частности о Соглашении об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза от 11 декабря 2009 г., Соглашении о создании, функционировании и развитии интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза от 21 сентября 2010 г. и др.
С учетом изложенного резюмируем, что в рамках Таможенного союза сформирована обширная международно-правовая база в сфере технического регулирования, включающая различного рода международно-правовые акты - международные договоры и решения органов Таможенного союза, предусмотрены механизмы взаимодействия технических регламентов ТС и ЕврАзЭС, разрабатываются подходы к устранению технических ограничений во взаимной торговле со странами СНГ, не входящими в состав Таможенного союза.
Библиографический список
Енин Ю.И. Законодательство государств - членов ЕврАзЭС в области технического регулирования (некоторые аспекты нетарифного регулирования) // Право и экономика. 2005. N 5.
Калмыкова А.В., Каширкина А.А., Лукьянова В.Ю., Морозов А.Н. Система правовых актов в сфере технического регулирования в условиях формирования Единого экономического пространства // Журнал российского права. 2011. N 6.
Лукьянова В.Ю. Юридические презумпции в законодательстве о техническом регулировании // Законодательство и экономика. 2006. N 10.
Саламатов В. Техрегулирование 2012: формирование системы технического регулирования стран Таможенного союза. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/industry/metrology/59.
Слюсарь Н.Б., Евдокимова И.А. Аспекты формирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации // Международное публичное и частное право. 2009. N 6.
Терещенко Л.К., Калмыкова А.В. Техрегулирование 2012: инструментарий формирования Единого экономического пространства // Журнал российского права. 2010. N 5.
Терещенко Л.К., Калмыкова А.В., Лукьянова В.Ю. Техническое регулирование на современном этапе // Законодательство и экономика. 2007. N 4.
Терещенко Л.К., Тихомиров Ю.А., Хабриева Т.Я. Концепция правового обеспечения технического регулирования // Журнал российского права. 2009. N 6.
А.Н. Морозов,
и.о. ведущего научного сотрудника
отдела международного публичного права ИЗиСП,
кандидат юридических наук
"Журнал российского права", N 4, апрель 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Слюсарь Н.Б., Евдокимова И.А. Аспекты формирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации // Международное публичное и частное право. 2009. N 6. С. 7-8.
*(2) См.: Лукьянова В.Ю. Юридические презумпции в законодательстве о техническом регулировании // Законодательство и экономика. 2006. N 10.
*(3) См.: Терещенко Л.К., Тихомиров Ю.А., Хабриева Т.Я. Концепция правового обеспечения технического регулирования // Журнал российского права. 2009. N 6.
*(4) См.: Терещенко Л.К., Калмыкова А.В. Техрегулирование 2012: инструментарий формирования Единого экономического пространства // Журнал российского права. 2010. N 5. С. 122-127.
*(5) См.: Саламатов В. Техрегулирование 2012: формирование системы технического регулирования стран Таможенного союза. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/industry/metrology/59.
*(6) См.: Енин Ю.И. Законодательство государств - членов ЕврАзЭС в области технического регулирования (некоторые аспекты нетарифного регулирования) // Право и экономика. 2005. N 5.
*(7) К таким договорам следует отнести: Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза (от 11 декабря 2009 г.); Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по (подтверждению) оценке соответствия (от 11 декабря 2009 г.); Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (от 18 ноября 2010 г.). Кроме того, ряд действующих международных договоров, заключенных под эгидой ЕврАзЭС, имеют важное юридическое значение для технического регулирования в Таможенном союзе. В частности, к ним можно отнести: Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств - членов Евразийского экономического сообщества (от 24 марта 2005 г.); Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер (от 25 января 2008 г.).
*(8) См.: Терещенко Л.К., Калмыкова А.В., Лукьянова В.Ю. Техническое регулирование на современном этапе // Законодательство и экономика. 2007. N 4.
*(9) В частности, "О безопасности низковольтного оборудования"; "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков"; "О безопасности упаковки"; "О безопасности железнодорожного подвижного состава"; "О безопасности мяса и мясопродуктов"; "О безопасности рыбы и рыбной продукции"; "О требованиях к выбросам автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ"; "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и мазутам"; "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением"; "О безопасности продукции легкой промышленности"; "О безопасности маломерных судов"; "О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе"; "О требованиях энергетической эффективности бытовых, иных энергопотребляющих устройств и их маркировке".
*(10) В частности, технические регламенты ТС "О безопасности игрушек", "О безопасности пиротехнических изделий", "О безопасности упаковки", "О безопасности низковольтного оборудования", "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта", "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", "О безопасности железнодорожного подвижного состава".
*(11) Подробнее об этом см.: Калмыкова А.В., Каширкина А.А., Лукьянова В.Ю., Морозов А.Н. Система правовых актов в сфере технического регулирования в условиях формирования Единого экономического пространства // Журнал российского права. 2011. N 6. С. 88-100.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Международно-правовые аспекты технического регулирования в Таможенном союзе
Автор
А.Н. Морозов - и.о. ведущего научного сотрудника отдела международного публичного права ИЗиСП, кандидат юридических наук
"Журнал российского права", 2012, N 4