Дистрибьюторский договор: характеристика и регулирование
Поставки продовольственных товаров осуществляются производителями по двум основным каналам продаж: во-первых, напрямую хозяйствующим субъектам, осуществляющим розничную торговлю, во-вторых, дистрибьюторам - хозяйствующим субъектам, осуществляющим распространение и оптовые продажи продукции на определенной территории. Использование дистрибьюторских договоров соответствует современному уровню развития экономических отношений, тогда как в применении договоров поставки усматривается элемент архаики. В чем характерные черты дистрибьюторского соглашения? Какие нормы права применяются к нему?
Характеристика дистрибьюторского договора
Специальное нормативное регулирование дистрибьюторских соглашений в России отсутствует, да и сами термины "дистрибьютор", "дистрибьюторское соглашение" неизвестны российскому законодательству. Эти термины заимствованы из практики международной торговли. В Рекомендациях Международной торговой палаты (МТП) разъяснено, что Типовой дистрибьюторский контракт МТП*(1) предназначен для регулирования взаимоотношений сторон в международных коммерческих отношениях, когда дистрибьюторы выступают в роли покупателей - оптовых торговцев и импортеров и организуют размещение товаров на договорной территории (в этом их отличие от дилеров, которые реализуют товары на уровне розничной торговли). Дистрибьютор - не посредник или брокер, он покупает товары для перепродажи от своего имени и за свой счет. В его функции входят продвижение и (или) организация размещения товаров на соответствующей территории в течение согласованного периода. Договорные товары определяются сторонами при заключении дистрибьюторского договора; это могут быть все или некоторые товары номенклатуры производителя. При ограничении дистрибьютора некоторыми товарами производителя стороны должны привести их перечень с указанием индивидуальных типов или классов, целей, для которых предназначены товары, и применяемых товарных знаков.
Монопольное право на продажу товаров
Дистрибьютору может быть предоставлено монопольное право на реализацию товаров, означающее, что в течение срока действия договора поставщик обязуется не передавать другому лицу в пределах договорной территории право на распространение или продажу товара. При этом сам поставщик сохраняет на договорной территории право заключать сделки с согласованными с дистрибьютором покупателями с выплатой ему при таких продажах соответствующего вознаграждения.
Исключительное (эксклюзивное) право на продажу товаров
По соглашению о предоставлении исключительного права дистрибьютору предоставляется исключительное право на размещение и продажу согласованных товаров на определенной территории и он принимает на себя обязательство закупать договорные товары исключительно у производителя, с которым заключается соглашение. Если дистрибьюторское соглашение заключено без условия об исключительности, дистрибьюторов на договорной территории может быть сколько угодно. При предоставлении же дистрибьютору исключительного права на продажу поставщик обязуется не продавать свои товары на договорной территории никому, кроме дистрибьютора, и полностью воздержаться от самостоятельной продажи товаров на этой территории.
Преимущественное право на продажу товаров
Соглашение о предоставлении преимущественного права продажи отличается от соглашения о предоставлении исключительного права тем, что по нему производитель предлагает договорные товары на договорной территории в первую очередь тому дистрибьютору с которым заключено такое соглашение. Если же дистрибьютор по каким-либо причинам не берется за реализацию и размещение данных товаров, поставщик может самостоятельно предлагать их покупателям на указанной территории.
При отсутствии условия об исключительном или преимущественном праве на продажу поставщик сохраняет свободу продавать свои товары или избирать других перепродавцов на договорной территории.
Использование интеллектуальной собственности поставщика
Типовым контрактом рекомендуется на период действия договора с дистрибьютором предоставление ему поставщиком прав на использование товарных знаков, фирменных наименований и иных обозначений для подтверждения подлинности и рекламирования товаров. Одновременно на дистрибьютора могут возлагаться обязанности по защите интеллектуальной собственности поставщика (например, обязанность информировать поставщика о любом нарушении на договорной территории права использования его товарных знаков, фирменных наименований или обозначений).
Организация сбыта
Учитывая заинтересованность поставщика в продвижении товара на новые рынки путем использования сети дистрибьютора, с которым у него заключен договор, в договоре целесообразно предусмотреть предписания относительно возможности назначения субдистрибьюторов или дилеров для продажи товара на договорной территории. Типовой контракт в ст. 9 допускает такую возможность при условии извещения об этом дистрибьютора до назначения указанных лиц.
Производитель может зарезервировать за собой право осуществлять проверку деятельности дистрибьютора, включая применение его товарного знака, передачу ноу-хау, а также организацию операций по продаже, содержанию складов и т.п.
Проведение рекламных кампаний
Сторонам целесообразно определить объем рекламной кампании и способы ее проведения. Обычно производитель сохраняет за собой право контроля за содержанием рекламы, поскольку он заинтересован в поддержании репутации своего бренда. Поэтому дистрибьюторское соглашение может предусматривать обязанность дистрибьютора использовать (за свой счет) рекламные ролики и другие материалы производителя при проведении рекламной кампании на договорной территории. Распределение расходов на рекламу согласовывается сторонами путем указания процентного отношения к стоимости проведения рекламных кампаний либо путем вычитания определенного процента, причитающегося производителю из оборота, достигнутого дистрибьютором. При этом на последнего может быть возложена обязанность представлять согласованные документы для получения возмещения своих расходов.
Поддержание запаса товаров
Дистрибьютор может принять обязательство содержать запас товаров для удовлетворения запросов потребителей. Номенклатура и объем таких товаров могут быть установлены дистрибьюторским соглашением либо определены сторонами в последующем в согласованных периодах.
Деятельность дистрибьютора по продаже товаров других поставщиков
Дистрибьютор не вправе без предварительного письменного разрешения поставщика предоставлять, производить, размещать или продавать конкурирующие товары на договорной территории в течение всего срока действия контракта. Под конкурирующими товарами понимаются в целом товары одной и той же категории либо однородные товары, которые отвечают тому же стандарту качества и являются достаточно близкими по цене. В отношении неконкурирующих товаров Типовым контрактом МТП предлагаются две альтернативы:
1) дистрибьютор обязан информировать поставщика о ведении им вышеуказанной деятельности;
2) дистрибьютор не обязан информировать поставщика, если характеристики товаров или сфера деятельности дистрибьютора не дают оснований полагать, что это затронет интересы поставщика.
Характерные черты дистрибьюторского договора
Руководство по составлению международных дистрибьюторских соглашений МТП*(2) (далее - Руководство МТП) выделяет следующие характерные черты данного договора:
1) в качестве перепродавца дистрибьютор осуществляет продвижение и (или) организацию сбыта на закрепленной за ним территории;
2) производитель утрачивает привилегированное положение на территории дистрибьютора, которому часто предоставляется исключительное право на сбыт;
3) отношения устанавливаются на согласованный период. Это лежит в основе сотрудничества, которое, исходя из его характера, не может быть эпизодическим;
4) в ходе таких отношений между сторонами возникают тесные доверительные связи. Сбыт готовых изделий обычно сопровождается ограничением свободы действий дистрибьютора (в частности, обязательством воздерживаться от конкуренции);
5) почти всегда дистрибьютор осуществляет сбыт товаров под определенными товарными знаками.
Примечание. Дистрибьютор (от англ. distribution - распределение) - фирма, предприниматель, осуществляющие оптовую закупку и сбыт товаров определенного вида на региональных рынках*(3).
Итак, дистрибьюторский договор можно определить как договор, по которому одна из сторон (дистрибьютор) принимает на себя обязательство по распространению на определенной территории на условиях, согласованных с другой стороной (поставщиком), находящихся в собственности дистрибьютора товаров, приобретенных у поставщика, а поставщик обязуется обеспечить дистрибьютору привилегированное положение по сравнению с третьими лицами, приобретающими товары у поставщика, но не заключившими с ним дистрибьюторское соглашение.
Рамочный дистрибьюторский договор
Типовой дистрибьюторский контракт, разработанный МТП, предполагает рамочный*(4) (организационный) характер в части, касающейся поставок продукции от поставщика к дистрибьютору. То есть в дистрибьюторском договоре согласовываются только правила взаимодействия производителя и дистрибьютора в виде общих условий продажи. Непосредственно поставки товаров осуществляются на основании отдельно заключаемых договоров поставки, содержащих отсылки к таким общим условиям дистрибьюторского контракта. В общие условия продажи включаются, в частности, положения о ценах и возможных скидках, надбавках, сервисе товаров и других моментах, влияющих на их реализацию. При этом в части урегулирования вопросов распространения принадлежащих дистрибьютору товаров на определенной территории на согласованных с поставщиком условиях дистрибьюторское соглашение является целостным и не предполагает заключение каких-либо основных договоров между поставщиком и дистрибьютором по этим вопросам в будущем.
На организационный характер дистрибьюторского контракта обратил внимание и Президиум ВАС, пересматривая в порядке надзора одно из судебных дел. Дистрибьюторский договор, в котором оговаривались общие условия поставки, но не содержались существенные условия договора поставки, суд квалифицировал как договор об организации поставок с оказанием услуг по поиску покупателей*(5). Арбитры отметили, что по такому договору невозможно осуществлять поставки товаров, так как это противоречит его правовой природе.
Организационный дистрибьюторский договор - это договор, не предусмотренный ГК РФ (п. 2 ст. 421 ГК РФ). Подтверждение правильности данных выводов можно найти, например, в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2009 N 17АП-5750/2009-ГК. Суд рассмотрел дистрибьюторский договор, по условиям которого одна сторона приняла на себя обязательство поставить другой стороне продукцию в соответствии с прайс-листом (спецификацией, счетом) исключительно для последующей перепродажи в пределах территории г. Екатеринбурга и Свердловской области, причем первая сторона обязалась принять товар на продажу по специальным дистрибьюторским ценам и произвести его оплату Путем толкования буквального значения условий договора, сопоставления условий договора друг с другом, а также со смыслом договора в целом суд установил: заключенный договор является организационным договором, устанавливающим порядок и общие условия совершения сторонами разовых сделок купли-продажи товара (продуктов питания), порядок принятия и оплаты товаров по указанным сделкам, разрешения споров и пр., предусматривающим дополнительные обязанности для сторон в виде принятого права на продажу товара на территории г. Екатеринбурга и Свердловской области по ценам, установленным производителем, и иные обязанности. В связи с этим суд сделал вывод: сторонами заключен договор, который не предусмотрен нормами ГК РФ, но который стороны вправе были заключить в силу п. 1 и 2 ст. 1, п. 2 ст. 421 ГК РФ.
Каковы последствия признания дистрибьюторского договора договором, не предусмотренным законом? При рассмотрении споров, вытекающих из подобных непоименованных договоров, к отношениям сторон применяются общие положения Гражданского кодекса об обязательствах и договорах, а также нормы разд. IV ГК РФ об отдельных видах обязательств по аналогии*(6). В данном случае следует руководствоваться п. 1 ст. 6 ГК РФ: если отношения, возникшие по дистрибьюторскому договору, прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). То есть аналогия закона допускается при наличии трех условий*(7): 1) отношения не урегулированы законодательством, соглашением сторон, и по этому вопросу нет обычая делового оборота; 2) имеется законодательство (не обычай делового оборота), регулирующее сходные отношения; 3) такое законодательство не противоречит существу отношений, к которым оно применяется по аналогии. Согласно п. 2 ст. 6 ГК РФ при невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Что касается обычая делового оборота, таковым признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК РФ). Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются (п. 2 ст. 5). Полагаем, что на основании п. 2 ст. 427 ГК РФ (примерные условия, разработанные для договоров соответствующего вида и опубликованные в печати, применяются к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота, если они отвечают требованиям, установленным ст. 5 и п. 5 ст. 421 ГК РФ), а также в силу устойчивости и широкой применяемости в качестве источника обычаев делового оборота могут рассматриваться положения Типового дистрибьюторского контракта МТП, как это имеет место, например, в отношении правил МТП "Инкотермс" *(8).
Дистрибьюторский договор, содержащий элементы договора поставки
Если в дистрибьюторском контракте согласовать существенные условия договора поставки, он трансформируется из рамочного договора (договора по организации поставок) собственно в договор поставки. Сложность заключается в указании всех наименований и количества товаров, которые будут поставлены дистрибьютору, поскольку дистрибьюторский договор обычно заключается для осуществления систематических (а не разовых) поставок. Логично задать вопрос: допустимо ли указать в договоре, что наименование и количество товара будут согласовываться дополнительно, например, в накладных, счетах на оплату и иных подобных документах? Этот вопрос касается не только дистрибьюторского договора, но и любого договора поставки, и однозначного ответа на него в арбитражной практике до сих пор не выработано.
В подавляющем большинстве случаев суды признают договор поставки заключенным, если в нем прописано, что наименование и количество товара согласовываются в накладных, счетах, спецификациях и т.д., а в самих этих документах даны ссылки на договор поставки. Так, обратимся к Постановлению Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 N А46-14415/2010. Суд отметил: в соответствии с п. 3 ст. 455 ГК РФ условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. Стороны в договоре установили, что наименование, количество и ассортимент поставляемой продукции указываются в накладных, являющихся неотъемлемой частью дистрибьюторского соглашения. Таким образом, принимая товар по товарным накладным и подписывая таковые, дистрибьютор выразил свою волю на получение именно поставляемого товара по цене и в количестве, указанных в товарных накладных. Значит, предмет договора сторонами согласован. Аналогичным образом в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 N 09АП-24327/2009-ГК арбитры удовлетворили требования поставщика о взыскании с дистрибьютора суммы задолженности за поставленный товар, указав, что факт получения товара по накладным не оспаривается дистрибьютором и подтвержден материалами дела. При этом, получив якобы несогласованный товар, дистрибьютор не заявил возражений и не отказался от товара, тем самым согласившись с ценой и порядком оплаты, указанными в накладных.
Подчеркнем: в накладных, спецификациях, актах приемки и любых других документах, которыми согласовываются наименование и количество поставляемого товара, обязательно должны быть ссылки на дистрибьюторский контракт. В Решении от 02.02.2009 N А68-9161/08-312/16 Арбитражный суд Тульской области указал, что дистрибьюторский договор, заключенный спорящими сторонами, носил рамочный характер и являлся незаключенным, поскольку в нем не были определены наименование и количество подлежащего поставке товара. Немаловажное обстоятельство, повлиявшее на исход дела, состояло в том, что из товарных накладных, счетов-фактур, актов о приемке товаров не следовало, что поставка указанного в них товара производилась в рамках дистрибьюторского договора (в них не содержалось никакой привязки к нему). При этом довод производителя о том, что поставка товара осуществлялась в рамках договора, поскольку наименование поставляемого товара, указанное в договоре, совпадало с наименованием товара, поставленного по товарным накладным, суд признал необоснованным. Арбитры отметили: товарные накладные являются документами, составляемыми при исполнении, а не при заключении договора, они не могут служить доказательством заключения договора, в котором не определены существенные условия. Следствием признания договора поставки незаключенным стал отказ во взыскании с дистрибьютора предусмотренной договором неустойки за неисполнение обязательств по оплате товара (сумма задолженности за поставленный товар была присуждена к взысканию).
Отметим наличие судебных актов, в которых суды не усмотрели в дистрибьюторском договоре признаки договора поставки по причине неуказания наименования и количества поставляемого товара. В Решении от 19.07.2010 N А40-22321/10-42-197 Арбитражный суд г. Москвы признал дистрибьюторское соглашение сторон в части поставки рамочным, поскольку существенные условия о количестве, наименовании, ассортименте товара должны были согласовываться сторонами отдельно по каждой поставке на основании заявки дистрибьютора и указываться в товарных накладных. По мнению суда, дистрибьюторское соглашение невозможно было квалифицировать как самостоятельный договор поставки. Поэтому и правовых оснований для понуждения ответчика к исполнению сторонами спорного дистрибьюторского соглашения суд не нашел. В Постановлении от 21.06.2010 N КГ-А40/5961-10 ФАС МО признал дистрибьюторский договор рамочным (условия о количестве, наименовании и ассортименте должны были согласовываться сторонами отдельно по каждой поставке на основании заказов дистрибьютора и указываться в товарных накладных). Содержащееся в одном из пунктов дистрибьюторского договора указание на то, что на основании заказа покупателя (оферты) продавец оформляет товарную накладную и осуществляет отгрузку товара (производит акцепт), не является согласованием наименования и количества товара применительно к требованиям п. 3 ст. 455 ГК РФ, поэтому спорное дистрибьюторское соглашение нельзя рассматривать как самостоятельный договор поставки. Ссылку дистрибьютора на п. 1 ст. 465 ГК РФ, позволяющий согласовать условие о количестве товара посредством установления в договоре порядка его определения, суд отклонил, разъяснив следующее. Условие о количестве товара не может считаться согласованным, если стороны предусмотрели в договоре такую форму взаимоотношений, как намерение дистрибьютора выразить оферту путем составления заказа и необязательность акцепта поставщиком путем оформления товарной накладной. Следовательно, до выпуска товарной накладной заказ дистрибьютора является неакцептованным и у производителя не возникает обязанности по поставке товара. Неподтверждение заказов не является односторонним отказом от исполнения дистрибьюторского соглашения. У производителя отсутствуют обязанности подтверждать и, соответственно, исполнять заказы дистрибьютора.
Квалификация дистрибьюторского договора в судебной практике
Вследствие того, что дистрибьюторский договор не урегулирован ГК РФ, он не получил унификации в гражданском обороте. Условия дистрибьюторского контракта могут значительно различаться между собой, и суды в каждом случае называют разные нормы, подлежащие применению к такому договору. При анализе значительного количества судебных споров, вытекающих из дистрибьюторских договоров, обращает на себя внимание вполне закономерная особенность: квалификация договора зависит от формулировки исковых требований. Например, если истец требует взыскать задолженность за товар, поставленный на основании дистрибьюторского договора, суд квалифицирует его как договор поставки, не акцентируя внимание на остальных деталях этого договора.
Так, в качестве договора поставки был квалифицирован дистрибьюторский договор в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2010 N А41-43819/09. По указанному договору на период его действия дистрибьютор принял на себя обязательства по продаже товаров (соков, нектаров, иных безалкогольных напитков, пюре и др.), приобретенных у поставщика на условиях договора, третьим лицам, расположенным на согласованной территории. Поставщик в течение срока действия договора обязался поставлять, а дистрибьютор - принимать и оплачивать товар на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Суд указал, что правоотношения сторон регулируются нормами гл. 30 ГК РФ и общими положениями об обязательствах (ст. 309, 310 ГК РФ). Аналогичным образом в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2011 N 15АП-12441/2010 дистрибьюторский договор был квалифицирован как договор поставки. Предмет договора заключался в приобретении дистрибьютором продукции поставщика под торговым знаком "XXX" (напитки безалкогольные "XXX" негазированные в ПЭТ таре емкостью 1,5 и 2 л и вода минеральная питьевая столовая "серебряная" в ПЭТ таре емкостью 0,5, 1,5 и 5 л), а также в дистрибуции в географической зоне, определяемой приложением к договору.
Следует отметить, что некоторые суды вообще не утруждают себя обоснованием квалификации дистрибьюторского договора как договора поставки, а просто применяют нормы о поставке, словно вопрос и так очевиден*(9).
Зачастую суды характеризуют дистрибьюторский договор как:
- смешанный, содержащий в том числе элементы договора поставки (постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2009 N А43-14140/2009, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2010 N А65-32067/2009);
- смешанный, содержащий элементы договора поставки и агентского договора. Так, в Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2010 N А14-8178/2009/268/29 заключенный между спорящими сторонами дистрибьюторский договор был квалифицирован как смешанный, содержащий элементы договора поставки и агентского договора в части обязательства поставщика воздержаться от осуществления на территории города В. самостоятельной деятельности по реализации колбасных изделий, что не противоречит нормам гражданского законодательства (ст. 1007 ГК РФ). Арбитры отметили: дистрибьюторский договор является договором, не поименованным в ГК РФ и не урегулированным специальным законодательством, поэтому стороны свободны в определении его условий. В действительности, дистрибьюторские договоры, как правило, содержат в себе элементы различных видов договоров, поименованных в Гражданском кодексе, включая агентский договор. В Постановлении от 12.08.2010 N А08-9565/2009-12 ФАС ЦО определил правовую природу дистрибьюторского договора как смешанного, содержащего элементы агентского договора и договора поставки, обязательства по которым регулируются нормами § 3 гл. 30 и гл. 52 ГК РФ. Третий арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 26.07.2010 N АЗЗ-18245/2009 пришел к выводу, что заключенный между сторонами дистрибьюторский договор по своей правовой природе является смешанным, содержащим элементы договора поставки и агентского договора (в части продажи продукции). По условиям договора производитель назначил Н. уполномоченным дистрибьютором для продажи продукции в пределах обслуживаемой территории (города К.). Дистрибьютор согласился полностью и добросовестно выполнять все обязанности, предусмотренные договором. Производитель поставлял продукцию дистрибьютору в соответствии с утвержденным планом отгрузки, а дистрибьютор обязался за свой счет принимать, хранить, продвигать, осуществлять реализацию продукции на обслуживаемой территории в соответствии с рекомендованными ценами, а также своевременно ее оплачивать. Аналогичные выводы - в Постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2009 N 6АП-1903/09;
- смешанный, содержащий элементы договора поставки и договора комиссии (Постановление ФАС ПО от 13.02.2009 N А65-5966/2008);
- смешанный, содержащий элементы договора поставки и договора безвозмездного пользования (в отношении безвозмездно полученного оборудования). Такую квалификацию получил дистрибьюторский договор в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.03.2010 N А46-13205/2009. По рассматриваемому судом договору производитель обязался передать дистрибьютору специализированное оборудование для хранения своей продукции;
- смешанный, содержащий элементы договора поставки и договора аренды (в отношении предоставленного оборудования) (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2011 N А46-14415/2010);
- смешанный, содержащий элементы договора поставки, агентского договора и договора возмездного оказания услуг (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2009 N 18АП-2302/2009).
Наиболее подробно правовую регламентацию дистрибьюторского договора рассмотрел Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 29.04.2011 N А55-26891/2009. Он пояснил, что дистрибьюторский договор - договор, по которому одна сторона (дистрибьютор) в рамках ведения предпринимательской деятельности обязуется приобретать товар у другой стороны (поставщика) и осуществлять его продвижение или реализацию на строго определенной договором территории, а поставщик обязуется не поставлять товар для реализации на этой территории самостоятельно или при участии третьих лиц, в том числе не продавать товар третьим лицам для распространения на этой территории. Следовательно, дистрибьюторский договор можно отнести к договорам смешанного характера, сочетающим в себе признаки договоров купли-продажи, поставки, перевозки, агентского договора, коммерческой концессии и иных видов обязательств. Основным обязательством дистрибьютора в рамках рассматриваемого договора является организация сбыта, продвижения и распространения товаров, производимых поставщиком. Дистрибьютор может самостоятельно по своему усмотрению выбирать собственные методы и каналы сбыта и продвижения продукции. Простейшими способами могут стать прямая деятельность дистрибьютора по поиску потенциальных контрагентов, рекламированию и демонстрации продукции с заключением договоров поставки (купли-продажи), организация послепродажного обслуживания и т.п. Более масштабный способ - привлечение или создание местных (региональных) торговых организаций и формирование на их основе так называемых дилерских сетей. Такой способ дистрибьюторства, безусловно, способен придать сбыту оптовый характер и достичь значительных оборотов. Аналогичным образом в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2010 N 07АП-10750/09(А45-19054/2009) отмечается, что по своей правовой природе дистрибьюторский договор является смешанным договором, содержащим отдельные элементы отношений купли-продажи, агентирования и коммерческой концессии, так как в нем стороны соединяют условия разных гражданско-правовых договоров и учитывают специфику взаимоотношений сторон по поставке товаров компании на рынке России. В Решении Арбитражного суда Смоленской области от 07.12.2010 N А62-3080/2010 прозвучал вывод: подписанный сторонами дистрибьюторский контракт, исходя из его содержания, регулирует дистрибьюторскую деятельность, являющуюся одной из форм сбыта товаров предприятием-производителем на определенной территории. Основные положения такого контракта изложены в Руководстве МТП. Дистрибьюторский договор не имеет самостоятельного правового регулирования в соответствии с гражданским законодательством РФ и по своей правовой природе является смешанным договором, содержащим в зависимости от условий элементы договора поставки, агентского договора, договора поручения или договора коммерческой концессии. В силу п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 57*(10) при рассмотрении дела арбитражный суд устанавливает в том числе обстоятельства, свидетельствующие о заключенности и действительности договора. Исходя из предмета и основания иска суд счел обоснованным применить при правовой оценке подписанного сторонами контракта положения § 3 гл. 30 ГК РФ, регулирующие договор поставки.
Следует сказать, что по ряду дел договоры, которые стороны именовали дистрибьюторскими, фактически не обладали специфическими признаками, присущими именно дистрибьюторскому договору, а содержали, например, признаки только договора поставки (постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2010 N А23-1448/10Г-6-111, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2010 N 18АП-8768/2010). Согласно п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18*(11), квалифицируя правоотношения участников спора, суды исходят из признаков договора поставки, предусмотренных ст. 506 ГК РФ, независимо от наименования договора, названия его сторон либо обозначения способа передачи товара в тексте документа.
В ряде случаев суды попросту не ставят вопрос о квалификации договора, а разрешают дело со ссылками на ст. 309, 310 ГК РФ (обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от их исполнения недопустим)*(12). Интересы кредитора в принципе могут быть эффективно защищены и при таком подходе. Ведь сумма долга, взыскиваемая судом, и порядок ее определения практически ничем не отличаются от долга, взыскиваемого по договору поставки.
Соотношение дистрибьюторского договора и других договоров
Как отмечалось, дистрибьюторский договор чаще всего квалифицируют как договор поставки или смешанный договор с элементами в том числе договора поставки. По мнению автора, дистрибьюторский договор может быть признан договором поставки (естественно, при условии наличия в нем существенных условий поставки) лишь в той части, в которой он регулирует вопросы поставки товаров поставщиком дистрибьютору. Обязательства дистрибьютора по распространению на определенной территории на согласованных с поставщиком условиях приобретенных дистрибьютором товаров в обмен на предоставление поставщиком дистрибьютору привилегированного положения на данной территории не входят в предмет договора поставки. В этой части дистрибьюторский договор содержит элементы другого договора, какого именно - зависит от формулировки его конкретных условий. По мнению автора, если условия сформулированы так, как предлагает Типовой контракт МТП, то речь идет о договоре, не предусмотренном ГК РФ.
От агентского договора типовой дистрибьюторский договор отличается тем, что дистрибьютор распространяет собственный товар, ранее приобретенный у поставщика, действуя в отношениях с третьими лицами от своего имени и в своих интересах, причем в обязанности дистрибьютора входит не только продажа товаров, но и их продвижение. В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 N 17АП-4461/2011-ГК дистрибьютор оспорил решение суда о взыскании с него задолженности за поставленный товар. По его мнению, между ним и производителем фактически сложились отношения по реализации товара и представлению интересов поставщика на определенной территории, то есть отношения, регулируемые гл. 51 и 52 ГК РФ, а не гл. 30 ГК РФ, в связи с чем у него не возникло права собственности на товар и обязательств по его оплате, а появилась лишь обязанность по возврату нереализованных товарных остатков (забрать которые при условии заблаговременного уведомления поставщик обязался в деловой переписке с дистрибьютором). Суд установил: по условиям дистрибьюторского договора поставщик предоставляет, а дистрибьютор принимает на себя право на реализацию товара на определенной договором территории. Дистрибьютор обязался принять и оплатить товар на условиях, предусмотренных договором. Поставленный товар был оплачен дистрибьютором частично. При удовлетворении требования о взыскании с дистрибьютора задолженности за поставленный товар суд исходил из того, что заключенный между сторонами договор является договором поставки и регулируется положениями гл. 30 ГК РФ. Доводы дистрибьютора о том, что между сторонами фактически сложились отношения по реализации товара и представлению интересов поставщика на определенной территории, то есть отношения комиссии и агентирования, арбитры признали необоснованными, отметив следующее. Спорный договор не может быть отнесен к договорам комиссии либо агентским договорам, поскольку не содержит необходимых признаков, свойственных указанным видам договоров. Так, в дистрибьюторском договоре отсутствуют условия о комиссионном (агентском) вознаграждении за совершение сделок (действий), отчетах комиссионера (агента) перед комитентом (принципалом). При этом территориальное ограничение реализации товара не является условием, присущим лишь договорам комиссии (агентским договорам), а указание на установление поставщиком ассортимента и цен реализации товара может являться особенностью конкретного договора поставки, вытекающей из принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ). Условия о порядке расчетов за товар, приемке товара, переходе риска случайной гибели или повреждения товара, отсутствии оснований для возврата качественного товара и товара с истекшим сроком годности, а также об ответственности за просрочку оплаты товара свидетельствуют о возникновении между сторонами отношений по поставке товара. Ни договор комиссии, ни агентский договор, в отличие от договора купли-продажи (поставки), не предполагают перехода права собственности на товар с момента его приемки. В данном же случае право собственности на продукцию переходило дистрибьютору с момента подписания товарной накладной грузоотправителем и грузополучателем.
От договора коммерческой концессии дистрибьюторский договор отличает то, что дистрибьютор заинтересован в извлечении прибыли не от использования исключительных прав, а от продажи определенных товаров. Дистрибьютор, как правило, не получает в пользование комплекс исключительных прав, а приобретает лишь право на использование товарных знаков поставщика, но и то лишь для того, чтобы иметь возможность выполнять свое обязательство по распространению на определенной территории на согласованных с поставщиком условиях принадлежащих дистрибьютору товаров, приобретенных у поставщика. Напомним, что в силу п. 1 ст. 1027 ГК РФ по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав (в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)). Разумеется, так называемое исключительное право дистрибьютора на реализацию товара на определенной территории ни в коем случае нельзя смешивать с исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 1226 ГК РФ), которые имеются в виду в п. 1 ст. 1027 ГК РФ. Мы пояснили это потому, что ранее были случаи (что вызывает недоумение), когда дистрибьюторский договор признавался договором коммерческой концессии в силу того, что его предметом была передача дистрибьютору исключительного права на реализацию товара. В результате суд посчитал договор недействительным из-за отсутствия государственной регистрации*(13). Существовала и противоположная практика, когда суды отказывали в признании дистрибьюторского договора договором коммерческой концессии*(14).
От договора возмездного оказания услуг дистрибьюторский договор отличается порядком исполнения дистрибьютором своей обязанности по распространению товаров (путем совершения сделок с собственными товарами от своего имени и в своих интересах), не характерным для договоров возмездного оказания услуг, а также противоречием существа дистрибьюторского соглашения нормам ст. 781 и 782 ГК РФ. Кроме того, действия дистрибьютора по продвижению товаров не оплачиваются. В данном случае вообще непонятно, каким образом лицо, приобретшее товар в собственность, может одновременно оказывать услуги кому-либо в отношении своей же собственности по договору возмездного оказания услуг*(15).
* * *
Если говорить о Типовом дистрибьюторском контракте, разработанном Международной торговой палатой, это рамочный (организационный) договор в части поставок продукции. Непосредственно поставки товаров осуществляются на основании отдельно заключаемых к этому договору договоров купли-продажи. Такой рамочный договор на организацию поставок не поименован в Гражданском кодексе. В российской практике чаще всего отдельные договоры поставки не заключаются. Вместо этого в дистрибьюторский договор включаются существенные условия договора поставки путем указания, что наименование и количество поставляемого дистрибьютору товара согласовываются в определенных документах (заявках, накладных, актах приемки, спецификациях, счетах на оплату и т.д.). Такой порядок согласования существенных условий поставки чаще всего не вызывает вопросов у судей, если указанные документы (накладные, счета и пр.) ссылаются на дистрибьюторский контракт. В зависимости от конкретных условий дистрибьюторского договора суд может усмотреть в нем элементы агентского договора, договоров комиссии, возмездного оказания услуг и других договоров. По мнению автора, применительно к Типовому дистрибьюторскому контракту ни один из этих договоров не может использоваться для дистрибуции товаров, то есть не подходит для возложения на дистрибьютора обязательств по распространению товаров на согласованной территории, а на поставщика - встречных обязательств по предоставлению ему привилегированного положения на согласованной территории. В части дистрибуции товаров дистрибьюторский договор содержит элементы договора, не поименованного в ГК РФ. Однако автор не исключает, что в зависимости от конкретных условий (о переходе права собственности, вознаграждении дистрибьютора и пр.) дистрибьюторский договор сторон в указанной части может получить в суде иную квалификацию.
Составляя проект дистрибьюторского соглашения, юридическая служба предприятия должна четко представлять, какие нормы права будут применяться к договору в зависимости от его конкретных условий. В случае судебного разбирательства это позволит правильно сформулировать исковые требования (со ссылками на соответствующие положения закона) и эффективно защитить интересы предприятия.
Е.В. Шоломова,
редактор журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) The ICC Model Distributorship Contract Sole Importer-Distributor (публикация МТП N 518).
*(2) Guide to Drafting International Distributorship Agreements (публикация МТП N 441).
*(3) Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2010 N А81-549/2010.
*(4) См. Руководство МТП.
*(5) Постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.1999 N 7073/98.
*(6) Рекомендации научно-консультативных советов при ФАС ЗСО и ФАС УО, утвержденные ИКС при ФАС ЗСО, ФАС УО Протоколом от 16.12.2008 N 5.
*(7) Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 N 17АП-930/2011-ГК.
*(8) См., например, Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 N А41-40182/10.
*(9) Постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2011 N А23-525/2011, ФАС СЗО от 17.05.2011 N А56-22603/2010, ФАС ЦО от 01.04.2011 N А09-4046/2010, ФАС ДВО от 22.02.2011 N Ф03-19/2011, ФАС УО от 11.01.2011 N Ф09-11102/10-С3, от 25.10.2010 N Ф09-11327/09-С3.
*(12) Постановления ФАС МО от 08.06.2010 N КГ-А40/5327-10, Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 N 09АП-28098/2009-ГK, от 27.07.2009 N 09АП-12245/2009-АK.
*(13) Постановление ФАС МО от 04.11.1999 N КГ-А40/3549-99.
*(14) Постановления ФАС МО от 05.10.1999 N КГ-А40/3152-99, от 08.09.2004 N КГ-А40/7728-04.
*(15) Определение ВАС РФ от 13.02.2009 N 16378/08.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"