Свой среди чужих... или Поговорим о доверенности на получение ТМЦ
Организация доверяет своему работнику произвести те или иные действия, в частности получить материалы со склада оптовой торговли. Ситуация довольно распространенная и обычно не вызывающая вопросов (ну разве только незначительные).
Однако порой организации-покупателю удобнее поручить забрать товар лицу, у нее не работающему: водителю транспортной компании, курьеру либо кому-то еще. Как в такой ситуации быть с доверенностью? Нет ли в законодательстве запрета на выдачу доверенностей лицам, не работающим в организации?
На этот и некоторые другие вопросы, связанные с использованием доверенности на получение ТМЦ (типовая межотраслевая форма N М-2 *(1)), мы ответим в настоящей статье.
Варианты возможны?
Статьей 312 ГК РФ установлено, что должник вправе при исполнении обязательства потребовать доказательств того, что исполнение принимается самим кредитором или уполномоченным им на это лицом, и несет риск последствий непредъявления такого требования*(2). Иными словами, поставщик (его представитель) вправе удостовериться, что товар передается именно представителям организации-покупателя.
Как это сделать, понятно: получить от лица, представляющего интересы организации-покупателя по приему товара, соответствующим образом оформленную доверенность. И первый вопрос, который здесь может возникнуть: предусмотрена ли таковая (доверенность) для всех случаев?
Первичные документы, подписанные представителями сторон, имеют силу только тогда, когда подписавшие их лица уполномочены действовать от имени организации (ст. 182 и 183 ГК РФ, п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете*(3)).
Поэтому среди работников бухгалтерских служб существует мнение, что доверенность на получение ТМЦ должна выписываться обязательно. (Дополнительным аргументом в пользу такого утверждения, возможно, является унифицированная форма N ТОРГ-12*(4) товарной накладной, которой оформляется передача ТМЦ, содержащая графу с указанием реквизитов доверенности получателя.) Причем доверенность выписывается даже тогда, когда непосредственным получателем товара является единоличный исполнительный орган организации.
Примечание. По общему правилу без доверенности от имени организации может выступать только ее руководитель. Остальные работники, выступая в качестве представителей организации, в общем случае должны действовать на основании доверенности.
А между тем законами, регулирующими правовое положение юридических лиц той или иной организационно-правовой формы, предусмотрено, что единый исполнительный орган действует от имени юридического лица без доверенности (пп. 1 п. 3 ст. 40 Закона об ООО*(5), п. 2 ст. 69 Закона об АО*(6), п. 1 ст. 53 ГК РФ). То есть доверенность на получение товара руководителю организации (такое возможно на небольших предприятиях либо в какой-либо конкретной ситуации) иметь необязательно.
К тому же данная позиция находит поддержку и у судей. Так, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2007 N А41-К1-4894/07 довод заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не исследованы полномочия лица, подписавшего товарные накладные от имени ответчика, и не установлено наличие либо отсутствие доверенностей на получение ТМЦ директором ООО, признан несостоятельным. Дело в том, что в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 40 Закона об ООО единоличный исполнительный орган общества действует от имени общества без доверенности, в том числе представляет его интересы и совершает сделки. Исследуемые договоры поставки и товарные накладные подписаны одним и тем же лицом - директором Ш., полномочия которого не требуют дополнительного подтверждения.
ФАС ПО в Постановлении от 24.01.2007 N А12-10682/06-С61 указал на отсутствие правового значения выявленных налоговым органом хронологических ошибок в доверенностях на получение товара директором, поскольку для его получения директор, в силу закона действующий в интересах общества без доверенности, не был обязан выдавать ее самому себе.
Другой момент основан на п. 1 ст. 182 ГК РФ: полномочие может явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир). Иными словами, работник контрагента (к примеру, кладовщик организации-покупателя) может действовать без доверенности, когда его полномочия косвенно подтверждаются обстановкой (прием товара на своем складе).
Однако не исключено, что "недоразумения" при таком раскладе возникнут: контрагент вдруг решит, что товары он не получал, а доверенности, подтверждающей полномочия лица, которому отпущен товар, у вас не будет. Как суды решают такие споры?
В большинстве своем арбитры указывают: если в накладных (акте выполненных работ) есть подписи работников покупателя (заказчика), очевидно, выполнявших свои должностные обязанности, это свидетельствует о надлежащей приемке товаров (выполненных работ) контрагентами.
Приведем примеры из арбитражной практики.
Так, ФАС ВСО (Постановление от 25.05.2011 N А78-7961/2010) рассматривал дело о взыскании задолженности за поставленный товар. По мнению заявителя (торговой организации), факт поставки товара ответчику (покупателю) подтвержден, в частности, товарными накладными и актом сверки взаимных расчетов по состоянию на 18.12.2009. Для подтверждения факта получения товара представителями ответчика достаточно товарных накладных с наличием в них оттисков печати ответчика и подписей его работников, получивших товар; доверенностей на работников ответчика не требуется, поскольку их действия по получению товара явствовали из обстановки.
Ответчик (покупатель) иск не признал, сославшись на то, что истец не представил суду надлежащих доказательств получения товара ответчиком, в связи с чем у последнего отсутствует обязанность по его оплате.
Рассмотрев материалы дела, суд первой инстанции посчитал факт поставки товара ответчику недоказанным и занял сторону покупателя. При этом суд исходил из отсутствия доверенностей на лиц, от имени ответчика расписавшихся в получении товара в товарных накладных.
Однако кассационная инстанция признала данный вывод судов преждевременным, сделанным без учета требований ст. 182, 402 ГК РФ, в связи с чем обжалуемые судебные акты были отменены, а дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд.
Согласно п. 11 Инструкции о порядке выдачи доверенностей*(7) при завозе и доставке товаров и материалов предприятиям, торговым и другим организациям отпуск товаров и материалов поставщиками (предприятиями, оптовыми организациями и т.п.) может осуществляться без доверенности. В этих случаях получатель товаров (материалов) обязан предоставить поставщикам образец печати (штампа), которой материально ответственное лицо, получившее завезенный товар (материал), скрепляет на экземпляре сопроводительного документа (накладной, счете), остающегося у поставщика, свою подпись о получении названных ценностей.
Приведенный порядок не противоречит правилам п. 1 ст. 182 ГК РФ, предусматривающим, что полномочие может явствовать из обстановки, в которой действует представитель (продавец в розничной торговле, кассир и т.п.).
Статьей 402 ГК РФ установлено, что действия работников должника по исполнению его обязательства считаются действиями должника. Должник отвечает за эти действия, если они повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
Из товарных накладных, представленных в обоснование иска, следует, что товар от истца получен работниками организации, в частности кладовщиком З., заведующим складом В., буфетчиком Г., подписи которых скреплены печатью ответчика. Однако суды не проверили, явствуют ли полномочия данных лиц на получение поставленного ответчику товара из обстановки, в которой они действовали.
В этой связи прежние судебные решения были отменены.
Аналогичный подход прослеживается в Постановлении ФАС СЗО от 02.03.2011 N А75-4575/2010. Ссылаясь в обоснование отказа в иске на непредставление ООО доверенностей на получение товара, суд оставил без внимания то обстоятельство, что в соответствии с п. 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли*(8) накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя.
Принимая во внимание также п. 1 ст. 182 ГК РФ и п. 11 Инструкции о порядке выдачи доверенностей, ФАС СЗО сделал вывод: получение товара без доверенности само по себе не может свидетельствовать о том, что товар не был доставлен покупателю*(9).
Обратите внимание! Если поставщик не сможет доказать передачу товара покупателю, то обязать оплатить товар, принятый работником организации-покупателя без доверенности, не удастся (см., например, Определение ВАС РФ от 24.02.2010 N ВАС-1246/10).
К вопросу об оформлении и учете доверенностей
Выше мы указали ситуации, когда наличие доверенности на получение ТМЦ необязательно. В остальных случаях полномочия покупателя как представителя интересов его организации подтверждает доверенность (п. 1 ст. 185 ГК РФ). Причем не стоит пренебрегать правильным заполнением указанного документа: могут возникнуть недоразумения между сторонами договора, чреватые судебными разбирательствами*(10).
Специальная форма. Как уже было отмечено, существует типовая межотраслевая форма по выдаче доверенности на получение ТМЦ. Точнее, их две - N М-2 и М-2а. Последнюю (ее отличие - отсутствие корешка доверенности) применяют организации, у которых получение материальных ценностей носит массовый характер. Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей. Об этом сказано в Указаниях по применению и заполнению форм (разд. 3 "По учету материалов")*(11).
Выдача доверенности по форме N М-2 в силу п. 6 Инструкции о порядке выдачи доверенностей (заметим, документ действует в части, не противоречащей ГК РФ*(12)) регистрируется в корешке книжки доверенностей. Листы в ней должны быть пронумерованы до начала выдачи доверенностей с указанием количества листов на последнем листе за подписью главного или старшего бухгалтера. (Кстати, неиспользованная доверенность возвращается, о чем производится запись в корешке книжки доверенностей. На возвращенных доверенностях производят надпись "Не использовано". Их нужно хранить до конца отчетного года.)
Дата выдачи доверенности является одним из основных реквизитов, поскольку согласно п. 1 ст. 186 ГК РФ доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (см. также Постановление ФАС МО от 27.02.2009 N КГ-А40/12503-08).
Срок действия доверенности устанавливается в зависимости от возможности получения и вывоза соответствующих ценностей, но, как правило, не более чем на 15 дней (п. 4 Инструкции о порядке выдачи доверенностей). В то же время в ст. 186 ГК РФ сказано, что срок действия доверенности не может превышать трех лет.
Поскольку первый документ действует в части, не противоречащей ГК РФ, ориентироваться здесь нужно именно на гражданское законодательство. Таким образом, на сегодняшний день в отношении доверенности на получение ТМЦ применяется общий максимальный срок действия - три года.
Обратите внимание! Неуказание срока действия доверенности не делает ее недействительной - она сохраняет силу в течение года с даты выдачи (ст. 186 ГК РФ). По истечение срока действия доверенность становится недействительной и не может служить основанием для получения ТМЦ.
Представитель. Доверенность содержит исчерпывающие данные о лице, ее получившем, - его должность, ФИО, паспортные данные и личную подпись. Заметим, что поставщик может не производить отпуск ТМЦ при непредъявлении паспорта, данные которого указаны в доверенности (пп. "в" п. 9 Инструкции о порядке выдачи доверенностей).
Примечание. Если приемка производится вне склада покупателя, получение товара осуществляется материально ответственным лицом организации торговли по доверенности, обязательно с предъявлением паспорта (Постановление ФАС ЗСО от 30.03.2010 N А75-11054/2009).
В противном случае поставщик несет определенные риски. Так, ФАС МО в Постановлении от 27.02.2009 N КГ-А40/12503-08 указал: представленная в материалы дела доверенность на получение ТМЦ не содержит подписи С., на имя которого она выдана. Кроме того, в нарушение требований п. 9 Инструкции о порядке выдачи доверенностей в доверенности не указаны паспортные данные представителя. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оформленная с нарушением требований закона товарная накладная не может являться надлежащим доказательством факта поставки.
Наряд, счет, договор... Ссылка обязательна. Доверенности на получение ТМЦ применяются для оформления права выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению. Соответственно, в доверенности должна быть сделана ссылка на соглашение, наряд, счет-фактуру, спецификацию или иной документ, служащий основанием для выдачи доверенности, а также должен быть приведен перечень товаров, подлежащих получению. На это, в частности, указывает п. 2 Инструкции о порядке выдачи доверенностей.
Однако довольно часто организации пренебрегают заполнением именно этих сведений, что подтверждено и арбитражной практикой. Так, ФАС МО (Постановление от 20.08.2009 N КГ-А40/7299-09) дана оценка товарной накладной, счету-фактуре, доверенности на получение товара, в которых отсутствует указание на относимость товара к приложению к договору поставки, указание на номера нарядов-заказов также не идентифицирует данный товар с приложением к договору. Таким образом, судом сделан правильный вывод о том, что указанные документы не могут служить доказательством частичной выборки товара по приложению N 4, а равно доказательством переданного истцу денежного требования на сумму 2 339 212,50 руб.
Обратите внимание! В случаях, когда доверенное лицо должно получать требуемые товары, материалы или продукты в одном месте (с одного склада), но по нескольким нарядам, счетам и другим заменяющим их документам, ему может быть выдана одна доверенность с указанием в ней номеров и дат выдачи всех нарядов, счетов и других аналогичных документов или несколько доверенностей, если ТМЦ следует получать на нескольких складах.
Еще момент, на который хочется обратить внимание читателей. Обязательно ли указание информации об ассортименте и количестве товара в тексте доверенности, если получение товара производится по заявке покупателя?
При выписке доверенностей следует иметь в виду, что перечень подлежащих получению ТМЦ, приведенный на оборотной стороне доверенности, заполняется в случаях, когда в документе на отпуск (соглашении и т.п.), указанном на лицевой стороне, не приведены наименования и количества ценностей, подлежащих получению. Если же в этих документах приводятся наименования и количества ТМЦ, подлежащих получению, перечень ценностей на оборотной стороне доверенности прочеркивается (п. 3 Инструкции о порядке выдачи доверенностей).
Таким образом, указание непосредственно в тексте доверенности информации об ассортименте и количестве товара не является обязательным требованием в случае, если она содержится в документах на отпуск продукции. При этом, как уже было отмечено, доверенность должна содержать ссылку на документ, на основании которого производится отпуск продукции (п. 2 Инструкции о порядке выдачи доверенностей).
Данный вывод подтверждается арбитражной практикой - см., например, Постановление ФАС МО от 05.06.2002 N КГ-А41/3360-02*(13). Согласно договору поставки наименование, количество, ассортимент и цена товара указываются в товарно-транспортных накладных. Покупатель оплачивает товар в течение 22 дней с момента его приемки, которая производится представителем покупателя по надлежащим образом оформленной доверенности.
Изменяя решение суда первой инстанции, апелляция сделала вывод о том, что доверенности оформлены ненадлежащим образом и не могут служить доказательством получения товара ответчиком, поскольку в них не указаны наименование, количество и цена получаемого товара.
Однако кассационная инстанция такое решение не поддержала, указав: данный вывод противоречит требованиям п. 5 ст. 185 ГК РФ и действующей Инструкции о порядке выдачи доверенностей. Последней (абз. 2 п. 3) предусмотрено, что в доверенности на получение имущественных ценностей не указываются наименование, количество и цена получаемого товара, если таковые содержатся в документах на отпуск продукции (по данному делу - в товарно-транспортных накладных, каждая из которых в отдельности неразрывно связана своим содержанием с той или иной доверенностью).
Товар по договору получали представители ответчика по доверенностям, подписанным руководителем и главным бухгалтером и заверенным печатью общества.
При указанных обстоятельствах следует признать, что товар был получен ответчиком в соответствии с договором и подлежал оплате. Решением арбитражного суда иск о взыскании основного долга и неустойки, учитывая все обстоятельства дела, характер и особенности отпуска-получения товара непосредственно представителем получателя (ответчика) по доверенностям от имени своего предприятия, был удовлетворен.
И последнее, что нужно знать при оформлении доверенности. Подписывать ее с использованием факсимиле нельзя. На это указывало главное налоговое ведомство страны в Письме от 01.04.2004 N 18-0-09/000042@. Судьи с данным подходом согласны (постановления ФАС ПО от 24.01.2011 N А72-8/2010, от 21.06.2007 N А57-4833/06-33, ФАС ВСО от 09.02.2006 N А10-7326/05-Ф02-154/06-С1, ФАС ДВО от 21.02.2007 N Ф03-А73/06-2/5431).
Только своим?
Согласно Инструкции о порядке выдачи доверенностей выдача доверенностей лицам, не работающим в данной организации, не допускается.
Но недавно Верховный суд (Решение от 06.06.2011 N ГКПИ11-617) признал это положение инструкции (абз. 2 п. 1) недействующим, указав, что данное ограничение Гражданским кодексом не предусмотрено.
Действительно, в силу п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.
Требования к доверенности, оформленной от имени юридического лица, установлены в п. 5 ст. 185 ГК РФ. Такой документ должен быть подписан руководителем (лицом, уполномоченным учредительными документами организации) и заверен печатью организации. Доверенность от имени юрлица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана и главным (старшим) бухгалтером организации.
Кроме того, отметил Верховный суд, запрета на выдачу доверенностей лицам, не работающим в организации, не содержится и в Законе о бухгалтерском учете.
Таким образом, было подтверждено, что действующее законодательство не ограничивает право юридических лиц на выдачу доверенности на получение (отпуск) ТМЦ выдачей ее только работникам, состоящим в штате организации.
Однако утверждать, что проблема, которая может возникнуть в подобной ситуации, решена полностью, нельзя. Дело в том, что, помимо Инструкции о порядке выдачи доверенностей, существует Постановление N 71а, которое было принято в целях реализации Закона о бухгалтерском учете и которым утверждены Указания по применению и заполнению форм. Так вот, в разд. 3 таких указаний предусмотрено аналогичное ограничение: выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается.
Такой же вывод, кстати, следует из Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (п. 2.1.2): форма N ТОРГ-12 должна быть подписана материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверена круглыми печатями организаций - поставщика и получателя. Поскольку материально ответственными лицами могут быть лишь работники, с которыми организация имеет трудовые отношения (ст. 238 ТК РФ), а положения гражданского законодательства не предусматривают понятия материальной ответственности, подписать форму N ТОРГ-12 может только сотрудник организации-покупателя.
Что делать в сложившейся ситуации? На наш взгляд, вывод Верховного суда о признании абз. 2 п. 1 Инструкции о порядке выдачи доверенностей недействующим должен распространяться на аналогичные нормы, установленные упомянутыми выше документами. Иными словами, у юридических лиц есть все основания выдавать доверенности на получение ТМЦ лицам, не работающим в организации. Ведь подобные действия не будут противоречить гражданскому законодательству и Закону о бухгалтерском учете. К этой точке зрения не раз приходили арбитражные суды.
Вот, например, один из таких выводов. В Постановлении от 20.04.2010 N КА-А41/3503-10 ФАС МО указал: довод налогового органа о том, что обществом выдавались доверенности на получение товарно-материальных ценностей украинским водителям, не состоящим в штате общества, в нарушение Постановления N 71а и Инструкции о порядке выдачи доверенностей, согласно которым выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается, в связи с чем, по мнению инспекции, представленные заявителем документы составлены с нарушениями и в них отсутствуют правдивые сведения о получателе товара, судами был обоснованно отклонен, поскольку гражданское законодательство не содержит запрета на выдачу доверенностей лицам, не работающим в организации, и несоблюдение требований вышеуказанных актов, выходящих за рамки требований, установленных Гражданским кодексом, не является основанием как для признания таких доверенностей недействительными, так и для неподтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов. (См. также Кассационное определение Липецкой обл. от 05.04.2011 N 22-395/2011, Постановление ФАС ПО от 02.03.2007 N А12-14441/06-С51.)
С.Н. Зайцева,
главный редактор журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 17, сентябрь 2011 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" (далее - Постановление N 71а).
*(2) При этом должник несет указанный риск и в случае поддельности документов, подтверждающих полномочия получателя исполнения (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 18.05.1999 N 330/99).
*(3) Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
*(4) Утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.
*(5) Федеральный закон от 08.02.1995 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
*(6) Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
*(7) Инструкция Минфина СССР от 14.01.1967 N 17 "О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности".
*(8) Утверждены Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5.
*(9) См. также постановления ФАС СЗО от 05.07.2010 N А56-53125/2009, ФАС ВВО от 02.12.2009 N А38-2219/2009, ФАС УО от 14.12.2009 N Ф09-8471/09-С3, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2010 N 17АП-11732/2010-АК и др.
*(10) См., например, постановления ФАС СКО от 25.10.2006 N Ф08-4553/06, ФАС ВВО от 02.10.2001 N А28-2558/01-110/4.
*(11) См. Постановление N 71а.
*(12) С момента введения в действие ч. 1 ГК РФ (с 01.01.1995) доверенности от имени юридического лица должны оформляться в порядке, установленном п. 5 ст. 185 ГК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.08.1996 N 1792/96).
*(13) Аналогичный вывод следует из Постановления ФАС ВВО от 30.03.2010 N А82-4787/2009-10.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"