Порядок возмещения средств ФСС
Иногда расходы на выплату социальных пособий (пособие по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, при рождении ребенка и т.д.) превышают сумму перечисленных в ФСС страховых взносов. За получением недостающих сумм плательщик пособий обращается в территориальный орган ФСС. В представленной статье рассмотрим порядок возмещения средств территориальным органом ФСС с учетом произошедших изменений в сфере социального страхования, а также бухгалтерский учет операций, связанных с возмещением этих средств.
Вначале статьи хочется отметить, что с 2010 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС, а также за правильностью выплаты пособий по обязательному социальному страхованию осуществляют ФСС и его территориальные органы (п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона N 212-ФЗ*(1)). Напомним, что до 2010 года уплату страховых взносов контролировали налоговые органы (органы ФНС). Собранные на счетах органов ФНС страховые взносы впоследствии перечислялись на счета ФСС. Такой порядок движения финансовых ресурсов часто затруднял возможность отслеживать уплату взносов. Много времени занимал процесс сверки расчетов по начислению и уплате страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС, между учреждением и налоговыми органами. Учитывая то, что выплата и возмещение расходов по обязательному социальному страхованию напрямую зависит от исчисления и уплаты указанных взносов, ошибки работников ФНС, допускаемые при отражении и перечислении страховых взносов в ФСС, усложняли процесс получения учреждением средств на выплаты страхового возмещения.
В связи с тем, что с 2010 года все полномочия по контролю и администрированию названных страховых взносов отданы непосредственно ФСС и его территориальным органам, полагаем, указанных выше проблем станет намного меньше. И, как следствие, процесс возмещения недостающих средств на выплату пособий по обязательному социальному страхованию должен проходить более качественно и быстро.
Порядок обращения учреждения в ФСС за возмещением средств
Документы, представляемые учреждением в территориальный орган ФСС
Обращаясь в территориальный орган ФСС за возмещением средств, учреждение оформляет письменное заявление, в котором указывает наименование, адрес, регистрационный номер, а также сумму необходимых средств на выплату страхового обеспечения (п. 1 Перечня N 951н*(2)).
К письменному заявлению должны быть приложены следующие документы (п. 2, 3 Перечня N 951н):
- расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ)*(3), составленный за соответствующий период, подтверждающий начисление расходов на выплату пособий. Форма расчета утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.11.2009 N 871н;
- копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию, в частности:
а) листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия - для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;
б) справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель), - для единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
в) справка о рождении ребенка установленной формы, выданная органами ЗАГС, а в случае рождения ребенка за пределами РФ - легализованный в установленном порядке документ, подтверждающий рождение ребенка, с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык, справка с места работы другого родителя о неполучении пособия - для единовременного пособия при рождении ребенка;
г) документы, предусмотренные п. 6, 7 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ, - для выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. К ним относятся:
- заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и копия свидетельства либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копия;
- справка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
- справка из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит).
Если застрахованное лицо (работник) занято у нескольких работодателей, дополнительно представляется справка (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком этим страхователем не осуществляются.
Для справки. Вышеуказанные документы при обращении за возмещением средств из ФСС представляются в обязательном порядке с 01.01.2010. Ранее перечень документов, необходимых для принятия решения о выделении средств, был определен п. 3.3 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 09.03.2004 N 22. Анализ перечня документов, представляемых в 2010 году в ФСС, показал, что теперь копии платежных поручений, подтверждающих уплату за соответствующий период страховых взносов в ФСС, представлять не нужно.
Срок рассмотрения обращений учреждений
Рассмотрение обращений о возмещении средств на выплату пособий территориальными органами осуществляется в течение 10 календарных дней с даты представления учреждениями всех необходимых документов (п. 3 ст. 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ). Проверив правильность заполнения представленных документов, начисления расходов по обязательному социальному страхованию, органы ФСС принимают решение о выделении запрашиваемых учреждением средств либо об отказе в этом.
В случае принятия решения об отказе в выделении необходимых средств на выплату пособий территориальный орган ФСС направляет учреждению мотивированный ответ в течение трех дней со дня вынесения решения. При этом стоит отметить, что учреждения вправе обжаловать решение об отказе о выделении необходимых средств либо в вышестоящем органе территориального органа ФСС, либо в суде (п. 5, 6 ст. 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ).
Нужно иметь в виду, что срок рассмотрения обращений учреждений может быть увеличен в случаях, когда территориальный орган ФСС назначает выездную проверку правильности расходов на выплату пособий.
Проверка правильности расходов по обязательному социальному страхованию
В соответствии с п. 4 ст. 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган ФСС вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов по обязательному социальному страхованию, а также затребовать от учреждения дополнительные сведения и документы. В таких случаях решение о выделении средств принимается только по результатам проверки. Проверки могут быть камеральными и выездными.
Камеральные проверки проводятся в соответствии со ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ и Методическими указаниями N 110*(4) по месту нахождения отделения (филиала отделения) ФСС путем проверки представленной страхователями отчетности (Расчета) и документов, подтверждающих произведенные страхователями расходы на цели обязательного социального страхования.
К сведению. Наряду с положениями Федерального закона N 255-ФЗ цели, порядок и сроки проведения камеральных и выездных проверок ФСС и его территориальных органов прописаны в ст. 33-35 Федерального закона N 212-ФЗ.
Периодичность проведения камеральных проверок учреждений определяется исходя из установленной законодательством РФ периодичности представления отчетности. Может проводиться проверка и промежуточного Расчета.
При обращении за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию в случае необходимости может быть проведена, наряду с камеральной проверкой отчетности или промежуточного Расчета, камеральная проверка документов, подтверждающих обоснованность и правильность указанных расходов.
Камеральная проверка при выделении средств страхователям проводится в течение 10 дней со дня представления учреждением всех необходимых документов (п. 6 Методических указаний).
Выездные проверки проводятся один раз в три года. Однако территориальный орган может назначить внеплановую выездную проверку в случае, когда к нему поступила жалоба от застрахованного лица (работника) на отказ учреждения в выплате пособия или на неправильное определение таким учреждением размера пособия (п. 3 ст. 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ).
По результатам проверок территориальный орган ФСС может вынести решение о непринятии к зачету расходов на выплату пособий в счет уплаты страховых взносов в ФСС, в результате чего будет отказано в возмещении запрашиваемых учреждением средств. Причиной непринятия к зачету расходов может послужить выявление расходов на выплату пособий, произведенных учреждением с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в частности, не подтвержденных документами, либо произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (п. 4 ст. 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ).
Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения вместе с требованием об их возмещении направляется учреждению в течение трех дней со дня вынесения решения. Причем в случае если в срок, установленный в указанном требовании, учреждение не произвело возмещение расходов, не принятых к зачету, решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания с данного учреждения в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ, сумм недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов.
Отражение операций по возмещению средств на выплату пособий в бухгалтерском учете
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н). Учитывая положения данной инструкции, рассмотрим порядок отражения операций, связанных с возмещением средств на выплату пособий в рамках обязательного социального страхования, на примере.
Пример
Начисленные страховые взносы в ФСС за апрель 2010 г. составили 1 200 руб. Сумма пособий по временной нетрудоспособности за этот же период равна 9 000 руб., из них 1 636 руб. были выплачены за счет средств работодателя, остальные 7 364 руб. - за счет средств ФСС. Расходы на выплату пособий были уменьшены на всю сумму страховых взносов. Однако и этого не хватило, чтобы полностью выплатить данные пособия. За возмещением недостающей суммы (6 164 руб.) учреждение обратилось в территориальный орган ФСС. В течение 10 дней после представления необходимых документов в ФСС данные средства были перечислены на лицевой счет учреждения. Все операции осуществляются в рамках бюджетной деятельности.
В бухгалтерском учете операции подлежат отражению следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Пункт Инструкции N 148н |
Начислены средства на выплату пособий по временной нетрудоспособности: - в части, оплачиваемой за счет средств работодателя | 1 401 01 211 | 1 302 01 730 | 1 636 | |
- в части, оплачиваемой за счет средств ФСС | 1 303 02 830 | 1 302 03 730 | 7 364 | |
Начислены страховые взносы, уплачиваемые в ФСС | 1 401 01 213 | 1 303 02 730 | 1 200 | |
Возвращены средства из территориального органа ФСС | 1 304 05 213 | 1 303 02 730 | 6 164 | |
Выплачены пособия по временной нетрудоспособности: | ||||
- в части, оплачиваемой за счет средств работодателя | 1 302 01 830 | 1 201 04 610 | 1 636 | |
- в части, оплачиваемой за счет средств ФСС | 1 302 03 830 | 1 201 04 610 | 7 364 |
Основные причины отказа органов ФСС в возмещении средств на выплату пособии
1. Завышение учреждением заработной платы с целью получения денежных средств из ФСС в большем, чем это полагается, объеме. Такую причину указывали судьи, поддерживающие органы ФСС в отказе от возмещения средств на выплату пособий, в постановлениях ФАС ЗСО от 18.02.2010 N А70-4433/2009, от 14.04.2008 N Ф04-2352/2008(3467-А67-25), ФАС ВСО от 04.08.2009 N А33-17910/08, от 14.04.2008 N Ф04-2352/2008(3467-А67-25), ФАС СКО от 02.11.2009 N А01-842/2009, ФАС УО от 27.10.2009 N Ф09-8211/09-С2.
2. Отсутствие трудовых отношений между страхователем (работодателем) и застрахованным лицом (работником) в период, когда было начислено пособие. Именно это послужило причиной отказа в возмещении средств на выплату пособия по беременности и родам (Постановление ФАС ПО от 06.10.2009 N А65-7468/2009). Признавая неправомерным возмещение указанных средств, суд определяет, что представленный трудовой договор между работодателем и работницей был заключен только с целью получения последней пособия по беременности и родам за счет средств ФСС. При этом работница не собиралась осуществлять трудовую деятельность, а должность, указанная в данном договоре, до дня рассмотрения дела в суде являлась вакантной.
3. Представление листков нетрудоспособности, заполненных с нарушением законодательства:
- нарушен предельный срок, на который может выдаваться больничный при первом обращении к врачу, а также срок продления больничного (постановления ФАС СЗО от 01.02.2007 N А05-7204/2006-22, ФАС ПО от 03.07.2008 N А49-48/2008);
- неверно указано место работы, не проставлена печать лечебного учреждения при открытии или закрытии листка нетрудоспособности, не проставлена подпись лечащего врача, не указан вид нетрудоспособности (Постановление ФАС ЗСО от 09.04.2008 N Ф04-1688/2008(1963-А27-25));
- неправильно рассчитана сумма пособия (постановления ФАС ВВО от 01.03.2010 N А43-24663/2009, ФАС ПО от 19.04.2006 N А55-14541/2005).
4. Отсутствие документов, подтверждающих расходы по выплате пособий. Обжаловать решение территориального органа ФСС об отказе в возмещении недостающих средств на выплату пособий учреждение страхователь может только в том случае, когда при обращение в ФСС оно представило в полном объеме документы, подтверждающие правомерность начисленного и выплаченного работнику пособия (постановления ФАС ЗСО от 19.10.2009 N А45-6566/2009, ФАС ЗСО от 20.04.2009 N Ф04-2301/2009(4844-А27-42)).
От редакции. О порядке переноса суммы задолженности, числящейся за территориальным органом ФСС по состоянию на 01.01.2010, на соответствующие счета, применяющиеся в 2010 году, читайте в статье Ю. Нестеровой "Бюджетный учет по новым правилам: переходные положения".
Л. Ларцева,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
*(2) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 N 951н "Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом ФСС РФ о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения".
*(3) При заполнении строки 10 таблицы 1 формы 4-ФСС РФ необходимо учитывать, что ее значение не должно быть меньше запрашиваемой у ФСС суммы.
*(4) Постановление ФСС РФ от 21.05.2008 N 110 "Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"