г. Самара |
|
01 декабря 2014 г. |
Дело N А65-24335/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26.11.2014 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технология ЛТД НЧ"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 сентября 2014 года по делу N А65-24335/2013 (судья Абдуллаев А.Г.), принятое по заявлению Приволжского межрегионального Территориального управления (ПМТУ Росстандарта) отдела (инспекции) в Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
к обществу с ограниченной ответственностью "Технология ЛТД НЧ" (ОГРН 1051614048848; ИНН1650127944), г.Набережные Челны,
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Приволжское межрегиональное Территориальное управление (ПМТУ Росстандарта) отдела (инспекции) в Республике Татарстан (далее - заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Технология ЛТД НЧ" (далее - заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (т.1, л.д. 3).
В обоснование заявленных требований указано на реализацию нефтепродуктов, не соответствующих требованиям по качеству, отсутствие на топливораздаточном оборудовании информации о наименовании, марке и классе топлива, отсутствие в кассовых чеках информации о классе топлива.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.09.2014 заявление удовлетворено (т.3,л.д.38-42).
Общество с ограниченной ответственностью "Технология ЛТД НЧ" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 130 000 руб.
Не согласившись с выводами суда, общество с ограниченной ответственностью "Технология ЛТД НЧ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 02.09.2014 отменить (т.3, л.д. 59-64).
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в отношении общества проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки N 161 от 01.10.2013, которым установлено нарушение Технического регламента Российской Федерации "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", а именно:
1. бензин автомобильный неэтилированный марки Регуляр-92, кл. 5 (АИ-92-5) не соответствует требованиям по показателю "массовая доля серы" - при норме 10 мг/кг фактическое содержание серы составило 32,2 мг/кг;
2. топливо дизельное "Евро" сорт С, вид III, кл. 5 (Дт-5) не соответствует требованиям по показателю "массовая доля серы" - при норме 10 мг/кг фактическое содержание серы составило 18,7 мг/кг;
3. на топливораздаточном оборудовании отсутствует информация о наименовании и марке топлива, классе бензина автомобильного и дизельного топлива (вместо марок автомобильного бензина "Регуляр-92" указаны только цифры "92");
4. в кассовых чеках на автомобильный бензин и дизельное топливо не указана информация о классе бензина и дизельного топлива.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения акта составлен протокол об административном правонарушении N 161-сю от 17.10.2013, установившим вышеуказанные нарушения. При составлении протокола об административном правонарушении представитель общества не присутствовал, об его извещении свидетельствует поданное им ходатайство об отложении.
Ходатайство об отложении мотивировано незначительным временем для подготовки. В то же время, ходатайство составлено 14.10.2013, а составление протокола назначено на 17.10.2013, следовательно, у общества была возможность представить свои возражения и (или) обеспечить участие своего представителя при составлении протокола об административном правонарушении. Возражения к акту проверки были направлены обществом в адрес административного органа по почте 16.10.2013. Однако, действуя разумно и добросовестно, общество могло и должно было представить указанные возражения непосредственно при составлении протокола, чего не было сделано. Направляя возражения по почте накануне составления протокола об административном правонарушении, общество должно было предполагать о невозможности их получения адресатом на следующий же день.
На основании ст.23.1 КоАП РФ заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Суд первой, удовлетворяя заявление, правильно применил нормы материального права и при этом обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Согласно примечанию к статье 14.34 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции, принятые Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Как усматривается из материалов дела, отбор проб топлива произведен 23.09.2013, о чем составлен акт отбора образцов с АЗС N 3, расположенной на трассе М7, 1078 км трассы Москва-Уфа с участием технического директора Музафарова И.А.
Указание в акте отбора образцов на присутствие директора Бачурина О.А. не соответствует действительности, поскольку, как указал и свидетель Музафаров И.А., и представитель административного органа Сунгатуллина Г.Р., составившая данный акт, директор Бачурин О.А. при отборе проб не присутствовал, а подписал акт уже после отбора проб.
В то же время, данное обстоятельство не опровергает действительность акта отбора проб. Взятие проб подтверждено свидетельскими показаниями Музафарова И.А., приложенными фотографиями, зафиксировавшими открытие Музафаровым И.А. топливораздаточной колонки и взятие проб топлива. Участие Музафарова И.А. в процессе отбора проб подтверждено его показаниями, согласно которым он по просьбе директора Бачурина О.А. вместе с проверяющим проехал на АЗС и оказал содействие при отборе проб топлива.
Как свидетельствуют материалы дела, факт взятия проб обществом также не опровергнут.
Из материалов дела усматривается, что представитель общества в судебном заседании суда первой инстанции подтвердил участие Музафарова И.А. в отборе проб, что свидетельствует об осведомленности ответчика о проводимом отборе. С приказом о плановой выездной проверке был ознакомлен руководитель общества, о чем свидетельствует подпись Бачурина О.А. Свидетель Музафаров И.А. также подтвердил просьбу Бачурина О.А. поучаствовать в отборе проб топлива; вскрытие колонки и отбор проб посторонним обществу лицом является невозможным.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы общества о том, что были взяты пробы топлива 4 класса, а качество проверено на соответствие 5 классу, поскольку, как свидетельствуют материалы дела, данные доводы не соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
К показаниям свидетеля Музафарова И.А. о взятии проб топлива 4 класса суд первой инстанции отнесся критически. Музафаров И.А.указал, что не является работником общества и АЗС N 3, в связи с чем он не может знать о классе топлива, учитывая, что на топливораздаточном оборудовании не имеется информации об этом, о чем свидетельствует фотография с изображением Музафарова И.А.
Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что пояснения Музафарова И.А. относительно наличия информации на стеле при въезде на автозаправочную станцию не могут служить абсолютным доказательством, подтверждающим наличие в конкретной топливораздаточной колонке бензина (дизеля) соответствующего класса. Иными доказательствами наличие такой информации на стеле в момент проверки не подтверждено.
Более того, показания Музафарова И.А. противоречат акту отбора проб и паспортам качества топлива. Так, в акте отбора проб топлива указаны реквизиты паспортов качества (N 289 от 27.07.2013 и N 739 от 11.06.2013), согласно которым на автозаправочной станции реализовывалось топливо 5 класса. Данный акт подписан и самим Музафаровым И.А. без каких-либо замечаний.
Наличие в акте подписи директора Бачурина О.А., проставленной после составления акта, также свидетельствует о подтверждении факта реализации на автозаправочной станции именно топлива класса 5, паспорта качества которого указаны в акте. Возражений к акту от руководителя не поступило. Таким образом, руководителем подтверждено соответствие паспортов качества отобранным образцам топлива.
Судом первой инстанции также не приняты во внимание свидетельские показания Галеева Р.Р. поскольку он является работником АЗС N 12 и не присутствовал при отборе проб на АЗС N 3. Указание фамилии Галеева Р.Р. в акте проверки от 01.10.2013 является ошибочным, однако не влечет недействительность акта отбора проб, в котором указание об участии Галеева Р.Р. отсутствует. Показания Галеева Р.Р. о предоставлении им на АЗС N 12 паспортов качества топлива не свидетельствует о том, что на АЗС N 3 реализовывалось топливо 4, а не 5 класса. Во время проверки АЗС N 3 Галеев Р.Р. не присутствовал. Суд апелляционной инстанции считает правильным указанный вывод суда первой инстанции.
Согласно протоколам испытаний Испытательной лаборатории Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Татарстан" от 01.10.2013 N 356/13 и N 357/13 отобранные на АЗС заинтересованного лица образцы бензина и дизельного топлива по качеству не соответствуют нормам содержания серы.
Требования к автомобильному бензину и дизельному топливу установлены Техническим регламентом Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 (далее - Технический регламент Таможенного союза).
В силу пункта 6.2 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 Россия как участница этой комиссии обязана обеспечить проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента с 31.12.2012.
Предисловием Технического регламента определено, что технический регламент разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым в обращение видам топлива.
Обязательность требований установлена в статьях 1, 3, 4, 5 Технического регламента и вытекает из основополагающих положений статьи 15 Конституции Российской Федерации. Рассматриваемый Технический регламент принят во исполнение Соглашения и единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010, заключенного на основании Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000.
Возможность неисполнения требований Технического регламента отдельными субъектами хозяйственного оборота не предусмотрена.
Включение ГОСТ Р 52660, устанавливающего предельное содержание серы, в Перечень Межгосударственных стандартов, национальных (государственных) государств - членов Таможенного союза не влечет добровольность исполнения Таможенного регламента. Технический регламент принят решением Комиссии таможенного союза в составе России, Республики Казахстан и Республики Беларусь, в связи с чем понятие добровольного исполнения относится именно к этим государствам, принявшим добровольное решение о применении на своей территории требований к продукции (топливу), обращающейся на территориях стран-участниц Комиссии.
Само понятие "на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований" указывает обязательность соблюдения принятых требований. Понятие добровольное в этом смысле не означает усмотрение в применении, а указывает на добровольную основу принятого решения об установлении обязательных требований.
Более того, предельное содержание серы в топливе установлены и самим Техническим регламентом в Приложениях N 2 и N 3, согласно которым массовая доля серы автомобильного бензина и дизельного топлива 5 класса не должна превышать 10 мг/кг.
Представленные протоколы испытаний отобранного топлива свидетельствуют о значительном превышении показателя массовой доли серы, что является нарушением.
Кроме того, в силу пункта 3.2 Технического регламента Таможенного союза при розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей, на топливно-раздаточном оборудовании, а также отражена в кассовых чеках.
Под маркой топлива понимается словесное и (или) буквенное, цифровое обозначение топлива, включающее для автомобильного бензина и дизельного топлива его экологический класс. Экологическим классом является классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива (пункт 2.1 Технического регламента Таможенного союза).
Таким образом, диспозиция приведенной правовой нормы указывает на необходимость указания продавцом обязательных сведений на топливно-раздаточном оборудовании помимо доведения этой же информации до потребителя иным способом.
Следовательно, доводы общества о наличии сведений о классе топлива на стеле при въезде на автозаправку, а также в специально отведенных на автозаправке местах не исключают ответственность за не размещение этих же сведений на топливно-раздаточном оборудовании.
Отсутствие информации о наименовании и марке топлива, классе бензина и дизельного топлива подтверждается протоколом об административном правонарушении и фотографиями топливно-раздаточного оборудования.
Представленные в судебном заседании фотографии топливно-раздаточного оборудования не свидетельствуют об отсутствии события правонарушения, поскольку сделаны после даты совершения вменяемого административного правонарушения, что следует и из пояснений представителя общества в судебном заседании.
Является доказанным и нарушение, выразившееся в отсутствии в кассовых чеках информации о наименовании и марке топлива, классе бензина и дизельного топлива, что подтверждается самими чеками (т.1,л.д. 32). Представленный обществом кассовый чек не опровергает данный факт, поскольку он датирован 10.10.2013, то есть после рассматриваемого события административного правонарушения. Более того, штамп на чеке "КЛ. 4" проставлен безотносительно к строке с указанием наименования и марки топлива (проставляется в любом месте чека), проставлен способом, отличным от распечатки кассового чека, наименование приведено в сокращенном виде, что в совокупности не позволяет с точной определенностью отнести его к марке реализованного топлива. Для потребителя такой способ указания информации о классе топлива является неинформативным и затруднительным в восприятии. Второй же экземпляр чека, представленный в подлиннике на обозрение суда (копия не представлена), на своей лицевой части вообще не содержит данного штампа; проставление штампа на оборотной стороне не позволяет отнести его к содержанию самого чека.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности наличия события административного правонарушения и вину общества в его совершении. Доказательства, препятствующие обществу выполнить требования закона, отсутствуют.
Указание в протоколе об административном правонарушении на нарушение обществом Технического регламента, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 N 118, не влечет отказ в удовлетворении требований заявителя. Техническим регламентом Таможенного союза установлены аналогичные требования к качеству топлива и к информации о классе топлива, подлежащей указанию на топливораздаточном оборудовании и в кассовом чеке. Следовательно, неверное указание нормативного правового акта не ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности. Не влечет это и изменение квалификации административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В отношении представленных кассовых чеков суд первой инстанции правомерно счел нарушение не устраненным, поскольку выбранные обществом способ и порядок проставления отдельного штампа о классе топлива не позволяют с достоверностью отнести указанную информацию к марке и наименованию топлива.
Применительно к превышению массовой доли серы в топливе нарушение также не устранено.
В отношении нарушения, выразившегося в отсутствии информации о наименовании и марке топлива на топливно-раздаточном оборудовании, суд первой инстанции счел возможным применение правила о малозначительности, поскольку в настоящее время общество устранило это нарушение, о чем свидетельствует представленные в судебном заседании фотографии с указанием о классе реализуемого топлива. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки данного обстоятельства.
Представленные обществом договор N 2604-2013 от 18.09.2013, акты, платежный документ не являются доказательствами устранения нарушений, поскольку свидетельствуют о принятии обществом мер по поверке и ремонту средств измерений, что не является предметом вменяемого события административного правонарушения.
В то же время, применение правила о малозначительности в отношении отдельного нарушения не влечет прекращения производства по делу, поскольку доказанными являются оставшиеся нарушения. В данном случае пунктом 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено принятие решения о привлечении к административной ответственности.
Допущенное обществом правонарушение нарушило права потребителей на получение качественной продукции, ограничило их право на информацию о реализуемом продукте с целью определения правильного выбора. Нарушение права на информацию в продукте снижает гарантии потребителей на предъявление претензий относительно качества продукции и последующего возмещения причиненного вреда.
При определении вида и размера наказания арбитражным судом первой инстанции учтен характер и тяжесть совершенного обществом административного правонарушения, а также наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
В качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства признается совершение обществом правонарушения впервые, в связи с чем суд первой инстанции назначил наказание в минимальном размере.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, проверены судом апелляционной инстанции в полном объёме, однако не могут быть приняты, поскольку не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Сведений, опровергающих изложенные в решении суда выводы, заявителем жалобы не представлено. Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 02.09.2014 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в п.13 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности не предусмотрено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 сентября 2014 года по делу N А65-24335/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Технология ЛТД НЧ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-24335/2013
Истец: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Приволжское Межрегиональное Территориальное управление (ПМТУ Росстандарта) Отдел (инспекция) в Республике Татарстан, г. Казань
Ответчик: ООО "Технология ЛТД НЧ", г. Набережные Челны
Третье лицо: Галеев Р. Р., Музафаров И. А., Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6332/13
06.02.2015 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21228/13
06.02.2015 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-24335/13
01.12.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16391/14
09.10.2014 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-15389/14
09.10.2014 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-24335/13
02.09.2014 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-24335/13
19.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6334/13
20.02.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1006/14
23.12.2013 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-24335/13