г. Воронеж |
|
29 мая 2015 г. |
Дело N А64-5189/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего |
Суховой И.Б., |
Судей |
Поротикова А.И., |
|
Щербатых Е.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ливенцевой Н.В.,
при участии:
от Администрации Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Шкитиной Любови Дмитриевны: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Комитета по управлению имуществом Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Муниципального образование городской округ город Тамбов в лице Администрации г.Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Тамбовской области на определение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.02.2015 об изменении порядка и способа исполнения решения по делу N А64-5189/2011 (судья Макарова Н.Ю.) по заявлению Администрации Тамбовской области об изменении порядка и способа исполнения решения суда по делу N А64-5189/2011 по иску Шкитиной Любови Дмитриевны к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, Администрации Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью равной его рыночной стоимости,
третьи лица: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области; Комитет по управлению имуществом Тамбовской области; Муниципальное образование городской округ город Тамбов в лице Администрации г.Тамбова,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Шкитина Любовь Дмитриевна (далее - ИП Шкитина Л.Д., истец) обратилась в Арбитражный суд Тамбовской области с иском (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, Администрации Тамбовской области (далее - Администрация, ответчик, заявитель жалобы) об обязании установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 5589 кв.м. с кадастровым номером 68:29:0309006:0021, расположенного по адресу: г.Тамбов, ул.Астраханская, д.164-Г, равной его рыночной стоимости, а именно 5 410 600 руб.
Определением от 20.06.2011 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, ФГУ Земельная кадастровая палата по Тамбовской области, ФГУП "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок" - ВИСХАГИ.
Определением от 19.07.2011 г. по данному делу произведена замена ответчика - Комитета по управлению имуществом Тамбовской области на ФГУП "Государственный проектно-изыскательский институт земельно- кадастровых съемок" - ВИСХАГИ. Комитет по управлению имуществом Тамбовской области привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением арбитражного суда от 24.08.2011 г. назначена судебная экспертиза.
Определением от 06.03.2012 г. произведена замена ответчика - ФГУП "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок" - ВИСХАГИ на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.04.2012 требования удовлетворены, суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0309006:0021, площадью 5589 кв.м., расположенного по адресу: г.Тамбов, ул.Астраханская, 164Г, равной рыночной стоимости и составляющей 5 410 600 руб. Кроме того, судом взысканы расходы за проведение экспертизы с ИП Шкитиной Л.Д. - в сумме 16046 руб., с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области - в сумме 16046 руб. и с Комитета по управлению имуществом Тамбовской области - в сумме 16046 руб. в пользу Федерального бюджетного учреждения Тамбовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 области изменено в части взыскания расходов за проведенную экспертизу, с ИП Шкитиной Л.Д. в пользу Федерального бюджетного учреждения Тамбовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации 48 136 руб. - расходов за проведение экспертизы, в остальной части решение оставлено без изменений.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 06.02.2013 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.04.2012 и
постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 по делу N А64-5189/2011 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.05.2014 оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 14.10.2014 решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.05.2014 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2014 по делу N А64-5189/2011 оставлены без изменения.
30 декабря 2014 года по делу N А64-5189/2011 от Администрации Тамбовской области поступило заявление об изменении порядка и способа исполнения решения суда по настоящему делу.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 11.02.2015 отказано в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного акта по делу N А64-5189/2011.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на незаконность и необоснованность определения суда первой инстанции, неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, Администрация обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит определение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы полагает, что расходы подлежат взысканию с субъекта Российской Федерации в лице администрации области за счет казны субъекта Российской Федерации - Тамбовской области.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 21.05.2015 представители лиц, участвующих в деле, не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
Через канцелярию суда от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в отсутствие их представителей.
Через систему "Мой арбитр" от Администрации поступило дополнение к апелляционной жалобе.
В порядке статей 163, 18, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 28.05.2015.
После перерыва рассмотрение дела продолжено в том же судебном составе. Представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив представленные материалы дела, суд апелляционной инстанции считает определение суда первой инстанции об отказе в изменении способа и порядка исполнения судебного акта по делу N А64-5189/2011 законным и обоснованным, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу п. 1 ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О).
В соответствии с частью 1 статьи 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Согласно части 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Право взыскателя на обращение с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного акта закреплено и в пункте 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
При этом действующее законодательство не устанавливает конкретного перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерии их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Таким образом, изменение способа и порядка исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда.
При этом изменение способа и порядка исполнения судебного акта не предполагает изменение самого судебного акта (его резолютивной части).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, заявитель просит изменить порядок и способ исполнения решения, а именно в его резолютивной части вместо: "взыскать с Администрации Тамбовской области, г.Тамбов, ул.Интернациональная, д.14 за счет бюджета области", указать: "взыскать с субъекта Российской Федерации - Тамбовской области в лице Администрации Тамбовской области, г.Тамбов, ул.Интернациональная, д.14 за счет казны субъекта Российской Федерации - Тамбовской области".
По смыслу ст. 324 АПК РФ под изменением способа и порядка исполнения судебного акта следует понимать замену одного вида обязательства другим.
Однако, в рассматриваемом случае, заявитель фактически просит возложить обязанность по исполнению судебного акта на субъект РФ - Тамбовскую область в лице Администрации Тамбовской области за счет средств казны.
При этом замена ответчика другим не является изменением способа и порядка исполнения решения. При изменении способа и порядка исполнения решения суд не вправе возлагать ответственность на лицо, которое не участвовало в деле.
Субъект Российской Федерации - Тамбовская область в лице Администрации Тамбовской области - не выступал в качестве ответчика по настоящему делу, в качестве ответчика привлечена Администрация Тамбовской области, с которой производится взыскание судебных расходов.
Содержание термина "казна" определено в статье 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Из этого следует, что понятие "казна" шире, чем понятие "бюджет". Бюджет как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (статья 6 БК РФ), входит в понятие казны, является его составляющим.
Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов (статья 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Гражданское законодательство (ст. ст. 1069 и 1071) прямо и непосредственно закрепило положение о том, что за счет казны субъекта РФ возмещается вред.
В данном случае не имеет место возмещение вреда. Ответчиком по делу выступала Администрация Тамбовской области.
Взыскание должно производиться за счет средств бюджета Тамбовской области, на что указано в резолютивной части решения.
Учитывая положения части 1 статьи 318 и части 1 статьи 324 АПК РФ, а также пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", не допускающие изменение резолютивной части вступившего в законную силу судебного акта, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления Администрации и не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Апелляционная жалоба на определение об отказе в удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного акта государственной пошлиной в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не оплачивается.
Руководствуясь статьями 268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Тамбовской области от 11.02.2015 об изменении порядка и способа исполнения решения по делу N А64-5189/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Б. Сухова |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-5189/2011
Истец: Шкитина Л. Д.
Ответчик: Комитет по управлению имуществом Тамбовской области, Управление Росреестра по Тамбовской области
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом по тамбовской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области, ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ в лице Центрально-Черноземного филиала, ФГУП "Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок" - ВИСХАГИ, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тамбовской обл.
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2015 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5019/12
29.05.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2746/12
14.10.2014 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5019/12
15.08.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2746/12
16.05.2014 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-5189/11
06.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5019/12
27.09.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2746/12
06.04.2012 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-5189/11