г. Владивосток |
|
23 ноября 2015 г. |
Дело N А51-298/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей В.В. Рубановой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Партизанской городской общественной организации охотников и рыболовов,
апелляционное производство N 05АП-8823/2015
на решение от 02.09.2015
судьи Ю.К. Бойко
по делу N А51-298/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Партизанской городской общественной организации охотников и рыболовов (ИНН 2509008528, ОГРН 1022500001270, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.11.2002)
об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (ИНН 2536153725, ОГРН 1052503032229, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.03.2005) по делу об административном правонарушении N 16-1211/14 от 29.12.2014 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) руб.,
при участи:
от Партизанской городской общественной организации охотников и рыболовов - председатель правления Лычев Виктор Афанасьевич полномочия подтверждены выпиской из ЕГРЮЛ от 21.01.2015 (том 1 л.д.56-59), паспорт, Арамилева Т.С. по доверенности от 14.10.2015 сроком на 1 год, паспорт;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области: представитель Салбуков Е.Ю., по доверенности от 25.02.2015 N 18, служебное удостоверение 25 N 0919,
УСТАНОВИЛ:
Партизанская городская общественная организация охотников и рыболовов (далее - Партизанская ГООО и Р, общественная организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (далее - административный орган, Управление, Управление Россельхознадзора, ответчик) по делу об административном правонарушении N 16-1211/14 от 29.12.2014 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 02.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, общественная организация обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 02.09.2015 заявитель просит его отменить, как принятое при неправильном применении норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на отсутствие у Управления Россельхознадзора полномочий по проверке деятельности в сфере охоты и охотничьего хозяйства, поскольку в рассматриваемом случае проверка проводилась с целью контроля (надзора) в области ветеринарии, а не с целью контроля (надзора) за охотничьей деятельностью.
Как указывает апеллянт ни по результатам проверки, ни в решении суда не установлено какой именно пункт и каких именно ветеринарно-санитарных правил был нарушен юридическим лицом, в чем именно состояло это нарушение.
Общественная организация считает, что Управлением не представлено доказательств того, что организация является владельцем животных либо осуществляет деятельность по производству, транспортировке, заготовке и переработке продуктов и сырья животного происхождения, как это указано в статье 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии". Заявитель указывает, что общественная организация не занимается переработкой мяса, требующей уничтожение биологических отходов в соответствии с ветеринарными правилами, и Управление не представило доказательств того, что заявитель является собственником продукции охоты и производил уничтожение биологических отходов с нарушением ветеринарно-санитарных правил.
В соответствии со статьей 221 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом допускается добыча животных, право собственности на них приобретает лицо, осуществившее их добычу. Охотник, осуществивший добычу животного становится собственником продукции охоты. У охотника отсутствует обязанность разделывать и обрабатывать добытую продукцию охоты только в местах разделки и обработки. Понятия места разделки и обработки в законодательстве Российской Федерации отсутствуют. Юридическое лицо продукцию охоты не добывает.
Управление Россельхознадзора в представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) письменном отзыве, поддержанном в судебном заседании его представителем, с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям указанным в отзыве, считают решение суда законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
На основании приказа Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области от 08.10.2014 N 1750-пр, Положения об Управлении Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15.04.2013 N 170, полученного общественной организацией 06.11.2014, в отношении Партизанской городской общественной организации охотников и рыболовов, с целью выполнения ежегодного плана по проведению плановых проверок на 2014 год, проведена плановая выездная проверка, предметом проверки являлась проверка соблюдения общественной организацией требований в области ветеринарного законодательства Российской Федерации.
В ходе указанной проверки установлено следующие:
- отсутствуют специализированные места разделки и обработки добытых диких животных (пункт 1.4 Приказа Минприроды РФ от 10.11.2010 N 491 "Об утверждении перечня ветеринарно-профилактических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней");
- не проводятся противоэпизоотические мероприятия в отношении диких животных, не представлены документы, подтверждающие проведение данных мероприятий (статья 6 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), пункты 1.2, 4 Приказа Минприроды РФ от 10.11.2010 N 491 "Об утверждении перечня ветеринарно-профилактических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней");
- отсутствует контроль за утилизацией отходов разделки, заключение ветеринарного специалиста об уборке, утилизации или уничтожении биологических отходов образованных при разделке (пункт 2.1 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469; пункт 1.4 Приказа Минприроды РФ от 10.11.2010 N 491 "Об утверждении перечня ветеринарно-профилактических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней");
- отсутствуют подкормочные сооружения в охотничьих угодьях Партизанской общественной организации охотников и рыболовов (пункт 1.3 Приказа Минприроды РФ от 10.11.2010 N 491 "Об утверждении перечня ветеринарно-профилактических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней").
По результатам проверки составлен акт N 111 от 02.12.2014.
05.12.2014 государственным инспектором Юго-восточного отдела по ветеринарному и карантинному фитосанитарному надзору в отношении общественной организации составлен протокол N 16-1211/14 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
15.12.2014 общественной организации выдано предписание N 206, в соответствии с которым организации в срок до 01.07.2015 предписано:
- оборудовать на ответственной зоне специализированные места для разделки и обработки добытых диких животных (п.1);
- организовать проведение противоэпизоотических мероприятий в отношении диких животных (п.2.);
- на ответственной территории организовать контроль за утилизацией (уничтожением) образованных при разделке добытых диких животных отходов, представить заключение ветеринарного специалиста на утилизацию биологических отходов (п.3);
- на ответственной территории организовать подкормочные площадки (п.4).
29.12.2014 по результатам рассмотрения материалов административного дела заместителем руководителя Управления Россельхознадзора И.П. Горбань вынесено постановление N 16-1211/14 о привлечении Партизанской ГООО и Р к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общественная организация обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционный инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции не подлежащим отмене в силу следующего.
Частью 6 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10.6 КоАП РФ нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, является ветеринарная безопасность территории Российской Федерации, животный мир, здоровье людей.
Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии) граждан, должностных лиц и юридических лиц, не исполняющих требования правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил либо уклоняющихся от их исполнения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира; пользователи животным миром - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.
Объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным данным Федеральным законом и Федеральным законом об охоте (статья 33 Закона о животном мире).
Одним из видов пользования животным миром является охота (статья 34 Закона о животном мире).
Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания (статья 35 Закона о животном мире).
В силу статьи 40 Закона о животном мире, пользователи животным миром обязаны, в том числе: осуществлять только разрешенные виды пользования животным миром; соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром; проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира; обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира.
Отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются Федеральным законом об охоте и данным Федеральным законом (статья 41 Закона о животном мире).
Статья 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте, Закон N 209-ФЗ) определяет охоту как деятельность, связанную с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой; охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с Законом об охоте и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты; охотничье хозяйство - сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.
В силу статьи 2 Федерального закона от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Таким образом, из буквального толкования статьи 1 Закона N 209-ФЗ следует, что общественная организация, занимаясь охотой, тем самым осуществляет деятельность, связанную с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Статьёй 43 Закона N 209-ФЗ предусмотрено осуществление защиты охотничьих ресурсов от болезней.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона N 209-ФЗ защита охотничьих ресурсов от болезней осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о ветеринарии.
В силу статьи 1 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации является, в том числе реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел.
Одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации согласно статье 1 Закона N 4979-1 является осуществление государственного ветеринарного надзора.
Под государственным ветеринарным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности (часть 1 статьи 8 Закона N 4979-1).
Государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) (далее - органы государственного ветеринарного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Закона N 4979-1)
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 (далее - Положение N 327) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, а также функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных, является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).
В соответствии с пунктом 4 Положения N 327 и пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (далее - Постановление N 201) Россельхознадзор осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации.
В пункте 5 приказа N 1750-пр от 08.10.2014 о проведении плановой проверки в отношении организации указано, что проверка проводится с целью осуществления планового контроля за выполнением организацией обязательных требования действующего законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии.
Поскольку в данном случае предметом проверки явилось соблюдение законодательства о ветеринарии, Управление действовало в пределах своих полномочий.
Согласно статье 9 Закона N 4979-1, должностные лица органов государственного ветеринарного надзора, являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" система государственной ветеринарной службы Российской Федерации включает в себя, в том числе федеральный орган исполнительной власти в области ветеринарного надзора и подведомственные ему территориальные органы; в субъектах Российской Федерации - уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.
Из статьи 8 названного Закона следует, что государственный ветеринарный надзор, помимо прочего направлен на надзор за проведением организациями и гражданами организационно-производственных и ветеринарно-профилактических мероприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм и правил.
Подпунктом "д" пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" предусмотрено, что Россельхознадзор в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации в закрепленной сфере деятельности, в том числе надзор за выполнением ветеринарно-санитарных требований по безопасности продукции животного происхождения.
Приказом Россельхознадзора от 24.01.2005 N 4 "О создании территориальных органов Россельхознадзора" сформированы территориальные органы - управления Россельхознадзора, призванные осуществлять функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.
Пунктом 6.8 названного приказа должностным лицам Управления, являющимся государственными инспекторами по контролю и надзору в закрепленной сфере деятельности, для осуществления своих полномочий предоставлено право, в том числе, применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в закрепленной сфере деятельности, с целью недопущения и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации.
Соответственно государственный инспектор отдела внутреннего госветнадзора, являющийся государственным инспектором по контролю и надзору в закрепленной сфере деятельности, вправе был выдать предписание, поскольку такая мера предусмотрена законодательством.
К ветеринарно-профилактическим и противоэпизоотическим мероприятиям относятся проведение учета и изъятие особей диких животных, инфицированных заразными болезнями, использование ветеринарных препаратов, в том числе посредством их добавления в корм диким животным, а также другие мероприятия, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 43 Закона об охоте).
В силу статьи 2 Закона о ветеринарии ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Приказом Минприроды Российской Федерации от 10.11.2010 N 491 утвержден перечень ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней (далее - Перечень).
Пунктом 1 Перечня к ветеринарно-профилактическим, противоэпизоотическим мероприятиям по защите охотничьих ресурсов от болезней отнесено предупреждение заноса возбудителей заразных болезней животных (охотничьих ресурсов) извне и недопущение их распространения на территориях охотничьих угодий, в том числе: (пункт 1.3) контроль за размещением подкормочных площадок, кормовых полей, солонцов для диких животных (охотничьих ресурсов), с целью исключения доступа к ним домашнего скота; (пункт 1.4) контроль за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки.
В соответствии с частью 3 статьи 43 Закона об охоте проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
В рамках обеспечения исполнения указанной нормы Закона на территории охотничьих хозяйств должно быть проведено внутрихозяйственное охотустройство, направленное на обеспечение осуществления физическими лицами и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункты 1, 10 статьи 39 Закона об охоте).
В силу пункта 11 статьи 39 данного Закона осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств.
Из статьи 18 Закона о ветеринарии следует, что соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства обязаны владельцы животных и производители продуктов животноводства.
Пунктом 1.11 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469) - (далее - Ветеринарные правила) установлено, что они определяют в том числе условия нераспространения возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных, предупреждения заболеваний людей зооантропонозными болезнями, охраны окружающей среды от загрязнения. Согласно пункту 1.7 уничтожение биологических отходов путем захоронения в землю категорически запрещается.
Данные Правила являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения (пункт 1.1 Ветеринарных правил).
Пунктом 1 Перечня к ветеринарно-профилактическим, противоэпизоотическим мероприятиям по защите охотничьих ресурсов от болезней отнесено предупреждение заноса возбудителей заразных болезней животных (охотничьих ресурсов) извне и недопущение их распространения на территориях охотничьих угодий, в том числе (пункт 1.4): контроль за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки.
В соответствии с частью 3 статьи 43 Закона об охоте проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения (либо имеющими право пользования животным миром на основании лицензий, выданных до вступления в силу Закона об охоте).
В рамках обеспечения исполнения указанной нормы Закона на территории охотничьих хозяйств должно быть проведено внутрихозяйственное охотустройство, направленное на обеспечение осуществления физическими лицами и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункты 1, 10 статьи 39 Закона об охоте).
В силу пункта 11 статьи 39 данного Закона осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств.
Согласно пунктам 12, 13 статьи 39 Закона об охоте документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья - проект внутрихозяйственного охотустройства, в котором определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры.
Внутрихозяйственное охотустройство осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 14 Закона об охоте).
В силу пункта 6.1.3 Приказа Минприроды Российской Федерации от 23.12.2010 N 559 "Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства" (далее - Порядок) при осуществлении внутрихозяйственного устройства разрабатывается проект планирования создания охотничьей инфраструктуры (охотничьи базы, дома охотников, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства).
При осуществлении внутрихозяйственного охотустройства в соответствии с пунктом 6.2.4 Порядка определяются биотехнические мероприятия, а с пунктом 6.2.6 - ветеринарно-профилактические и противоэпизоотические мероприятия по защите охотничьих ресурсов от болезней.
Статьей 47 Закона об охоте к биотехническим мероприятиям отнесены меры по поддержанию и увеличению численности охотничьих ресурсов, обязанность по проведению которых в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Содержание биотехнических мероприятий, порядок их проведения устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 47 Закона об охоте).
Приказом Минприроды Российской Федерации от 24.12.2010 N 560 "Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также Порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов" (далее - Приказ N 560) к биотехническим мероприятиям в том числе отнесены: профилактика и лечение инвазионных заболеваний (пункт 2.6.1) профилактика и лечение инфекционных заболеваний (пункт 2.6.2), профилактика и лечение эктопаразитарных заболеваний (пункт 2.6.3).
В пункте 4 данного Приказа также предусмотрено, что проведение биотехнических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Из системного толкования приведенных норм Закона о животном мире, Закона об охоте, Закона о ветеринарии, Ветеринарных правил, Порядка, Перечня и Приказа N 560 следует, что обязанность по проведению мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в охотничьих угодьях в соответствии с законодательством Российской Федерации о ветеринарии возложена на лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения или имеющих право пользования животным миром на основании ранее выданных лицензий.
При этом данная обязанность не поставлена законом в зависимость от вида осуществляемой охоты, поскольку продукция охоты и связанная с ней угроза распространения инфекционных заболеваний не зависят от того, в результате промысловой, любительской или спортивной охоты получена продукция охоты.
Поскольку законодательное определение охоты включает первичную переработку и транспортировку охотничьих ресурсов, на указанные организации распространяется как статья 18 Закона о ветеринарии, так и Ветеринарные правила.
В силу части 2 статьи 43 Закона об охоте в Перечень включены ветеринарно-профилактические и противоэпизоотические мероприятия, которые обязаны проводить организации в целях защиты охотничьих ресурсов от болезней, к которым пунктом 1.4 отнесен контроль за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки.
Из частей 1 и 2 статьи 43 Закона об охоте следует, что защита охотничьих ресурсов от болезней проводится не только путем проведения предписанных Перечнем мероприятий по контролю, но и иных мероприятий, предусмотренных как Законом об охоте, так и законодательством Российской Федерации о ветеринарии. Поэтому данный Перечень не является исчерпывающим, а лишь входит в общий комплекс мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней, недопущению распространения возбудителей заразных болезней животных на территориях охотничьих угодий, в том числе обеспечивающих мероприятий, таких как проведение охотхозяйственного устройства.
В силу приведенных норм статей 39, 47 Закона об охоте, Порядка и Приказа N 560 при проведении внутрихозяйственного охотустройства организация обязана при создании охотничьей инфраструктуры оборудовать на территории охотничьих угодий специализированные места разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), организовать утилизацию биологических отходов в соответствии с Ветеринарными правилами соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки и осуществлять соответствующий контроль согласно пункту 1.4 Перечня.
Ссылка на Правила реализации или уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных объектов животного мира, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания, а также полученной из них продукции, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2009 N 13, не может быть принята во внимание, поскольку в силу пункта 1 данные Правила устанавливают порядок реализации или уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных объектов животного мира, физическое состояние которых не позволяет возвратить их в среду обитания, а также полученной из них продукции. Под безвозмездным изъятием понимается изъятие из незаконного владения лица (лиц) незаконно добытых объектов животного мира, находящихся в государственной собственности.
При этом незамедлительное уничтожение объектов животного мира любым доступным способом при невозможности вывоза объектов животного мира из отдаленных и труднодоступных местностей осуществляется должностным лицом уполномоченного органа, обнаружившим факт незаконного владения незаконно добытыми объектами животного мира.
Согласно пункта 2.1 статьи 2 Устава целью общественной организации является объединение охотников и рыболовов г. Партизанска для содействия развитию охотничье - рыболовного хозяйства и рациональному использованию природных ресурсов; охрана охотугодий, водоемов, животного мира и других природных ресурсов, разрешенных к использованию; содействие увеличению запасов диких зверей, птиц, рыбы.
Пунктом 2.2 статьи 2 Устава предусмотрено, что для выполнения уставных целей общественной организации в установленном законом порядке общественная организация организует проведение спортивной и промысловой охоты и рыболовства.
Согласно пункту 1.1 охотхозяйственного соглашения N 25-08/2010 от 28.06.2010, заключенного между Партизанской городской общественной организации охотников и рыболовов и Управлением по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края, охотпользователь обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры; охотпользователь обязан создавать и содержать охотничью инфраструктуру, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитании (п. 8.2.7).
Исходя из содержания п.8.1.1, п.8.1.6 охотхозяйственного соглашения N 25-08/2010 от 28.06.2010 охотпользователь имеет право пользоваться предоставленными ему в пользование охотничьими ресурсами; вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в процессе осуществления разрешенных видов охоты, и производить изделия из объектов животного мира и т.д.
Как следует из оспариваемого постановления N 16-1211/14 от 29.12.2014 в ходе проведения плановой выездной проверки 19.11.2014 по приказу Управления Россельхонадзора от 08.10.2014 N 1750-пр установлено, что общественной органищацеий не осуществляется контроль за соблюдением условий пользования животным миром, а именно по выполнению ветеринарных мероприяйтий:
- отсутствуют специализированные места разделки и обработки добытых диких животных;
- не проводятся противоэпизоотические мероприятия в отношении диких животных, не представлены документы, подтверждающие проведение данных мероприятий;
- отсутствует контроль за утилизацией отходов разделки, не представлены заключения ветеринарного специалиста об уборке, утилизации или уничтожении биологических отходов, образованных при разделке;
- отсутствуют подкормочные сооружения в охотничьих угодьях Партизанкской городской общественной организации охотников и рыболовов.
10.11.2010 приказом N 491 утвержден перечень ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней.
Пунктом 1.4 Перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней предусмотрены мероприятия по предупреждению заноса возбудителей заразных болезней животных (охотничьих ресурсов) извне и недопущению их распространения на территориях охотничьих угодий, в том числе: контроль за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки.
Как следует из пункта 1.4 Перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней, обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д.).
Пунктом 1.3 Перечня ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней предусмотрен контроль за размещением подкормочных площадок, кормовых полей, солонцов для диких животных (охотничьих ресурсов), с целью исключения доступа к ним домашнего скота
Как указано в преамбуле приказа N 491, данный приказ принят в целях реализации статьи 43 Федерального закона N 209-ФЗ.
Статья 43 Федерального закона N 209-ФЗ указывает, что к ветеринарно-профилактическим и противоэпизоотическим мероприятиям относятся проведение учета и изъятие особей диких животных, инфицированных заразными болезнями, использование ветеринарных препаратов, в том числе посредством их добавления в корм диким животным, а также другие мероприятия, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотохозяйственные соглашения.
Таким образом, условия, предусмотренные законодательством, для вменения соответствующих обязанностей организации, соблюдены: мероприятия, которые указаны в п. 1, п. 3 и п. 4 предписания, включены в Перечень, утвержденный приказом N 491, и организацией заключено охотохозяйственное соглашение.
В соответствии со статьей 43 Федерального закона N 209-ФЗ защита охотничьих ресурсов (объектов животного мира, которые в соответствии с действующим законодательством используются или могут быть использованы в целях охоты) от болезней осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством РФ о ветеринарии. Понятие "охота" дано в пункте 5 статьи 1 Федерального закона N 209-ФЗ - это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Следовательно, организация, занимаясь охотой, тем самым осуществляет деятельность, связанную с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Для лиц, осуществляющих охоту, обязательно выполнение требований ветеринарно-санитарных правил по сбору, утилизации и уничтожению биологических отходов.
Согласно части 3 статьи 43 Федерального закона N 209-ФЗ проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Как следует из заключённого Организацией охотхозяйственного соглашения, на Организацию возложены, в числе прочих, следующие обязанности (пункт 8.2 соглашения):
- соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования охотничьими ресурсами;
- не допускать ухудшения или разрушения среды обитания охотничьих ресурсов;
- создавать и содержать охотничью инфраструктуру, проводить мероприятии по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания;
- проводить внутрихозяйственное охотустройство;
- осуществлять производственный охотничий контроль и проводить мероприятия по обеспечению охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов.
При этом условиями охотхозяственного соглашения (пункт 8.1) Организация наделена правами:
- собственности на добытые охотничьи ресурсы и полученную из них продукцию, если иное не установлено федеральными законами;
- вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в процессе осуществления разрешённых видов охоты, и производить изделия из объектов животного мира;
- создавать в соответствии с действующим законодательством объекты охотничьей инфраструктуры.
В связи с этим доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии деятельности общественной организации, связанной с добычей охотничьих ресурсов, коллегией отклоняются как ошибочные и опровергаемые имеющейся в материалах дела совокупностью доказательств обратного.
Учитывая вышеизложенное, на общественную организацию как на охотопользователя возложены обязанности, предусмотренные Федеральным законом N 209-ФЗ, Законом от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", Приказом N 491.
Как установлено коллегией, общественная организация не оспаривает факты отсутствия на территории охотничьих угодий специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных, а также отсутствие подкормочных площадок и контроля за утилизацией отходов вследствие добычи диких животных. Доказательства обратного, подтверждающие соблюдение вышеуказанных правовых актов, в материалы дела не представлены.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В связи с тем, что нарушение вышеназванных правил и норм подтверждены материалами дела, а именно актом проверки N 111 от 02.12.2014, протоколом об административном правонарушении N 16-1211/14 от 05.12.2014, постановлением по делу об административном правонарушении N 16-1211/14 от 29.12.2014, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях Партизанская ГООО и Р события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При определении вины организации необходимо использовать понятие вины юридического лица, изложенное в части 2 статьи 2.1 Кодекса.
Согласно названной норме, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения нарушения при реализации кормов животного происхождения и кормовых добавок, в материалах дела не имеется.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Довод общественной организации об отсутствии у управления полномочий на проведение проверки является необоснованным, поскольку в соответствии со статьей 8 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", управление, являясь специально уполномоченным органом в сфере ветеринарии, в пределах своих полномочий вправе проводить проверку соблюдения ветеринарного законодательства при ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями охотхозяйственной деятельности и принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
Указанный вывод сделан судебной коллегией с учетом правовой позиции, приведенной в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2015 по делу N А51-5134/2015, постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.07.2015 по делу N А51-30239/2014, определении Верховного суда Российской Федерации от 30.04.2015 N 304-КГ14-5095, решении Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2015 N АКПИ15-592.
Административное наказание назначено обществу Управлением в пределах санкции части 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Обстоятельств для квалификации в качестве малозначительного совершенного административного правонарушения, апелляционный суд не усматривает.
Ссылка заявителя жалобы на судебную практику, которая, по мнению общества, подтверждает его доводы, не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку не имеет отношения к рассматриваемому спору.
Принимая во внимание данные обстоятельства, коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области по делу об административном правонарушении N 16-1211/14 от 29.12.2014 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) руб. являются законными и обоснованными, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают и не содержат указания на обстоятельства, свидетельствующие об их ошибочности, не соответствуют сложившейся в судебном округе практике арбитражных судов, в связи с чем подлежат отклонению.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах коллегия не находит в рассматриваемом деле совокупности обстоятельств, необходимых и достаточных в соответствии со статьями 198 и 200 АПК РФ для удовлетворения заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.09.2015 по делу N А51-298/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Лычеву Виктору Афанасьевичу из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы за Партизанскую городскую общественную организацию охотников и рыболовов по чеку-ордеру от 11.09.2015 Приморского отделения Сбербанка России N 8635 филиал N 263 в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-298/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 февраля 2016 г. N Ф03-506/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАРТИЗАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОХОТНИКОВ И РЫБОЛОВОВ
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области