г. Воронеж |
|
8 апреля 2016 г. |
Дело N А14-7065/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 апреля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Осиповой М.Б.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии в судебном заседании:
от ГУ- Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Шамардиной И.В. - заместителя начальника правового отдела, доверенность б/н от 05.11.2015;
от ОАО "Электроприбор": Соломкиной В.С. -начальника юридического отдела, доверенность N 26юр/175 от 16.12.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2015 по делу N А14-7065/2015 (судья Соболева Е.П.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Электроприбор" (ОГРН 1023602241321, ИНН 3650000821) к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным решения от 21.04.2015 N220осв, и частично недействительными решений от 21.04.2015 NN 220нс и N220осс,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Электроприбор" (ОАО "Электроприбор", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к государственному учреждению - Воронежскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, учреждение) о признании недействительными:
- решение N 220осс от 21.04.2015 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за январь 2012 по листку нетрудоспособности N 037929936753, выданному на имя Гоголевой Риммы Дмитриевны 23.01.2012 в сумме 3 492 руб. 90 коп.;
- решения N 220осв от 21.04.2015 (с изменениями, внесенными решением N 220осс/р от 09.07.2015) в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ в сумме 528 руб. 39 коп.; начисления пени в размере 3 976 руб. 02 коп.; привлечении плательщика страховых взносов к ответственности в виде штрафа в размере 105 руб. 68 коп., а также в части внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета в отношении обжалуемых сумм штрафа, пени и недоимки,
- решения N 220нс от 21.04.2015 (с изменениями, внесенными решением N 220нс/р от 09.07.2015): в части предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ в сумме 646 руб. 45 коп.; начисления пени в размере 2 150 руб. 76 коп.; привлечения плательщика страховых взносов к ответственности в виде штрафа в размере 129 руб. 29 коп.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2015 по делу N А14-7065/2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд социального страхования обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2015 как основанное на неправильном применении норм материального права и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы отделение Фонда на ссылается на то, что расходы Общества на выплату страхового обеспечения, произведенные в результате неправильно оформленных листков нетрудоспособности, не должны возмещаться за счет средств обязательного социального страхования, поскольку данные расходы не могут быть взысканы в бюджет Фонда в судебном порядке с медицинских учреждений в качестве убытков.
В данном случае листок временной нетрудоспособности на имя Гоголевой Р.Д. от 23.01.2012 был выдан лечебным учреждением с нарушением требований абз.2 п. 60 Порядка N 624н, согласно которому в таблице "Освобождение от работы" в графе "По какое число" указывается дата (число, месяц и год) (включительно), по которую гражданин освобожден от работы. В нарушение данной нормы вместо даты "23.01.2012" была указана дата "23.01.1953". При этом дубликат спорного листка нетрудоспособности, с исправленной датой, был выдан на имя Гоголевой Р.Д. лишь 25.03.2015, то есть спустя два года после выдачи оригинала. Указанные обстоятельства, по мнению Фонда, являются основанием для непринятия к зачету произведенных страхователем расходов.
В отношении расходов Общества на частичную компенсацию стоимости санаторно-курортного лечения сотрудникам ОАО "Электроприбор" Учреждение полагает, что указанные выплаты связаны с трудовыми отношениями и подлежат обложению страховыми взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний в общеустановленном порядке.
В отношении расходов Общества на суточные своим работникам при однодневных командировках Учреждение полагает, что дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), возмещаются работнику в виде суточных при направлении в служебные командировки на срок более суток. Исходя из чего, Фонд считает, что спорные выплаты за однодневные командировки не являются по смыслу действующего законодательства суточными, которые исключены из обложения страховыми взносами пунктом 2 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ. Одновременно данные выплаты, хотя и носят компенсационный характер, направленный на возмещение расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы, не отнесены к перечню освобождаемых от обложения страховых выплат компенсационных взносов, установленных пп.2 п.1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ. Исходя из чего, Фонд считает, что спорные выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений с работниками страхователя, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
В представленном отзыве ОАО "Электроприбор" возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по изложенным в отзыве основаниям.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, филиалом N 1 регионального отделения Фонда социального страхования проведена документальная выездная проверка страхователя - открытого акционерного общества "Электроприбор" за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств.
По итогам указанной проверки были составлены акты N 220н/с от 19.03.2015, N 220осс от 19.03.2015 и N 220осв от 19.03.2015.
По результатам рассмотрения материалов проведенной проверки Филиалом N 1 Государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации были вынесены решения N 220осс от 21.04.2015 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, N 220осв от 21.04.2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, а также N 220нс от 21.04.2015 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Не согласившись с данными решения Фонда N 220осс от 21.04.2015, N 220нс от 21.04.2015 и N 220осв от 21.04.2015 в оспариваемой части, ОАО "Электроприбор" обратилось с рассматриваемыми требованиями в арбитражный суд.
Как усматривается из материалов дела, основанием для вынесения решения N 220осс от 21.04.2015 (в оспариваемой части) послужил вывод Учреждения о том, что листок нетрудоспособности на имя Гоголевой Р.Д. оформлен с нарушением п.60 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 N 624н, а именно: неверно указана дата, по которую лицо освобождено от работы.
Признавая выводы Фонда неправомерными, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ организации являются страхователями по обязательному социальному страхованию в отношении граждан, работающих у них по трудовому договору.
На основании статьи 12 Федерального закона N165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Статьей 8 Закона N 165-ФЗ установлены виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, исходя из чего, страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования в том числе является пособие по временной нетрудоспособности.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Федеральным законом N 255-ФЗ от 29.12.2006 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ). Указанный закон определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования (часть 2 статьи 5 Федерального закона N 255-ФЗ).
Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности установлены статьей 6 Федерального закона N 255-ФЗ. Так, пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи. Частью 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 этой статьи).
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности (часть 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ). Порядок оформления листков нетрудоспособности предусмотрен положениями статьи 59 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ), Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.06.2011 N 624н.
Так, согласно части 1 статьи 59 Федерального закона N 323-ФЗ, пункту 1 Приказа Минздравсоцразвития от 29.06.2011 N 624н документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности.
В силу пункта 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ от 29.12.2006 для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам 10 застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
Согласно части 2 статьи 59 Федерального закона N 323-ФЗ экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - фельдшером либо зубным врачом, которые единолично выдают листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.
С учетом изложенного основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности после осмотра гражданина и записи данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающей необходимость временного освобождения от работы.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В свою очередь, на основании пп.3 п.1 ст. 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Частью 4 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, основанием для непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем в оспариваемой части, в именно: в размере 3492 руб. 90 коп., послужил установленный в ходе выездной проверки факт выдачи 23.01.2012 БУЗ Воронежской области "Россошанская районная больница" листка нетрудоспособности N 037929936753 на имя Гоголевой Риммы Дмитриевны с неверно указанной датой в периоде освобождения от работы (л.д. 32-33 т.1).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 N 624н утвержден Порядок выдачи листков нетрудоспособности (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 60 Порядка в таблице "Освобождение от работы" в графе "С какого числа" листка нетрудоспособности указывается дата (число, месяц и год), с которой гражданин освобожден от работы; в графе "По какое число" указывается дата (число, месяц и год) (включительно), по которую гражданин освобожден от работы, данная графа заполняется медицинской организацией.
В данном случае медицинской организацией в нарушение вышеуказанной нормы в таблице "Освобождение от работы" в графе "По какое число" спорного листка нетрудоспособности вместо даты "23.01.2012" была указана дата "23.01.1953".
При оценке данных обстоятельств судом первой инстанции обоснованно учтено, что факт наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности Гоголевой Р.Д., удостоверенный спорным листком нетрудоспособности, не опровергнут, доказательств недостоверности листка нетрудоспособности, факта его выдачи при отсутствии заболевания у работника ОАО "Электроприбор", либо без освидетельствования медицинским работником, Фондом не представлено.
Одновременно, в материалах дела имеется дубликат листка временной нетрудоспособности Гоголевой Р.Д., оформленный в соответствии с требованиями Порядка выдачи листков нетрудоспособности (л.д. 32 т.1), что подтверждает фактическое наступление страхового случая в виде временной нетрудоспособности Гоголевой Р.Д.
Таким образом, с учетом позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.11.2013 N 9383/13 о том, что не любое нарушение порядка выдачи листков временной нетрудоспособности свидетельствует о незаконности произведения выплат по социальному страхованию, учитывая характер допущенного при оформлении спорного листка нетрудоспособности нарушения, которое носит характер явной технической ошибки и, одновременно, позволяет установить период временной нетрудоспособности застрахованного лица, наличие надлежащим образом оформленного дубликата листка временной нетрудоспособности, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом Арбитражного суда первой инстанции о том, что указанное нарушение само по себе не может являться основанием для непринятия к зачету расходов заявителя.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд считает обоснованным решение арбитражного суда, которым суд признал недействительным решение фонда N 220осс от 21.04.2015 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за январь 2012 по листку нетрудоспособности N 037929936753, выданному на имя Гоголевой Риммы Дмитриевны 23.01.2012 в сумме 3 492 руб. 90 коп., как не соответствующее законодательству об обязательном социальном страховании и нарушающим законные интересы учреждения.
Основанием для принятия решения N 220осв от 21.04.2015 послужили выводы Фонда социального страхования о занижении Обществом базы для начисления страховых взносов в 2013-2014 гг. на 10 100 рублей в результате исключения из обложения выплат суточных при направлении работников в однодневные командировки на территории РФ.
На основании пп. "а" п. 1 ч.1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" организации являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей с 01.01.2011, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ), которая содержит перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.
При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) исходя из государственных регулируемых розничных цен (пункт 6 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
При этом положениями ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами.
В частности, пп.2 п. 1 ст. 9 в данный перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, за исключением установленных данной нормой случаев.
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, выплата суточных за каждый день нахождения работников в командировках, в том числе, однодневных, производились в качестве компенсации дополнительных затрат работников, связанных с выполнением трудовой функции вне места постоянной работы и места своего жительства.
При проведении проверки отделение Фонда пришло к выводу, что Общество в 2013-2014 гг. неправомерно исключило из базы для начисления страховых взносов выплаченные работникам суммы в виде суточных при направлении в командировку на 1 день, что привело к занижению базы для начисления страховых взносов за проверяемый период на сумму 10 100 руб.
Признавая приведенную позицию Фонда неправомерной, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 166 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
В соответствии со статьей 167 Трудового кодекса при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Статьей 168 Трудового кодекса установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Таким образом, суточные выплачиваются работникам при направлении их в командировку для исполнения трудовых функций вне места постоянной работы на срок не менее суток и предназначены для компенсации расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства. При направлении работников в однодневную командировку, откуда командированный имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные не выплачиваются, а произведенные выплаты не являются суточными исходя из определения, содержащегося в трудовом законодательстве.
Вместе с тем в силу статей 167 и 168 Трудового кодекса работнику возмещаются иные расходы, связанные со служебной командировкой, произведенные с разрешения или ведома работодателя.
С учетом указанных обстоятельств, следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что денежные средства (названные суточными), выплаченные Обществом своим работникам при направлении их в служебные командировки сроком на один день, представляют собой возмещение в установленном размере расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.
В соответствии со ст. 164 Трудового кодекса денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами, являются компенсациями.
Таким образом, спорные выплаты, хотя и не являются "суточными", применительно к тому, как они определены трудовым законодательством, вместе с тем, представляют собой компенсационную выплату по возмещению расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы.
При этом компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (за исключением прямо указанных случаев) не подлежат обложению страховыми взносами в силу пп.2 "и" п. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ. В силу чего, доводы Управления Пенсионного фонда о том, что спорные выплаты не предусмотрены статьей 9 Закона N 212-ФЗ подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
На основании изложенного, вывод фонда о занижении Обществом базы для исчисления страховых взносов на сумму спорных выплат является необоснованным, в связи с чем, решение Фонда N 220осв от 21.04.2015 обоснованно признано судом недействительным в оспариваемой заявителем части.
Основанием для принятия решения N 220 нс от 21.04.2015 (в оспариваемой части) явились выводы Учреждения, о том, что оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работнику за счет средств работодателя произведена в рамках трудовых отношений, в силу чего, облагается страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ.
Признавая приведенную позицию отделения Фонда необоснованной, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Как следует из приведенных выше положений Федерального закона N 212-ФЗ, основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является наличие трудовых отношений с физическими лицами, в пользу которых осуществляется страхование.
Понятие трудовых отношений определено в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), согласно которой трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения, как это следует из статьи 16 Трудового кодекса, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным Кодексом, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Под трудовым договором статьей 56 Трудового кодекса понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Взаимосвязанное толкование приведенных норм Трудового кодекса и нормы пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что под выплатой или вознаграждением, произведенными в рамках трудовых отношений, следует понимать выплаты и вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовой функции, обусловленной трудовым соглашением (независимо от формы его заключения), определяемые в соответствии с перечисленными в статье 15 Трудового кодекса нормативными правовыми и локальными актами, регулирующими трудовые отношения.
Согласно статье 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), то есть, заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Статья 164 Трудового кодекса под гарантиями понимает средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; под компенсациями - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в статье 165 Трудового кодекса.
На основании статьи 191 Трудового кодекса за добросовестное исполнение трудовых обязанностей работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности - объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии. Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Статьей 135 Трудового кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу изложенного, в состав выплат и вознаграждений, произведенных в рамках трудовых отношений, подлежат включению все суммы, выплата которых в качестве вознаграждения и поощрения за труд и его результаты предусмотрена законодательством, коллективным договором и иными локальными актами, трудовым договором, включая компенсации и вознаграждения, не перечисленные в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Вместе с тем выплаты, производимые работодателем в пользу или в интересах работника не за результаты труда, а по иным основаниям, не могут быть отнесены к выплатам, подлежащим включению в базу для исчисления страховых взносов в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона.N 212-ФЗ, поскольку такие выплаты не подпадают под определение оплаты труда, приведенное в Трудовом кодексе.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ОАО "Электроприбор" были приобретены для своих сотрудников путевки на санаторно-курортное лечение. Оказание санаторно-курортных услуг осуществлялось в соответствии с заключенными договорами между учреждениями, оказывающими санаторно - курортные услуги, и работниками ОАО "Электроприбор".
Как усматривается из представленного заявителем коллективного договора на 2012-2014 годы, Общество совместно с профсоюзным комитетом устанавливает, в том числе, следующие гарантии и льготы: по оздоровлению работников предприятия в оздоровительных учреждениях, предназначенных для отдыха родителей с детьми. При этом путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения приобретаются за счет средств социального страхования и за счет средств работодателя, предусмотренных на социальное развитие, на сумму по согласованию сторон. Оплата за путевку устанавливается в зависимости от размера средней заработной платы работника, исчисленной за предшествующий календарный год. Установлено, что распределение и выдача путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения для работников, членов их смей, пенсионеров осуществляет профсоюзный комитет совместно с администрацией предприятия или комиссия по социальному страхованию предприятия. Приведенные положения закреплены в разделе 9 Коллективного договора "Социальные гарантии и льготы".
При этом судом установлено, что приобретение путевок на санаторно-курортное лечение сотрудников осуществлялось за счет чистой прибыли организации.
Оценивая характер произведенных выплат, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, рассматриваемые положения коллективного договора регулируют социально-трудовые отношения.
Как разъяснено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
При этом выплаты социального характера, основанные, в том числе, на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд) и в этой связи не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Таким образом, правовая природа выплат в рамках социальных взаимоотношений является специальным видом выплаты, связанной исключительно с возможностями работодателя. Именно в этой связи данные выплаты не поименованы в качестве гарантированных выплат ни в трудовом, ни в страховом законодательстве и не установлены в каком-либо нормативно-правовом акте.
Следовательно, оплата заявителем приобретенных для своих сотрудников (и членов их семей) путевок на санаторно-курортное лечение, основанная на локальном правовом акте, не обладает признаками оплаты труда, поскольку не зависит от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, от добросовестности исполнения трудовых обязанностей, наличия (отсутствия) взысканий, от трудового стажа и носит социальный характер, в связи с чем не является объектом обложения страховыми взносами.
Также судом обоснованно отклонена ссылка Фонда на положения статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ, в которой приведен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, среди которых спорные выплаты не поименованы. При этом суд исходит из того, что указанной нормой предусмотрено исключение из общего правила, позволяющее не учитывать приведенные выплаты, признающиеся объектом обложения страховыми взносами, при определении облагаемой базы. Тогда как в силу приведенных выводов суда, спорные выплаты изначально не относятся к объекту обложения страховыми взносами в соответствии со ст. 7 Федерального закона N212-ФЗ.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения указанных сумм в базу для начисления страховых взносов, признав по указанному основанию недействительным решение N 220 нс от 21.04.2015 в части оспариваемых начислений.
При таких обстоятельствах требования заявителя правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области области от 16.12.2015 по делу N А14-7065/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.12.2015 по делу N А14-7065/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Воронежского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-7065/2015
Истец: ОАО "Электроприбор"
Ответчик: ГУ - ВРО ФСС РФ
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-2131/16
12.07.2016 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1074/16
08.04.2016 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-1074/16
16.12.2015 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-7065/15