Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 октября 2016 г. N Ф06-13933/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
30 июня 2016 г. |
А65-26597/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
при участии:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в Альметьевском районе и городе Альметьевск Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
от Муниципального унитарного управления "Альметьевское троллейбусное управление" - представителя Шарипова И.Э. (доверенность от 01.09.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда России в Альметьевском районе и городе Альметьевск Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 марта 2016 года по делу N А65-26597/2015 (судья Путяткин А.В.),
по заявлению Муниципального унитарного управления "Альметьевское троллейбусное управление" (ОГРН 1021601626144, ИНН 1644009639), Республика Татарстан, г. Альметьевск,
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Альметьевском районе и городе Альметьевск Республики Татарстан (ОГРН 1021601624802, ИНН 1644020495), Республика Татарстан, г. Альметьевск,
о признании незаконным и отмене требования N 013S01150068263/1 от 12.10.2015 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму 1 636 995,59 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Альметьевское троллейбусное управление" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда России в Альметьевском районе и городе Альметьевск Республики Татарстан (далее - ответчик, управление, Фонд), с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным и отмене требования N 013S01150068263/1 от 12.10.2015 об уплате пеней по страховым взносам на сумму 1 636 995,59 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 марта 2016 года заявление удовлетворено, признано незаконным требование Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан N 013S01150068263/1 от 12.10.2015 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму 1 636 995,59 руб. Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе и городе Альметьевске Республики Татарстан (ОГРН 1021601624802, ИНН 1644020495) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Муниципального унитарного управления "Альметьевское троллейбусное управление".
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 марта 2016 года по делу N А65-26597/2015 и принять по делу новый судебный акт, в котором в удовлетворении исковых требований МУП "Альметьевское троллейбусное управление" отказать. Податель жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу ответчика, в котором предприятие просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 марта 2016 года по делу N А65-26597/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда просит суд апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 марта 2016 года по делу N А65-26597/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Фондом в отношении заявителя вынесено требование N 013S01150068263 от 12.10.2015 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму 2 223 647,65 руб. со сроком уплаты до 30.10.2015 (т. 1, л.д. 24). Впоследствии, ответчиком также вынесено оспариваемое уточненное требование N 013S01150068263/1 от 12.10.2015 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов на сумму 1 636 995,59 руб. со сроком уплаты до 30.10.2015 (т. 3, л.д. 47).
Полагая, что уточненное требование не отвечает требованиям ст. 22 п. 4 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212 - ФЗ), поскольку не содержит сведений о недоимке (за какой отчетный период), на которую начислены спорные суммы пеней, периоде начисления пеней, ставке пеней; является незаконным в части начисления пеней с даты введения процедуры конкурсного производства в отношении заявителя (22.05.2012) по дату завершения процедуры банкротства (29.04.2015), поскольку в процедуре конкурсного производства пени не начисляются; срок взыскания пени истек.
Ответчик, возражая относительно удовлетворения заявленных требований, ссылается на то, что оспариваемое уточненное требование отвечает предъявляемым требованиям, в т.ч. ст. 22 п. 4 Федерального закона N 212 - ФЗ, факт завершения процедуры банкротства в связи с погашением требований кредиторов не отменяет обязанности по оплате пени, образовавшейся до дня погашения задолженности.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2012 по делу N А65-34585/2011 муниципальное унитарное предприятие "Альметьевское троллейбусное управление" (ОГРН 1021601626144) признано несостоятельным (банкротом), и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев (т. 1, л.д. 25-32).
Определением Арбитражного суда РТ от 08.05.2015 по делу N А65-34585/2011 (дата оглашения резолютивной части - 29.04.2015) производство по делу о несостоятельности (банкротстве) МУП "Альметьевское троллейбусное управление" (ОГРН 1021601626144, ИНН 1644009639) прекращено (т. 1, л.д. 33-37).
09.07.2015 МУП "Альметьевское троллейбусное управление" обратилось в Фонд с заявлением (исх. N 21/02) о возврате взысканных страховых взносов, мотивируя необоснованность их взыскания окончанием процедуры конкурсного производства (т. 1, л.д. 42-43).
Письмом от 30.07.2015 (исх. N ЯФ-11-0113/4479) ответчик в возврате взысканных страховых взносов отказал (т. 1, л.д. 44).
Полагая, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов является незаконным и подлежит отмене, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Удовлетворение требований кредиторов по текущим платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, производится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Понятие обязательных платежей дано в ст. 2 Федерального закона N 127-ФЗ, согласно которой таковыми являются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212 - ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Исходя из ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в т.ч. организации.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (ст. 10 Федерального закона N 212 - ФЗ).
Пунктами 3, 4 и 5 ст. 15 Федерального закона N 212 - ФЗ предусмотрено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (п. 3 ст. 15 данного Федерального закона).
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (п. 4 ст. 15 указанного Федерального закона).
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Как предусмотрено ст. 16 того же Федерального закона страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы предусмотрена ст. 18 п. 1 Федерального закона N 212-ФЗ.
Порядок взыскания страховых взносов в случае их неуплаты или неполной уплаты регламентирован ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ, согласно которой в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя. До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. Решение о взыскании может быть передано руководителю организации (уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения о взыскании по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов решения о взыскании в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов (п. 6 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ).
Исходя из положений ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения (часть 3 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ).
Как следует из ч. 4 - ч. 7 ст. 25 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Форма требования об уплате недоимки по взносам на дополнительное социальное обеспечение, пеней и штрафов (форма 4 дсо-ПФР) утверждена приложением N 4 к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 01.07.2013 N 286н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой взносов на дополнительное социальное обеспечение".
Статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
В силу представленного в материалы дела уточненного требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 013S01150068263/1 от 12.10.2015 на сумму 1 636 995,59 руб. со сроком уплаты до 30.10.2015, предприятие обязано уплатить пени на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ в размере 1 206 859,66 руб. (в т.ч. на страховую часть трудовой пенсии - 977 401,76 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 229 457,9 руб.), в ФОМС - в размере 430 135,93 руб.
Исходя из доводов ответчика, изложенных в отзывах и озвученных в ходе судебного заседания, пени начислены на недоимку по страховым взносам за 2010, 2011 и 2012 годы, период начисления пени - с 01.01.2010 по 24.04.2015. Решение о взыскании страховых взносов не принималось.
Как уже указывалось судом, в силу ст. 22 п. 4 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Согласно сложившейся судебной практике, в частности, Постановлению Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 N 8241/07, при наличии числящейся за налогоплательщиком суммы недоимки по налогу налоговый орган начисляет пени на эту сумму последовательно, период за периодом, и направляет требования об их уплате. Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.
Между тем, выставленное Фондом оспариваемое требование об уплате пеней не содержит подробных данных об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, периоде начисления пени, ставке пеней и периоде начисления страховых взносов. Так, в оспариваемом требовании не указаны периоды (год, месяц) и основания возникновения недоимки, основания начисления, периоды и ставки начисленной пени. Отсутствие в требовании указанных сведений не позволяет проверить правильность и законность расчета выставленных пеней, что лишает предприятие возможности убедиться в обоснованности заявленного Фондом размера пеней, либо возможности представить свои возражения.
В связи с изложенным оспариваемое уточненное требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам N 013S01150068263/1 от 12.10.2015 на сумму 1 636 995,59 руб. со сроком уплаты до 30.10.2015 не отвечает по своему содержанию требованиям пункта 4 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 24.11.2015 N 309-КГ15-14662, Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2014 N ВАС-2366/14 по делу N А14-2593/2013, Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.01.2014 N ВАС-19885/13 по делу N А72-1808/2013, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.02.2012 N Ф06-585/12 по делу N А55-9362/2011, постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 N 09АП-48452/15 по делу N А40-288346/15, от 23.01.2014 N 09АП-45510/13 по делу N А40-85312/13.
Кроме того, как указано ответчиком, пени, указанные в оспариваемом требовании, начислены на недоимку по страховым взносам за 2010, 2011 и 2012 годы, период начисления пени - с 01.01.2010 по 24.04.2015, в подтверждение чего ответчиком представлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам, расчеты пени, решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках, справки о выявлении недоимки, постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации за период с 2010 г. по 2013 г. (т. 1, л.д. 97-150; т. 3, л.д. 1-41).
В то же время, представленные ответчиком за аналогичный период акты сверок по начисленным и уплаченным страховым взносам, пеням предприятием не подписаны, равно как и расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Также в силу ст. 22 ч. 2 Федерального закона N 212-ФЗ при выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Формы документов о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.11.2013 N 698н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (действовавшим в период вынесения оспариваемого требования), Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 01.07.2013 N 286н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой взносов на дополнительное социальное обеспечение".
Вместе с тем, документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов не составлялся, что следует из пояснений ответчика, указанный документ в материалы дела не представлен.
Кроме того, исходя из положений ст. 22 ч. 2 и ч. 3 Федерального закона N 212-ФЗ, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов либо в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки, либо в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Недоимка по страховым взносам, как следует из пояснений заявителя и материалов дела, образовалась у предприятия в 2010, 2011 и 2012 годах, период начисления пени - с 01.01.2010 по 24.04.2015.
Соответственно, с учетом периода образования недоимки по страховым взносам трехмесячный срок направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, установленный ст. 22 ч. 2 Федерального закона N 212-ФЗ, на момент вынесения оспариваемого требования, а именно на 12.10.2015, истек.
Федеральный закон N 212-ФЗ предоставляет Фонду полномочия по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств на счетах в банках (ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ) и за счет иного имущества налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя (ст. 20 Федерального закона N 212-ФЗ), которые представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры.
Учитывая, что Фонд при истечении срока направления требования и непринятии решения о взыскании денежных средств в двухмесячный срок мог взыскать их, только обратившись в суд, изложенное, по мнению суда, является нарушением требований ст. 22 ч. 2 Федерального закона N 212-ФЗ.
Такой подход соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 21.06.2011 N 16705/10, от 28.05.2013 N 333/13.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, до даты фактической уплаты задолженности.
Поэтому фонд вправе предъявлять к взысканию пени как совместно с недоимкой, так и по отдельным периодам просрочки уплаты до прекращения (погашения) основного обязательства по уплате страховых взносов. При этом фондом должны соблюдаться сроки, установленные Федеральным законом N 212-ФЗ для взыскания пеней, в отношении каждого дня просрочки.
Следует иметь в виду, что возможность взыскания пеней, начисленных на задолженность, срок взыскания которой истек, может возникнуть у фонда лишь в случае своевременного принятия им мер к взысканию в судебном порядке этой задолженности и к предъявлению к исполнению судебного акта.
Такая правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2008 N 16933/07, от 12.10.2010 N 8472/10 и от 18.05.2011 N 18602/10.
Кроме того, судом установлено, что решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 25.05.2012 по делу N А65-34585/2011 муниципальное унитарное предприятие "Альметьевское троллейбусное управление" (ОГРН 1021601626144) признано несостоятельным (банкротом), и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев (т. 1, л.д. 25-32).
Определением Арбитражного суда РТ от 08.05.2015 по делу N А65-34585/2011 (дата оглашения резолютивной части - 29.04.2015) производство по делу о несостоятельности (банкротстве) МУП "Альметьевское троллейбусное управление" (ОГРН 1021601626144, ИНН 1644009639) прекращено (т. 1, л.д. 33-37).
Соответственно, в силу ст. 5 Федерального закона N 127-ФЗ обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, квалифицируются в качестве текущих платежей, требования кредиторов по которым не подлежат включению в реестр требований кредиторов.
Как следует из п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве в редакции Закона N 296-ФЗ* (далее - новая редакция Закона) текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.
Согласно ст. 126 Федерального закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей.
Исходя из п. 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при применении предусмотренной абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства. Требования по пеням, начисленным в период конкурсного производства в отношении обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, удовлетворяются в том же порядке, что и основное требование об уплате недоимки, то есть в очередности, установленной пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве.
Применительно к рассматриваемой ситуации указанный порядок погашения требований по пеням, начисленным на недоимку по страховым взносам, распространяется на период, начиная с даты введения процедуры конкурсного производства в отношении заявителя (22.05.2012) и по дату завершения процедуры банкротства (29.04.2015).
Письмами от 20.02.2012, 20.05.2012, 12.07.2012 ответчик направил в налоговый орган уведомления о задолженности предприятия по страховым взносам и пеням для включения в реестр требований кредиторов должника (т. 3, л.д. 66-71).
Определениями Арбитражного суда РТ по делу N А65-34585/2011 от 30.03.2012, от 30.03.2012, от 25.04.2012, от 17.07.2012, 07.08.2012 Федеральная налоговая служба включена в состав третьей очереди реестра требований кредиторов предприятия с требованиями о погашении задолженности по обязательным платежам, в т.ч. по страховым взносам, пеням, штрафам (т. 3, л.д. 123-142).
Производство по делу о несостоятельности (банкротстве) МУП "Альметьевское троллейбусное управление" прекращено определением Арбитражного суда РТ от 08.05.2015 по делу N А65-34585/2011 (дата оглашения резолютивной части - 29.04.2015), при этом основанием для прекращения производства послужило погашение задолженности перед кредиторами, включенными в реестр требований кредиторов, в полном объеме.
Данные обстоятельства, установленные вышеуказанными судебными актами, не подлежат повторному доказыванию в силу положений ст. 69 АПК РФ.
С учетом вышеизложенных обстоятельств арбитражный суд первой инстанции пришел выводу, что задолженность по страховым взносам и пени, включенная в состав третьей очереди реестра требований кредиторов предприятия, погашена в полном объеме.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст.ст. 5, 126 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражный суд не может согласиться с доводами ответчика о правомерности начисления пени на недоимку по страховым взносам, образовавшейся в период с 2010 г. по 2012 г. и с периодом начисления пени с 01.01.2010 по 24.04.2015.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 13 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", требование об уплате недоимки и пеней может быть признано недействительным, если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по их уплате или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика.
В рассматриваемом случае отсутствие в оспариваемом требовании расчета пени является безусловным основанием для признания данного требования незаконным, т.к. в требовании отсутствуют подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносами пеней, периоде начисления пени, ставке пеней и периоде начисления страховых взносов, не указаны периоды (год, месяц) и основания возникновения недоимки. Кроме того, оспариваемое требования выставлено в отсутствие документа о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов, в нарушение трехмесячного срока для его направления со дня выявления недоимки, при наличии факта погашения задолженности по страховым взносам и пени, ранее включенной в состав третьей очереди реестра требований кредиторов предприятия в деле о банкротстве.
На основании совокупности вышеизложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных требований и наличии оснований для их удовлетворения в полном объеме.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Управления, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в суде первой инстанции.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу чего государственная пошлина в рассматриваемом случае не оплачивается и не взимается.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 марта 2016 года по делу N А65-26597/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-26597/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 октября 2016 г. N Ф06-13933/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Муниципальное унитарное управление "Альметьевское троллейбусное управление"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда России в Альметьевском районе и городе Альметьевск Республики Татарстан, г. Альметьевск
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-13933/16
30.06.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5637/16
09.03.2016 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-26597/15
14.01.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17882/15